Конспект НОД по теме "Весна. Весенние изменения" в подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дьяченко Елена Юрьевна

Формирование представлений детей об изменениях, происходящих в природе весной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме "Весна. Весенние изменения" в старшей и подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР

Цель: формирование представлений детей об изменениях,  происходящих в природе весной.

Коррекционно-развивающие задачи: обобщать представления о весне, и типичных весенних проявлениях в природе; расширять, уточнять актуализировать словарь по теме «весна»; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Физкультминутка

Солнце, солнце, выходи (шагать на месте)

И всю землю освети! (идти по кругу)

Чтоб весна скорей настала, (остановиться и опустить руки вниз)

Чтобы нам теплее стало, (тереть плечи)

Чтоб капели звонко пели, (движение кистей рук, имитирующие падение капель)

Чтоб весной ручьи звенели, (волнообразные движения руками)

Чтоб цветочки распускались, (имитировать движения руками)

С юга птицы возвращались. (взмахивать руками)

Солнце, солнце, землю грей! (хлопать в ладоши на каждое слово)

Пусть весна придёт быстрей!

Пальчиковая гимнастика

К нам весна – красна идёт (шагают пальчиками по столу).

Что с собой она несёт? (загибают пальцы на руке, перечисляя признаки)

Таянье снегов, звонкие капели

Журчанье ручьёв и птичьи трели,

Сонных почек набухание

И цветочков распускание.

Ход занятия:

1.  Загадки

Если птицы прилетели,

Песни весело запели,

А медведь в лесу дремучем

Пробудился ото сна,

Значит, к нам пришла … (весна)

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

2. Вспомнить признаки весны.

-что такое весна? (время года)

-когда приходит весна? (после зимы)

-назвать месяцы весны

-становится теплее

-тает снег

-появляются проталины

-капают сосульки

-на деревьях набухают почки

-пробивается первая трава

-возвращаются перелетные птицы

3. Игра «Подбери словечко»

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

Из  тёплых краёв прилетают… (птицы).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

4. Игра «Хлопни в ладоши».

Назвать слова, ребенку нужно хлопнуть в ладоши, если услышит слово, относящееся к весне. 

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

Объяснить значение слов капель (капают капельки растаявшего снега), проталина (место, где стаял снег и появилась земля), ледоход (движение льдин на реке)

5. Упражнение «Подбери слова-действия».

- Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберать слова - действия и закончить предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

6. Игра «Назови ласково».

- У весны много друзей. Назовите их ласково (подобрать слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

7. Игра «Скажи наоборот».

-Зима и весна похожи друг на друга? (нет).  Поиграйте в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).


 
8. Рассказ «Наступила весна».

«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Как мне понравилось в лесу!». (Далее проводится беседа.)

- Правильно ли вели себя ребята в лесу? Чего нельзя делать в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде? Можно ли так поступать?

9. Игра «Четвёртый лишний».

Март, май, январь, апрель.

Осень, подснежник , скворечник, весна.

Капель, проталины, подснежники, снегири.

10. Составьте предложения со словами:

солнце, весна, капель.

(Пришла весна. Ярко светит солнце. За окном звенит веселая капель.)

11. Игра «Доскажи словечко».

1. На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник беленький …. (подснежник)

2. Здесь на ветке чей- то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло

Дом такой зовут …. (гнездо)

3. Он бежит, он журчит, течет он под окошком.

Он реки большой сынок, он веселый ….(ручеёк)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе № 13 «Путешествие в весенний лес»

Цель: Формирование и обобщение знаний детей через различные виды деятельности....

Конспект НОД по логоритмике в старшей логопедической группе для детей с ТНР "Весенняя прогулка"

Занятие по логоритмике  в старшей логопедической группе для детей с ТНР...

Конспект открытой образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Весеннее настроение»

Знакомство с понятием «Звук и буква», повторение гласных звуков А,У,О.Ы,Э,И; формирование основ фонематического анализа, умения выделять начальный звук в слове, закрепление умения «п...