Программа физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников "Здоровье"
рабочая программа по физкультуре по теме
Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны (по данным материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»)
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. С раннего детства происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям физической культуры. Использование физической культуры в детском саду с учетом специфических возрастных особенностей детей и индивидуальности каждого ребенка позволяет создать благоприятные условия для постепенного и последовательного физического развития. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.doc | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений
муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад» № 103 («Русалочка»)
Утверждена директором
МДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад» № 103 («Русалочка»)
Приказ № _____ от «____» ___________ 2006г.
ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,
КОРРЕКЦИИ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
«ЗДОРОВЬЕ»
Составитель:
Ховрина Ирина Владимировна,
старший воспитатель
Срок реализации программы: 5 лет
г.Воркута
2006 г.
Оглавление:
№ | Наименование | Страница |
1. | Пояснительная записка | 3 |
Цель и задачи программы «Здоровье» | 4 | |
Структура программы | 5 | |
Этапы реализации | 6 | |
Оценка эффективности, прогнозируемые результаты | 7 | |
2. | Научно-теоретические основы программы | 8 |
3. | Методическое обеспечение программы | 10 |
Содержание основных направлений программы и механизмы реализации | 10 | |
Основные блоки программы 1 блок - диагностический | 13 | |
2 блок – тематический | 16 | |
3 блок – управленческий | 35 | |
4 блок – работа с родителями | 35 | |
4. | Критерии результативности программы | 40 |
5. | Результативность программы (итоговые таблицы, диаграммы) | 41 |
6. | Список литературы | 42 |
7. | Приложения в соответствии с блоками программы |
Пояснительная записка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» № 103 («Русалочка») посещают 190 воспитанников в соответствии с проектной мощностью.
Из них 1 группу здоровья имеют 64 ребёнка,
- 2 группу здоровья – 103 ребёнка;
- 3 группу здоровья – 22 ребёнка;
- 4 группу здоровья – 1 ребёнок.
По данным анализа состояния здоровья детей на 2005 –2006 уч. г.:
- дисгармоничное физическое развитие – 25 %;
- отклонение в состоянии осанки (у детей от 4 до 7 лет)– 47 %;
- отклонение в развитии стопы (у детей от 4 до 7 лет) – 27 %;
- ЧБД – 5 %;
- отклонение в речевом развитии – 48 %;
- хронические заболевания – 28 %.
Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны (по данным материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»)
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. С раннего детства происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям физической культуры. Использование физической культуры в детском саду с учетом специфических возрастных особенностей детей и индивидуальности каждого ребенка позволяет создать благоприятные условия для постепенного и последовательного физического развития. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Программа «Здоровье» составлена с учётом особой актуальности проблемы сохранения здоровья воспитанников, проживающих в условиях Крайнего Севера. Программа раскрывает систему работы по физическому и психическому развитию, коррекции и оздоровлению дошкольников. Решение задач укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры, задач валеологического просвещения дошкольников направлено на успешную реализацию программы в целом. Особое внимание уделяется профилактике, коррекции и реабилитации здоровья и физического развития воспитанников.
Система работы по данной программе раскрывает следующие направления:
- Комплексная диагностика
- Физическое воспитание и обучение детей плаванию
- Формирование основ здорового образа жизни
- Коррекционная работа: ЛФК, коррекция психического развития, логопедическая помощь
- Профилактическая оздоровительная работа
Ежегодно в образовательную программу вносятся коррективы, в связи с внедрением современных здоровьесберегающих технологий (гибкий режим, улучшение рациона питания, совершенствование эмоционального фона занятий и т.д.). Таким образом, создание активной среды, в которой обучение детей происходит не за счет ресурсов его здоровья, а в результате специально организованной системы оздоровления воспитанников, становления актуальной задачей современного ДОУ.
В начале 2005 - 2006 учебного года нами был проведены анализ заболеваемости и распределение по группам здоровья. По данным анализа состояние здоровья детей за период с 2002 г. по 2005 г. ухудшилось на 17 % , увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания до 28 %, количество детей имеющих различные отклонения в состоянии здоровья увеличилось до 50 %, наблюдалось увеличение количества детей, имеющих недостатки в психосоматическом развитии. Таким образом, перед коллективом ДОУ возникла необходимость создания специальной программы физического и психического развития, коррекции и оздоровления дошкольников на основе имеющегося опыта организации физкультурно-оздоровительной работы.
Цель программы
- Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
- Создание условий для становления творческой, интеллектуальной, духовно и физически развитой личности, способной к осознанному саморазвитию.
Задачи программы
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Достижение оптимального уровня двигательной активности детей.
- Формирование общей культуры личности воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, решение вопросов адаптации к условиям современной жизни и последующему обучению в школе.
- Осуществление комплекса мер по формированию у ребенка представлений о здоровом образе жизни в семье и социуме.
- Обеспечение преемственности между педагогами и медицинскими работниками ДОУ при организации работы по совершенствованию функций детского организма, повышению его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям, сопротивляемости к неблагоприятным условиям внешней среды.
- Внедрение новых здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ.
- Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, осуществление индивидуализации процесса обучения и развития ребенка.
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления среди родителей воспитанников.
Данная программа является модифицированной. Организация содержания педагогической деятельности представлена комплексной системой, через которую проходит воспитание гигиенической культуры, накопление двигательного опыта, формирование основ здорового образа жизни, социальное становление личности ребенка.
Структура программы включает в себя четыре взаимосвязанных блока, раскрывающих идею комплексного подхода к решению поставленных задач.
I блок – диагностический
Включает мониторинг состояния функциональных систем организма, его физиологического и психологического статуса.
Комплексная диагностика состояния здоровья детей
1.1. Исследование состояния здоровья детей специалистами детской поликлиники, выявление функциональных нарушений и раннее нарушение опорно-двигательного аппарата:
- осмотр детей специалистами детской поликлиники;
- регулярный осмотр детей врачом Центра, определение группы здоровья;
- осмотр детей инструктором ЛФК для ранней диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие) и других функциональных нарушений;
- диагностика речевого развития логопедом;
- психологическая диагностика воспитанников.
1.2. Отслеживание успешности обучения воспитанников в период освоения ими содержания комплексной программы «Детство» с целью диагностического наблюдения за их развитием, а также диагностирование общего уровня физической подготовленности.
1.3. Определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным, половым особенностям воспитанников, состоянию их здоровья и своевременное выявления факторов риска для их здоровья и развития:
- изучение научной и методической литературы, написание перспективных планов с использованием здоровьесберегающих технологий;
- разработка индивидуальных программ (комплексов) реабилитации и коррекции физического, психического развития и здоровья ребенка.
- создание здоровьесберегающей среды и условий, обеспечивающих высокую познавательную и двигательную активность во время пребывания в ДОУ.
II блок – тематический
Данный блок раскрывает содержание программы по следующим направлениям:
- Физкультурно-оздоровительная работа (основные направления развития и совершенствования воспитательно-образовательного процесса).
- Формирование основ здорового образа жизни (воспитание у детей навыков личной физической культуры; формирование потребности в физическом совершенствовании; воспитание привычки к здоровому образу жизни).
- Коррекционно-профилактическая работа (восстановление возникших сдвигов функциональных резервов организма, профилактика заболеваемости и оптимизация условий пребывания детей в ДОУ).
III блок – управленческий
Включает систему контроля по реализации приоритетных направлений программы, координации методической и практической деятельности специалистов ДОУ с другими социальными и административными структурами.
IV блок – работа с родителями
Предусматривает повышение педагогической культуры родителей, обеспечение тесного взаимодействия со специалистами ДОУ в вопросах оздоровления воспитанников.
Программа направлена на развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет и реализуется поэтапно:
I этап - «Аналитический» (2006 – 2007 учебный год).
Включает:
- комплексную диагностику состояния здоровья и развития воспитанников;
- подбор и разработку индивидуальных программ по укреплению здоровья и физическому развитию детей, исходя из особенностей их психофизического развития, с учётом региональных возможностей;
- разработку воспитательно-образовательного процесса на валеологической основе;
- разработку физкультурно-оздоровительной системы на основе современных здоровьесберегающих технологий;
- определение приоритетных направлений по оздоровлению детей в ДОУ и семье.
II этап - «Практический» (2007-2010 учебные годы).
Включает:
- коррекцию и реабилитацию состояния здоровья воспитанников;
- формирование банка данных об особенностях физического развития и здоровья дошкольников;
- апробацию индивидуальных программ оздоровления ребенка в домашних условиях;
- создание благоприятных медико-социальных условий в ДОУ.
III этап - «Итоговый» (2010-2011 учебный год).
Включает:
- эффективный контроль за динамикой физического развития и состояния здоровья воспитанников;
- рациональную систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье;
- проведение сравнительного анализа состояния здоровья и физического развития воспитанников за период реализации программы.
Оценка эффективности
Для эффективного решения вопросов комплексного подхода в осуществлении поставленных в программе задач разработаны и определены:
- Аспекты качества конечного результата.
- Мониторинговая система непрерывного отслеживания результатов организации оздоровительной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемые результаты:
- физически подготовленный ребенок к школе готов успешно войти в новый режим и условия учебной деятельности;
- благоприятные медико-социальные условия пребывания ребёнка в ДОУ;
- наличие банка данных особенностей физического развития и состояния здоровья воспитанников;
- система физкультурно-оздоровительной работы на основе современных здоровьесберегающих технологий;
- воспитательно-образовательный процесс, построенный с учётом валеологических принципов;
- сформированность элементарных представления ребенка о себе, своем здоровье и физической культуре;
- организация консультативной работы по вопросам оздоровления детей в семье для родителей ДОУ;
- соблюдение принципа преемственности «Семья - детская поликлиника – ДОУ – школа» в работе по оздоровлению дошкольников.
- повышение профессионального уровня педагогов ДОУ.
Научно-теоретические основы программы
В программе «Здоровье» раскрывается современный взгляд на проблему физкультурного образования, психологической помощи и коррекционной работы в дошкольных учреждениях. Теоретико-методологическую основу составили идеи здоровьеформирующей и здоровьесберегающей педагогики Л.С.Выготского, П.Ф. Лесгафта, В.В.Давыдова и деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.
При составлении программы творческая группа педагогов ДОУ руководствовалась теоретическими данными по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, базирующимися на позициях развивающей педагогики оздоровления, зачинателем которой являлся российский ученый Ю.Ф. Змановский.
Основные позиции педагогики оздоровления:
- В центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития
2. Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
4. Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
5. Ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход
Нормативное обеспечение программы предусматривает строгое соблюдение базовых основ воспитательно-образовательного и физкультурно-оздоровительного процессов и базируется на реализации Закона Российской Федерации «Об образовании», Санитарных норм и правил, утвержденных совместным постановлением Министерства образования Российской Федерации и Госсанэпиднадзором. Программа составлена с учетом требований программных документов, разработанных и действующих в Российской Федерации и Республике Коми, Устава образовательного учреждения.
В основу программы заложены следующие принципы:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению воспитанников.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и коррекционных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Методическое обеспечение программы
Содержание основных направлений программы «Здоровье»
и механизмы реализации
Направления работы | Система мер | Ожидаемое состояние | Ответственные |
1.Оздоровление детей методами физической культуры и организация лечебно-профилактической работы - Ю.Ф.Змановский, В.Г.Алямовская; - программа «Детство» (обучение плаванию в детском саду); - В.М.Смолевский («Нетрадиционные виды гимнастики» -гидроаэробика) | 1.Диагностика: выявление исходного уровня, своевременная коррекция и отслеживание результатов. 2.Закаливание: снижение заболеваемости, укрепление защитных сил организма в процессе профилактической работы. 3.Рационально организованная предметная среда и двигательная активность, обеспечение физического развития, психологического благополучия, развитие основных психических процессов. 4.Организация питания: обеспечение сбалансированного питания как основы жизнедеятельности растущего организма. 5.Лечебно-профилактическая работа: предупреждение и комплексный подход к снижению заболевае-мости под руковод-ством врача-педиатра. | Снижение общей заболеваемости и улучшение показателей здоровья. Достижение индивидуально максимального уровня физической подготовки | - Директор - старший воспитатель - старшая медсестра - инструкторы по физической культуре - медсестра ЛФК - медсестра бассейна - медсестра физиотерапев-тического каби-нета |
2.Формирование основ здорового образа жизни (Программа «Детство», В.Г.Алямовская) | 1.Организация работы с детьми по циклам: -«Букварь здоровья» -«Про тебя самого» -«Медицинский час» -«Защити себя сам» 2.Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование мотивационных установок у детей на осознанное отношение к своему здоровью, социализация детей. 3. Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведения семинаров, оказание консульта-тивной помощи и т.д.) | 1.Осознание и становление ценностей здорового образа жизни. 2.Активное участие родителей в совместной работе с ДОУ по оздоровлению детей | -старший воспитатель -старшая медсестра -воспитатели -специалисты ДОУ |
3.Здоровьесберегаю-щие принципы конструирования учебно-воспитательного процесса. (элементы технологии В.Ф.Базарного, использование нетрадиционных методов оздоровления) | 1.Совершенствование материально-техни-ческой базы: создание развивающей предметно-простран-ственной среды. 2.Обеспечение эмоционального благополучия каждому ребенку. 3.Программно-методическое обеспечение. 4. Внедрения здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательный процесс 5.Соблюдение СанПин. | 1.Улучшение физического и психического здоровья детей, развитие учебно-познавательных способностей в процессе обучения. | -Директор -старшая медсестра -старший воспитатель -воспитатели -специалисты ДОУ |
4.Коррекционная работа с детьми - М.Е.Клюев «Коррекция нарушений осанки» - М.Ф. Филичёва «Воспитание у детей правильного произношения» - С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности» | 1.Программно-методическое и материально-техническое оснащение образовательного процесса 2.Повышение квалификационного уровня специалистов. 3. Релаксационные комплексы. 4.Элементы йоги 5.Психогимнастика 6. Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей | 1.Обеспечение оптимальной физиологичности занятий на всех уровнях с целью профилактики отклонений в развитии осанки и стопы. 2.Оказание квалифицированной коррекционной помощи детям | -Врач ДОУ -Директор -старшая медсестра -старший воспитатель -медсестра ЛФК -учитель-логопед -педагог-психолог |
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ И ИХ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
I блок – Диагностический
Мониторинг качества оздоровительной и коррекционной работы ДОУ
Цель: обеспечить систему непрерывного отслеживания результатов организации работы по программе «Здоровье» с детьми дошкольного возраста; обеспечение преемственных связей в работе специалистов ДОУ.
Конечный результат | Факторы, влияющие на конечный результат | Периодичность | Содержание информации | Ответственные |
1.Здоровье и физическое развитие детей | 1.Состояние физического развития воспитанников | 2 раза в год | Диагностика физического развития, скрининг-программа | Старшая медсестра |
2.Уровень физической подготовленности | 3 раза в год | 1.Диагностика развития физических умений и навыков. 2.Заполнение индивидуальных карт. 3.Посещение занятий по программе наблюдения специалиста. | Инструкторы по физической культуре, медсестра бассейна, старшая медсестра, старший воспитатель | |
3.Состояние лечебно-профилак-тической работы: - работа физио-кабинета (общеук-репляющее воздействие на организм ребенка; профилактика ОРЗ и гриппа, повыше-ние сопротивляе-мости организма; противорецидивное лечение группы ЧБД; реабилитация детей, перенесших острые заболевания и обострения хрони-ческих) | Ежеквартально | 1.Анализ заболеваемости детей. 2.Анализ индивидуальной работы с детьми ДОУ | Медсестра физио-терапевтического кабинета | |
4.Состояние работы на группах | Ежемесячно | 1.Анализ заболеваемости по группам. Заполнение журнала «Здоровье» 2.Наблюдение за организацией оздоровительных мероприятий по группам | Директор, старшая медсестра, старший воспитатель | |
5.Планирование работы с детьми | Ежемесячно 3 раза в год | 1.Анализ перспективного и календарного планирования. 2.Анализ диагностического материала | Старший воспитатель, старшая медсестра. | |
2.Коррекцион-ная работа с детьми | 1.Осуществление психокоррекционной помощи | 3 раза в год | 1.Диагностика психических процессов 2.Анализ занятий | Педагог-психолог, старший воспитатель |
2.Состояние логопедической помощи детям. | 2 раза в год 2 раза в год 1 раз в год | 1.Логопедическое обследование специалистом ДОУ, врачом-дефектологом поликлиники, специалистами МПК | Учитель-логопед, старший воспитатель | |
3.Анализ работы по лечебной физкуль-туре с детьми | 2 раза в год Ежемесячно | 1.Диагностика имеющихся отклонений в развитии осанки и стопы. 2.Анализ индивидуаль-ных карт. 3.Анализ занятий | Врач, старшая медсестра, медсестра ЛФК, старший воспитатель | |
3.Внедрение здоровье сберегающих технологий | 1.Использование элементов технологии В.Ф.Базарного 2. Использование нетрадиционных методов оздоровления | В течение года | 1.Анализ использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. | Старший воспитатель, старшая медсестра, воспитатели и специалисты ДОУ |
4.Формирование навыков ЗОЖ | 1.Использование методов и приемов в формировании навыков ЗОЖ 2.Использование нетрадиционных методов оздоровления | В течение года 2 раза в год В течение года | 1.Анализ занятий 2.Данные диагностики 1.Анализ занятий 2.Собеседование с детьми | Старший воспитатель, специалисты ДОУ Старший воспитатель, воспитатели, музыкальные руководители, специалисты ДОУ |
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Качество достижения конечного результата
Профессиональная подготовка педагогов
Физическое, психологическое и нравственное здоровье дошкольников
Общекультурная грамотность
Высокий уровень физического развития
Положитель-ные резуль-таты психо-логического, логопедичес-кого обсле-дования
Положительные результаты медико-валеоло-гического обследования
Положительные результаты итогового контроля
Развитая рефлексия, положительные результаты самооценки педагогов
Удовлетворение родительского спроса в организации физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми.
II блок – Тематический
II блок – Тематический
II .1. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Задачи:
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
- Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение распределенного уровня физической подготовки.
- Создание условий для реализации потребностей в двигательной активности в течение дня.
- Выявить интересы, склонности, способности детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительных мероприятий.
- Обучение детей плавательным умениям и навыкам
Оздоровление детей методами физической культуры
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ,
ПЛАВАНИЕ,
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Утренняя и ритмическая гимнастика, корригирующая гимнастика
Индивиду-альная работа вне занятий
Закаливаю-щие мероприятия
Физминутки и динамичес-кие часы
Подвижные, хороводные игры
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ
ПРАЗДНИКИ
ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИЗМА
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание работы | Контингент детей |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни |
| Все группы |
2 | Физические упражнения |
| Все группы Старшие, подгото-вительные группы Все группы Все группы Все группы Старший дошкольный возраст |
3 | Гигиенические и водные процедуры |
| Все группы |
4 | Свето-воздушные ванны |
| Все группы |
5 | Активный отдых |
| Все группы |
6 | Организация питания |
| Все группы |
7 | Свето- и цветотерапия |
| Все группы |
8 | Музыкальная терапия |
| Все группы |
9. | Аутотренинг и психогимнастика |
| Все группы Со второй младшей ггруппы |
10 | Система закаливающих мероприятий |
| Все группы Вторая младшая, средняя Старший дошкольный возраст Со второй младшей группы Все группы |
11 | Стимулирующая терапия |
| Все группы |
12 | Формирование навыков здорового образа жизни | Организация консультаций, бесед, циклы занятий: - «Букварь здоровья» - «Медицинский час» - «Защити себя сам» - «Про тебя самого» | Все группы |
Средства укрепления физического здоровья детей
1. | Полноценное питание детей. |
Принципы организации питания: -калорийность питания, ежедневное соблюдения норм потребления продуктов. -гигиена приема пищи -индивидуальный подход к детям во время питания -правильность расстановки мебели. | |
2. | Закаливающие процедуры |
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка. Основные факторы закаливания: -закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня -закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности. -закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка -постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур | |
3. | Физическое развитие |
1.Физическое воспитание оказывает существенное влияние на ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями и повышению оптимальной двигательной активности. 2.Укрепление здоровья средствами физического воспитания способствует: -повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганиз- мов и неблагоприятных факторов окружающей среды; -совершенствованию реакций терморегуляции и закаливание организма; -повышению физической работоспособности; -нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также коррекции врожденных или приобретенных дефектов физического развития -повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья | |
4. | Гигиена режима |
1.Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию. 2.Рациональное построение режима дня 3.Охрана жизнедеятельности детей 4.Санитарно-просветительая работа (с сотрудниками и родителями) 5.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня 6.Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям: - привитие стойких культурно-гигиенических навыков, - обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи, - формирование элементарных представлений об окружающей среде, -формирование привычки к выполнению ежедневных физических упражнений. |
Количественное распределение физкультурно-оздоровительной работы
с детьми в течение месяца
№ | Мероприятия | Группы ран-него возраста | II мл. гр. | Ср. гр. | Ст. гр. | Подг. Гр. | |||||
В нед. | В месс. | В нед. | В месс. | В нед. | В месс. | В нед. | В месс. | В нед. | В месс. | ||
1. | Физкультурные занятия | 2 | 8 | 2 | 8 | 2 | 8 | 2 | 8 | 3 | 12 |
2. | Бассейн | - | - | - | - | 1 | 4 | 2 | 8 | 2 | 8 |
3. | Утренняя гимнастика | 5 | 20 | 5 | 20 | 5 | 20 | 5 | 10 | 5 | 10 |
4. | Ритмическая гимнастика | - | - | - | - | - | - | 5 | 10 | 5 | 10 |
5. | Гимнастика после сна1 | 4 | 16 | 4 | 16 | 4 | 16 | 5 | 20 | 5 | 20 |
6. | Подвижные игры | Ежедневно с учетом возраста, видов деятельности в течение дня и составляет 5-6-8 игр в день | |||||||||
7. | Самостоятель-ная ДА в зале2 | Ежедневно | |||||||||
8. | Спортивные развлечения | - | - | - | - | - | - | - | 2 | - | 2 |
9. | Индивидуальная работа с детьми | 2 | 8 | 2 | 8 | 2 | 8 | 2 | 8 | 2 | 8 |
10. | Занятия ЛФК (специальная группа) | - | - | - | - | 2 | 8 | 2 | 8 | 2 | 8 |
Примечание: 1. В дни вечерних музыкальных и физкультурных занятий гимнастика после сна не
проводится.
2.Организуется зимой в актированные дни и вечернее время
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
Группы раннего возраста
- Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлением жалоб родителей.
- Утренняя гимнастика – 8.10
- Точечный массаж в игровой форме
- Постепенное обучение полосканию рта
- Занятия по развитию движений в группе (в носках)
- Прогулка: дневная 10.00 – 11.10; вечерняя 17.30 – 18.30
- Оптимальный двигательный режим
- «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Сон без маек
- Закаливание: «солевая дорожка», ходьба по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия
2 младшая группа
- Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
- Утренняя гимнастика в музыкальном зале 8.10
- Точечный массаж по методике Уманской после завтрака
- Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Физкультурные занятия (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- «Чесночные» киндеры
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Дыхательная гимнастика после сна в сочетании с корригирующими упражнениями
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы в группе после сна (с 3 квартала)
- Закаливание: «солевая дорожка»
- Умывание лица и шеи прохладной водой
Средняя группа
- Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
- Утренняя гимнастика
- Точечный массаж по методике Уманской после завтрака
- Полоскание полости рта после каждого приема пищи
- Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Чесночные «киндеры»
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Дыхательная гимнастика после сна в сочетании с корригирующими упражнениями
- Закаливание: «солевая дорожка»
- Умывание рук до локтя, лица и шеи прохладной водой, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (ЛФК)
Старший дошкольный возраст
- Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
- Утренняя гимнастика и ритмическая гимнастика (в чередовании через две недели)
- Точечный массаж по методике Уманской после сна
- Полоскание полости рта после каждого приема пищи
- Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
- Чесночные «киндеры»
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Щеточный массаж
- Элементы смешанного дыхания с применением звуковой гимнастики по Бутейко
- Умывание рук до локтя, лица и шеи прохладной водой
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (ЛФК)
Физкультурно-оздоровительные занятия и их вариативность
- Утренняя гимнастика.
традиционный комплекс
- на основе подвижных игр
- сюжетная
- оздоровительные пробежки вокруг детского сада
- преодоление полос препятствий
- ритмическая гимнастика со старшей группы
- Двигательная разминка между занятиями
игровые упражнения
подвижные игры на ориентировку в пространстве
- двигательные задания.
- Физкультминутки
- упражнения для развития мелкой моторики рук,
- имитационные упражнения,
- логоритмика,
- общеразвивающие упражнения.
- Подвижные игры и физические упражнения.
подвижные игры,
- спортивные упражнения,
- двигательные задания, с использованием полосы препятствий,
- упражнения в основных видах движений,
- элементы спортивных игр.
- Коррекционная работа с детьми по развитию движений
- дифференцированные игры, подобранные с учетом двигательной активности детей,
- упражнения по формированию осанки и стопы,
- двигательные задания по усмотрению воспитателя.
- Гимнастика после дневного сна
- игровые упражнения,
- сюжетно-игровая гимнастика,
- дыхательная гимнастика с элементами корригирующей,
- ходьба по массажным дорожкам.
- Учебные занятия по физической культуре и плаванию
- традиционное,
- игровое,
- сюжетно-игровое,
- тренировочное,
- по интересам детей,
- комплексное,
- контрольно-проверочное,
- тематическое,
- Самостоятельная творческая деятельность детей на воздухе
- под руководством воспитателей, специалистов ДОУ.
- Неделя здоровья
- подвижные игры и упражнения, разработанные по сценарию,
- физкультурные досуги,
- тематические дни гигиены и здоровья.
- Физкультурные праздники и досуги
- игры и упражнения,
- спортивные игры,
- упражнения в основных видах движения,
- игры-эстафеты,
- с использованием нетрадиционного оборудования,
- музыкально-ритмические упражнения.
Занятия по обучению плаванию в дошкольном учреждении начинаются со средней группы. Периодичность занятий: в средней группе – 1 раз в неделю, в старшей и подготовительных группах – 2 раза в неделю.
Занятия в бассейне направлены:
- на формирование плавательных умений и навыков,
- на формирование гигиенических навыков,
- на формирование навыков здорового образа жизни,
- на коррекцию физического развития,
- на закаливание детского организма.
Методы и приемы, используемы при обучении детей плаванию:
- наглядные методы (показ приемов выполнения)
- словесные методы (использование образов художественной литературы)
- практические методы (разучивание упражнений; имитация упражнений; контрольные задания)
- приемы: демонстрация; показ полный или частичный; движение вместе с ребенком; художественное слово; указание; пояснение; разъяснение; игровые приемы; поощрение; оценка; индивидуальная страховка и помощь
Задачи обучения по возрастам
Средняя группа
- Гигиеническое воспитание
- Продолжать учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности
- Продолжать учить самостоятельно мыться под душем
- После занятия сухо вытираться с незначительной помощью взрослого
- Развитие двигательных умений и навыков
- Учить самостоятельно передвигаться в воде, выполняя различные задания,
- Учить ходить по бассейну, загребая воду руками, используя все виды бега,
- Учить выпрыгивать из воды; прыгать отрывая ноги от дна бассейна, с продвижением вперед; подпрыгивать с падением в воду,
- Погружение: учить погружаться в воду, открывая глаза в воде; доставать со дна предметы,
- Дыхание: учить делать энергичный выдох, опуская лицо и полностью погружая голову в воду,
- Делать попытки лежать на воде,
- Кратковременно держаться и скользить по воде.
- Воспитание физических качеств
- Развивать быстроту, силу, смелость
- Формирование основ безопасного поведения
- Ознакомить со свойствами воды, научить не бояться воды, самостоятельно входить в нее, безбоязненно играть и плескаться в воде,
- Познакомить с правилами поведения на воде.
Содержание программы
1 год обучения:
- способствовать уменьшению периода адаптации к воде
- обучать опусканию лица в воду
- обучать различным видам передвижения в воде
- обучать выдоху в воду
- способствовать воспитанию морально-волевых качеств, смелости, настойчивости
- формировать навыки личной гигиены
- воспитывать самостоятельность
Ожидаемые результаты:
- Уметь передвигаться по дну бассейна
- Уметь опускать лицо в воду
- Уметь делать выдох в воду
- Погружаться в воду у опоры и без опоры
Диагностика: передвижение по дну бассейна, опуская лицо в воду, в течение 2-3 сек
Старшая группа
- Гигиеническое воспитание
- Учить самостоятельно готовиться к занятию, самостоятельно мыться под душем, помогать друг другу
- После занятия растереть тело, высушить волосы, аккуратно одеться
- Развитие двигательных умений и навыков
- Учить свободно передвигаться в воде, используя все виды ходьбы, бега, прыжков
- Учить детей делать руками гребковые движения, выполнять руками круговые движения вперед и назад
- Погружение: учить свободно, спокойно погружаться в воду, открывать при этом глаза, погружаться вводу
- Скольжение: учит детей ложиться на воду, задерживая дыхание, скользить на спине и груди. Учить скольжению с доской, работая ногами, лицо держа на поверхности воды, выполнять скольжение без предметов на груди, на животе, с поворотом туловища
- Дыхание: учить делать полный выдох лица в воду; делать вдох, поднимая голову над водой так, чтобы рот был чуть выше поверхности воды; делать выдох через рот и нос, а вдох через рот. Начинать обучение дыханию с поворотом головы.
- Учить плавать, согласовывая движения рук и ног
- Воспитание физических качеств
- Продолжать воспитывать силу, быстроту, смелость, выдержку, выносливость
- Формирование основ безопасного поведения
- Взаимоотношения человека и водной среды
- Гигиена тела
- Ребенок и природа
- Быть внимательным при выполнении упражнений, не задерживать товарищей; не толкаться в воде и не нырять навстречу друг другу
2 год обучения
- Обучать самостоятельному, горизонтальному лежанию на груди и на спине
- Обучать видам выдоха в воду
- Обучать скольжению на груди и спине
- Обучать работе ног, как при плавании способом «кроль» на груди и на спине в скольжении
- Способствовать формированию правильной осанки
- Воспитывать организованность и чувство коллективизма
Ожидаемый результат:
- Уметь выполнять лежание на груди и на спине в течение 2-4 секунд
- Уметь выполнять скольжение на расстояние 1-2 метра
- Уметь выполнять движения ногами, как при плавании способом «кроль» на груди (в движении у опоры)
- Уметь проплывать облегченным способом 2-3 метра
- Уметь выполнять многократные выдохи в воду (3-5 раз)
Диагностика: скольжение на груди 1,5 метра
Содержание программы
Подготовительная группа
- Гигиеническое воспитание
- Закреплять правила личной гигиены
- Развитие двигательных умений и навыков
- Продолжать учить свободно передвигаться по воде, сочетая разновидности ходьбы, бега, прыжков, усложняя их, увеличивая нагрузку
- Продолжать учить скользить в воде без помощи рук и ног, с задержкой дыхания, с разными положениями рук и ног
- Закреплять умение делать вдох-выдох
- Учит погружаться в воду с головой, открывая при этом глаза
- Закреплять умение лежать на воде
- Учить согласованно работать руками и ногами, плавать с задержкой дыхания
- Воспитание физических качеств
- Продолжать формировать морально-волевые качества
- Формирование основ безопасного поведения
- Взаимоотношения человека и водной среды
- Гигиена тела
- Ребенок и природа
- Знать правила поведения на воде и сознательно их выполнять
3 год обучения
- учить согласованной работе рук и ног при плавании способом «кроль» на груди и спине
-совершенствовать работу ног, как при плавании способом «кроль» на груди и на спине без опоры
- способствовать развитию силовых способностей
- способствовать закаливанию детей
- способствовать формированию правильной осанки
- воспитывать чувство коллективизма
Ожидаемый результат:
- Уметь проплывать на груди при помощи одновременных гребковых движений руками и попеременных движений ногами
- Уметь выполнять многократные выдохи в воду (6-8 раз)
- Уметь плавать кролем на спине при помощи одних ног, руки вдоль туловища
Диагностика: проплывать облегченным способом не менее 6-7 метров
Алгоритм построения занятия в бассейне
I вариант
I.
в сухом зале (10 минут):
- дорожка здоровья
- мотивация детей
- разминка /разучивание нового упражнения/ новая игра/- 5 минут
- дидактическое упражнение
(мобилизующее дыхание - для старшего возраста)
II.
в бассейне:
- виды ходьбы (ходьба с плавательными движениями рук)
- виды бега (подвижная игра с бегом)
- дидактическое упражнение
- прыжки (игровое упражнение с прыжками)
- новое упражнение высокой и средней подвижности
- закрепление нового упражнения в подвижной игре
(подвижная игра эмоциональной направленности)
- закрепление нового упражнения в подвижной игре
- закрепление знакомого упражнения в игре
- свободное плавание
III.
игры на внимание (психогимнастика, этюды на расслабление, аутотренинг).
- После упражнений с задержкой дыхания обязательно выполняются дыхательные упражнения.
- Закаливание проводится до и после занятия
II вариант
- в сухом зале (10 минут)
- дорожка здоровья
- мотивация детей
- разминка /новое упражнение/ новая игра/ – 5 минут
- дидактические упражнение (мобилизующее дыхание - для старшего возраста)
- в бассейне:
- виды ходьбы (ходьба с плавательными движениями рук)
- виды бега (подвижная игра с бегом)
- дидактические упражнение
- прыжки (игровое упражнение с прыжками)
- закрепление знакомого упражнения
(закрепление знакомого упражнения в игре: высокой и средней подвижности)
- новое упражнение малой подвижности
- закрепление нового упражнения в подвижной игре (подвижная игра эмоциональной направленности)
- новое упражнение малой подвижности
- свободное плавание
- игры на внимание (психогимнастика, этюды на расслабление, аутотренинг)
II.2. Формирование основ здорового образа жизни
Задачи данного направления решаются в процессе познавательно – игровой, художественно-эстетической деятельности, через беседы, занятия, тренинги. Закрепление полученных знаний совершенствуется в совместной с педагогом деятельности в вечернее время, в ходе экскурсионной работы, через создание проблемных ситуаций в повседневной жизни детей в дошкольном учреждении. Распределение программного материала обеспечивает преемственность между всеми специалистами дошкольного учреждения
Задачи:
- воспитание у детей навыков личной физической культуры,
- формирование потребности в физическом совершенствовании,
- вооружение знаниями, умениями, навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни,
- формирование основ безопасного поведения.
Система работы дошкольного учреждения по пропаганде здорового образа жизни
и решению проблем адаптации детей к условиям современной жизни
Цикл занятий «Букварь здоровья» | ||
Младший | Средний | Старший |
- формировать культурно-гигиенические навыки; - выполнять элементарные поручения по уборке помещения группы и участка | - расширять культурно-гигиенические навыки; - поддерживать порядок в группе, брать на себя ответственные поручения | - формировать привычку культурно-гигиенических навыков; - своевременно поддерживать чистоту вокруг себя, дать знания о вреде мусора; - анализировать свои поступки; - быть внимательным к своему здоровью |
Цикл занятий «Про тебя самого» | ||
- познакомить со строением собственного тела (руки, ноги, туловище, голова); - познакомить с ролью каждой части тела, их гигиеной; - познакомить с физическими упражнениями, укрепляющими мышцы | - продолжать знакомить с телом человека, с органами слуха и зрения, их значение в жизни человека; - приучать детей к целенаправленному выполнению физических упражнений | - совершенствовать знания о собственном теле, дать элементарное представление о внутреннем строении организма; - совершенствовать знания о гигиене тела; - воспитывать привычку в ежедневных занятиях физическими упражнениями |
Цикл занятий «Медицинский час» | ||
- учить детей в необходимости сообщать о недомоганиях взрослым | - продолжать учить детей в необходимости сообщать о недомоганиях взрослым | - учить оказывать элементарную помощь при порезах, ушибах; - дать понятие о значении профилактической работы по предупреждению заболеваний; - показать значение закаливающих мероприятий |
Цикл занятий «Защити себя сам» | ||
- познакомить с помещениями детского сада, опасными местами в группе; - познакомить с возникновением пожаров на основе художественных произведений; - -познакомить с профессиями медсестры и пожарного на основе литературных произведений; - дать элементарные представления об уличном движении | - расширять знания о помещениях детского сада и их опасными местами (лестничные марши, двери и т.д.); - продолжать знакомить с причинами пожаров; - познакомить со службой 01,03; - обогащать знания о правилах дорожного движения; - познакомить с правилами поведения на улице дома | основные направления: - взрослый как источник опасности; - безопасность дома; - природа-наш дом; - эмоциональное благополучие; - безопасность на улицах города и поселка |
II.3. Коррекционно-профилактическая работа
- профилактика и снижение заболеваемости (план мероприятий, критерии оценки организации оздоровительной работы в условиях физиотерапевтического кабинета – Приложение),
- восстановление возникших сдвигов функциональных резервов организма, оптимизация условий пребывания детей в ОУ,
- оздоровление детей методами нетрадиционной медицины (Приложение),
- создание условий для осуществления интеллектуально-раскрепощенного развития детей с использованием элементов технологии В.Ф.Базарного
- коррекция познавательной сферы дошкольника,
- оказание логопедической помощи детям.
II.3.1. Организация занятий по лечебной физкультуре
Занятия лечебной физкультурой проводятся во вторую половину дня. Система работы выстроена на основе программы М.Е.Клюева «Коррекция нарушения осанки». Отбор детей происходит на основе диагностических данных: осмотр детей врачом на осанкомере, диагностика развития стопы – плантография. Реабилитационная работа с детьми в течение учебного года проходит в три этапа (Приложение)
Общая цель комплексной системы по лечебной гимнастике – улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие).
Частные цели лечебной гимнастики:
Учебные | Коррекционные | Валеолого-психологические |
- обучение основам лечебной гимнастики; - совершенствование навыков владения индивидуальными упражнениями; - обучение всем видам дыхательных упражнений; - увеличение жизненной емкости легких | - создание мышечного корсета; - увеличение силовой выносливости мышц; Замедление процесса прогрессирования заболевания; - стабилизация позвоночника; - уменьшение дуги сколиоза | - формирование осознанного отношения к своему здоровью; - создание благоприятных условий для лечения и оздоровления своего организма; - развитие волевых качеств; - создание благоприятного психоэмоционального фона для лечения заболевания |
Принципы лечебной физкультуры:
- систематичность занятий;
- доступность;
- индивидуальный подход: соответствие предлагаемого комплекса двигательным возможностям;
- постепенность в повышении и снижении нагрузки;
- строгая дозировка;
- постепенное изменение сложности упражнений;
- медленный темп упражнений;
- длительность обучения основным упражнениям;
- активность самого ребенка.
II.3.2. Оказание логопедической помощи детям
Направления работы логопеда:
- Помощь детям 3-х, 4-х, 5-ти лет с неразборчивой, плохо понятной окружающим речью. Диагностика и коррекция звукопроизношения;
- Расширение словарного запаса и формирование правильного грамматического строя речи (накопление словаря, построение фраз, употребление предлогов, окончаний слов и др.);
- Обучение грамоте, чтению, письму, составлению рассказа, пересказа;
- Работа логопеда может строиться в зависимости от сложности и устойчивости нарушений речевого развития индивидуально и подгруппами.
Методы работы:
- игровые методы (игры на развитие у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, умения соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать слова похожие по звучанию, правильно ставить ударение, умения определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук).
- творческие методы (разыгрывание сюжета, театр, работа со сказками, пение, работа с телом).
- артикуляционная гимнастика,
- логопедический массаж.
II.3.3. Коррекция познавательной сферы дошкольников
Основной задачей психологической работы с ребенком является позитивный контакт, создание доброжелательной атмосферы, способствующей раскрытию ребенка, помощь в развитии положительных качеств и раскрытие их, а также развитие психических функций на основе деятельностного подхода.
Помощь педагога-психолога включает целенаправленную работу с ребёнком:
- в развитии познавательной сферы, психических процессов,
- в поведенческом развитии (справляться с агрессией, злостью, обидой; управлять своим поведением, преодолевать неуверенность, развивать силу воли, самоконтроль; наладить отношения со сверстниками, родителями, педагогами и др.),
- в оздоровительной работе (обучение приёмам релаксации, снижения нервно-психического напряжения, восстановлению после умственных и физических нагрузок, здоровому образу жизни и планированию позитивных перспектив).
Параллельно педагог-психолог проводит консультирование родителей и педагогов ДОУ по вопросам воспитания, взаимопонимания, построения доверительного контакта и рациональным методам воздействия на дошкольника.
Методы работы педагога- психолога
1. Диагностические методы:
- нейропсихологическая диагностика: проводится с целью исследования психических функций, особенностей протекания психических процессов. Она даёт информацию о нарушениях или недостаточности отдельных психических функций и их локализации. На основе полученных данных педагогом-психологом строится индивидуальная программа коррекции, способствующая расширению индивидуальных возможностей памяти, внимания, речи, мыслительных процессов.
- проективные методы диагностики: рисуночный метод. Через рисунок ребёнка можно узнать о его глубинных проблемах, которые им самим обычно не осознаются, можно увидеть актуальные переживания, страхи, тревоги и т.д. На основе рисуночного анализа, получается информация, которая используется для построения психокоррекционной программы.
- диагностическая беседа: основные задачи – увидеть различные проявления психических и личностных особенностей. Её уникальность заключается в создании атмосферы доверительного и раскрепощённого общения. Она позволяет сформировать представление о развитии речевой, мыслительной, коммуникативной сферы; о проявлениях характера и стереотипах поведения.
2. Методы психологической помощи и психокоррекции:
- метод развивающего обучения: направлен на развитие потенциальных способностей и умственных возможностей ребёнка. Путём специальных упражнений, увеличивается объём памяти и внимания, развиваются способности обобщать и анализировать, строить логические выводы и умозаключения, развивать речь, мелкую моторику и т.д. Для этого используется специальный развивающий материал, с которым ребёнок работает с интересом, удовольствием и пользой. Работа проводится по индивидуальной программе, составленной по результатам обследования ребёнка.
- игровая психотерапия: игровая деятельность для ребенка является «ведущей» и помощь именно в рамках игры является для него наиболее подходящей и эффективной. Игровая терапия – это деятельность, проходящая в специально оборудованном пространстве, по специальным правилам и организованная определенным образом. Ребёнок, принимая на себя какую-либо роль в игре, самовыражается, раскрывается, обретает опыт самостоятельного принятия решений, разрешает внутренние конфликты. Терапевтический эффект достигается после серии регулярных занятий с ребёнком.
- элементы арттерапии: в её основе лежит творческий процесс, позволяющий в особой символической форме, трансформировать и проработать травмирующую ситуацию. Через игру, рисунок, сказку, танец, работу с глиной и песком - происходит выход сильных эмоциональных переживаний, снимается нервное напряжение и тревожность, уходят страхи и негативные состояния, повышается самооценка и уверенность.
- телесно-ориентированная психотерапия: основана на телесных ощущениях, которые в случаях психологических проблем, возникают в виде мышечных напряжений и зажимов. Мышцы становятся «футляром» скрытых переживаний и невыраженных чувств. Это приводит к телесному дискомфорту и вынуждает ребёнка принимать определённые позы (вынужденные позы, навязчивые действия) или мешает свободе движений, вызывая закрепощённость, скованность, зажатость. Обнаружить эти проявления у ребёнка может только специалист, проводя наблюдение и осмотр ребёнка по определённой схеме.
- индивидуальное психологическое консультирование: включает диагностику психологического состояния и использование различных подходов в решение выявленных проблем. Успешно применяется в работе родителями воспитанников. Позволяет увидеть и осознать собственные проблемы, принять правильное решение и сделать определённые выводы.
III блок - Управленческий
Цель:
- обеспечение координации методической и практической деятельности специалистов ДОУ с другими социальными и административными структурами;
- контроль по реализации программы, сбор и обобщение информации (Приложение)
IY блок – Работа с родителями
Цель: повышение педагогической культуры родителей, обеспечение тесного взаимодействия в вопросах оздоровления воспитанников ДОУ
Консультативно-информационная работа
- активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ;
- оформление папок, выставок, фотовыставок, письменных консультаций, информационных стендов;
- организация лекториев и тренингов с участием сотрудников ДОУ, врачей детской поликлиники о здоровье и ЗОЖ;
- организация консультативного пункта для родителей с целью профилактики и реабилитации ранних отклонений в состоянии здоровья ребенка.
Для осуществления программы «Здоровье» в дошкольном учреждении созданы необходимые условия
№ | Наименование | Перечень имеющегося оборудования |
Материально-технические условия | ||
1 | Спортивный и тренажерный залы | Мячи, разных размеров, гимнастические скамейки, лестницы для лазания, веревочные лестницы, тренажеры «Батыр», скакалки, мешочки с песком, обручи разного диаметра, щиты баскетбольные, волейбольная сетка, бадминтон, лыжи, велосипеды, самокаты, дуги для подлезания, мягкие модули, массажные дорожки, доски, канат, гантели детские, детские эспандеры, мелкий инвентарь для профилактики плоскостопия, стойки для прыжков, маты, пианино, магнитофон. |
2 | Бассейн | Надувные круги и игрушки, нарукавники, доски для плавания, обручи и дуги для подныривания, мелкие игрушки, для сбора со дна, схемы и таблицы с описание разных стилей плавания., магнитофон |
3 | Прогулочная веранда для малышей | Горка для скатывания, мягкие модули для перелезания, лесенки, дорожки, домики, машинки для сюжетных игр, игрушки на развитие движений: коляски, каталки, мячи и дрю |
4 | Зимний сад | Растения разных видов, соответствующие возрасту детей, аквариумы с рыбками, черепахами, лягушками |
5 | Площадка для изучения правил дорожного движения | Велосипеды , коляски, самокаты, знаки по дорожному движению |
6 | Физиотерапевтический кабинет | аппарат ультразвуковой аэрозольный, облучатель ультрафиолетовый УФО, аппарат магнитотерапии АМТ-01 «Магнитер», пенообразователь кислородный (аппарат «Здоровье»), многофункциональный аппарат для электорорефлексотерапии «Луч-1», гальванизатор, электромассажер «Тонус-2», облучатель ультрафиолетовый для групповых групповых облучений, облучатель светотепловой настольный «Соллюкс», аппарат ультравысокочастотной терапии УВЧ-30, аппарат для лечения диадинамическими токами «Тонус», облучатель ртутно-кварцевый настольный ОКН-11М,кипятильник дезинфекционный, ингалятор паровой, стерилизатор воздушный |
7 | Фитобар | Детские столы и стулья, чайные пары для принятия витаминных напитков |
8 | Медицинский блок | Кабинет старшей медсестры, изолятор, кабинет физического развития (ростомер, электронные весы), процедурный кабинет, туалет |
9 | Кабинет учителя логопеда, педагога-психолога | Инвентарь для проведения логопедического обследования, дидактический материал |
10 | Кабинет инструкторов по физической культуре | Дидактический материал, методическая литература |
11 | Музыкальный зал | Оборудование и музыкальные инструменты для организации музыкальных занятий, комплексы дыхательных, пальчиковых, звуковых гимнастик, комплексы релаксационных упражнений, самомассажа. |
12 | Пищеблок | Оснащен необходимым техническим оборудованием |
13 | Прачечный комплекс | Гладильный аппарат, стиральные машины (бытовые и стационарные), утюги, ванна |
14 | Методический кабинет | Дидактический, демонстрационный материал, библиотека детской и методической литературы, подписные наименования, материалы передового педагогического опыт, опыт работы коллектива |
15 | Экологическая студия | Дидактический материал для организации познавательной деятельности, пособия для использования элементов технологии В.Ф.Базарного: сенсорные огни, таблицы, держалки, настенные панно |
16 | Изостудия | Оборудование и дидактический материал для организации художественно-творческой деятельности, комплексы пальчиковой, дыхательной, релаксационной гимнастики |
17 | Мини-музей | Дидактический материал по ознакомлению с республикой, родным городом |
18 | Сенсорная комната | Вновь оборудуется |
Учебно - методический комплект к реализуемым программам | ||
«Детство МО РФ В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой | -Муллаева Н.Б. «Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников» С-П, детство-Пресс,2007г. | |
-Сивачева Л.Н «Физкультура это радость Спортивные игры с нестандартным оборудованием.», С-П, Детство-Пресс»,2001г. | ||
-Фирилева Ж.Е. «Фитнес - данс», С-П, «Детство-Пресс», 2007г. | ||
В.Левицкий «Детский фитнес», М. «Академия фитнеса», 2006г. | ||
-Филипова О.С. «Спутник руководителя физического воспитания» С-П, «Детство-Пресс»,2005г. | ||
-Синкевич Е.А.,Большева Т.В. «Физкультура для малышей» С-П, «Детство-Пресс» 2003г. | ||
--Нищева Н.В. «О здоровье дошкольника» С-П, «Детство-Пресс»,2006г.. | ||
Е.Г.Сайкина «Физкульт – привет минуткам и паузам», СПб «Детство-Пресс», 2004г. | ||
М.Ю.Картушина «Зеленый огонек здоровья», М. «Сфера», 2007г. | ||
М.Ю.Картушина «Зеленый огонек здоровья», СПб «Детство-Пресс, 2004г. | ||
Н.В.Полтавцева «Физическая культура в дошкольном детстве», М. «Просвещение» 2004г. | ||
Н.В.Полтавцева «Физическая культура в дошкольном детстве», М. «Просвещение» 2007г. | ||
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (вторая группа раннего возраста) | М.Ф.Литвинова «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3 года жизни», М. «Линка-Пресс», 2005г. | |
-Борисенко М.Г. «Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем.» С-П, «Паритет» 2002г. | ||
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют» С-П., «Паритет» 2002г. | ||
Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с малышами» Москва, «Мозаика-Синтез» 2003г. | ||
Э. Степаненкова «Методика физического воспитания» Москва, «Воспитание дошкольника» 2005г. | ||
-Тимофеева Е.А. «Подвижные игры с детьми младшего возраста» Москва, Просвещение,2000г. | ||
-Казьмин А.М. «Дневник развития ребенка от рождения до 3-х лет» Москва, «Когито-Центр» 2001г. | ||
Л.Д.Глазырина «Физическая культура дошкольникам», М. «Владос», 2001г. | ||
Л.Д.Глазырина «Физическая культура дошкольникам», М. «Владос», 2000г. | ||
Парциальная программа «Как воспитать здорового ребенка», автор В.Г. Алямовская | О.Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007г. | |
Е.Н.Борисова «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками», Волгоград «Панорама», 2007г. | ||
Е.Н.Вареник «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет, М. «Сфера» 2006г. | ||
М.Ю.Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет», М. «Сфера» 2004г. | ||
И.Н.Воротилкина «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении», М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г. | ||
Н.А.Рунова «Движение день за днем», М. «Линка – Пресс», 2007г. |
Критерии комплексной оценки состояния здоровья детей
Факторы, влияющие на здоровье детей
- Состояние физического развития детей
- углубленный медицинский осмотр с учетом возрастных особенностей скрининг – программа (Приложение)
- Уровень физической подготовленности детей
- анализ индивидуального уровня развития основных физических качеств и показателей физического развития: гибкость, скоростно-силовые качества, метание, прыжки и т.д. (Приложение)
- Уровень физической культуры детей
- формирование потребности в здоровом образе жизни и безопасности жизнедеятельности (Приложение)
- Состояние лечебно-профилактической работы:
- анализ эффективности лечебно-профилактических мероприятий;
- анализ микросоциального климата в период адаптации.
- Уровень коррекционной помощи детям (Приложения)
- диагностика психологического состояния ребенка специалистом;
- квалифицированная логопедическая помощь на основе данных обследования;
- коррекция отклонений в развитии осанки и стопы ребенка
6. Уровень перегрузок:
- анализ режимных моментов с целью соблюдения оптимальных нагрузок на организм ;
- выявление факторов социальной среды, влияющих на эмоциональное состояние ребенка.
Список использованной литературы
- Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников, Томский университет,2000,С 2-14.
- Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы "Здоровый дошкольник"// Ж. "Обруч", 1996, № 1. - С. 5-6
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981.
- Вержбицкая Н.А. Массаж - одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3.
- Воспитание правильной осанки. 2-е испр. и доп. изд. (Под ред. А.М. Шлемина). М., 1968, 70 с.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
- Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики. //Ж. "Дошкольное воспитание." - 1996.- №№ 6,8,
- Гутникова Л. Спорт + игра = радость. //Ж. "Дошкольное воспитание." - 2001. - № 12.
- Донской Д.Д. Ходить и бегать для здоровья. М., 1985, 64 с.
- Доронова Т. Право на охрану здоровья//Ж "Дошкольное воспитание." - 2001, № 9. С.5-8
- Драгвоз Л.А. Использование элементов музыкально-ритмического воспитания по системе К. Орфа в процессе занятий по физической культуре // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. /Под ред. С.Б. Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 1999, с. 77-79.
- Егоров Б.Б., Змановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания // Ж "Начальная школа.",2000, № 7.
- Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений//.М, 1999г. С- 170, 99, 2-12.
- Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.
- Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств. 1994, с. 35-36.
- Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения. // Ж "Дошкольное воспитание", 1993, № 9.
- Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении//Ж. "Дошкольное воспитание", 1991, № 10, с.8.
- Казьмин В.Д. Дыхательные гимнастики. - Ростов - на Дону// "Феникс", 2000.
- Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1978
- Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипрянова М. Обучение детей художественной гимнастике. М., 1985
- Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
- Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М.: Просвещение, 1987.
- Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10.
- Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., 1986.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. М., с. 362.
- Лесгафт.П.Ф. // Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста//. М, 1952, т,2
- Логинова В.И, Бабаева Т.И. // Детство. С-П, 1997г.
- Максимова С.Ю., Фомина Н.А. Использование средств ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности в коррекционной работе с дошкольниками, отстающими в психическом развитии //Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. /Под ред. С.Б. Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 1999, с. 132-134.
- Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культ. М., 1991, с. 272.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000.
- Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.С 3-7.
- Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ. Практическое пособие, под ред. Моргунова О.Н., -Воронеж, 2005, -145 с.
- Ротенберг Р.И. Расти здоровым. - М.: Физкультура и спорт, 1992.
- Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка// Ж. "Дошкольное воспитание". - 1999. - № 6.
- Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н, Марченко Т.И., Пронина Е.И. - М.: АРКТИ, 2001. - 208 с.6-12.
- Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы. //Ж. "Дошкольное воспитание", 1997, № 9. - С. 39-42
- Филиппова С. К. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ//Ж "Дошкольное воспитание". - 1999. - № 12.
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.
- Шебенко В.И.// Физическое воспитание дошкольника. М, 1998,с-714.
- Щербак А. К гармонии через движение! //Ж "Дошкольное воспитание". - 1998. - №№ 6, 8.
- Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе "Старт".//Ж. "Дошкольное воспитание". - 1996. - NN 1-12; 1997. - №№ 1-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения открытого занятия по валеологическому образованию в группе физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей 6-7 лет
Программные задачи: 1.Систематизировать представления детей о безопасных формах поведения дома и на ...
Сценарий организации и проведения непосредственной образовательной деятельности в группе физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей 3-4 лет
Программные задачи : -Развивать умение детей создавать постройки, учитывая сюжетно — игровую задачу и функциональное назначение объекта (дом для домовёнка Кузи).-Продолжать учить детей разл...
Создание условий для полноценного физического и психического развития ребенка в семье.
Создание условий для полноценного физического и психического развития ребенка в семье....
Изучение нормативов физического и психического развития
Первые какие-либо отклонения в развитии дошкольника способны заметить окружающие его взрослые – родители и воспитатели. Психологическое просвещение персонала детских дошкольных учреждений предполагает...
Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (глубокое нарушение физического и психического развития)
laquo;Программа» обеспечивает деятельность по развитию ребёнка на дому, с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений разв...
Реализация программы физического развития коррекции и оздоровления воспитанников "Здоровейка"
Программа составлена с учетом особой актуальности проблемы сохранения здоровья воспитанников детского сада....
«Детская хореография. Пути развития физического и психического развития ребёнка»
Основной задачей всех педагогов и родителей является укрепление здоровья подрастающего поколения. Именно здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы,...
Комментарии
Программа физического и психического развития, коррекции и оздор
спасибо большое.очень
рада, если программа поможет