Развитие мелкой моторики рук и речи через тактильные ощущения на занятиях по изодеятельности
консультация по аппликации, лепке
Консультация "Развитие мелкой моторики рук и речи через тактильные ощущения на занятиях по изодеятельностия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 465.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад №36 консультация Воспитатель: Прокопчук О.Л. Работая много лет с детьми, каждый из воспитателей на протяжении последних лет сталкивается с проблемой постановки разговорной речи у детей. Как помочь маленькому ребёнку не только понимать обращённую к нему речь, но и самому выражать свои чувства? Существует несколько путей для решения этой проблемы, и каждый из педагогов, работая над определённой темой, прямым или косвенным путём пытается развивать речь детей. Изучая тему обучения изобразительным навыкам, мною был сделан вывод, что этот вид деятельности играет немаловажную роль в развитии речевой деятельности. Перебирая работы и опыт педагогов, выявляется взаимосвязь развития речи детей и развития мелкой моторики рук. Два центра, отвечающих каждый за свою функцию, развиваются, взаимодействуя, т.е. тренируя кисти рук, мы помогаем развитию речевой деятельности. А на каком занятии, как не при обучении рисованию и лепке, ребёнок тренирует свои пальчики, кисти, обогащает свой тактильный опыт. Как вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Заметьте: прежде чем рассмотреть предмет, ребёнок всегда старается пощупать его. Увидев новое, он тянется к нему. Это важно: рассматривая и трогая, карапуз связывает полученную информацию в единое целое. Коллекционируя, таким образом, все возможные признаки сначала новых, а затем новых предметов, он учится мыслить целостными образами и предвосхищать события. Важный момент: развитие тактильной сферы тесно связано с развитием мелкой моторики – тонких, высокодифференцированных движений пальцев рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. Также на развитие мелкой моторики рук влияет и включение в занятия упражнений, физминуток и пальчиковой гимнастики по развитию пальцевой моторики, которые играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Наряду с этим психологи рекомендуют практиковать рисование пальцами, руками – это усиливает тактильные ощущения в процессе изобразительной деятельности и развивает мелкую моторику ребёнка, а она в свою очередь, тесно связана с развитием речи и речевого мышления. Следовательно, строя работу по обучению техническим навыкам и формообразующим движениям в изодеятельности, мы можем и параллельно строить по развитию речи. Мы учим ребёнка действовать руками и пальцами. Происходит первоначальное развитие тонких действий рук. Ребята с удовольствием покрывают штрихами, пятнами один лист за другим, раскатывают колбаски, шарики из пластилина, обогащая свой тактильный опыт и тренируя мускулатуру рук и пальцев. Благодаря целенаправленной, последовательной работе, построенной с учётом психологических особенностей дети данного возраста, мы строим свои занятия. Опираясь на то, что у детей данного возраста наглядно – действенное мышление, т.е. ребёнку сначала нужно потрогать, пощупать и только после этого он попробует что-то изобразить, основной приём – это совместные действия педагога и ребёнка, а также неоднократные упражнения. Для того, чтобы ребёнок получил из куска пластилина цилиндр или шарик, необходимо дать ему настоящий цилиндр или шарик, чтобы он его покатал, пощупал, поиграл – обогатил свой тактильный и двигательный опыт, а вместе с тем - развивал бы свои пальчики, ручки. Дети ощупывают, какой длины, толщины, величины, формы этот предмет и переносят уже свои ощущения на ком пластилина. Используя на занятиях по изодеятельности дополнительный природный материал (косточки, скорлупки, сучки, вату, зёрнышки, крупу), мы учим ребёнка не только точнее передавать образ нужного предмета, но и опять же развиваем мелкие мышцы рук. Т.к. ребёнку необходимо взять этот мелкий материал и прилепить его в нужном месте, и именно так, как показал педагог. При этом, ощупывая косточку, скорлупку, сучок, ребёнок получает определённые представления о нём (острое, круглое, колючее, мягкое). Помня о том, что ребёнку необходимо не только потрогать, но и увидеть, как сделать, как выполнять – основным всё же является приём показа. Педагог даёт образец, сопровождая его речью. Повторяя стихи, прибаутки и выполняя действия («зайка прыг, зайка скок, на зелёный на лужок»), ребёнок невольно про себя начинает проговаривать и действовать кисточкой или карандашом в соответствии со словами. И не далёк тот час, когда это он произнесёт вслух. Рассматривая игрушку или предмет перед тем, как его изобразить, мы даём первоначальные навыки в умении анализировать. Вычленяя части предмета, их форму, величину, цвет и обучая этой операции ребёнка, мы развиваем мышление, тактильные и зрительные ощущения, а вместе с тем и речь. Но не стоит ограничиваться одними занятиями. В свободное время детям можно предлагать самые разные «тактильные» игры-упражнения. Так, например, детям от 1,5 до 2 лет можно предложить такие игры-упражнения, как:
Детям от 2 до 3 лет:
Так же, игры с тесто, пластилином, бумагой, песком можно использовать в любом возрасте, постепенно усложняя задачу. Все эти игры и игры-упражнения позволяют быстрее и эффективнее развивать мелкую моторику рук, тем самым быстрее и проще научиться изображать мир. Таким образом, обучая детей рисованию и лепке, мы решаем наряду с основными техническими задачами, ещё и задачи по развитию мелких мышц рук через тактильные ощущения, и значит, помогаем развивать речь ребёнка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности являются наилучшим средством гармоничного развития кистей рук у дошкольников....
Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей через различные виды деятельности.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сфо...
Развитие мелкой моторики руки и речи на логопедических занятиях
Занятие по мелкой моторики...
Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики с детьми ОВЗ через ручной труд из бумаги".
"Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ ни пределов". ...
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через различные виды деятельности
Здесь представлены материалы, котрые могут быть полезны при работе по данной теме...
«Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество».
«Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество».Слайд 1 Большое значение для детей играет развитие мелкой моторики. ...
«Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество».
«Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество».Слайд 1 Большое значение для детей играет развитие мелкой моторики. ...