Дистанционное занятие для детей старшей группы по познавательному развитию «Зимние явления в природе».
план-конспект занятия (старшая группа)

Попова Ольга Сергеевна

Дистанционное занятие для детей старшей группы по познавательному развитию «Зимние явления в природе».

Цель: расширять знания детей о зимних явлениях природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 30.01_zimnie_prirodnye_yavleniya.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное занятие для детей старшей группы по познавательному развитию «Зимние явления в природе».

Цель: расширять знания детей о зимних явлениях природы.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о зимних месяцах; формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе, различать природные явления: метель, иней, гололедица, снегопад, мороз; активизировать словарный запас; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности.

Развивающие: развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувства эмпатии к родной природе.

Оборудование: картинки зимних явлений природы.

Предварительная работа: беседы, наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций, картинок, изображении, чтение художественной литературы о зиме.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть сегодня. Какое у вас настроение? Готовы к нашему занятию? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о явлениях природы, некоторые из них вы уже знаете. Для начала предлагаю вам вспомнить какое сейчас время года. (Ответы детей). Верно, зима! А какие зимние месяцы вы знаете? С какого месяца начинается зима? А с какого наступает Новый год? Кто мне скажет, каким месяцем заканчивается зима? (Ответы детей). А какой сейчас месяц? Верно, сейчас второй зимний месяц – январь! Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь – студень. Его называли так, потому что декабрь всегда бывал студеным и морозным. Январь – сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.

Воспитатель: Так что же нам приносит зима? Давайте попробуем отгадать загадки:

  • Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне   (мороз)

Мороз — состояние сильного холода, когда температура падает ниже 0 °C. 

  • С неба падают зимою
    И кружатся над землею
    Легкие пушинки,
    Белые... (снежинки)

С приходом морозных дней начинает выпадать снег. Чтобы образовалась снежинка, в воздухе должна быть высокая влажность и минусовая температура. 

  • Если зимнею порою

Тучи небо всё закроют,

И снежинки полетят –

Значит, будет … (снегопад).

В декабре начинаются первые настоящие снегопады. Снегопад – это выпадение снега из облаков. Выпадение снега из облаков происходит обычно при отрицательной температуре, ведь при положительной температуре снег тает. Впрочем, поскольку высоко в атмосфере температура может быть ниже, снег может формироваться и выпадать на землю, после чего тут же таять (что обычно и происходит на стыке осени и зимы). Сильный снегопад может приводить к ухудшению видимости, затруднению транспортного движения, повреждению строений, обрывам линий электропередач, образованию заносов на дорогах и снежных завалов, а также к возникновению снежных лавин в горах.

  • Под ногами все куда-то

Ускользает и плывет.

И смешно и страшновато:

На дороге…  (гололед)

Гололедица - тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега, капель дождя. Толщина слоя льда, появившегося при гололеде, может достигать нескольких сантиметров. Причем покрывает он не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности – цокольные части строений, деревья. Особенно подвержены обмерзанию обдуваемые ветром – мосты и их опоры, эстакады, столбы.

  • Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Никого знать не хочу.

Вдоль дороги пробегаю,

И сугробы наметаю.

 (Метель) 

Следующее явление природы – метель. Когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и тогда из-за белой пелены ничего вокруг не видно. Это явление называется метель. Метель — это перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Снег может подниматься как ранее выпавший, так и сопровождаться снегопадом. Слабые и обычные метели длятся до нескольких суток, более сильные – до нескольких часов. И буран, и пурга – это особо сильные метели. У метели коварный нрав – она начинается внезапно и очень быстро набирает силу.

  • Вихрем снежным закружит,

Выходить нам не велит.

Дверь плотнее закрывай,

Зимний ветер не впускай!  (вьюга)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем отличается метель от вьюги? (Ответы детей). Метель - такое природное явление, когда ветер переносит снежные массы в одном направлении, а вьюга — в разных направлениях, кружит и закручивает в воздухе

Воспитатель: Посмотрите на экран, какое природное явление вы видите на картинке? Что это, как вы думаете? (Ответы детей). Это иней. В морозные зимние ночи, когда температура воздуха падает ниже точки замерзания воды (0°C, капельки воды, испаряющиеся с поверхности почвы, травы и деревьев или снежного покрова, превращаются в крохотные, по большей части игольчатые, кристаллики льда, и землю окутывает серебристо-сверкающее покрывало, которое ложится и на кустарники, и на ветви деревьев, и на электропровода.

Пальчиковая гимнастика«Зима»

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед. (ладони гладят по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в «Что лишнее?». Я покажу вам разные картинки с природными явлениями, а вы отгадаете те, которые не относятся к зимним.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали? О каких зимних явлениях вы узнали сегодня?

Воспитатель: Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность для детей старшего возраста по познавательному развитию Тема: «Удивительный мир природы»

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность  для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Удивительнрый мир природы"...

Конспект- занятия по познавательному развитию "Зимние явления в природе"

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе«Зимние явления природы» ГБОУ школа №655 отделение ДОДГ. Санкт-ПетербургСтаршая группаВоспитатель: Казакова И.А. Цель:...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Зимние явления в природе»

Технологическая карта организованной  образовательной деятельности  по образовательной области «Познавательное  развитие»   «Зимние явления в природе»...

Конспект занятия для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Конспект занятия для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны»...

Конспект НОД по познавательному развитию. Зимние явления в природе.

Расширение  представления   детей о явлениях в  природе  зимой, особенностях зимней погоды....

Викторина для детей старшей группы по познавательному развитию «Наши защитники природы - Эколята»

Викторина для детей старшей группы по познавательному развитию«Наши защитники природы - Эколята»Цель: Уточнить знания детей о бережном отношении к природе.Задачи:закреплять прави...