Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал по теме

Кривошеева Анна Николаевна

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_krivosheeva.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

Плотинновский детский сад, филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад «№189 «Солнышко»

Опыт работы на тему

«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»»

Ф.И.О. автора, должность  Кривошеева А.Н  воспитатель старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей  4-7 лет

2018 год

Г. Камень-на-Оби

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Информационный паспорт………………………………………………… 3-4
  2. Пояснительная записка………………………………………………………5-6      
  3. Условия возникновения опыта ……………………………………………...7
  4. Актуальность………………………………………………………………….9
  5. Теоретическая база опыта………………………………………………….. 9-11
  6. Новизна опыта………………………………………………………………12
  7. Технология опыта…………………………………………………………..12-15
  8. Результативность опыта…………………………………………………….16
  9.  Адресная направленность………………………………………………….16

Литература

1.ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ.

1

Название опыта

«Народные игры как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

2

Ф.И.О. автора, должность

Кривошеева Анна Николаевна  воспитатель старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей  4-7 лет

3

Проблема

К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. 

4

Цель опыта

Изучение особенности нравственного воспитания и формирование    патриотического чувства у детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр и праздников.

5

Задачи опыта

  • Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный  процесс через проведение русских народных подвижных игр, познакомить с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
  • Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

6

Целевая группа, на работу с которой направлен опыт.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);

Воспитатели-группы;

Родители воспитанников МБДОУ.

7

Ожидаемые результаты

 Дети осмысленно, активно, с удовольствием участвуют в народных играх и  праздниках;

  • У них появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились.
  • Знают историю возникновения русских игр, праздников, традиций.
  • Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

                     

 

 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Дошкольный возраст – это период усвоение норм морали и социальных способов поведения. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.  Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

     Гармоническое развитие ребенка основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

    Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту, передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

        В последние годы в детских образовательных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

         Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно - патриотического воспитания детей.

ЦЕЛЬ ОПЫТА: изучение особенности нравственного воспитания и формирование    патриотического чувства у детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр и праздников.

ЗАДАЧИ ОПЫТА:

  • Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный  процесс через проведение русских народных подвижных игр, познакомить с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
  • Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

    Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатое и разнообразное по своему содержанию. Но, не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего, сами знать историю их появления, их воспитательное значение.

     Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной  культуре  является  результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

У наших детей есть прекрасная  возможность, играя, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям  русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.

Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: музыкальный  зал,  мини-музей предметов старины,  картотека народных игр по возрастам.

.                3.ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ  И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ

Русская народная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа.  В ней свои «учебные предметы». Русские народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики.  Игра формирует высокую нравственность. Русские народные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.  Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Раньше, после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.  

Русские  народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

             4. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

Ведущая идея работы - создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством народных игр. Народная игра — отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Подвижная игра также как и многие виды фольклора, возникла в эпоху первобытно - общинного строя. Но сведений об этом очень мало. Не всегда безраздельными хозяевами в игровом царстве были дети. Древние летописцы описывали жизнь и быт взрослых людей, детям уделялось очень мало внимания. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы природы и даже повлиять на них. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого. Большинство игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с предрассудками и суевериями. Игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Особые формы ритуально - игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, на Ивана-Купалу, в которых было четко распределено поведение каждого участника. Проигрывая в календарных и семейных обрядах важнейшие события и состояния человеческой жизни (свадьба, рождение ребенка, трудовая деятельность, старость, люди психологически подготавливались к ним. Так облегчался переход от одного жизненного цикла к другому. С принятием на Руси Христианства, изменилось содержание праздников, а также и характер игр и развлечений. Постепенно игра отделилась от обрядовых действий и начала самостоятельную жизнь.

На огромное воспитательное значение русских народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной или педагогической деятельности. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По словам К. Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала известный русский педагог А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства. В народных подвижных играх, как подчеркивала Александра Платоновна, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.

Русский ученый П. Ф. Лесгафт, разработавший теорию и методику подвижной игры, указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, среды его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества и что подвижная игра - это упражнение, с помощью которого ребенок готовиться к жизни. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр – развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Крупнейший  русский  дореволюционный исследователь и собиратель детских подвижных игр, теоретик их особого педагогического значения, доктор Е. А. Покровский своих трудах писал о том, что игры опираются на живую детскую инициативу, они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. Е. А. Покровский указывал на существенное образовательное значение подвижных игр, наравне с фольклорной поэзией, сказками, бытовыми и трудовыми традициями. В 1892 году вышла в свет его книга «Русские народные подвижные игры», в которой рассказывается о различных видах русских народных подвижных игр (с мячом и палками, с шарами, с палками и деревяшками, с камешками) сценарии этих игр, раскрываются условия, необходимые для успешного их проведения, значение детских игр в отношении воспитания и здоровья.

    Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.

6 НОВИЗНА ОПЫТА.

Возрождение русской народной игры.

Русская народная подвижная игра – средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична, выразительна и доступна ребёнку.  Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.

В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создаётся эмоционально- положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре.

7. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Начиная работать в этом направлении,  следовали следующим правилам:

– выбранные игры соответствовали возрасту детей;

– сюжет был интересен и доступен детям;

– учитывалось  общее эмоциональное состояние детей;

– всегда готовилось место для проведения игры.

При введении новой игры  продумывалось  условие, в котором будет проводиться игра, чтобы удачно разместить играющих на имеющемся пространстве. Знакомили с игрой детей, уточняя с ними содержание игры, используемые пособия и игрушки, заучивая при необходимости имеющийся текст.

Ни один наш праздник не обходится без народных подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми друг к другу. Народные игры «Бои подушками» и «Петушиные бои» позволяют снять эмоциональное напряжение, превратить негативное настроение в шуточную игру. Игры «Плетень», «Золотые ворота», «Ручеек», «Бусинки», «Мышеловка» развивают умение сотрудничать, формируют доброжелательное отношение друг к другу, позволяют преодолеть скованность и нерешительность некоторых детей.              

Побуждая детей к двигательной активности на прогулке, в играх,  продолжаем укреплять и охранять здоровье детей, через народные подвижные игры прививать любовь к родному краю, к своему городу, селу, к своим традициям и обычаям. Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни  повседневной жизни.  Особенно на прогулке, воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон». Развивая интерес к народным играм, и продолжая знакомство с ними, например, как: «Кисонька», «Овощи», «Гуси-Лебеди», «Серый волк», продолжаем развивать творческие способности. Все народные игры развивают у ребенка навыки социального поведения. Также позволяют проявлять творческие способности при придумывании детьми новых вариантов игр.

Кроме того, многие игры используются в различных эстафетах, при проведении праздников, досугов, вечеров развлечений. Также совместно с воспитателями  разработаны   сценарии праздников с использованием народных игр:   «Малые  Олимпийские игры»;  «Ярмарка народных игр»;   «Праздник русской печки»; «Праздник русского платка», «Широкая масленица».

В зависимости от своих индивидуальных особенностей, дети учатся контролировать нагрузку, сами выбирают момент для отдыха. Обязательным условием при проведении игр является чередование их по принципу высокой и малой двигательной активности

 Использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.          

Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.

 Важным в работе стало создание игротеки, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. В ней собраны игры-шутки, игры-состязания, игры с подражанием и многие другие. С собранными в игротеке играми знакомятся и дети, и сотрудники детского сада, и родители.

 Собран разнообразный речевой материал, включающий считалки, дразнилки, изготовлены атрибуты к народным играм.

  Родители являются постоянными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса: помогают  организовывать  выставки народно-прикладного искусства,  совместные  праздники и развлечения. Родители совместно с детьми  изготавливают костюмы, атрибуты, декорации, поделки,  помогают готовиться к праздникам и развлечениям.

         Для родителей в приемных групп  вывешивается  описание игр, которые разучивают дети.

Также был реализован  проект    «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры».

Цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.

Задачи проекта:

  • Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок)   может   развить   свои   способности   в   процессе   совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.
  • Познакомить  с русским народным фольклором и обучить разнообразным правилам подвижных народных игр.
  • Развить   физические   качества   –   быстроту,  ловкость,   выносливость   в народных играх.
  • Воспитать культуру общения со сверстниками, интерес и любовь к русской национальной   культуре,   народному   творчеству,   обычаям,   традициям, обрядам, к народным играм.
  • Способствовать  развитию педагогической компетентности  родителе

Оценка результатов проекта

        По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.

   Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду

        Отмечено, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Таким образом, народная подвижная игра как средство приобщения к русской народной культуре играет в жизни ребенка важное место. Благодаря ней дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

8 . РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

    Подводя итог, можно сказать, что народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

    Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства».

   9. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Опыт адресован воспитателям ДОУ, старшим воспитателям ДОУ, руководителям кружков, родителям воспитанников ДОУ.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.

       Проделанная работа и выводы по ней подтверждают наше предположение о том, что процесс формирования нравственно-патриотических чувств будет проходить более успешно, если для формирования нравственно — патриотических представлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста будут использованы народные игр и праздники.

Литература:

  1. Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. «Выходи играть во двор».
  2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду.
  3. Калинченко   А.В.   Развитие   игровой   деятельности   дошкольников:

Методическое пособие. — М.

  1. Литвинова М.Ф.  «Русские народные  подвижные игры»3.Осокина Т.И. и др. «Игры и развлечения детей на воздухе».
  2. Осокина Т.И., Вавилова Е.И. Физическая культура в детском саду.
  3.  Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12
  4. Страковская В.Л.  «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет».
  5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми.  
  6. Г. Тубельская. Детские праздники в семье.
  7. Чернышенко Ю.К., Дворкин Л.С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста.
  8. Якуб С.К. «Вспомним забытые игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

     Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...

Педагогический опыт работы по теме «Портфолио дошкольника как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста »

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом ...

Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"

Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...