Занятие по художественно-эстетическому развитию, аппликации с детьми среднего дошкольного возраста «Половики»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Ходакова Елена Николаевна

Занятие по художественно-эстетическому развитию, аппликации с детьми среднего дошкольного возраста «Половики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по художественно-эстетическому развитию, аппликации с детьми среднего дошкольного возраста «Половики»

Цель занятия: упражнять детей составлять композицию «Домотканый половик» из полосок, чередующихся по цвету.

Задачи:

  1. Закреплять умение разрезать полоски ножницами по прямой.
  2. Закреплять умение составлять композицию из чередующихся по цвету полосок
  3. Знакомить детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления.
  4. Формировать у детей представления о половиках: внешний вид, разнообразие, назначение в крестьянской избе
  5. Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов: челнок, ткацкий станок, ткачиха,  домотканый.
  6. Развивать чувство цвета и ритма
  7. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Материал к занятию: Разнообразные половики, предметы обстановки избы, картинки с изображением половиков, ткацкий станок (детский),цветная бумага,ножницы,клей.

 

Ход занятия:   

Воспитатель-хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне в гости. Раньше дорогих гостей встречали с хлебом и солью. (дети проходят в избу и садятся на лавки). Вам нравится у меня в избе? (Ответы детей).

Какие предметы в моей избе Вам знакомы? (Ответы детей).  

Обратите внимание на пол. Кто из вас знает как этот предмет называется? (Ответы детей). Я могу вам дать подсказку. Этот предмет лежит на полу. Название этого предмета происходит от слова пол. Давайте с вами попробуем пофантазировать и придумать как этот предмет может называться.   

В  избах половиками было принято покрывать не только пол, но и лавки,  спальные места на печах. Как вы думайте, для чего необходимы половики на полу? (Ответы детей).А для чего на лавке?(Настя, Марьяна сядьте на лавку где нет половика потом на лавку с половиком)где вам больше нравится сидеть. Почему?(тепло, мягко) на лавке с половиком. А без половика?(твердо, холодно).Половики сохраняют тепло в доме.

Посмотрите на половики чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей – сравниваем 2 половика). Круглые половики называются половик-кружок. А длинные половики-дорожки. А чем они похожи?

(потому что на них много разноцветных полосок).  Какие цвета  вы видите на этих половиках? (Ответы детей).

А хотите я вам расскажу и покажу как изготавливались половики?

 С древних времен на Руси , ткали-это значит создавали   половики вручную на ткацких станках ,женщину или девушку, которая ткала половик на ткацком станке называли ткачиха.(Показ картинки). Вот так выглядел ткацкий станок раньше (показ станка). Для изготовления половика натягивают несколько нитей, затем берут челнок на который наматывается нить и челноком продевают сначала под нитью потом над нитью. (Показывает процесс не более 30 секунд.).  На ткацких станках ткали не только половики но и ткани из которых изготавливали одежду.

Такие станки ,только они были раньше больших размеров, давным-давно стояли в каждом доме в деревне, поэтому половики называются  до-мо-тка-ные ( воспитатель просит детей повторить слово).  Домоткаными означает это, что их ткут дома.

А половик -кружок вязали крючком. Воспитатель:  Предлагает потрогать 2 варианта половиков(ткани и ниток) и сказать, какие они на ощупь (мягкий,жесткий).(ответы детей). Половики-кружки и половики-дорожки  изготавливали из старых не нужных вещей . Нарезали их полосками и полоски сматывали в клубок. Так же ткали и из ниток ...  

Воспитатель: Чтобы сохранить тепло в моем доме я вам предлагаю соткать половики ,и ими покрыть лавку.

Физминутка:  -

Прежде чем мы будем ткать

Надо пальчики размять

Указательный и средний, безымянный и последний

Поздоровались с большим

А теперь потрем ладошки

Друг об друга мы немножко

Кулачки разжали-сжали

Кулачки разжали-сжали

Вот и пальчики размяли

А теперь мастера нам за дело всем пора!

Воспитатель: Присаживайтесь в мою мастерскую. Посмотрите у меня на мольберте несколько половиков. Вы можете выбрать какого цвета будет ваш половик, может вы хотите чтобы он был и разноцветный.  Я хочу соткать желтый половик, я беру 3 полоски синего цвета они будут нам напоминать натянутые нити на ткацком станке и приклеиваю кончики полосок к верхней части картона.(Всю полоску не нужно клеить). Затем я беру желтую полоску и разрезаю на четыре узкие по линиям..(Правила использования ножниц).Центральную полоску загибаем и приклеиваем желтую. Опускаем центральную .Затем загибаем крайние полоски. Посмотрите какой красивый половик у меня получился.

Я предлагаю выбрать вам цвета полосок из которых у вас будет половик и приступить к работе..

Чтобы  веселее было работать раньше люди устраивали посиделки пели песни, частушки, рассказывали  сказки. (Аудиомузыка)


Рефлексия. В конце занятия рассматриваются готовые изделия.

Кому понравилось, кому было сложно, кому было интересно?(магниты с эмоциями)

Что тебе больше всего понравилось? Что нового ты узнал? Что интересного ты узнал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность по аппликации с детьми среднего дошкольного возраста

В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Через неповторимое детское творчество – верная ...

Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»...

Конспект НОД по аппликации с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект  НОД по аппликации с детьми среднего дошкольного возраста   Тема: «Вечный огонь»....

Технологическая карта занятия по передвижной аппликации с детьми среднего дошкольного возраста дошкольного возраста

Технологическая карта занятия по передвижной аппликации с детьми среднего дошкольного возраста дошкольного возраста...