Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа "Умная пчёлка"
рабочая программа (средняя группа)
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pchela_programma.docx | 47.36 КБ |
umnaya_pchelka.pptx | 1.55 МБ |
vystuplenie.docx | 19.56 КБ |
dnevnik_stazhirovki_2022.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад д. Дюдьково
Программа рекомендована к работе Утверждаю
педагогическим Советом Заведующий МДОУ
МДОУ детский сад д. Дюдьково детский сад д. Дюдьково
Протокол №_______ __________________ФИО
От «____» _________20___г. Приказ от «____» ________20___г
Техническая направленность
Дополнительная общеобразовательная программа-
дополнительная общеразвивающая программа
"Умная пчёлка"
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы:
Шаулина Кристина Сергеевна,
воспитатель
МДОУ детский сад д. Дюдьково
Консультант:
Маджара Юлия Сергеевна,
методист
2022г.
Содержание:
1. Пояснительная записка.....................................................................................3
1.1. Актуальность..............................................................................................5
2. Цели и задачи Программы...............................................................................6
3. Содержание Программы..................................................................................6
3.1. Учебный план.............................................................................................7
3.2. Подходы и принципы построения Программы.......................................9
4. Ожидаемые результаты освоения Программы..............................................14
5. Мониторинг реализации программы..............................................................14
6. Календарный учебный график........................................................................17
7. Материально-техническое обеспечение.........................................................22
8. Список литературы...........................................................................................22
9. Приложения.......................................................................................................23
1. Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. Благодаря разработкам мини – роботов «Bee-bot» на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами элементарного программирования. Формирование познавательной активности – одна из главных задач, которая стоит сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития познавательной активности, логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В последние годы получает развитие использование робототехники и в детском саду, и в школе.
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к робототехнике и первоначальным навыкам программирования. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Кроме того, актуальность по формированию основ программирования значима в свете внедрения и реализации ФГОСДО, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников;
- поддерживает инициативу детей;
- позволяет педагогу строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования;
- приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирует познавательные интересы и познавательные действия
ребенка в различных видах деятельности;
- формирует первоначальные навыки программирования;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения;
- объединяет игру с познавательной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир, где нет границ.
Данная программа направлена на знакомство с многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле, развитие представлений о человеке, его деятельности и рукотворном мире, на формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения, индуктивные и дедуктивные умозаключения позволяют развивать не только познавательную, но и речевую активность детей. Важно уже в дошкольном возрасте обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности, учить ребенка сравнивать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Создавая программы для робота "Bee-bot", выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивая пространственную ориентацию.
Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом 2.4.3648-20 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность составляет 20 минут. Всего занятий в месяц - 4, в год -36.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 3 июля 2016 года)
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р);
- ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
- СанПиН 2.4.3648-20 от 01.01.2021г.
- Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Устав МДОУ детский сад д. Дюдьково
1.1. Актуальность
Актуальность программы заключается в следующем:
Программа разработана с учетом основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и дидактических принципов. ФГОС ДО:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника, при котором он сам становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- учёт возрастных и психологических особенностей воспитанников;
- содействие и сотрудничество воспитанников и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дидактические принципы:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов воспитательного процесса);
- принцип деятельности (ребенок не пассивно усваивает культурные нормы поведения и действия, активно участвует в их построении, доводя до уровня поступка в ходе образовательного процесса);
- принцип целостности (у детей формируются не отдельные ценностные нормы, а система ценностей на основе принципа "дружим и добиваемся успеха вместе");
- принцип вариативности (у детей формируется умение в простейших случаях делать самостоятельный выбор на основе согласованных правил);
- принцип творчества (процесс воспитания ориентирован на приобретение детьми в ходе игры собственного опыта творческой деятельности);
- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми этапами воспитательного процесса как на дошкольной ступени, так и при переходе в начальную школу).
Представленная система принципов организации процесса не отвергает ценности воспитания, сложившиеся в традиционной дошкольной системе образования (идеи коллективизма, гуманизма), а продолжает и развивает их в направлении реализации новых образовательных целей (идеи деятельностного подхода, личностно-ориентированного воспитания и др.).
2. Цели и задачи программы
Цель Программы: формирование интеллектуального развития и познавательной активности у детей дошкольного возраста средствами мини-роботов "Bee-bot".
Задачи Программы:
1. Развивать интерес дошкольников к программированию с мини-роботами "Bee-bot", и умения начального программирования.
2. Формировать представления о основах программирования средствами мини-роботов "Bee-bot" и опыт выполнения правил безопасной работы с ними.
3. Учить детей составлять схемы движения робота.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели деятельности.
3. Содержание программы
3.1. Учебно-тематический план
Месяц | Занятие | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
Сентябрь | 1 | Вводное занятие. Знакомство с интерактивной игрушкой мини- роботом Bee-bot «Умная пчела». Правила пользования интерактивной игрушкой, организация рабочего места, техника безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Знакомство с элементами управления роботом кнопки «Вперед», «Назад» и кнопки старт. | 1 | 1 | ||
3 | Знакомство с элементами управления роботом кнопки «Поворот на лево», «Очистить память». | 1 | 1 | ||
4 | Знакомство с элементами управления роботом кнопкой «Поворот на право», закрепление кнопки «Очистить память». | 1 | 1 | ||
Октябрь | 5 | Знакомство с элементами управления роботом кнопкой «Пауза». | 1 | 1 | |
6 | Выполнение простых алгоритмов «Поворот на лево», «Поворот на вправо», соблюдая последовательность. | 1 | 1 | ||
7 | Выполнение простых алгоритмов состоящих из двух действий «Шаг вперед / поворот на право или налево». | 1 | 1 | ||
8 | Закрепление выполнения простых алгоритмов, состоящих из двух действий (На выбор ребенка), соблюдая последовательность. | 1 | 1 | ||
Ноябрь | 9 | Поворот кругом в левую (Правую) сторону. | 1 | 1 | |
10 | Закрепление поворота в левую сторону и правую сторону. | 1 | 1 | ||
11 | Игровая ситуация. | 1 | 1 | ||
12 | Игровая ситуация. | 1 | 1 | ||
Декабрь | 13 | Игровая ситуация. | 1 | 1 | |
14 | Игровая ситуация. | 1 | 1 | ||
15 | Игровая ситуация. | 1 | 1 | ||
16 | Игровая ситуация. Знакомство с игровым полем «Цвета и формы», выполнение простых алгоритмов. | 1 | 1 | ||
Январь | 17 | Игровая ситуация. «В гости к королеве математики». | 1 | 1 | |
18 | Игровая ситуация. Построим улей для нашей пчёлки с помощью геометрических фигур. | 1 | 1 | ||
19 | Ассоциации. На какую геометрическую фигуру похож предмет. | 1 | 1 | ||
20 | Игровая ситуация «Пчёлка – пешеход». Знакомство с игровым полем «город». | 1 | 1 | ||
Февраль | 21 | Игровая ситуация. «Изучаем знаки дорожного движения». | 1 | 1 | |
22 | Игровая ситуация. «Дорога от дома в детский сад». | 1 | 1 | ||
23 | Игровая ситуация. «Экскурсия по городу». | 1 | 1 | ||
24 | Игровая ситуация. « Пчелки спешат на помощь». | 1 | 1 | ||
Март | 25 | Знакомство с игровым полем «Ферма». Игровая ситуация «Помоги детенышам домашних животных найти свою маму». | 1 | 1 | |
26 | Игровая ситуация. « Путаница». | 1 | 1 | ||
27 | Игровая ситуация. « Веселый счет». | 1 | 1 | ||
28 | Игровая ситуация. « Веселый счет». | 1 | 1 | ||
Апрель | 29 | Игровая ситуация. « Веселый счет». | 1 | 1 | |
30 | Игровая ситуация. «Веселые карточки». Знакомство с игровым полем « Космос». | 1 | 1 | ||
31 | Игровая ситуация. «Путешествие по просторам космоса» | 1 | 1 | ||
32 | Игровая ситуация. «Помоги космонавтам собрать космические камни» | 1 | 1 | ||
Май | 33 | Игровая ситуация. «Кто вперед доберется до земли» | 1 | 1 | |
34 | Игровая ситуация. « Космический корабль» | 1 | 1 | ||
35 | Игра- соревнование « Кто быстрее» | 1 | 1 | ||
36 | Игровая ситуация. «Путешествие по сказке «Гуси – лебеди» | 1 | 1 | ||
Всего | 36 | 9 | 27 |
3.2. Подходы и принципы построения Программы
Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода - создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника;
- организация воспитательного процесса основывается на субъект - субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
- воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
- воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- задача педагога заключается в стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности (В.А.Сластенин).
Личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и обучения как с позиции педагога, так и с позиции ребенка. Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие руководства, формула которого у М. Монтессори определена как «Помоги мне сделать это самому».
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания.
Деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания.
Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
- решать проблемы в сфере деятельности определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
- ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
- решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
Диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект - субъектных отношений.
Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В.Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств.
Проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В таком виде образовательная программа содержит ведущую цель и под цели (задачи), конкретизирующие образовательную деятельность ДОО по основным направлениям (которые оформлены как под программы). Важным для проблемного подхода является проектирование и реализация деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями образовательной организации, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребенка;
Программа основывается на принципах:
1. Уважение к личности ребенка;
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Сотрудничества ДОО с семьей.
5. Формирование и поддержание познавательного интереса и познавательной активности ребенка в различных видах деятельности;
6. Возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
7. Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
8. Вариативность обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
9. Обогащение (амплификация) детского развития;
10. Доступность изучаемого материала;
11. Систематичность, последовательность проведения занятий;
12. Эмоционально - насыщенная тематика занятий;
13. Проблемно - ситуативный характер заданий.
4. Ожидаемы результаты освоения программы
У воспитанников будет проявляться познавательная активность в программировании с мини-роботами «Bee-bot»:
- сформирован интерес к программированию с мини-роботами «Bee- bot»;
- выработано умение составлять схемы движения робота, умение корректировать программы движения мини-робота «Bee-bot»;
- способность к принятию собственных решений по программированию, опираясь на свои представления и умения;
- умение проявлять самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели деятельности с мини-роботом «Bee-bot».
5. Мониторинг реализации программы
Изучением познавательной активности занимались такие исследователи, как Л.П. Аристова, Д.Б. Годовиков, Т.М. Землянухин, М.И.Лисина, Р.А. Низамов, А.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова, Е.И. Щербакова, Г.И.Щукина и др. Познавательная активность исследователями рассматривается как непрерывно развивающееся качество личности, отражающее готовность дошкольника к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации.
Для исследования развития познавательной активности мною были подобраны следующие диагностические материалы:
- методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, B.C. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка;
- методика «Волшебный цветок» (Е.Э.Кригер), направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности;
- методики «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан), «Познавательная потребность дошкольника» (B.C.Юркевич), направленные на выявление наличия, устойчивости ,силы и напряжённости познавательной потребности;
- методика «Вопрошай-ка» (Н.Б. Шумакова), направленная на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач.
Задача состоит в определении уровня сформированности познавательной активности дошкольников. Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников я выделила следующие компоненты и критерии:
- когнитивный компонент (представления и наличие познавательных вопросов);
- мотивационный компонент (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
- волевой компонент (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический компонент (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Подобранные методики в совокупности позволяют комплексно исследовать уровень развития познавательной активности дошкольников, так как, они направлены на изучение всех компонентов познавательной активности.
6. Календарно - учебный график
Месяц | Занятие | Тема | Задачи | Дата |
Сентябрь | 1 | Вводное занятие. Знакомство с интерактивной игрушкой мини- роботом Bee-bot «Умная пчела». Правила пользования интерактивной игрушкой, организация рабочего места, техника безопасности. | Знакомство детей с интерактивной игрушкой мини- роботом Bee-bot «Умная пчела», с элементами управления, техникой безопасности. Развитие познавательной активности детей. | |
2 | Знакомство с элементами управления роботом кнопки «Вперед», «Назад» и кнопки старт. | Познакомить детей с элементами управления мини- роботом Bee-bot «Умная пчела» кнопки «Вперед», «Назад» и кнопки старт. Развитие познавательной активности. | ||
3 | Знакомство с элементами управления роботом кнопки «Поворот на лево», «Очистить память». | Закрепить элементы управления роботом. Познакомить с кнопкой «Поворот на лево». Развитие логического мышления. | ||
4 | Знакомство с элементами управления роботом кнопкой «Поворот на право», закрепление кнопки «Очистить память». | Формирование интереса к программированию. Закрепление элемента управления «Поворот на лево», знакомство с новым элементом управления «Поворот на право». | ||
Октябрь | 5 | Знакомство с элементами управления роботом кнопкой «Пауза». | Развитие познавательного интереса. Дать представление том, зачем нужен такой элемент управления как «Пауза». | |
6 | Выполнение простых алгоритмов «Поворот на лево», «Поворот на вправо», соблюдая последовательность. | Развитие логического мышления. Дат понятие термину «Последовательность». Формирование умения выполнять простые действие, развитие мелкой моторики рук. | ||
7 | Выполнение простых алгоритмов состоящих из двух действий «Шаг вперед / поворот на право или налево». | Формирование у детей умения выполнять простые действия. Развитие мелкой моторики рук. Развитие логического мышления. | ||
8 | Закрепление выполнения простых алгоритмов, состоящих из двух действий (На выбор ребенка), соблюдая последовательность. | Развитие внимания. Закрепление навыком выполнения простых действий. | ||
Ноябрь | 9 | Поворот кругом в левую (Правую) сторону. | Формирование у детей умения делать поворот робота на 360 градусов в левую сторону, правую сторону. Развитие умения ориентироваться на плоскости. | |
10 | Закрепление поворота в левую сторону и правую сторону. | Формирование умения ориентироваться на плоскости. Закрепление умения делать поворот робота на 360 градусов в правую и левую сторону. | ||
11 | Игровая ситуация. | Формирование умения задавать программу роботу Bee-bot «Умная пчела» состоящую из двух- трех действий. | ||
12 | Игровая ситуация. | Формирование умения задавать программу роботу Bee-bot «Умная пчела» состоящую из двух- трех действий. | ||
Декабрь | 13 | Игровая ситуация. | Закрепление умения задавать программу роботу Bee-bot «Умная пчела», соблюдая последовательность. | |
14 | Игровая ситуация. | Формирование умения составлять маршрут от исходной точки (работа с карточками). | ||
15 | Игровая ситуация. | Закрепление умения составлять маршрут от исходной точки (работа с карточками). | ||
16 | Игровая ситуация. Знакомство с игровым полем «Цвета и формы», выполнение простых алгоритмов. | Формирование умения ориентироваться на плоскости. Закрепление знания детей цвета, формы, размера геометрических фигур. | ||
Январь | 17 | Игровая ситуация. «В гости к королеве математики». | Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат и треугольник. Формирование умения составлять простой маршрут до геометрической фигуры. | |
18 | Игровая ситуация. Построим улей для нашей пчёлки с помощью геометрических фигур. | Формирование умения составлять простой маршрут с помощью интерактивной игрушки. | ||
19 | Ассоциации. На какую геометрическую фигуру похож предмет. | Развитие логического мышления. Развитие зрительной памяти. Формирование умения программировать робота создавая препятствия на пути. | ||
20 | Игровая ситуация «Пчёлка – пешеход». Знакомство с игровым полем «город». | Развитие воображения и пространственной ориентации. Формирование умения детей составлять индивидуальны маршрут для робота Bee-bot«Умная пчела». | ||
Февраль | 21 | Игровая ситуация. «Изучаем знаки дорожного движения». | Развитие умения составлять алгоритмы. Освоение правил дорожного движения. | |
22 | Игровая ситуация. «Дорога от дома в детский сад». | Формирование умения программировать робота по заданному маршруту. Развитие логического мышления. | ||
23 | Игровая ситуация. «Экскурсия по городу». | Формирование умения составлять задуманный маршрут. Развитие логического мышления. | ||
24 | Игровая ситуация. « Пчелки спешат на помощь». | Составление маршрута с помочью робота Bee-bot «Умная пчела». Закрепление умения программировать робота. | ||
Март | 25 | Знакомство с игровым полем «Ферма». Игровая ситуация « Помоги детенышам домашних животных найти свою маму». | Формирование умения работать в команде, составлять несложные алгоритмы. Продолжать знакомить детей с жизнью на ферме, разными видами животных. | |
26 | Игровая ситуация. « Путаница». | Закрепление умения задавать программу роботу. Умения находить выход из нестандартных ситуаций. | ||
27 | Игровая ситуация. « Веселый счет». | Развитие познавательной активности детей. Составление маршрута (Счет от 1- до 3). | ||
28 | Игровая ситуация. « Веселый счет». | Развитие познавательной активности детей. Формирование умения составлять маршрут (Счет от 1- до 5). Закрепление составления маршрута (Счет от 1- до 3). | ||
Апрель | 29 | Игровая ситуация. « Веселый счет». | Развитие логического мышления. Закрепления умения составлять маршрут усложняя в одно действие. | |
30 | Игровая ситуация. «Веселые карточки». Знакомство с игровым полем « Космос». | Формирование умения выкладывать маршрут с помощью карточек со стрелками (ориентирами). С переносом маршрута на игровое поле. | ||
31 | Игровая ситуация. «Путешествие по просторам космоса» | Формирование умения программировать робота соблюдая последовательность. | ||
32 | Игровая ситуация. «Помоги космонавтам собрать космические камни» | Формирование умения программировать робота по заданному маршруту, находить выход из нестандартных ситуаций. | ||
Май | 33 | Игровая ситуация. «Кто вперед доберется до земли» | Продолжать формировать умения программировать робота по заданному маршруту. | |
34 | Игровая ситуация. « Космический корабль» | Формирование умения с помощью игрового поля и робота Bee-bot «Умная пчела» собирать необходимые детали для построения космического корабля. | ||
35 | Игра- соревнование « Кто быстрее» | Развитие логического мышления, мелкой моторики рук, умение работать в команде. | ||
36 | Игровая ситуация. «Путешествие по сказке «Гуси – лебеди» | Закрепление знаний детей о русских народных сказках с помощью роботаBee-bot «Умная пчела». Развитие памяти, закрепление умения программировать робота. |
7. Материально-техническое обеспечение
1. Учебные пособия С.В. Вохринцевой по тематическому планированию
«Окружающий мир».
2. Инновационные средства обучения - программированные мини-роботы «Bee-bot».
3. Поля: «Ферма», «Город», «Остров сокровищ», «Цвета и форма», «Сказка», «Космос».
4. Авторское поле с многофункциональной основой.
5. Интерактивная доска.
6. Ноутбук.
8. Список литературы
- ДенисоваД.В., Дорожин Ю.П. Математика для дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Звонкин А.К. Малыши и математика: домашний кружок для дошкольников. М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.Словарь попедагогике. М.: ИКЦМарТ, 2005. 448 с.
- Коростелёва Е.А. Логомиры: учебно-методическое пособие. М.: Хабаровск: МБОУЛИТ, 2013. 64с.
5. Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
6. Филиппов С.А., Робототехника для детей и родителей. М.: Санкт-Петербург: Наука,2010. 195 с.
- Программа курса «Образовательная робототехника». М.: Томск: Дельта план, 2012. 16с.
- Интернет-ресурсы: http://int-edu.ruhttp://7robots.com
https://sites.google.com/site/nxtwallet
Приложение 1
Паспорт программы
Наименование Программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умная пчёлка" |
Актуальность программы | Актуальность программы заключается в следующем:Программа разработана с учетом основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и дидактических принципов. |
Категория обучающихся | Дети 4-5 лет. |
Направленность | Техническая |
Вид программы | Авторская |
Цель программы | Формирование интеллектуального развития и познавательной активности у детей дошкольного возраста средствами мини-роботов "Bee-bot". |
Задачи | 1. Развивать интерес дошкольников к программированию с мини-роботами "Bee-bot", и умения начального программирования. 2. Формировать представления о основах программирования средствами мини-роботов "Bee-bot" и опыт выполнения правил безопасной работы с ними. 3. Учить детей составлять схемы движения робота. 4. Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели деятельности. |
Ожидаемы результаты реализации Программ | У воспитанников будет проявляться познавательная активность в программировании с мини-роботами «Bee-bot»: - сформирован интерес к программированию с мини-роботами «Bee- bot»; - выработано умение составлять схемы движения робота, умение корректировать программы движения мини-робота «Bee-bot»; - способность к принятию собственных решений по программированию, опираясь на свои представления и умения; - умение проявлять самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели деятельности с мини-роботом «Bee-bot». |
Составитель Программы | Шаулина Кристина Сергеевна, воспитатель |
Заказчик Программы |
|
Срок реализации Программы | 1 год |
Краткое содержание Программы | Данная программа направлена на знакомство с многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле, развитие представлений о человеке, его деятельности и рукотворном мире, на формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения, индуктивные и дедуктивные умозаключения позволяют развивать не только познавательную, но и речевую активность детей. Важно уже в дошкольном возрасте обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности, учить ребенка сравнивать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Создавая программы для робота "Bee-bot", выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивая пространственную ориентацию. |
Координация и контроль реализации Программы | Контроль осуществляется администрацией МДОУ детский сад д. Дюдьково и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста. Формы представления результатов:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность программы заключается в следующем: процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность; востребованность развития широкого кругозора, у дошкольников начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления; деятельность, направленная на формирование умения начального программирования; необходимость положительного отношения детей к робототехники; программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе), доступности, результативности.
Цели программы : формирование интеллектуального развития и познавательной активности у детей дошкольного возраста средствами мини-роботов «BEE-BOT» Задачи программы 1.Развивать интерес дошкольников к программированию с мини-роботами «BEE-BOT» и умения начального программирования. 2. Формировать представления о основах программирования средствами мини-роботов « BEE - BOT » и опыт выполнения правил безопасной работы с ними. 3. Учить составлять схемы движения робота. 4. Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели деятельности .
Методы и приёмы: Игровые ситуации; Сюрпризный момент; Сюжетные; Рассказ воспитателя; Загадывание загадок; Проблемно- поисковые ситуации; Путешествия в сказку: «По морям», «Сказочный лес», «Страна транспорта/ птиц/ диких животных», и тд .
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: У воспитанников будет проявляться познавательная активность в программировании с мини-роботами «BEE-BOT»: сформирован интерес к программированию с мини-роботами «Bee-bot»; выработано умение составлять схемы движения робота, корректировать программы движения мини-робота «Bee-bot»; способны к принятию собственных решений по программированию, опираясь на свои представления и умения; проявляют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели деятельности с мини-роботом «Bee-bot».
Мини- робот «Умная пчелка» Bee-Bot ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА: память на 40 шагов; маленькая и прочная конструкция; простые и понятные инструкции; изучение причин и следствий; учит детей определять последовательность своих действий и контролировать их; подтверждает принятие инструкций, подмигивая глазами и издавая звуки.
↑ Вперед ↓ Назад ← Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против) → Поворот направо на 90° II Пауза продолжительностью 1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой) Х Очистить память (перед тем как программировать пчелу на следующие действия, нужно очистить память) GO Запустить программу (как только задан маршрут передвижения пчелы нажимаем кнопку СТАРТ) Элементы управления роботом
Дополнительное оборудование Коврики предназначены для контроля прохождения заданных точек на карте
Тематические коврики для обыгрывания образовательных ситуаций с роботом Bee-bot " Умная Пчела"
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
1 слайд. Уважаемые члены комиссии. Представляю вашему вниманию дополнительную общеобразовательную программу умная пчелка
Автор программы Шаулина Кристина Сергеевна
2 слайд. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. Благодаря разработкам мини – роботов «Bee-bot» на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами элементарного программирования. Для этого мною разработана дополнительная общеобразовательная программа умная пчелка для детей среднего дошкольного возраста.
3 слайд. Целью программы является формирование интеллектуального развития и познавательной активности у детей дошкольного возраста средствами мини-роботов «BEE-BOT»
Данная программа направлена на знакомство с многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле, развитие представлений о человеке, его деятельности и рукотворном мире, на формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения, индуктивные и дедуктивные умозаключения позволяют развивать не только познавательную, но и речевую активность детей. Важно уже в дошкольном возрасте обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности, учить ребенка сравнивать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Создавая программы для робота "Bee-bot", выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивая пространственную ориентацию.
4 слайд. При планировании образовательной деятельности используются следующие методы и приемы, которые представлены на слайде.
5 слайд. По окончанию реализации программы у воспитанников должен быть сформирован интерес к программированию, выработано умение составлять схемы движения робота, умение корректировать программы движения мини-робота «Bee-bot»; А так же способность к принятию собственных решений по программированию и настойчивость в достижении цели.
6 слайд. Хочется еще раз сказать что же такое УМНАЯ ПЧЕЛА! Это программируемый напольный мини-робот, с помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая лого-роботу план действий и разрабатывая для него различные задания.
7 слайд. Как выглядит пчелка - робот, и что она умеет?
Взяв в руки «пчелку», вы увидите, что на прочном корпусе (на спинке) размещаются яркие кнопки, позволяющие программировать робота. Что они означают:
8 слайд. Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом Bee-bot можно использовать специальные тематические коврики:
Коврик «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты.
Коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.
Коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур.
На коврике «Город» составляем несложные программы для мини-робота с использованием дорожных знаков.
9 слайд. Но самый вариативный коврик, это базовый. На нём нет изображений, но он разделён на сектора. Один сектор, это 1 шаг пчёлки. Возможности этого коврика безграничны, он позволяет решать образовательные задачи по любой тематике.
Ассортимент игровых полей-ковриков может регулярно пополнятся, игровые поля можно создать самим в зависимости от цели занятия или интересов детей.
Данные коврики созданы мною для для обыгрывания образовательных ситуаций с роботом Bee-bot
"Умная Пчела"
15-16 слайд. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения достаточно мощно направляет работу педагога в сторону усвоения детьми необходимых навыков.
Предварительный просмотр:
Дневник стажировки
Шаулина Кристина Сергеевна
МДОУ детский сад деревни Дюдьково, воспитатель
1 квалификационная категория, 8 лет
Место стажировки: МДОУ детский сад деревни Дюдьково.
Направленность стажировки Техническая.
Преподаватель (наставник) Пучкова Светлана Сергеевна, заведующий МДОУ детский сад д. Дюдьково.
Цель стажировки: Обновление и углубление знаний о психолого- педагогической деятельности, изучение передового опыта, прогрессивной техники и технологий, освоение новых форм, методов и средств обучения, приобретение практических компетенций для эффективного исполнения должностных обязанностей.
Перечень видов деятельности: Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительно общеразвивающая программа «Умная пчёлка». Игровая деятельность, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Наименование программы: ППП «Педагогическая деятельность в сфере дополнительного образования».
Объем часов стажировки 36
Период прохождения стажировки «14» ноября по «18» ноября 2022г.
Кафедра, курирующая стажировка: Региональный модельный центр.
Куратор стажировки: Гусева Наталья Александровна, ст. преподаватель РМЦ.
I часть. План стажировки
Дата | Тема, содержание работы (п.3 Метод. Рекомендаций) | Кол-во часов | Подпись наставника |
14.11.2022 | - изучение положения Устава детского сада д. Дюдьково; - изучение и анализ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Юные экологи" - работа с документацией педагога дополнительного образования; составление плана стажировки. | 1 2 2 4 | |
15.11.2022 | - проведение мастер- класса для педагогов ДОУ на тему: «Использование элементов робототехники в Образовательном процессе для мотивации познавательной и исследовательской деятельности» - наблюдение за дополнительной образовательной деятельностью в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Путешествие по стане сказок» - разработка занятия на тему: «Игры и игрушки» по дополнительной общеобразовательной программе «Умная пчёлка» | 2 2 3 | |
16.11.2022 | -выступление на оперативном совещании «Использование функциональной развивающей игрушки «Робот пчела Bee-bot» в совместной образовательной деятельности педагога с детьми среднего и старшего дошкольного возраста» - изучение раздела дополнительной программы "Мониторинг результатов" - изучение Письма Министерства образования и науки РФ "О направлении методических рекомендаций по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов" от 22.04.2015 г. № ВК-1032/06 - разработка занятия на тему: «Игры и игрушки» по дополнительной общеобразовательной программе «Умная пчёлка» | 1 4 2 2 | |
17.11.2022 | -проведение мастер- класса для педагогов ДОУ по изготовлению тематического коврика для робота пчелы Bee-bot на тему: «Космос» - изучение документа ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" №273 от 29.12.2012г. - изучение документа "Конвенция о правах ребенка" от 20.11.1989г. - подготовка к открытому занятию | 1 2 1 2 | |
18.11.2022 | - показ открытого занятия по дополнительной образовательной деятельности на тему: "Мельница" - заполнение дневника стажировки | 2 3 | |
Итого часов: | 36 |
II часть. Отчет и выводы о прохождении стажировки
Дата | Наименование выполненных работ | Вид задания (п. 3 Метод. рекомендаций) | Результат (зачтено/не зачтено) | Подпись наставника |
14.11.2022 | - изучение положения Устава детского сада д. Дюдьково; - изучение и анализ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Юные экологи " - работа с документацией педагога дополнительного образования; составление плана стажировки. | Самостоятельная теоретическая подготовка, работа с нормативной документацией. | ||
15.11.2022 | - проведение мастер- класса для педагогов ДОУ на тему: «Использование элементов робототехники в Образовательном процессе для мотивации познавательной и исследовательской деятельности» - наблюдение за дополнительной образовательной деятельностью в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Путешествие по стане сказок» - разработка занятия на тему: «Игры и игрушки» по дополнительной общеобразовательной программе «Умная пчёлка» | Приобретение профессиональных и организаторских навыков Изучение технологий работы с детьми в условиях дополнительного образования | ||
16.11.2022 | -выступление на оперативном совещании «Использование функциональной развивающей игрушки «Робот пчела Bee-bot» в совместной образовательной деятельности педагога с детьми среднего и старшего дошкольного возраста» - изучение раздела дополнительной программы "Мониторинг результатов" - изучение Письма Министерства образования и науки РФ "О направлении методических рекомендаций по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов" от 22.04.2015 г. № ВК-1032/06 - разработка занятия на тему: «Игры и игрушки» по дополнительной общеобразовательной программе «Умная пчёлка» | Приобретение профессиональных и организаторских навыков Самостоятельная теоретическая подготовка, работа с нормативной документацией | ||
17.11.2022 | -проведение мастер- класса для педагогов ДОУ по изготовлению тематического коврика для робота пчелы Bee-bot на тему: «Космос» - изучение документа ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" №273 от 29.12.2012г. - изучение документа "Конвенция о правах ребенка" от 20.11.1989г. - подготовка к открытому занятию | Приобретение профессиональных и организаторских навыков Самостоятельная теоретическая подготовка, работа с нормативной документацией | ||
18.11.2022 | - проведение образовательной деятельности в средней группе по развитию элементарных математических представлений на тему: «Игры и игрушки» - заполнение дневника стажировки | Непосредственное участие в деятельности организации |
В соответствии с планом стажер изучил документацию базы стажировки для реализации дополнительной образовательной программы с различными категориями обучающихся, наблюдал за работой опытных специалистов, провел мастер-классы для педагогов, участвовал в разработке методических материалов.
Выполнил практические задание по направленности стажировки: В рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Умная пчелка», разработал конспект образовательной деятельности на тему: «Игры и игрушки» и осуществил открытый показ занятия.
Программа стажировки выполнена полностью.
Наставник стажировки___________________ /________________________/
Руководитель ОО ______________________/ _________________________/
М.П.
Куратор стажировки (сотрудник ИРО) ______________ Гусева Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...