"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
материал на тему
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности являются наилучшим средством гармоничного развития кистей рук у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istochniki_sposobnostey_i_darovaniy_detey.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Источники способностей
и дарований детей -
на кончиках их пальцев…»
(В.А. Сухомлинский)
Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Еще известный исследователь детской речи М.М.Кольцова писала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, базирующихся на игре и творчестве. Пальчиковая гимнастика, мозаика, конструктор, «Puzzle», шнуровки интересны и полезны детям. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.
Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники. Поэтому, вводя в свою работу по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. В соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, ставлю перед собой следующие задачи:
- Развивать и укреплять мелкую моторику;
- Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
- Создавать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;
- Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности для детского творчества дома.
Доказано, что у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована мыслительная деятельность – он умеет логически рассуждать, достаточно развиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, опираясь на Программу художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, в своей работе по изобразительной деятельности использую нетрадиционные художественные техники, которые не только дают возможность для развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании координации движения пальцев рук. Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода, включая разнообразные формы и методы работы:
- подгрупповая и индивидуальная деятельность;
- дидактические игры;
- театрализация;
- выставки рисунков и поделок.
Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, я учу их держать деревянную палочку, кусочек поролона, обыкновенную нитку тремя пальцами, добиваясь свободного движения руки во время рисования. «Шедевр», выполненный нетрадиционным способом (оттиск поролоном, рисование ладошкой, пальцами, солью и т.д.), дарит ребенку новую широкую гамму ощущений, развивает воображение и фантазию.
Используя в детской деятельности нетрадиционные техники аппликации (обрывная, объемная, с использованием оригами, мятых салфеток, природного материала, техника «квиллинг» и т.д.), я обучаю ловкости в работе с материалом, что способствует у детей:
- укреплению моторики рук;
- обогащению сенсорного впечатления;
- обогащению словаря;
- развитию мыслительной деятельности;
- развитию аккуратности и усидчивости.
А использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышают эффективность работы.
Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, мной в группе создана предметно-развивающая среда. Понятие «развивающая среда» - создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. В моей группе, в свободном доступе, находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры. Для развития руки и пальцев имеются разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Для ежедневного развития моторики в игре, имеются такие предметы, как:
- бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;
- клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки.
Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.
Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, то в первую очередь, я создала все условия для игровой деятельности. В группе 9 мальчиков и 15 девочек, поэтому игровые уголки расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через «жилую комнату».
Также создала сюжетно-ролевые игры, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:
- «Поликлиника» - в этой игре мы оформили несколько узких специальностей (хирург, лор, окулист, педиатр).
- «Салон красоты и здоровья» - дети делают массажи куклам, маски, прически, маникюр и т.д.
- «Мастерская» - дети «ремонтируют» мебель, собирают макеты предметов мебели из разного конструктора.
- «Автосервис» - мальчики занимаются «ремонтом» машин.
Оборудованные мной полочки, с необходимым материалом для эффективного решения задачи по развитию мелкой моторики (игры дидактические «Шнуровки», «Puzzle», «Выложи узор» (из камешков), «Ниткопись» и многое другое), ежегодно пополняются, цели, и задачи игр усложняются.
Развивающую среду группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Пальчиковый театр», «Театр рукавичек», «Театр ложек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами. Данные игры помогают не только развитию мелкой моторики, но и в работе над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.
Для развития ручной умелости большое значение имеют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). В группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение в, организованном мной, центре изобразительной деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере взросления детей, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).
В деятельности, развивающей мелкую моторику, я нашла применение и крупам (гороху, рису, манке, гречке и т.д.). Например, игра «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу), «Письмо на крупе», «Рисование манкой».
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думаю о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день.
Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Совместную работу с семьей разделила на несколько этапов:
- объяснение значимости нетрадиционных техник изобразительной деятельности для подготовки руки к письму;
- расширение знаний родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;
- обучение приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.
Многие родители не знают, как знакомить ребят с нетрадиционными приемами изобразительной деятельности, а о некоторых, вообще никогда не слышали. Поэтому, мной были разработаны консультации, индивидуальные беседы о разновидностях нетрадиционных техник, в которых нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности, последовательности в развитии детей. Вопросы о благоприятном влиянии мелкой моторики на формирование детской речи и координации движений рук у детей дошкольного возраста и значение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики были предметом обсуждения на родительском собрании «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности и их влияние на развитие моторики рук».
Родители всегда проявляют заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка. С такими родителями провожу индивидуальные беседы и привлекаю к творческой деятельности, приглашая на открытый просмотр непосредственной образовательной изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.
Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
В итоге, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала следующий результат:
- Заметна динамика развития мелкой моторики у детей.
- Дети творчески применяют изученные нетрадиционные техники в самостоятельной художественной деятельности.
- Дети адекватно оценивают результат своей деятельности.
- Родители принимают активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.
- Мои воспитанники – постоянные участники творческих конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
В данном материале представлен опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"....
Методическая разработка. Презентация на тему «Развитие мелкой моторики и творческих способностей через нетрадиционную технику изобразительного искусства — пластилинографию и тестопластику»
Проблема развития мелкой моторики на занятиях пластилинографии весьма актуальна, так как способствует развитию согласованности в работе глаза и рук, и чем лучше становится мелкая моторика, тем больше ...
Методический материал "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
Методический материал по использованию нетрадиционных техник в работе с детьми младшего возраста...
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей ДОПластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного во
Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позв...
Презентация. Развитие творческого и логического мышления дошкольников через нетрадиционную технику изобразительной деятельности
Развитие творческого и логического мышления дошкольников через нетрадиционную технику изобразительной деятельности...