Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».
статья по теме
Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Воспитателя МБДОУ детский сад №14 «Дельфинята»
Коробко Светланы Юрьевны
По теме:
«Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».
«Ребёнок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование
его биологически оправданно и
законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт
окружающий мир, прежде всего, и
легче всего в игре, игрой».
А.М.Горький
С поступлением ребёнка в детский сад жизнь ставит перед ним новые задачи. Чтобы облегчить детям привыкание необходимо отвлечь их, переключить внимание, заинтересовать. Помочь в этом могут русские народные игры, поскольку используемые в них движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и др.) Народные игры лаконичны, выразительны и доступны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора.
В самом начале работы по теме мы провели анкетирование родителей. Мы увидели, что многие из них или не знают совсем, или не помнят, или просто не играют в русские народные игры со своими детьми. Тогда мы предложили ответить на вопросы старшее поколение – бабушек и дедушек. Их ответы нас порадовали, поскольку оказалось, что они помнят и знают народные игры. А главное, многие предложили свою помощь в работе по этой проблеме. Опираясь на их опыт, желание сотрудничать, мы стали знакомить детей с народными играми, всё чаще привлекая родителей. На первом этапе работы – это были пальчиковые игры.
« Ум ребёнка находится на кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминается каждый раз, когда происходит тренировка кисти и пальцев ребёнка в процессе ручного труда: занятий лепкой, вырезания из бумаги, конструирования из различных материалов.
В раннем детстве ребёнок ещё не способен к разнообразной деятельности, и поэтому на первом этапе самым доступным средством являются пальчиковые игры. В любой такой игре, помимо тренировки кистей рук происходит развитие речевых центров, т.к. игра обязательно сопровождается проговариванием и пропеванием рифмованного текста. Происходит первое знакомство с мелодикой речи.
Например, при общении с одним ребёнком мы используем пальчиковую игру «Банька». Малыш, проводя пальцами между ладонями взрослого, которые сложены ладонями друг к другу, приговаривает: «Пусти в баньку». На что взрослый отвечает: «Водички нет, мыльца нет, не топлено, жару нет».
После этих слов взрослый сжимает ладонями палец ребёнка и удерживает его, приговаривая: «Жарко, жарко, жарко!!!»
А, занимаясь со всей группой, мы используем такие пальчиковые игры, как: «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Алёнка мала, шустра, быстра…», «Мальчик с пальчик», «Ай, туки-туки-туки…». Ребята охотно включаются в игру, стараются запомнить и выразительно прочитать слова потешек и приговорок.
Мальчик-пальчик, где ты был? Ай, туки-туки-туки,
С этим пальцем в лес ходил, Застучали молотки.
С этим пальцем щи варил, Тук-ток, тук-ток
С этим пальцем кашу ел, Мы скуём себе замок.
С этим пальцем песни пел.
Детям также очень нравятся пальчиковые игры – цапки (мы играем в них одновременно со всеми ребятами, которые разбиваются на пары).
«На горе стояли зайцы
И кричали: «Прячьте пальцы!»
Под моею крышей
Жили-были мыши.
Мама стала их считать:
Раз, два, три, четыре, пять! Цап!»
В дальнейшем мы стали использовать подобные игры в качестве физкультминуток.
«Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Стоп – сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше-выше, высоко,
Прыгать на носках легко».
Народные игры малой подвижности или словесные мы используем в процессе освоения детьми режимных моментов, а также как подготовку к занятиям, непосредственно на занятии или в качестве закрепления полученных знаний.
Например, в игре «Кукомоя» у малышей вырабатывается положительное отношение к процедурам, связанным с водой: умыванию, мытью рук:
«Как у нас на лавке
Все сидят ребятки,
Чисто умылись, славно нарядились.
Одна кукомоя
Ваня неумоя.
Ванечка, умойся!»
(ведущий «поливает» из ведёрка или лейки – а ребёнок «умывается», имитируя движения).
Воспитывая в детях аккуратность, приучая их быстро и правильно обуваться, с младшей группы мы использовали в своей работе игру «Башмачки». Перед прогулкой мы собирали всю обувь и ставили её вперемешку, приговаривая:
«Вот сидят малыши – до чего же хороши!
До чего хороши – ну а ножки – то босы!
Раз, два, три, к башмачкам беги!»
Игра считалась законченной, когда все ребята быстро найдут свою пару обуви и поставят её к своему шкафчику.
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях. Например, закрепить представление о цвете можно в игре «Краски» (в младшем возрасте дети загадывают только основные цвета, а старшие могут загадывать их оттенки). Среди играющих выбирают водящих – «монаха» и «продавца». Остальные игроки (втайне от «монаха») загадывают, какими красками они будут, причём цвета не должны повторяться.
Монах: «Я, монах, в синих штанах.
Пришёл к вам за краской».
Продавец: «За какой?»
Монах называет любой цвет, например голубой. Если такой краски нет, продавец говорит:
«Иди по голубой дорожке,
Найдёшь голубые сапожки,
Поноси, да назад принеси!»
Монах начинает игру сначала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от монаха, а тот его догоняет. Если догнал – монах и краска меняются ролями, если нет – игра продолжается.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений при знакомстве с величиной мы используем игры типа «Жито растёт», «Маленькие ножки». При знакомстве с числом используем потешки с числительными, например «Ерши»:
«Ершей, ершей!
По пяти грошей –
Один ершок – ухи горшок!»
«Пять весёлых лягушат «У стола четыре ножки
По делам своим спешат. По две с каждой стороны,
Пока мокро, пока лужно, но сапожки и калошки
До реки допрыгать нужно. Этим ножкам не нужны».
Если встретишь лягушат,
Не мешай – они спешат».
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.
Считалки и зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего и точное выполнение правил. Жеребьёвки создают положительный эмоциональный настрой. Они применяются в тех случаях, когда дети должны разделиться на команды.
Жеребьёвка: «Лебедь белый, или ястреб смелый?»
«Здесь в лесах, или птица в облаках?»
Зачин: «Приглашаю детвору на весёлую игру!
А кого не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные!»
Считалки: «Как-то раз на сеновале, «Шла кукушка мимо сети,
Две лягушки ночевали, а за нею малы дети,
Утром встали, щей поели, кукушата просят пить,
А тебе водить велели». Выходи, тебе водить».
Привлечь внимание детей, организовать их перед занятиями нам помогают игры – молчанки:
«Первенчики, бубенчики, летели голубенчики.
По свежей росе, по чужой полосе,
Там чашки, орешки, медок, сахарок – молчок!»
Но ребятам нравятся не только эти игры – молчанки, но и противоположные им задорные русские песни. Известно, что в народе не говорят «поём песни», а говорят «играем», так как каждая песня, прежде всего хороводная, не только пропевается, но и обыгрывается. Хороводные песни-игры пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии.
Например, детям очень нравится простое инсценирование сюжета в хороводах: «Заинька, вей венок», «Где ты был, Иванушка?» и в забавной хороводной песне-игре «На торгу, на торгу».
Но самой любой игрой наших ребят, является «карусель». Для этого мы из обруча и лент сделали «карусель», каждый выбирает себе ленту и с удовольствием и задором выполняют движения и говорят текст:
«Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели, а потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз и два, и раз и два,
Вот и кончилась игра».
Некоторые хороводные игры мы используем вместо утренней гимнастики: «Плыла утеня», «Как по улице…», «корабль плывёт» и другие.
Начиная со средней группы, мы стали привлекать детей к сложным хороводам – «Ручеёк», «Стенка на стенку», «Бояре». Они хороши тем, что в них нет явного ведущего – руководство игрой воспитателем остаётся практически незаметным для ребят. В них детей привлекает озорной характер, они быстро перенимают настроение друг друга.
Детей старшей и подготовительной групп мы знакомим с обрядовыми праздниками и играми. Сразу после Новогодней ёлки мы рассказываем о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Ребята узнают, что в эти дни ходили по домам и пели песни – колядки (щедринки), в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.
Накануне Рождества мы с ребятами подготовительной группы сочиняли свои колядки, например:
«Слава дому сему, слава саду моему!
Мира, счастья мы желаем
И хозяев восхваляем!
Много лет, здоровья вам:
И большим и малышам!»
Заучивали русские народные колядки, наряжались и ходили по другим группам колядовали, а после этого ребята с удовольствием пели песни, водили хороводы, играли в игры с младшими детьми. И всё это завершалось праздничным чаепитием.
«Коляда! Коляда! «Коляда! Коляда!
Нам подайте пирога, по проулочку шла:
Хлеба ломтину, свесила ножки,
Денег полтину, стоптала сапожки.
Курочку с хохлом, хоть рупь, хоть пятак –
Петушка с гребешком». Не уйду отсюда так!»
Самый весёлый, желанный праздник наших детей – это Масленица. В нём с удовольствием принимают участие не только ребята, но и папы, мамы, бабушки и дедушки. Из рассказов родных дети узнали о том, в какие игры играют в эти дни, что раньше молодёжь любила прыгать через костёр, а блин являлся знаком богатства.
Праздник стараемся проводить на улице, папы помогают украшать площадку, делают снежную крепость, ледяные горки, дорожки. А мамы и бабушки придумывают элементы костюмов и пекут блины. Песнями, закличками, весёлым смехом ребята зовут Весну, которая приезжает на тройке лошадей:
«Выходи, народ, «Птички – ласточки,
Становись у ворот - прилетите к нам!
Весну закликать, весну ясную принесите нам!
Зиму провожать». С сохой, с бородой
С лошадкой вороной!
Зима нам надоела,
Хлеб и сена поела».
Праздник продолжается катанием на лошадях и угощением всех блинами. И каждый раз он, как правило, полон неискромётного веселья, неподдельной детской радости.
«Идёт Масленица по льду, «Масленица, лезь на горку,
Несёт блинов сковороду. Позови к нам ясну зорьку,
Принимайте молоду - а под зорьку – соловейку,
Разбирайте по блину!» на денёчек, на недельку»,
Наши предки через русскую народную игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире, любви к Родине, взаимоотношениях людей: «Встречный бой», «Охотники и утки», «Продаём горшки», «Защита укрепления», «Ловись рыбка». Русский народ всегда с трепетом относился к природе, берёг её и прославлял. Поэтому в своей работе мы используем игры, которые воспитывают доброе отношение ко всему живому: «Гуси лебеди», «Волк и овцы», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде» и многие другие.
Большое внимание также уделяем подвижным народным играм. Именно в них ярко отражаются представления о чести, смелости, мужестве. В этих играх воспитываются такие качества как смекалка, выдержка. Как тут не вспомнить о легендарных русских народных играх, воспитывающих «настоящих богатырей»: «Бой петухов», «Вытолкни из круга», «Достань камешек».
Народные игры с течением времени, постепенно видоизменялись, но всегда вызывали интерес у детей разных возрастов. Сюжет народной игры построен так, что в любой момент в неё можно добавить что-то новое, необычное. Так, например, через некоторое время, после знакомства с игрой «Жмурки», мы обратили внимание на то, что интерес детей к игре постепенно угасает. Мы решили добавить к основным правилам игры сюрпризный момент. В результате чего дети вновь увлеклись игрой и уже в дальнейшем сами выбирали правила игры. Тот же метод мы решили, применить и к некоторым другим народным играм: «Водяной», «Молчанка», «Море волнуется».
Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты. Но эти игры дадут положительные результаты только тогда, когда исполнят своё главное назначение – подарят детям радость и веселье; научать играть вместе, а значит – терпению, взаимопомощи, дружелюбию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему : " Роль сюжетной ролевой игры в воспитании детей".
Ролевая игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка....
Опыт работы по теме "Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, ...
Опыт работы на тему: « Роль сюжетно - ролевой игры в социализации детей средней группы»
Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с подготовки и реализации проекта «Моя семья». Для этого проекта был составлен план работы с детьми и родителями средней группы, а также подго...
Опыт работы на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей средней группы»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются определён...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Выступление по теме: «Роль сюжетно ролевой игры в воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры.А.В. Луначарский...