«Народная игра как средство патриотического воспитания подрастающего поколения.»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Кольчикова Нина Викторовна

В статье прописаны народные игры, в которые будет интересно играть не только детям,но и взрослым.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл народная игра16.63 КБ

Предварительный просмотр:

 «Народная игра как средство патриотического воспитания подрастающего поколения.»

Каждый народ, сохраняя свои культурные традиции, передаёт самое лучшее из поколения в поколение. Неотъемлемой частью любого этноса является игра.

Народная игра-это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребёнка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение к культуре своего народа.

Игры использовались в народе для различных забав и веселья, для обучения и развития молодого поколения. Они заставляют детей много двигаться, требуют находчивости, смекалки, ловкости, упорства. Это отличный способ укрепить свой дух, своё тело, развить процессы мышления и воображения. Игры развивают силу, моторику, тренируют реакцию, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, увлекательны и эмоциональны.

. Важным отличительным фактором народной игры является характерная яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. В народной игре сохранился огромный пласт устного народного творчества : попевки, считалки, пестушки, приговорки, обрядовые песни. Они делают игру яркой, запоминающейся, иногда уводящей игроков от правил.

Передовые представители культуры: К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов, Е. А. Колоцца и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Игры делятся на словесные, подвижные: состязательные и драматические, хороводные.

Состязательные: Кот и мыши, Леший (укротитель зверей), Лапти, Пятнашки, Растеряхи, Зайки, Волк во рву, Горелки, Не замочи ног, Прыжки со связанными ногами, Прыжки в мешках  и др.

Драматические: Краски, Фанты, У медведя во бору, Лохматый пес, Почта, Заря, Бояре, Капуста, Плетень , Третий лишний (много троих, хватит двоих),  

Хрен, Гуси-гуси, Филин и пташки.

Хороводные и игры малой подвижности: Колечко, Колпачок , Каравай, Пузырь, Жмурки, Кострома, Игровая, Шёл козёл по лесу, Путаница, Заинька, Водяной(угадай по голосу), Дед Мазай, Садовник и др.

игра Лапти

Цель: развитие ловкости, координации движений, внимания. Развитие навыков общения.

В эту игру можно поиграть с детьми на участке детского сада летом, в группе вместо физминутки, включить как элемент состязания. Дети делятся на 2 команды, у детей каждой команды собирается обувь (шлёпки, сандалики, чешки) и складывается поодаль, напротив команд. Теперь по очереди каждый из участников должен подбежать к своей кучке , найти свою обувь и быстро вернуться к своей команде, передав эстафету другому. Выигрывают умеющие быстро обуваться.

игра Краски

Цель: развитие познавательного интереса к знаниям, стремление применять полученные знания на практике.

Правила игры: хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Участники игры выбирают двух покупателей и хозяина магазина. Остальные-краски. Каждая краска выбирает себе цвет и тихо говорит об этом хозяину. Когда все игроки определились с выбором цвета и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: тук, тук!

-Кто там?

-Покупатель

-Зачем пришёл?

-За краской.

-За какой?

-Голубой.

Если такой краски нет, то покупателю говорят:» Иди по голубой дорожке и найди голубые сапожки, поноси и назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то он забирает её себе. Идёт второй покупатель, разговор повторяется. И так игра продолжается, пока не разберут все краски. Выигрывает тот покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не угадал цвет, то ему могут усложнять задание: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке.»

Вариант 2.

Выбирается мама красок ,Чёрт и краски-остальные. Приходит Чёрт, стучит:

-Тук, тук!

-Кто там?

-Я Чёрт с рогами, с горячими пирогами, на лбу шишка, в кармане мышка (при этом слова сапровождаются показом театрализованным).

-Зачем пришёл?

-За краской.

-За какой?

-Зелёной.

Если такая краска есть, то за нее отсчитывают денежки (хлопают по ладошке столько раз, сколько лет ребёнку). краска убегает, Чёрт её догоняет. Если догнал-себе берёт, если нет-отдаёт обратно , Краска при этом не играет больше. И так продолжается игра, пока все краски не закончатся. Если черт 3 раза ошибся, не угадал, то его переизбирают по считалке.

игра Плетень

Цель: развитие навыков общения, внимания.

Играющие встают друг за другом и берутся за верёвку с одной стороны идут приплясывая за ведущим и поют:

Вокруг берёзки мы идем,

Кругом нас всё плетнём,

Плеть-плеть, плетена,

Кругом ствола обведена.

Вьётся плетень, плетётся,

В поле, в лес волочётся.

Расплетайся, плетень, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

 Ведущий запутывает хоровод, пока не завьет плетень. Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд из 100 ребят,

Вместе связаны стоят.

Плетень, расплетайся,

На берёзоньку завивайся..

Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые  повороты и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Благодаря такому широкому спектру воздействия на человека, народная игра активно используется педагогами и психологами в различных направлениях своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Методическая разработка "Русские народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников"

laquo;…САМЫМ ВЫСОКИМ  ВИДОМ ИСКУССТВА,САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНОНАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛ...

«Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошкольников

laquo;Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошк...

«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музыки» (Май 2023 год)

Русская пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь.» И мы стараемся сеять доброе, вечное в душах наших воспитанников, чтобы их родители в дальнейшем получили добрые всходы любви, заботы,...

"Народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников" материал по самообразованию

В ходе работы по самообразованию подготовила материал,который можно использовать как консультацию для родителей, воспитателей  или просто разработку для папки по самообразованию....

Доклад "Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения"

Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музыки» (Октябрь 2024 год)

Чувство «Родины». Что это для ребенка? Прежде всего, это дом, где он живет, улица и город, где находится этот дом, конечно же, это мама и папа и только потом это наше Отечество, наша Росси...