Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей через различные виды деятельности.
материал на тему

Ткач Елена Витальевна

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и  мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов, взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребёнок либо вообще не разговаривает, либо плохо, либо разговаривает, но с определёнными ошибками (фонетического и лексико-грамматического строя речи). Это отрицательно влияет на формирование его компонентов речевой функциональной системы и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.

Чтобы улучшить координацию и точность руки и глаза, гибкость рук и содействовать нормализации речевой функции, возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- работа с родителями.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:

- пальчиковая гимнастика,

- физкультминутки

- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр

• Нетрадиционная изобразительная деятельность

нетрадиционные техники рисования (монотипия, пластилинография, пальцем, ладошкой)

различные виды аппликаций (обрывная, из салфеток, мозаичная.)

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• Работа с мелким строительным материалом, конструктором ЛЕГО

• Дидактические игры

шнуровка М. Монтессори, игры с мелкими предметами, игрушками, пазлы, мозаика.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность. В свободной совместной деятельности детям предлагались различные развивающие упражнения и игры с пластилином: «Угощение для птиц», «Дорожки для зверят», «Витаминный завод» и др.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

 

 

Список литературы:

  1. Поварченкова З. М., Малышева А. Н. "Аппликация в детском саду"

Ярославль, "Академия развития", 2010г.

2) Светлова И. "Развиваем мелкую моторику"

ЭКСМО-Пресс, 2001г.

3) Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги"

С-Пб, "Корона", 2007г.

Эффективность воспитательно - образовательной работы

по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

через различные виды деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tkach_e.v.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность воспитательно - образовательной работы

по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

через различные виды деятельности.

Ткач Елена Витальевна

Воспитатель

МБДОУ ДС № 67 «Умка»

город Нижневартовск, ХМАО-Югра

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и  мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов, взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребёнок либо вообще не разговаривает, либо плохо, либо разговаривает, но с определёнными ошибками (фонетического и лексико-грамматического строя речи). Это отрицательно влияет на формирование его компонентов речевой функциональной системы и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.

Чтобы улучшить координацию и точность руки и глаза, гибкость рук и содействовать нормализации речевой функции, возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- работа с родителями.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:

- пальчиковая гимнастика,

- физкультминутки

- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр

• Нетрадиционная изобразительная деятельность

нетрадиционные техники рисования (монотипия, пластилинография, пальцем, ладошкой)

различные виды аппликаций (обрывная, из салфеток, мозаичная.)

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• Работа с мелким строительным материалом, конструктором ЛЕГО

• Дидактические игры

шнуровка М. Монтессори, игры с мелкими предметами, игрушками, пазлы, мозаика.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность. В свободной совместной деятельности детям предлагались различные развивающие упражнения и игры с пластилином: «Угощение для птиц», «Дорожки для зверят», «Витаминный завод» и др.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

Список литературы:

  1. Поварченкова З. М., Малышева А. Н. "Аппликация в детском саду"

Ярославль, "Академия развития", 2010г.

2) Светлова И. "Развиваем мелкую моторику"

ЭКСМО-Пресс, 2001г.

3) Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги"

С-Пб, "Корона", 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у дошкольников по средствам различных видов деятельности

Папка по самообразованию. В ней изложены теоретические основы темы....

Доклад "Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности".

Данные методические рекомендации посвящены методике развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности....

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...