Профессиональное совершенствование деятельности педагогических работников. Практический конструктор моделирования образовательного пространства. «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Повышение компетенции педагогов по теме «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»
Профессиональное совершенствование деятельности педагогических работников. Практический конструктор моделирования образовательного пространства
1 слайд: Тема: «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Дата проведения: 10 ноября 2023 года, 13 часов 30 мин.
Режим проведения: очный (музыкальный зал)
Целевая аудитория: воспитатели, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»
Ответственная: воспитатель второй младшей группы «Ягодка» Митрохина Оксана Михайловна.
Цель: повышение компетенции педагогов по теме «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Ход выступления:
Здравствуйте уважаемые коллеги, в этом году, все дошкольные образовательные учреждения перешли на новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования.
2 слайд: Именно поэтому сегодня я хочу обратить Ваше внимание на функциональную грамотность дошкольников. Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)
Задание 1. Попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий «личность», «функционировать», «грамотность».
Задание 2. Используя каждую букву слова «личность» записать (сказать) личностные качества.
- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество.
Задание 3. Подберите слова - синонимы к слову «функционировать».
- Работать, действовать, внедрять, применять...
3 слайд: Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года говорит «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Также Владимир Владимирович издал Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 в котором говорится «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В этом указе национальная цель такова: Возможности для самореализации и развития талантов, а целевым показателем является вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
4 слайд: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами задачу «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности». Стандарт предлагает целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
5 слайд: Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания, применять знания и умения, оценивать знания и умения, осуществлять саморазвитие.
6 слайд: Леонтьев А.А. отмечал «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
7 слайд: Функциональная грамотность, актуальна ли она в дошкольном образовании? Сейчас разберёмся.
- Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации. Формирование функциональной грамотности дошкольников – важная задача образования на всех уровнях, начиная с дошкольного, и одновременно – важный показатель качества образования. Чтобы этот показатель был достаточно высок, мы должны создать предпосылки функциональной грамотности в дошкольном возрасте.
- Взаимосвязь предпосылок функциональной грамотности и предпосылок универсальных учебных действий, учебной деятельности. Поскольку, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности (в том числе), это означает актуальность работы по формированию предпосылок функциональной грамотности.
- Глобальные компетенции в структуре функциональной грамотности – целевые ориентиры ФГОС.
- Реализация Федеральной образовательной программы.
8 слайд: Дошкольное образование рассматривается как базис формирования функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФОП ДО, который направлен на формирование финансовой и математической грамотности, формирование речевой активности дошкольников, формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников, формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Международные образовательные стандарты направлены на 3 основные ключевые грамотности: математическая, естественнонаучная, читательская.
9 слайд: Читательская грамотность
- Способность человека понимать и использовать письменные тексты;
- Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
- Расширять свои знания и возможности
- Участвовать в социальной жизни
10 слайд: Естественно-научная грамотность
- Способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. (ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ)
11 слайд: Математическая грамотность
- Способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
12 слайд: Из этого вытекают глобальные компетенции:
- Способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия
- Осознавать как культурные, религиозные политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие суждения и взгляды – наши собственные и др. людей;
- Вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
- Способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций и умением работать в команде.
Формирование функциональной грамотности – это сложный многосторонний и длительный процесс и достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные технологии.
Л. Давинчи говорил: «Разнообразь как можешь». Для этого могут быть использованы наблюдения, эксперименты, творческие ситуации, практические работы, развивающие игры.
13 слайд: Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
- квест-технология, обладающая огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
14 слайд: Индикаторы функциональной грамотности:
- владение навыками речевой активности
- построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми
- адекватное восприятие устной и письменной речи
- точное, правильное логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме
- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи и правил русского речевого этикета.
15 слайд: Модель формирования и развития функциональной грамотности:
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – воспитатель
(Для того, чтобы поливать, педагог должен постоянно пополняться,
т.е. заниматься самообразованием)
По природе своего происхождения человек является социальным существом и поэтому в его жизни коммуникативная деятельность играет важную роль. Коммуникативная деятельность – взаимодействие 2-х и более людей, направленная на согласование, объединение усилий с целью налаживания отношений и достижений общего результата (М.И. Лисина).
16 слайд: Таким образом, дошкольное детство - период максимального развития интересов и способностей подрастающей личности, формирования качеств, которые, повлияют на успешность ее будущей профессиональной деятельности. Именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования функциональной грамотности личности, которые позже развивают, совершенствуют на этапах школьного, высшего образования. Оптимальные условия для этого предоставляет организация разнообразных видов деятельности с детьми дошкольного возраста. Это стимулирует детское любопытство, развивает его любознательность и познавательную активность, критическое мышление в процессе решения определенных игровых задач, способствует проявлению творчества с целью развития игровой ситуации, развивает навыки планирования, учета возможных ошибок, продумывания способов их разрешения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности"
Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей....
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе тр...