Семинар для воспитателей «Народная игра как средство обучения и воспитания подрастающего поколения»
консультация

Морозова Виталия Георгиевна

Конспект проведения практического семинара для педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_narodnye_igry.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения практического семинара для педагогов

Тема:  «Народная игра как средство обучения и воспитания подрастающего поколения»

        Музыкальный руководитель:

Добрый день, уважаемые коллеги!

У каждого народа свои культурные  традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Как не вспомнить слова пушкинской Татьяны: «Мне скучно, поговорим о старине».

        Вот уже пятый год, работая в нашем дошкольном учреждении я занимаюсь проблемой «Формирование русского менталитета у дошкольников путем приобщения к русскому народному творчеству». Мною проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, по внедрению русских народных традиций в повседневную жизнь детей. Традиционно в МДОУ проводятся обрядовые праздники, последнее время все чаще с привлечением родителей наших воспитанников. Надо отметить, что уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес у детей.

        Сегодня в нашем МДОУ началась «Неделя русского народного творчества». Целью данного комплекса мероприятий является максимальное приобщение к истокам русской народной культуры детей, родителей и педагогов через более глубокое изучение всех направлений русского народного творчества и знакомство с ними. Необходимость этих мероприятий подтвердилась и анкетированием, проведенным среди родителей и педагогов, результаты которых оказались весьма интересными, а именно:

Анализ анкетирования

Приложение 1.

        Итак, открывает нашу неделю «День народной игры». Ведь игра – это наиболее приемлемый путь возвращения традиций и обычаев. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

        Вы скажете, что может быть проще народной игры? Что нового можно узнать о ней? Многие педагоги, не вникая в воспитательную и образовательную функции этого направления, относятся к нему несерьезно. А зря!!!

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой  старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они доступны в своем содержании, легко организуются, а главное помогают каждому ребенку проявить себя как личность.

        Так что же такое народная игра? Какое значение она имеет в вашей педагогической деятельности? (ответы)

        Давайте вместе попробуем разобраться в этих, казалось бы, простых вопросах.

        Итак, народная игра – это средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка через рефлексию. Она – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. А следовательно, знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.

        Давайте вспомним, с чего начинаются многие народные (и не только) игры.

        Многие народные игры начинаются с читалок. Я предлагаю вам провести

«Аукцион считалок»

Педагоги  поочередно называют считалки, кто сможет назвать больше, тот получает приз – подбор русских считалок.

Приложение 2. 

        Наш аукцион подтвердил, что все вы знаете и используете считалки в своей работе. А знает ли кто-нибудь из вас об их происхождении? (ответы)

        Итак, считалка – это часть детского фольклора, коротенькое стихотворение, служащее для справедливого распределения ролей в играх.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослого. Перед предстоящим делом, в прошлом, зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому предавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие игры имитируют серьезные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Но считалки не единственный способ выбора водящего. Часто в играх все участники делятся на две группы, и нужно решить какой из них начинать игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой группы, меряются на палке («конаются»). Для этого подбирают палку длиной 40-50 см, один из играющих берет ее за конец, другой, другой, плотно прижимая свою руку руке товарища, захватывает ее выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т. д. какой игрок захватит конец палки, тот выигрывает, для своей группы право начать игру.

Есть и более простой способ выбора очередности – угадывание. В какой руке лежит предмет? Какой из двух концов платка узелком? Которая из двух палочек (соломинок), выставленных одним концом, длиннее, которая короче? И т. д.

Есть игры, где все играющие делятся на две группы, команды. В таких играх в начале выбирают ведущих, затем определяется состав команд. Разделит всех поровну, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.

Играющие делятся пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один, например,, называет себя «сорокой», а другой «змеем-Горынычем». Можно придумать смешные клички, например «Степан-великан», «усатый таракан». Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выберут, чаще в форме рифмовки, например:

Из ведра ерша

Или из корзины ежа?

Чтобы ведущие не назвали одного и того же игрока, они договариваются, кто первым будет выбирать и в какой паре: один выбирает в первой паре, другой – во второй. Сговорки бывают разные. Приведу примеры.

Кого выбираешь:

Конь вороной или хомут золотой?

Шары катить или воду лить?

Сено косит или дрова рубить?

Коня ковать или двор подметать?

Что возьмешь:

Медведя лохматого или козла рогатого? Из речки ерша или из лесу ежа? Серу утку или деревянную дудку?

Чего тебе нужно:

Гороху мешок или масла горшок?

Кого в гости пригласишь?

Хитрую лисицу или Марью-красу?

Таракана усатого или тигренка полосатого?

Чего тебе дать:

Сахару кусочек или красненький платочек?

Выбирай:

Ландыш душистый или одуванчик пушистый?

Колокольчик голубой или желтый зверобой?

Белую березу или красную розу?

Сговорки складываются нетрудно, их можно придумать самим.

Еще один способ выбора водящего или какой либо другой проблемы начала игры  - жребий, т.е. условный знак, какой-либо предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки.

Как же народные игры взаимодействую с другими видами детской деятельности. Давайте обратим свое внимание на экран.

Просмотр слайда «взаимодействие народных игр с другими видами детской деятельности».

Приложение 3.

Одна из важнейших проблем, связанных с детскими играми, в том числе народными, - их классификация. Изучив  большое количество литературы по данной теме, я сделала вывод – единой классификации игр нет.

Основу классификации заложил русский педагог П.Ф. Лесгафт, также выделяла группы игр Н.Н. Крупская.

В современной педагогической науке существует много классификаций. Сегодня мне хотелось бы остановиться на классификации игр по С.Л.  Новоселовой. Она, не отрицая рациональности прежних подходов, в качестве основы выдвигает категорию инициативы, исходящей от субъектов игры, выделяя три класса игр:

Просмотр слайда «Классификация игр по Новоселовой»

Приложение 4.

Эта классификация показывает, что многие виды современных обучающих и досуговых игр могут быть связаны содержанием с традиционными (народными) играми.

Новоселова выделяет три вида традиционных игр. Рассмотрим их подробнее.

Просмотр слайда «Классификация традиционных игр по Новоселовой»

Приложение 5.

А сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и познакомиться с этой классификацией практически.

Итак, обрядовые игры. Они  имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен, а также различной глубины корни, подчас культового характера.

Разучивание игр: «Горелки» - семейные,

«У дедушки Трифона» - семейные,

«Пахари и жнецы», «Огородник» - сезонные.

Приложение 6.

Тренинговые игры в своей основе имеют интуитивные представления  народа о том, что должен знать и уметь ребенок, как он должен себя вести. Такие игры по своему содержанию могут быть обособлены от обрядовых, в то же время вступая в сложные отношения с ними. Особенно четко эта взаимосвязь проступает в адаптивных и отчасти сенсомоторных играх. Связь же интеллектуальных тренинговых игр с обрядовыми носит различный характер. Из традиционных несколько ближе к обрядовым стоят адаптивные игры, сущность которых заключается в освоении ребенком этнических социальных ценностей (храбрость, находчивость, инициативность).

Сенсомоторные игры (подвижные0 рассматриваются с позиции общего развития ребенка движений и спортивных навыков. Вместе с тем, основными задачами тренинговых сенсомоторных игр являются развитие слаженности, координации, восприятия окружающей среды всеми органами чувств, а также быстроты и адекватности реакции.

Разучивание игр: «Охотник», «Еду, еду» - интеллектуальные,

«Салочки», «Хвост и голова» - сенсомоторные,

«Два мороза» - адаптивные.

Приложение 6.

Следующий вид – досуговые игры. Их интегральным свойством является отражение любви и бережного отношения к детям, заботы об их психическом и физическом состоянии, настроении.

Досуговые детские игры подразделяются на игры-развлечения, носящие публичный характер; игры-забавы, проводящиеся в семье и игры-релаксации, которые адресованы чаще младенцам и детям раннего возраста.

Разучивание игр: «Яша и Маша» - игры-развлечения,

«Пальчики-братики», «Водичка» - игры-забавы,

 «Баю», «Кто проснулся?» - игры-релаксации.

Приложение 6.

Необходимо отметить, что подобное деление традиционных игр носит условный характер: в содержании отдельных видов превалирует та или иная направленность и одновременно присутствуют качества, характерные для другого типа.

Народная игра очень тесно перекликается со всеми направлениями народного творчества. Таким образом, большинство игр просто невозможно себе представить без народной песни. В свою очередь большинство народных песен можно представить в виде игры.  Именно это я предлагаю вам сделать.

Выполнение практического задания «Придумай игру, прослушав песню».

Педагоги делятся на две команды, прослушав песню, совещаются и показывают придуманные варианты игр.

Приложение 7.

Конечно же, народная игра связна и с драматическим искусством, и с народным танцем, и отчасти с декоративно-прикладным творчеством. Изучать эту тему, как оказалось можно очень долго, находя все новые и новые аспекты этого направления. Но, я думаю, мы оставим это для новой встречи.

А подводя итог сегодняшнего дня,  давайте проверим ваши знания и проведем викторину

«Народная игра для воспитателя XXI века».

Приложение 8.

Ну, и в заключении, мне бы хотелось вспомнить слова В. Белинского, которые я стараюсь использовать как девиз своей педагогической деятельности:

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

Желаю, чтобы творчество никогда не покидало вашу педагогическую деятельность, а русская народная культура поможет вам в этом!!!

Приложение 1 .

Анкета для педагогов «Что такое народная игра?»

  1. Что такое народная игра?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Что такое народная игрушка?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Что Вам известно о возникновении народных игр?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4.  Знакомы ли Вы с классификацией народных игр?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5.  Как народная игра влияет на нравственное воспитание?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Познавательны ли народные игры?________________________________________________
  7. Помогает ли народная игра развивать эмоциональную сферу ребенка?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. С какого возраста можно играть с детьми в народные игры?___________________________
  9. Любят ли дети народные игры и за что?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Назовите любимые игры детей в своих группах______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Кто является инициатором проведения народных игр?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Влияет ли игра на  характер ребенка?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  13. Сколько времени вы отводите на народные игры?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  14. Сколько по времени дети играют в народные игры?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  15. Как Вы дополняете народные игры?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

«Приобщение детей к истокам русской культуре»

Ф. И. О._______________________________________________________________

1.Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа:

    А) как жили наши предки?

    Б) какими занимались ремеслами?

    В) как сеяли хлеб?

    Г) какую на Руси носили одежду?

2.  Знаете ли Вы русские народные праздники?________________________________________________________________

3. Нужно ли ребенку давать толкования старославянских слов?____________________

4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?_____________________________________

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам  старины?____________________

6. Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________

7. Должны ли рассказывать  об истоках русской культуры в детском саду?_____________________________________________________________________

8. Есть ли у Вас вещи дедушек и бабушек?  Какие? Знает ли об этом малыш? ___________________________________________________________________________

9.Знаете ли Вы народные игры? Какие?_________________________________________

10. Играете ли Вы в них с ребенком?___________________________________________

11. Соблюдаете ли Вы русские народные обычаи и традиции  в семье? Какие?____________________________________________________________________

12. Поете ли Вы русские народные песни?______________________________________

13. Владеете ли Вы музыкальным инструментом? Каким?___________________________________________________________________

14. Занимались ли вы когда-нибудь в музыкальных студиях, кружках и т.д.?______________________________________________________________________

15.  Какую помощь Вы можете оказать детскому саду в приобщении детей к русскому народному творчеству?

           А) участие в совместных праздниках.

        Б) выступление на утренниках, праздниках.

        В) изготовление костюмов, атрибутов.

Русские народные считалки.

  • Конь ретивый, долгогривый                                                

Скачет полем, скачет нивой.

Кто того коня поймает,

С нами в салочки играет.

  • Ниточка, иголочка,

Синенько стеколочко,

Рыба карась,

Ты убирайсь!

  • Раз, два – голова,

Три, четыре – прицепили.

Пять, шесть – сено везть.

Семь, восемь – сено косим.

Девять , десять – деньги весить.

Одиннадцать, двенадцать – на улице бранятся

Бабы, мужики ,мальцы-озорники,

Душка Матрешка. Глядите в окошко:

Здесь Семен – он выйдет вон!

  • Теля-меля, ты, Емеля,

Третий бас. Поводи-ка нас!

  • Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи – тебе водить!

  • Огурец, огурец,

Не ходи на тот конец:

Там волки живут,

Тебе ноги подшибут!

Я не тятькин сын,

Я не мамкин сын

Я на елке рос,

Меня ветер снес,

Я упал на пенек,

Поди водить, паренек!

  • Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочку закутай.

Если будешь ты обут,

Волка зайцы не найдут,

Не найдет тебя медведь.

Выходи – тебе гореть!

  • Ходит свинка по бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет, и берет,

И в корзиночку кладет.

Этот выйдет – вон пойдет!

 Раз, два, три, четыре.

  • Меня грамоте учили.

Пять, шесть, семь.

Покосился пень.

Он, Додон,

Выйдет о нас вон!

  • Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит – это он.

Выходи скорее вон!

  • Раз, два, три, четыре.

Жили мошки на квартире.

К ним повадился сам-друг

Крестовик – большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь.

Паука мы все попросим:

 - Ты, обжора, не ходи.

Ну-ка, Мишенька, води!

  • Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

  • Тара-бара,

Домой пора

Коров доить –

Тебе водить!

  • -  Заяц белый, куда бегал?

-  В лес, в дубраву.

-  Что там делал?

-  Грибы рвал.

- Куда клал?

- В решето, в котомку.

- Кто ж украл?

- Родивон.

- Пусть за это выйдет вон!

  • Месяц-заяц

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто возьмет –

Вон пойдет!

  • Катилась торба

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?

  • Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

       Мы играем – водишь

        Ты!

  • Тучи, тучи, тучи, тучи.

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит, выйдет вон!

  • Прибежали два быка

В зеленые луга.

Были бы деньги – купила б баба серьги,

Вдела бы в уши,

Поехала бы тпруши.

Тпруши, ладуши –

Три курицы-кладуши,

Петух-клохотун,

Человек – свистун!

Родивон, выйди вон!

  • Катилось яблочко

      Вокруг огорода,

Мимо частокола.

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет.

  • Колокольчик всех зовет,

Колокольчик нам поет

Звонким, тонким голоском:

Динь-бом, динь-бом!

Выходи из круга вон!

  • Раз, два – домой пора

Ребят кормить, тебе водить!

  • Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил под лавку.

Кто травку возьмет – тот вон пойдет!

  • Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

  • Ты – хомяк, а ты – хорек,

Ты зайчишка, прыг да скок,

Ты – лисица, ты – куница,

Ты – бобриха-мастерица,

Ты – охотник. Ой, беда!

Разбегайся кто куда!

  • Покатилось колесо,

Укатилось далеко,

И не в рожь,

И не в пшеницу,

А до самой до столицы.

Колесо кто найдет,

Тот ведет!

  • Катилося яблочко

Мимо сада,

Мимо, огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

  • Катился горох по блюду.

Ты води,

А я не буду.

  • -Чики-брики, ты куда?

- Чики-брики, на базар.

- Чики-брики, ты зачем?

- Чики-брики, за овсом!

- Чики-брики, ты кому?

- Чики-брики, я коню!

- Чики-брики, ты какому?

- Чики-брики, вороному!

  • Таря-Маря

В лес ходила,

Шишки ела –

Нам велела.

А мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим!

  • Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

И кричали:

«Кук! Мак!»

Убирай один кулак!

  • Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое,

Себе трое

И детишкам

По лаптишкам!

  • Под мельницей,

Под вертельницей

Подралися два ерша.

Вот и сказка вся!

  • Кукушечка-

Горюшечка

Плетень плела,

Детей вела.

Дети шли,

До конца дошли,

До конца дошли,

Обратно пошли.

Кук!

  • Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар!

  • Первинчики,

Другинчики,

Летели голубенчики

По утренней росе,

По зеленой полосе.

Здесь яблоки, орешки,

Медок, сахарок,

Поди вон!

В уголок!

  • Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

  • Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой подоле,

Гляди на поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

  • Прыг да скок,

Прыг да скок,

Скачет  зайка – серый бок.

По лесочку

Прыг-прыг-прыг, по снежочку тык-тык-тык.

Под кусточек присел,

Схорониться хотел.

Кто его поймает, тот и водит.

  • Тили-тиле,

На лавочке сидели –

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник,

Портной.

А ты кто такой?

  • Инцы-брынцы,

Балалайка!

Инцы-брынцы,

Поиграй-ка! Инцы-брынцы,

Не хочу!

Инцы-брынцы,

Вон пойду!

  • Ах ты, совушка-сова,

Ты, большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела –

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

  • По дорожке Дарья шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок маленький,

Нитки аленьки,

Клубок катится,

Нитка тянется.

Клубок далее, далее, далее,

Нитка доле, доле, доле.

Я за ниточку взяла,

       Потянула, порвала.

  • За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

  • Комарики-мошки,

Тоненькие ножки,

Пляшут по дорожке…

Близко ночь,

Улетайте прочь.

  • Трух-тух,

Трух-трух-трух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

  • Летела кукушечка мимо сада,

Поклевала всю рассаду

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак».

  • Погляди на небо,

Звезды горят,

Журавли кричат:

-Гу-гу! Убегу!

Раз, два, не воронь!

      А беги как огонь!

  • По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком.

Заинька, не беги –

Вот тебе сапоги,

Вот тебе поясок,

Не спеши  в лесок.

Иди к нам в хоровод

Веселить народ.

  • - Тили-тели, -

Птички пели,

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить!

Кто не вьет, тому водить!

  • Покатилось колесо,

Укатилось далеко,

И не в рожь,

И не в пшеницу,

А до самой до столицы.

Колесо кто найдет,

Тот ведет.

  • Уж как шла лиса по тропке,

Нашла грамоту в охлопке,

Она села на пенек

И читала весь денек.

  • Обруч круж,

Обруч круж.

Кто играет, будет уж.

Кто не хочет быть ужом,

Выходи из круга вон!

  • Еду-еду

К бабке, к деду

На лошадке

В красной шапке.

По ровненькой дорожке

На одной ножке,

В старом лопаточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму!

Бух!

  • Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет по полям.

Тут и там!

Тут и там!

Где проскачет он –

  • Выходи из круга вон!

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем.

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять…

Невозможно сосчитать!

  • Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь…

Выходи – тебе гореть!

  • Белки зайцев угощали,

Им морковку подавали,

Все орешки сами съели,

И тебе водить велели .

  • Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

Кот сидит – сметаны нет.

Помогите-ка Степану,

Поищите с ним сметану.

Взаимодействие народной игры

С другими видами детской деятельности.

.

Классификация игр по Л.С. Новоселовой

Традиционные (народные) игры

Горелки.

        Много других названий у этой игры: «Гори ясно», «Огарыши», «Разбегиши», «Разлуки» и др. известна она почти у всех славянских народов, является очень древней. Возрождение этой игры на русских народных праздниках и гуляниях приобретает сегодня почти обрядовое, символическое значение.

        Участвовать могут 5-25 мальчиков и девочек. Нужна лужайка, площадка длиной не менее 20-30 м. выбирают водящего – «горельщика», делятся на пары: обычно мальчик – девочка, берутся за руки, становятся друг за другом колонной. Впереди в 3-5 метрах от первой пары стоит «горельщик». Все говорят хором нараспев:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!

        « Горельщик стоит спиной к остальным. Начиная со слов «Глянь на небо», он смотрит вверх. В это время стоящие в последней паре разъединяют руки и идут кто справа, кто слева вдоль колонны к ее началу. Почти поравнявшись с «горельщиком», они ждут последних слов, после чего бросаются бежать вперед мимо «горельщика». Он гонится за любым из них и старается поймать (достаточно только осалить, коснувшись рукой) прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого «горельщик» поймает, с тем и становится парой впереди всей вереницы. Водит игрок, оставшийся один. Если же «горельщик» никого не пойма, он снова «горит» - ловит следующую пару.

        Правила:

«Горельщик» не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае  приготовившиеся бежать могут поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом. Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит слово «беги». «Горельщик» может осалить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки. Каждый раз пара пробежавших становится впереди колонны.

        Разновидность игры:

 Все становятся в круг. Ведущий со словами «Раз, два, три- беги!» задевает платочком любую пару детей. Они бегут в разные стороны, соревнуясь, кому удастся схватить платочек первым. Победивший с платочком встает в круг. Игра продолжается.

У дедушки Трифона.

Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в центр и говорит: «Ну, сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте». Скажет это водящий и запоет. Весь хоровод идет по кругу и все поют:

У дедушки Трифона,

Семеро детей.

Семеро детей,

Семь сыновей.

Дедушка Трифон  показывает, какие огромные глаза у его сыновей, и поет: «С такими глазами». Все остальные останавливаются и показывают, какие у них огромные глаза, повторяют: «С такими глазами». И снова идут по кругу.

        Дальше дедушка Трифон показывает, какие густые брови, какие носы, уши, губы, плечи, руки, ноги у его сыновей. Все останавливаются, повторяют его движения и снова идут. После дедушка Трифон запевает:

Они не пили, не ели,

Все на дедушку глядели

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Остальные подхватывают. А душка Трифон выдумывает разные движения и показывает – то руками в бока упрется и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет за волосы. Играющие должны проворно и быстро повторить все движения и разом остановиться. При каждом новом движении говорят:

И все делали вот так1

И все делали вот так!

Кто не поспевает, замешкается или ошибется , становится рядом с дедушкой и повторяет его действия и всех остальных.

Пахари и жнецы.

Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу жнецам и говорят:

А мы пашенку пахали,

Глубоко борозды пахали.

Борозды глубокие, полосы широкие.

А вы, жнецы, худые.

У вас серпы тупые.

Им отвечают жнецы:

А у вас – пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже пролежал

Да ворон считал.

По окончании этих слов  один из «пахарей2 выбирает себе пару. Они берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Когда им это удается, игра повторяется, но начинают ее жнецы.

Огородник.

        Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем. Все становятся в круг. Один – «огородник» - выходит в середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

- Кто там?

Он отвечает:

- Огородник.

- Зачем пришел?

- За репой!

После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

«Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если угадает, то «репа» от него убегает, а он за ней.

Охотник.

Играющие становятся в одно место – это дом. За несколько шагов от них, чем дальше, тем лучше, проведена черта, за ней – «лес», где водятся звери. В этот  «лес» отправляется «охотник» – один из играющих. Он говорит: «Я пойду в лес на охоту, я поймаю зайца (делает шаг вперед), медведя ( делает второй шаг), волка (третий шаг), лисицу» - и при каждом следующем шаге называет какого-нибудь дикого зверя. Нельзя называть домашних животных, на них ведь не охотятся, рыб  и птиц, называть одного и того зверя два раза. Того кто дошел до «леса» и с каждым шагом без запинки называл разных зверей, считают победителем. Остальных дразнят: «Ты охотник плохой, возвращайся домой!». Те возвращаются «домой». На «охоту» отправляется новый «охотник».

«Хвост и голова»

Это веселая подвижная игра. Выбирают «голову» (например дракона0 и «хвост». Все становятся в линию один за другим, «голова2 – в начале колонны, а «хвост» - в конце. Каждый кладет руки на плечи стоящего перед ним. «Голова» говорит:

Ах, как весело мне что-то,

Вот бы кости поразмять.

Поиграть бы мне охота,

Разве хвостик свой поймать?

«Хвост» громко отвечает:

Что ты вздумал, чудо-юдо?

Коль меня ты отгрызешь,

Никуда уж ты отсюда

Никогда не уползешь!

«Голова» начинает охотиться за «хвостом», тот должен все время увертываться. Эта игра особенно интересна, если играющих много, хвост колонны получается длинный и может несколько раз извиться. Пойманный «хвост» обязательно платит фант, а после выполняет задания и может сам стать «головой».

Два мороза.

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в оном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу «морозы» говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я – Мороз Красный нос,

Я – мороз  Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.

Яша и Маша.

Весело проходят «Жмурки» с элементами комической инсценировки. Выбирают водящими мальчика и девочку и назначают первого быть Машей с тоненьким голоском, а вторую Яшей, который говорит басом. Обоим завязывают глаза. Иногда еще и кружат вокруг себя, чтобы те окончательно потеряли ориентировку.

Остальные играющие образуют вокруг водящих замкнутую цепь, для чего лучше взяться за руки. Яшу отводят подальше от маши   и предлагают ему найти ее. Вытянув вперед руки, Яша начинает искать и звать: «Где ты, Маша?» - «Я тут», - басовито отвечает «Маша», но сама не очень-то торопится встретиться с Яшей и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.

Движения вслепую комичны и неожиданны. Случается, Яша принимает за Машу кого то из стоящих  вокруг и скорее хватается за него. Смеясь, ему объясняют ошибку. Не дают и Маше выйти из круга и натолкнуться на стену.

Наконец Яша находит Машу, после чего их обоих можно заменить новой парой желающих. А можно предоставить им право поменяться ролями, особенно если играли весело, проворно, изобретательно.

Правила:

Окружающие не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать Машу достаточно коснуться  ее рукой, не хватая и не удерживая. Если Яша долго не может найти Машу, надо предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.  

Пальчики-братики.

        - Пальчик-мальчик, где ты был?

(шевелить большим пальцем)

        - С этим братцем в лес ходил,

(Большой палец несколько раз смыкать: с указательным)

        - С этим братцем щи варил,

(Со средним)

        - С этим братцем кашу ел,

(С безымянным)

        - С этим братцем песни пел.

(С мизинцем)

        Песни пели мы, плясали,

        Родных братьев забавляли.

(Руки согнуты в локте, вращать кистями и одновременно шевелить пальцами)

Водичка.

        Водичка, водичка,

(Дважды «черпать» воду в пригоршни.)

        Умой мое личико,

(Дважды «плеснуть» воду на свое лицо.)

        Чтобы глазоньки блестели,

(Указательными  пальцами показать уголки глаз).

        Чтобы щечки краснели,

(Показать щечки.)

        Чтоб смеялся роток,

(«Делать улыбку» - вести пальцами около рта.)

        Чтоб кусался зубок.

(Щелкать зубами.)

        Чтоб смеялись губки,

        Чтоб кусались зубки.

Баю.

        А баю, баю, баю,

(Качать воображаемого ребенка)

        Не ложися на краю.

        Придет к тебе бирючок

(Грозить пальцем)

        И ухватит за бочок.

        За бочок за правенький,

(Рукой показать правый бок.)

        Мой сынок кудрявенький.

        Уж ты глазоньки зажми,

        Угомон тебя возьми.

        Угомон тебя возьми,

        Сам покрепче усни.

(Сидя на полу, крепко зажмурить глаза. Руки – под щекой.

Кто проснулся?

(Дети сидят, положив голову на сложенные ладонь на ладонь руки, глаза закрыты.)

        Это кто уже проснулся?

        Кто так славно потянулся?

        Потягуни-потягушечки

        От носочков

(«Проснуться», встать и потянуться, наклониться и обеими руками коснуться носочков ног.)

        До макушечки!

        Мы потянемся, потянемся,

        Маленькими не останемся.

(Выпрямиться, коснуться макушечки, снова потянуться, присесть на корточки, ладонью одной руки показать маленький рост, а указательным пальчиком другой руки водить из стороны в сторону.)

        Вот уже растем, растем!

(Медленно встать, поднять руки вверх, можно подняться на носки.)

        При повторении этого упражнения вместо слов «от носочков до макушечки2 говорить «от пяточек до макушечки» и, наклонившись вперед, коснуться пяток, а потом макушки.

Викторина

 «Народная игра для воспитателей XXI в.»

  1. Что такое традиционная (народная) игра?
  2. Как возникла традиционная (народная) игра?
  3. Расскажите о классификации традиционных игр по схеме С.Л. Новоселовой.
  4. Влияет ли народная игра на нравственное воспитание?
  5. Является ли познавательной?
  6. Как помогает развивать эмоциональную сферу ребенка?
  7. Развивает ли физические качества?
  8. Расскажите о происхождении считалок?
  9. С детьми какого возраста Вы играете в традиционные игры?
  10.  Любят ли дети играть в народные игры? Какие7
  11.  Влияет ли игра на формирование характера детей?
  12.  Место игры в режиме дня?
  13.  Что влияет на развитие народной игры в современном детском саду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников

Картотека народных игр для дошкольников...

"Обычаи и традиции Белгородчины как средство духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения.

Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ...

«Народная игра как средство обучения и воспитания подрастающего поколения»

Конспект проведения практического семинара для педагогов  Тема:  «Народная игра как средство обучения и воспитания подрастающего поколения»...