Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна

Применение этнокультурного компонента позволяет знакомить детей с национальной культурой, способствует мотивации к изучению народных традиций, формирует интерес к национальным играм , традиционным технологиям. Развивает творческие способности, воспитывает толерантность. Формирует уважительное отношение к мировоззрению предков, их представлениям о добре, красоте, счастье, справедливости и пробуждает интерес к истории своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ped_ideya.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чечек» комбинированного вида

с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва»

Технологическая карта

организационной образовательной деятельности

в старшей группе

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Волшебные косточки астрагалы кажыктар»

           Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:

Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна

                                                                                                                                                           

                                                                                                                     с.Кызыл-Мажалык, 2022г

Аннотация.

Применение этнокультурного компонента позволяет знакомить детей с национальной культурой, способствует мотивации к изучению народных традиций, формирует интерес к национальным играм , традиционным технологиям. Развивает творческие способности, воспитывает толерантность. Формирует уважительное отношение к мировоззрению предков, их представлениям о добре, красоте, счастье, справедливости и пробуждает интерес к истории своего народа.

 Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Игра является основой всего воспитательного, образовательного процесса. Народные игры привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются доступным средством их физического, нравственного, эстетического воспитания. Игрушка -вещь, служащая для игр.

О целительном воздействии различных игр на организм ребенка, на становление его характера, личностных качеств тувинцы знали с давних времен. Считали, что в игре ребенок находит возможности реализовывать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Привитие подрастающему поколению трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой. Поэтому рациональное использование тувинских народных игр на занятиях позволяет эффективно организовать процесс физического воспитания в детских образовательных учреждениях.

Более конкретный анализ тувинских игр и их видов сделал этнограф И. У. Самбуу, который посвятил данной теме несколько работ. Исследовав и описав тувинские подвижные игры, он дал новый дополнительный материал по изучении исторической этнографии тувинского народа.

Актуальность: в настоящее время детей с малых лет интересуют только компьютерные игры, мультфильмы и ведут малоподвижный образ жизни. Все это приводит к различным заболеваниям органов зрения, слуха и т. д.

Таким образом, данная проблема актуализирует поиск новых форм, путей использования и внедрения. Поэтому я считаю, что использование тувинских народных игр эффективным, чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие.

А именно «Кажык», или игра в кости имеет развивающее значение, особенно полезна для развития пальцев, суставов рук, мышц рук, гибкости пальцев; не применяя большого физического напряжения, она улучшает координацию движений рук и органы зрения; способствует быстроте реакции.

НОД: «Социально-коммуникативное развитие»  

Тема: «Волшебные косточки астрагалы кажыктар»

Тема недели: «День тувинского языка»

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа: Старшая группа

Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: интегрированное

Форма образовательной деятельности: подгруппа

Цель: продолжать знакомить детей тувинскими национальными играми и игрушкой кажык.

Задачи:

Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение представлений детей о тувинских национальных играх, учить играть в игру «Дорт берге», «Игра на счастье» и представления об исторической сущности норм и правил поведения в юрте;

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимательность к занятию.

Воспитательные: воспитывать интерес, уважение пожилым людям

Предварительная работа: чтение тувинских народных сказок, загадывание тувинских загадок, пословицы, рассматривание иллюстраций, играть тувинские национальные игры, работа с раскрасками. Повторять правило этикета в юрте.

Материалы и оборудования: Музей юрты, фотографии и иллюстрации, домашняя тувинская утварь, иллюстрации домашних животных, тувинские национальные блюда, альбом с фотографиями семьи, раскраска «Юрта». Загадывание загадок, чтение стихотворений о детских играх, рассматривание костей кажык.

Словарная работа: кажык,

Методы и приемы: сюрпризный момент, Беседа, экскурсия в юрту, рассказ бабушки, игра, вопросы, песни.

Технологическая карта НОД

Этап занятия Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

Вводная часть

Организационный момент

 Здравствуй правая рука (вытянуть вперёд)

Здравствуй левая рука (вытянуть вперёд)

Здравствуй друг (соседу справа)

Здравствуй, друг (слева)

Здравствуй, здравствуй дружный круг .

Эртен эрте экии дээр мен

Экии авай, экии ачай

Экии хунум, экии эжим

Экии башкым

 Башкым база экии дээр

(дети играет в игру)

1 мин

2

Проблемная ситуация

(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Ребята, послушайте стихотворение:

Я мамину маму очень люблю

У неё морщинок много,

И на лбу седая прядь

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

- О ком говорится в этом стихотворении?

- Вы любите своих бабушек?

- Я знаю одну прекрасную бабушку, которая живет на стоянке в юрте. Ей там одиноко и она скучает по внукам. Давайте отправимся к ней в гости.

- Но прежде, чем отправиться к ней в гости. нам нужно вспомнить правила поведения в юрте.

 

Воспитатель:- А какое сейчас время года?

 Воспитатель: -На чем же мы поедем?

 

Воспитатель: - Давайте с вами поедем на лошадях.

Воспитатель: -Прежде чем зайти в юрту давайте вспомним, как нужно вести себя около юрты.

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо знаете все правила поведения в гостях. Давайте покашляем, зайдем, поздороваемся. В юрте гости должны сидеть с левой стороны очага.

.

-Дети: Стихотворении идет речь о бабушке.

- Да мы любим  бабушку.

Дети: В юрте нельзя баловаться, когда пришли гости.

Дети: Нельзя громко икать – удача уйдет.

Дети:

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети: Нельзя показывать язык – мама плакать будет.

Дети: Нельзя плевать на огонь, огонь – это священно.

Дети: Время года осень.

Дети: Мы поедем на машине

Дети: поедем автобусе.

Дети: -Нельзя ходить в юрту внезапно или незаметно

Дети:  Человек, подходя к юрте, должен покашлять, почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком.

(Дети повторяют правило этикета юрты).

2 мин

3.

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

   Дети: здравствуйте, бабушка.

                Воспитатель: Амыр – ла, амыр!

                Бабушка: Амыр, амыр. Здравствуйте, мои дорогие! Как добрались?  Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Расскажите, дети, откуда вы приехали, и из какого садика.

- Аалга кирген кижи аяк эрии ызырар,

 Арга кирген кижи саат дайнаар.

Дыхательная гимнастика «Горячий чай»

   Игра – загадки с мнемотаблицами.

- Сено день и ночь жует,

 Много молока дает.

- По горам, по долам ходит шуба да кафтан;

- С бородой да не старик, с рогами да не бык, доят да не корова.

- Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Бабушка: - молодцы, дети, все загадки отгадали,  а теперь поиграем  пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Чылгычылар» (табунщики)

Показывая на большой палец:

-Матпаадыр караулит.

Бажы-курлуг кухарничает.

Отраа-мерген костер разводит

Уваа-шежен ловит

Биче-моовей вареные почки ест.

Дети: Детский сад «Чечек»

Дети: Старшая группа.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Дети отгадают загадки.

Дети: Это корова

Дети. Это овечка

Дети: Это коза.

Дети: Домашнее животное лошадь.

Играют пальчиковую игру

5 мин

4.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

 Бабушка: играют дети всех стран и народов. Играют дети с игрушками, с предметами.

- А тувинской семье, до рождения первого ребенка собирали ему игрушки - бараньи астрагалы кажык, вырезали из дерева фигурки лошадей, верблюдов.   Для игр на костях тувинцы использовали кости с конечностей овец и коз кажык. Мясо с костями варили, после варки тщательно обрабатывали, освобождая от остатков мяса и сухожилий. В результате получали четыре кости кажык. Кости иногда красили в красный цвет минеральной краской.  Большинство вариантов этой игры отображало жизнь кочевников-скотоводов. тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Наши предки считают, что кости приносит счастье и способствует размножению поголовья скота, его сохранности.

-Каждая сторона кости кажык имела свое условное обозначение: конь аът, корова инек, овца хой, коза ошку, верблюд теве и як сарлык.

Четыре кости брали в руку и, приподняв над поверхностью, поворотом кисти бросали. В результате каждая кость занимала определенное положение. За основу принималась сторона, находящаяся в верхней части. Бросать кости так, чтобы они заняли определенное, задуманное.

Музыкальная физкультминутка «Юрта»

В под музыку все играющие бегают врассыпную, а когда музыка останавливается, каждая команда строит свою юрту из цветного материала в каждой юрте по четыре игрока. Чья команда быстрее построит юрту, та команда выигрывает.

Дети слушают рассказ бабушки.

Играющие должны построить юрту, схватив за угол материала и поднять вверх.

10мин

5

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений,

(выполнение работы)

 «Дөрт берге» (четыре трудности, «игра на счастье»)

Для игры берут четыре крупные кости, и каждый играющий бросает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота: баран, коза, лошадь и корова. Считается, что это счастье определяет будущее человека. Менее счастливым считается тот, кому выпало четыре коровы, и т. д.  Количество игроков произвольно.

Воспитатель: Давайте, повторяем стороны костей кажык. Менее гладкая сторона – лошадь аът, а противоположная сторона лошади корова инек. Выпуклая сторона – овечка хой, а противоположная сторона коза ошку.

Воспитатель- Как называется менее гладкая сторона кажык?

Воспитатель- А противоположная сторона лошади?

Воспитатель: А выпуклая сторона астрагала какое животное означает?

Воспитатель:

-Бросаем по очереди игральные кости кажык.

- Алдар скажи какие животные выпали?

Встали за столы и играем игру

Дети- Гладкая сторона кажык – лошадь (аът)

Дети- Противоположная сторона лошади — это, корова.

Дети: - Выпуклая сторона, овечка.

Дети противоположная сторона коза.

Дети: выпали две козочки, одна корова и лошадь.

(Все участники игры бросают кости один раз)

10 мин

6.

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

  - А к кому мы и куда ездили?

- Что нового узнали?

- Чем вас угощала бабушка?

- Что вам больше всего понравилось.

- Дети: В гости к башке

- Дети: Играли в игру «Четыре трудности».

- Дети

1мин

7.

Рефлексия

- Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с бабушкой. Скажем ей спасибо за гостеприимство 

.

Дети прощаются.

1 мин

                                                          Литература

  1. Даржаа.В. Тайны номадов.К., 2007 стр. 240
  2. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Комплексные занятия. В., 2016.
  3. Флерина  Е.А. Игра и игрушка М., 1973 стр.20
  4. Потапов. Л П.. Очерки народного быта К, 1969. Стр 226
  5. Тенишева Э.Р. Тувинско-русский словарь М., 1959
  6. Монгуш К-Л.Б. Традиционная культура тувинцев. К., 2006 стр.34
  7. Самбуу  И. Тувинские игры. К., стр.64.
  8. Ооржак Л.Х. Номчулга ному. К., 2019ч
  9. https://vk.com/wall-86800083_5378

Самоанализ НОД

 «Социально-коммуникативное развитие»

по теме «Волшебные косточки астрагалы кажыктар»

Критерий

Характеристика

1.

Характеристика группы

Занятие проводила с детьми подготовительной к школе группы, присутствовало 12 детей. У детей сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослыми. Умеют слышать и слушать воспитателя.

2

Тема НОД

«Волшебные косточки астрагалы кажыктар»

3

Образовательная область (интеграция)

Социально-коммуникативное развитие

4

Мотивация

Думаю, что игровая мотивация, в гости к бабушке  Для поддержания интереса использовала интересные задания, загадки и игры.

5

Основные цели и задачи

Тема, цели, задачи занятия соответствуют Программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и требованиям ФГОС. Конспект занятия соответствует программным требованиям данного возраста. При отборе содержания учебного материала руководствовалась перспективным планированием.

6

Совместная работа по нахождению способов деятельности

6. Занятие состояло из нескольких этапов: организационный момент, постановка проблемы, основная часть, «минутка здоровья», практический, оценочный.

        На занятии раскрывалась лексическая тема – «День тувинского языка»

Для образовательной деятельности была выбрана демократическая форма общения.

Содержание доступно детям для понимания. Все использованные методы и приемы соответствовали возрасту детей:

- словесные: указания, разъяснение, команды;

- наглядные: картинки, мнемодорожка, атрибуты игры

- практический: показ, динамическая игра,

- здоровье - сберегающие технологии: музыкальная разминка.

На протяжении всего занятия поддерживался мотивационный интерес детей:

- сюжетной линией,

- наглядностью.

- эмоциональным общением.

На занятии присутствовала атмосфера добра, чуткости, внимания. Учебная нагрузка соответствовала возрасту детей. Длительность занятия выдержана.

Дети восприняли материал осознанно описание игрушки.

Эмоциональный настрой на протяжении всего занятия был высокий.

В целом считаю, что планируемые результаты достигнуты.

Смена видов деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость детей.

7

Самостоятельная работа  детей по апробации способов  деятельности

(Итог)

 Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли речевую активность. Они были заинтересованы, внимательны, организованы и активными. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач.

8

Рефлексия

Анализируя проведенное занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено методически грамотно, а этапы занятия взаимосвязаны.

Рефлексия прошла успешно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ""

Систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам....

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА: С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ»

систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам:а) «Богатыри земли русской»;б) «Князья -...

Проект «Использование инновационных педагогических технологий в формировании культуры общения дошкольников в лучших национальных традициях»

Я сделала проект «Использование инновационных педагогических технологий в формировании культуры общения дошкольников в лучших национальных традициях».посмотрите, может найдете что-то интресное для себ...

консультация для родителей " «ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЧАСОВ: ОТ СОЗДАНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ»

История возникновения часов весьма интересна и познавательна. Человеку было важно знать точное время, чтобы оптимально планировать свои действия, так поступательно были изобретены часы солнечные, водя...

Рождественские колядки – народные гуляния с многовековой историей !

Нашим детям необходимо прививать интерес к истории родной страны, воспитывать уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности. Важно расширять представления о народных и православн...

Народная игра – как многовековая традиция воспитания детей.

Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эсте...