НАРОДНАЯ ИГРА – ОПЫТ ПРЕЖНИХ ПОКОЛЕНИЙ.
статья по физкультуре по теме

 

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достига­ет лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окру­жающими, природой, научился управлять своим разумом, способен реа­лизовать свои физические и духовные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_igry_-_opyt_prezhnih_pokoleniy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНАЯ ИГРА – ОПЫТ ПРЕЖНИХ ПОКОЛЕНИЙ.

С каждым годом человечество все больше погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше мы проводим времени в виртуальном мире. Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека – самый впечатляющий феномен последней четверти ХХ века. Пожалуй, наиболее популярным является тезис, гласящий, что распространение персональных компьютеров и компьютерных сетей (в особенности развитие сети Интернет) – это решающий шаг на пути к информационному обществу. Информационная революция оказывает серьёзное воздействие на самого человека, его образ жизни, род занятий, труд, досуг и т.д.

Новое поколение родителей выросло уже с компьютерными игровыми приставками  с «Сегой» и «Денди», которые заменили им «воспитателей»:   бабушек со сказками, мам и пап с чтением книг, беседами и примерами из жизни.

 А современные дети уже с самого рождения сталкиваются с техническим прогрессом. Часто игрушкой у современного ребенка оказывается пульт от телевизора или мобильный телефон и родители умиляются, какой у них умный ребенок, так быстро с ним разобрался, знает, как включить, как выключить…  А спросите у такого ребенка,  как его зовут, сколько ему лет, попросите рассказать стихотворение. В ответ тишина… Родители искренне изумляются, а разве он должен разговаривать в 2 -2, 5 года?

 Дальше ребенок растет, осваивает смартфон, компьютер и ему становится очень комфортно в виртуальном мире, в который он погружается все больше, но заметьте, при этом он не разговаривает и не двигается. Все свое свободное время он проводит сидя за столом, играя в компьютерные игры. Родители  спокойны- ребенок дома, под присмотром, в безопасности, их сильно не беспокоит, играет себе и играет. Предложи ребенку выйти погулять во двор, что услышишь: «Там никого нет! С кем гулять?!» И правда, с кем гулять? Практически в каждом доме есть компьютер, за которым…  сидят дети, иногда несколько часов подряд.

 А ведь двор - это универсальный разновозрастный «воспитатель» всех времён и народов -  с его играми, заборами и закоулками, ныне повсеместно деградирует, а в больших городах и вовсе исчез.

Где  мы играли в «Жмурки», «Фанты», «Вышибалы», «Казаки-разбойники»?  Где  учились прыгать в «Классики», в «Резиночки», лазить по деревьям, ориентироваться в пространстве и соблюдать технику безопасности? Конечно во дворе, перенимая опыт от старших детей. А сейчас разве отпустишь ребенка одного во двор?  Можно ли сегодня замахнуться на эту «святая святых» - безопасность ребёнка? Если нельзя, то, что же делать с этим замкнутым кругом? Не оберегаем - риск, оберегаем - двойной риск в тот момент, когда он окажется без присмотра…

Сейчас  время глобальных перемен и потрясений. Сайт американского научного журнала «Popular Science» перечислил изобретения, которые в 2020 году смогут изменить мир.

Самым первым и главным новшеством, как отмечается, станет станция, построенная роботами для роботов на Луне. Вторым по значимости новшеством станет высокоскоростная железнодорожная линия, соединяющая Лондон и Пекин. Эта линия пройдет через 17 стран и соединит Европу и Азию. Также к 2020 году могут быть реализованы такие проекты, как автомобили с автоматическими пилотами и летающие авто.

Кроме того, к указанному периоду полеты в космос станут реальностью для многих состоятельных людей, а биотопливо, возможно, придет на смену углеводородам. Человеческий мозг при помощи имплантированных микрочипов сможет управлять ТВ, смартфонами и компьютерами, прогнозируют специалисты.  Ученые уверяют, что к тому времени уже будет создан искусственный интеллект, который сможет генерировать идеи, как человеческий мозг [5].

И в такие времена глобальных перемен и потрясений достойно могут жить только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои си лы люди.

Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они "молодеют", уже среди воспитанников детских садов большинство детей страдает хрони ческим заболеванием, имеют патологическую осанку, нарушения опор но-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможен ность.

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достига ет лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окру жающими, природой, научился управлять своим разумом, способен реа лизовать свои физические и духовные способности.

Для продуктивной деятельности в любой области необходимо соче тание активности левого и правого полушарий. Однако в наш рацио нальный век левое полушарие получает больше импульсов для своего развития, т.к. оно ведает логическими, интеллектуальными, аналити ческими, объективными функциями мозга. Такие же способности правого полушария, как интуиция, чувственность, предвидение, генерирование идей, нестандартность мышления остаются нераскрытыми. Именно игра, работа с образом, различные упражнения по развитию творческих спо собностей, психоэнергетическая саморегуляция помогают раскрыть эти возможности, потенциально имеющиеся в той или иной степени практи чески у всех детей.

Наши дети раньше времени уходят из мира детских игр в неприглядные "игры" взрослых. Игра - определенное ка чество деятельности, отличающееся от "обыденной" жизни, это "преоб ражение действительности и самого играющего".

Игра - это особая реальность, доступная восприятию каждого, существующая на всех степенях культуры, при разных формах мировоззре ния.

Игра - это биологическая функция человека, реализация врожден ного инстинкта подражания, компенсация нереализованных возможнос тей, выход избыточной энергии, упражнение самообладания и т.д.

Игра - это творческая деятельность детей. И хотя в  созна нии многих взрослых игра - это дело несерьезное, дети живут в игре, действие обра зов игры не прекращается с ее окончанием. Дети живут в мире обра зов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действи тельность. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и разви тия ребенка и является целью педагогов-дошкольников.

Педагогу следует помнить, что главная его задача состоит в том, чтобы  научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае  они приучаются сами  в любой ситуации  регулировать степень мышечной нагрузки, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, принимать решения и приводить его в исполнение.

Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Воспитание – тесно связывают с личностным взращиванием детей. Воспитание с помощью народных игр в дошкольных учреждениях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Чем же так интересна, уникальна именно народная игра? Почему и взрослые порой не прочь поиграть в нее? Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда [1].

Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала.

Вопрос об использовании народных игр в воспитании детей поднимался еще в прогрессивной русской педаго гике XVIII века. В отечественной педагогике XIX века  внима ние к игре мы находим в трудах К. Д. Ушинского. Особое внимание он обращал на игры с правилами, народные игры. К. Д. Ушинский советовал педагогам «разрабаты вать этот богатый источник, организовывать игры и со здавать из них превосходное воспитательное средство» [4]. Он считал народные игры наиболее доступными и понятными маленьким детям вследствие близости их об разов и сюжетов детскому воображению, благодаря само стоятельности и активности, заложенных в этих играх.

В конце XIX в. появились исследования врача и педа гога Е. А. Покровского, посвященные оценке народных игр российского этноса с позиций гигиены и педагогики. Он отмечал важность решения педагогических задач всестороннего гуманистического воспитания в разных видах игровой деятельности, особенно в народных и под вижных играх.

Вопрос об использовании народных игр в воспитании детей с новой силой прозвучал в работе Е. А. Покровского [2], определившего такие виды игр, как игры с игрушками, движением, прыганьем, игры с песнями и хороводами, с завязанными глазами, враща тельными движениями, веревочкой, шарами, палками, костями, камешками и т. д.

Исследования последних лет (М. А. Норбашева, Н. А. Асадулаева, И. А. Качанова и др.) показали, что на родные игры способствуют формированию у детей сенсо-моторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и других универсаль ных родовых психических способностей, а также важней ших черт психологии этноса, создавшего игру. Эти игры являются важнейшим источником для усвоения ребен ком общечеловеческих ценностей, содержат в своих обобщенных сюжетах и доводят до ребенка необходимые правила поведения. Народные игры так же, как обучаю щие и досуговые, передают ребенку культуру игры и, как отмечает Н. Я. Михайленко, «учат ребенка играть», что в наше время бывает необходимо.

 В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека-гражданина. Прак тически нет такого существенного положительного каче ства личности, развить которое нельзя было бы с по мощью народной игры (стоит только рассмотреть ее с по зиций важнейших педагогических задач). Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни.

«Игры народные» — термин, которым мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселе ния, зрелища, народные виды спорта, которые, имея иг ровую, развлекательную основу, включают в себя элемен ты театра, цирка, танцевального, музыкального, песенно го, поэтического и изобразительного искусств, а также верований и религиозных обрядов [3].

Привнося в жизнь детей народные, забытые игры, вос питатель делает ее ярче, красочнее, интереснее. Педагоги ческая поддержка народных игр предполагает установле ние тесной, личностной связи между взрослыми и детьми и направлена на обогащение игрового опыта каждого ре бенка.

Для народных игр не требуется специального игрового оборудования. Среди них много таких игр, цель которых — развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыва нием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными дви жениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педа гогическую ценность народных игр. Доброжелательный смех взрослых, товарищей по игре действует на ребенка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогу лок, семейных праздников, ситуаций повседневного об щения эти игры незаменимы.

Необходимость соблюдения единых правил ставит участников игры (взрослых и детей) в равноправные от ношения, что способствует укреплению эмоциональных контактов между ними. Взрослые вносят в совместные игры смех, шутки. Родители могут быть организаторами игры, беря на себя роль водящего. Однако надо стремить ся, чтобы все играющие побывали в этой роли. Сов местные игры с близкими родственниками — огромная радость для ребенка. Однако нельзя доводить занятия иг рами до пресыщения. Если интерес к игре ослабевает, ее необходимо закончить, оставляя детям радостную перс пективу: «Мы еще поиграем в следующий раз». Иногда можно забыть игру на неделю, две, три, месяц. Когда не сколько забытая игра возвращается, она приобретает пре лесть новизны.

Несомненно, в воспитательно-образовательном про цессе ДОУ для народной игры должно быть определено и место, и время.

Народная игра может быть свободной, самостоятель ной деятельностью и частью развлечения, досуга, а может включаться в физкультурные и музыкальные занятия, прогулки, дни здоровья, а ее сюжеты — в пальчиковые игры и в занятия по изобразительной деятельности  и т. д.

Существуют различные уровни приобщения дошколь ников к народной игровой культуре и различная готов ность к ее освоению. Кто-то включается в этот процесс сразу, «заводится с пол-оборота», а кому-то необходимо предварительное знакомство с игровой символикой, спе цифическим языком и т.д.

Однако даже если ребёнок и не познает, а лишь «прикоснется» к миру народной игры, свое доброе дело она сделает. Важно пробудить интерес к народной игре. Если первый шаг к ее постижению будет успешным, то обязательно появится желание более глу боко изучить игровой фольклор, историю игры, народ ную культуру в целом.

Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию - передавать игровой опыт прежних поколений, воспитывать интерес к народным играм.

Список используемой литературы:

  1. Касаткина Е. И. «Игра в жизни дошкольника»: учебно-методическое пособие \ Е.И. Касаткина.- М.: Дрофа, 2010.- 1, 74 [2]c. (Дошкольник. Давайте поиграем!)
  2. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной).- М., 1985
  3. Симаков Г.Н. Игры народные \\ Свод этнографических понятий и терминов. Народные знания. Фольклор. Народное искусство.- М., 1991.- с. 47
  4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания \\Ушинский К.Д. Собрание сочинений.- Т.8.- М., Л., 1950г. с. 454
  5. www.novoteka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».

Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру....

Консультация для родителей на тему: «Знаком-ство детей с народными традициями – это связь поколений».

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

«Народная игра как средство обучения и воспитания подрастающего поколения»

Конспект проведения практического семинара для педагогов  Тема:  «Народная игра как средство обучения и воспитания подрастающего поколения»...

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Применение этнокультурного компонента позволяет знакомить детей с национальной культурой, способствует мотивации к изучению народных традиций, формирует интерес к национальным играм , традиционным тех...

Педагогический опыт: «Народная игра, как средство здоровьесбережения у воспитанников ДОУ

План -конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему:«Народные игры –путь к здоровью»...


 

Комментарии