Итоговое занятие по грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Открытые занятия подготовительной группой "Путешествие в страну Грамоту"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_po_gramote.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: 1) обобщение знаний детей о буквах и звуках родного языка. Дифференциация их между собой.
2) Повторение знаний о слоге, о звуко – слоговом составе слова, ударении.
3) Закрепление знаний о союзах и предлогах.
4) Образование сложных слов, родственных слов, синонимов, антонимов
5) Закрепление сведений о предложении. Печатание в тетрадях предложения
6) Связная речь: составление рассказа по картине
7) Чтение текста по книге
Материал: таблицы, ребусы, кроссворды, картина «Хорошо летом», тетради, карандаши, книга «Читаем сами».
Ход занятия.
- Организационный момент. Дети стоят лицом к родителям, здороваются.
Логопед: « Ребята, сегодня наши гости и родители пришли посмотреть наше последнее занятие в детском саду и увидеть, как вы подготовились к школе.
(Звонок. Дети подходят к своим местам и стоя приветствуют учителя – логопеда.)
Логопед: «Вот так мы в школе будем встречать своего учителя, когда прозвенит звонок. Садитесь пожалуйста. Мы с вами проведем несколько уроков, почти как в школе.
- Первый урок – «Путешествие в страну Грамоту».
Отгадайте загадку:
С виду черные кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд
Сразу все заговорят.
- Что это? (буквы).
- Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы).
- А какое русское слово состоит из трех слогов, а обозначает 33 буквы? (алфавит, азбука).
- А теперь подойдите к таблице. Представьте себе, что мы попали в город, где в домиках живут буквы. Посмотрите внимательно на эти домики и подумайте, почему у них крыши разного цвета? (Дети: «Гласные буквы живут в домиках с красной крышей, а согласные – с синей и зеленой»),
- Прочтите, какие буквы живут под красными крышами. (Дети: «А-О-У-И-Ы-Э-Ю-Я-Е-Е»).
- Сколько их? (10).
- А все остальные буквы какие? (дети: «согласные»)
- Какие буквы живут в двухэтажных домиках? (дети: «Парные согласные»).
- Прочтите их. (Дети: «б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с»).
- Почему они парные (д: «Они похожи, но одна буква звонкая, а другая – глухая»).
- А почему у этих домиков крыши синего и зеленого цвета? (д: «Они бывают твердыми и мягкими, например: Б- Б).
- А у каких букв вся крыша домика синего цвета? (Д: «У букв Ж, Ш, Ц – они всегда твердые»).
- А только зеленого цвета? («Ч, Щ – они всегда мягкие).
- А почему буквы Ъ и Ь не имеют крыши? («Они не обозначают звуков»).
- А для чего же они нужны? («Ъ – разделяет звуки, а Ь – разделяет и смягчает»).
Логопед: «Посмотрите, эти буквы сломались. Сможете ли вы их узнать?» (См. таблицу «Буквы сломались» - дети по частям узнают буквы).
III. Звуки. Звуковой анализ.
Логопед: «Чем отличаются буквы и звуки?» (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
- Я назову слова, а вы составьте новое слово:
- из начальных звуков этих слов: камень, озеро, торт (кот)
- из последних звуков: кенгуру, ананас, часы (усы)
- а теперь из вторых звуков: усы, лодка, смородина (сом)
Логопед: «А вы любите разгадывать кроссворды? Отгадайте загадки, ответы запишем в клеточках, а в заштрихованных клеточках, по вертикали, получится какое _ то слово
(Дети по одному проговаривают ответы по буквам, логопед записывает).
Загадки:
- Пока дети – каждый в берете,
Повзрослели – шляпы надели.
(Грибы)
- Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит
(Река)
- Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом.
(Колос)
- Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(Зерно)
- Летом зеленеет
Осенью желтеет.
(Трава)
- И какое же слово получилось в заштрихованных клеточках? (Дети читают: «Гроза»).
Физкультминутка: игра с мячом «Цепочка слов». (Звонок. Дети садятся за столы)
IV. Слог. Выставляются буквы МО.
Логопед: «Что это?» (слог).
- Что такое слог? (Это часть слова).
- Без чего не бывает слога (Без гласного звука)
- Сколько же в слове слогов? (Столько, сколько в нем гласных звуков)
- Отыщите на таблице предметы, в названии которых 1, 2, 3 слога. (дети называют слова).
V. Ударение.
Логопед: «Вы знаете, что в каждом слове один слог произносится с особой силой. Это называется… (Дети: «ударение»).
- Помогите доктору Айболиту вызвать на прием больного. Кого? Вам поможет схема: (лисицу, зайчиху, волчицу и т.д.)
- Доктор написал диагноз. Что болит у зверей?
- (нога, живот), а еще
- (лапа, уши, зубы шея).
- Айболит выписал рецепт. Какой? (Лекарство, микстуру, конфеты, таблетки, касторку, бананы, горчичник).
- Молодцы, вы правильно все угадали и помогли доктору Айболиту.
VI. Союзы, предлоги.
Логопед: «Вспомните, какие слова самые короткие? (союзы, и предлоги)
- Составьте по этому рисунку предложения с союзом А: (Дети составляют: Морковь – это овощ, а яблоко – фрукт.
Морковь оранжевая, а яблоко зеленое.
Морковь сладкая, а яблоко кислое. и т.д.
Логопед обращает внимание, что перед союзом А всегда ставится запятая.
- А теперь разгадайте ребусы. Здесь не видно предлогов, но именно они помогут вам разгадать слова. Отгадайте слово, назовите предлог.
Волк лук
Изба заяц
Наука поле
VII. Сложные слова.
Логопед: «Поиграем в игру «Скажи одним словом»:
Лес рубит – лесоруб
Сено косят – сенокос
Листья падают - листопад
Сталь варит – сталевар
Кофе варит – кофеварка
- Как называются эти слова, которые сложены из двух слов (сложные слова)
- А теперь скажите, какие два слова спрятались в одном сложном?
Пылесос – пыль сосет
Самолет – сам летает
Пчеловод – пчел разводит
- А теперь попробуйте два слова заменить одним, но не сложным:
Храбрый человек – храбрец
Богатый человек – богач
Сильный человек – силач
Веселый человек – весельчак
Смелый человек – смельчак
VIII. Родственные слова.
Логопед: «Поиграем в игру «Кто у кого?» (Назвать детенышей животных по картинкам):
У волка – волчата
У лисы – лисята
У зайца – зайчата
- Похожи эти слова? Как они называются? (родственные).
- Посмотрите на этих животных, назовите их:
У овцы – ягненок, а папа баран
У коровы – теленок, а папа бык
У курицы – цыпленок, а папа петух
- А эти слова похожи? (нет). Видите, какой богатый и интересный русский язык!
Логопед: «А сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот»
Физкультминутка: Игра с мячом: (Дети выходят из – за столов и становятся в круг).
Добрый – злой
Грустный – веселый
Теплый – холодный
Темный – светлый
Легкий – тяжелый
Прямой – кривой
Острый – тупой
Чистый – грязный
Широкий – узкий
Поздний – ранний
(Звонок. Дети садятся за столы).
IХ. Урок письма.
Игра «Наведи порядок». Логопед: «Я назову слова, а вы поставьте их в таком порядке, чтобы они подружились и нам о чем – то рассказали».
Дети, розы, маки, и, сажать, сад, в (Дети составляют предложение: Дети сажают в саду розы и маки.)
- Что у нас получилось? (Предложение)
- О чем мы узнали из этого предложения? (ответы детей).
Анализ: - Кто? Дети
- Что делают? Сажают
- Что? Розы и маки
- Где? В саду
- Сосчитаем, сколько слов в этом предложении. (Дети самостоятельно подсчитывают – 7 слов).
- Какие маленькие слова здесь? (И, В)
- Что это за слова, как их надо писать? (союзы, предлоги пишутся отдельно).
- Вспомним правила написания предложения (Дети перечисляют три правила:)
Начало предложения пишется с большой буквы.
Все слова в предложении пишутся отдельно.
В конце предложения ставится точка.
Х. Письмо.
Логопед: «Положение тетради под наклоном, правильно возьмите карандаши. Спина прямая. Начинаем писать одновременно. Проговариваем слова по буквам про себя.
Проверка под диктовку логопеда.
- Кто доволен своей работой? Кто недоволен? Почему? (Оценка работы детьми)
Физминутка. (Дети стоят за своими стульчиками):
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем
И рассказывать начнем.
(Звонок. Дети садятся за столы).
ХI. Развитие связной речи.
Логопед: «Посмотрите на картину и постарайтесь рассказать о том, что на ней нарисовано, ответив на такие вопросы:
- Какое время года изображено на картине?
- Какая была погода?
- Куда пришли дети?
- Чем они занимались на поляне?
- Что было потом?
- Расскажите по цепочке. (Дети рассказывают).
- Что у нас получилось? (Рассказ)
- Как можно назвать этот рассказ? («Хорошо летом», «Долгожданное лето»).
Логопед: «И вот наступил последний урок – чтение. Откроем книгу «Читаем сами» на стр.56 «В детский сад пришли два новичка». (Дети читают по цепочке по одному предложению).
Предлагается прочитать стихотворение Берестова «Читалочка».
Логопед: «Чтобы вы не разучились читать за лето, а наоборот, стали читать лучше, выразительнее, читайте побольше летом. И тогда вам в школе будет учится легко и интересно. Я желаю вам больших успехов в вашей учебе в школе».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 66.
Конспект
итогового занятия в подготовительной к школе группе ОНР III - IV уровня
Учитель- логопед: Кобылина Т.С.
Уфа - 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по грамоте в подготовительной к школе группы "Ожерелье для Золушки"
Государственное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 Пушкинского района С- Пб. Конспект итогового занятия по обучению грамоте в...
Конспект итогового занятия по грамоте. Подготовительная группа
В конспекте занятия представлены задания по разным разделам грамоты....
Итоговое занятие по грамоте "Дорога в школу".
В занятии собраны задания, которые помогут детям в игровой форме вспомнить и обощить все знания по грамоте....
Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе
В ходе итогового занятия реализуются общеобразовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи....
итоговое занятие по грамоте в подготовительной группе
Проверка готовности к школе....
Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа
Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа....
Итоговое занятие по грамоте
Старшая группа...
Комментарии
Использование мяча на физкультурных занятиях