Дополнительное образование КРУЖОК "Волшебная кисточка"
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (средняя группа)

Смурова Ольга Николаевна

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области

«ГИМНАЗИЯ № 18 ИМЕНИ И.Я. ИЛЮШИНА»

_____________________________________________________________________________________________

Основной корпус:

Московская область, городской округ Королёв, проспект Космонавтов, дом 37 Б, тел.: (495) 519-51-80; 519-15-88.

Дошкольные отделения:

Московская область, городской округ Королёв, проспект Космонавтов, дом 31 А, тел. (498) 601-46-10;

Московская область, городской округ Королёв, проспект Космонавтов, дом 45 Б, тел. (495) 519-12-81; 519-14-47.

e-mail: 18gymn@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол педагогического совета

от «30» августа 2022 года  № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия №18 имени И.Я.Илюшина

___________________  /О.А.Зорина/

«____»  ____________ 20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)

 ПРОГРАММА

кружка «Волшебная кисточка»

Направленность: художественная

                                    Возраст детей : 5 -7 лет

                                    Срок реализации:  8 месяцев

Финансирование – за счет

 родительских средств

Автор-разработчик:

воспитатель

Смурова Ольга Николаевна

г.о. Королёв Московской области

2022

Пояснительная записка

    Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Актуальность программы

    Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

        Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.   Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

    Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

    Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

Новизна программы заключена в подходах к занятиям. Предлагаемые в них техники нетрадиционного рисования раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребёнку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление.

Поэтому, актуальность обучения детей нетрадиционным способам рисования заключена в активизации и постоянном развитии познавательного интереса, эмоционально-положительного отношения к процессу художественной деятельности. А это способствует эффективному развитию детского творчества в разных формах его проявления.

Цель программы – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Данная программа дополняет ООП ДО.

Задачи программы.

1. Задачи обучения:

  • познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.);
  • обучать основам создания художественных образов;
  • отрабатывать навык использования разных величин и способов их измерений;
  • отрабатывать навык работы с различными алгоритмами выполнения арифметических действий, различными алгоритмами решения задач.

2. Задачи развития:

  • развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение;
  • формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации;
  • совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

3. Задачи воспитания:

  • содействовать развитию интереса к умственному труду;
  • воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

Планируемые результаты освоения программы

По каждой из задач художественного развития детей  планируется достижение следующих результатов:

  • Знакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
  • Умеют создавать различные образы, используя различные изобразительные материалы и техники.
  • Уверенно  экспериментируют с изобразительными материалами.
  • Активно используют способы нестандартного раскрашивания.
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
  • Развивают мелкой моторики рук.
  • Развивают технические навыки рисования.
  • Умеют передавать личное отношение к объекту изображения.
  • Повышают уровень воображения и самооценки.
  • Проявляют интерес и к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений.

Возраст обучающихся: Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Срок реализации программы: Занятия проводятся  раз в неделю по 25 минут (время занятий включает 20  минут учебного времени и 5-минутный перерыв); 32  занятия за учебный год.

Формы обучения, особенности организации образовательной деятельности

  Нетрадиционные художественные техники

  • Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
  • Рисование ладошкойребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
  • Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  • Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
  • Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
  • Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

В процессе реализации программы используются следующие  формы организации деятельности:

  • индивидуальная работа;
  • практическая работа в парах;
  • практическая работа в условиях группы;
  • беседа.

Данная программа опирается на коллективно-распределительную деятельность, так как в процессе неё между детьми происходит распределение ролей при решении практико-ориентированных задач.

Содержание учебного плана.

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

октябрь

1 «Золотая осень».

Рисование способом тычка.

Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2«Красивый букет»

Печатание растений

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

3 «Осенние листочки».

Отпечаток листьев. Набрызг.

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.

Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

«Подсолнух».

Аппликация из крупы.

Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа.

ноябрь

«Ежик»

Метод тычка

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

Бумага, гуашь, жесткие кисти

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Рисование смятой бумагой.

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

3 «Первый снег».

Оттиск печатками из салфетки

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Листы бумаги, цветные краски, салфетки

4 «Цыпленок»

Гуашь, ватные диски, палочки

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек

Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей

декабрь

1 «Снежная семья».

Рисование способом тычка.

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

«Елочка».

Пластилинография.

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

«Елочка» (продолжение).

Пластилинография.

 Продолжить мозаику из пластилина.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

4 «Ёлочка пушистая, нарядная».

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

январь

«Узоры на окнах».

Раздувание капли

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

2 «Снеговичок»

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

«Дед Мороз».

Аппликация из ваты.

Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.

4«Снегири на ветке».

Рисование способом тычка.

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

февраль

1 «Зимний пейзаж».

Кляксография.

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

«Подарок папе».

Разные

Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

Материал для аппликации

«Подарок папе» (продолжение)

Разные

Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

Материал для аппликации

«Наша улица».

Печатание, набрызг, силуэтное рисование

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей…

март

1 «Букет для мамы».

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками  вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

2 «Какого цвета весна».

Монотипия.

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

3 «Берег реки».

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

4 «Волшебная страна – подводное царство».

Рисование ладошками

Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

апрель

1«Пасхальное яйцо»

Аппликация из салфеток.

Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина.

Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень.

«Расцвели одуванчики».

Метод тычка.

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

«Белые лебеди».

Рисование способом тычка

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц;

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

4 «Солнышко».

Рисование ладошками

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие

Листы бумаги, гуашь, салфетки.

май

«Букет к 9 мая».

Пластилинография.

Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

Открытки с цветами, картон, пластилин.

2 «Попугаи».

Рисование ладошками.

Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов.

Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.

3 «Цветочная поляна».  

Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

4 «Салют».         

Акварель или гуашь, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка.

Все принадлежности для рисования.

 Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Названия тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1

 «Золотая осень».

1

0,5

0,5

Творческая работа

2

«Красивый букет»

2

0,5

1,5

Творческая работа

3

 «Осенние листочки».

1

0,5

0,5

Творческая работа

4

 «Подсолнух».

2

0,5

1,5

Групповой проект

5

 «Ежик»

1

0,5

0,5

Творческая работа

6

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

1

0,5

0,5

Творческая работа

7

 «Первый снег».

1

0,5

0,5

Творческая работа

8

 «Цыпленок»

1

0,5

0,5

Творческая работа

9

 «Снежная семья».

1

0,5

0,5

Творческая работа

10

 «Елочка».

1

0,5

0,5

Творческая работа

11

 «Елочка» (продолжение).

1

0,5

0,5

Творческая работа

12

 «Ёлочка пушистая, нарядная».

1

0,5

0,5

Творческая работа

13

 «Узоры на окнах».

2

0,5

1,5

Творческая работа

14

 «Снеговичок»

3

0,5

2,5

Творческая работа

15

 «Дед Мороз».

2

0,5

1,5

Групповой проект

16

«Снегири на ветке».

1

0,5

0,5

Творческая работа

17

 «Зимний пейзаж».

4

0,5

3,5

Творческая работа

18

 «Подарок папе».

3

0,5

2,5

Творческая работа

19

 «Подарок папе» (продолжение)

1

0,5

0,5

Творческая работа

20

 «Наша улица».

2

0,5

1,5

Творческая работа

21

 «Букет для мамы».

1

0,5

0,5

Творческая работа

22

 «Какого цвета весна».

2

0,5

1,5

Творческая работа

23

 «Берег реки».

1

0,5

0,5

Творческая работа

24

 «Волшебная страна – подводное царство».

1

0,5

0,5

Творческая работа

25

«Пасхальное яйцо»

2

0,5

1,5

Творческая работа

26

 «Расцвели одуванчики».

1

0,5

0,5

Творческая работа

27

 «Белые лебеди».

2

0,5

1,5

Творческая работа

28

 «Солнышко».

1

0,5

0,5

Творческая работа

29

 «Букет к 9 мая».

1

0,5

0,5

Творческая работа

30

 «Попугаи».

2

0,5

1,5

Творческая работа

31

 «Цветочная поляна».  

1

0,5

0,5

Творческая работа

32

 «Салют».         

2

0,5

1,5

Творческая работа

На занятии дети выполняют творческое задание. В течение года 4 раза задание выполняется в группе. Критерием достижения планируемого результата является выполнение творческого задания и его анализ на соответствие изначальным требованием к работе.

 Организационно-педагогические условия реализации программы

Для занятий необходимо организовать рабочие места: столы и стулья. Столы подготавливаются для работы с красками и другими маркими материалами.

Реализация программы предполагает использование следующих оборудования, принадлежностей и материалов:

  • принтер;
  • компьютер;
  • акварельные краски;
  • офисная и газетная бумага;
  • бумажные салфетки;
  • картон;
  • ватман;
  • кисточки;
  • коктельные трубочки;
  • зубные щётки;
  • ушные палочки.

В целях создания условий для достижения современного качества образования используются эффективные методики обучения, здоровьесберегающие технологии (разминки, игры). При организации занятий используются методы:

  • словесный (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ заданий);
  • наглядный (демонстрации иллюстраций);
  • практический (выполнение заданий, в том числе групповая работа).

Для психолого-педагогической поддержки воспитанников используются методы: поощрение самостоятельности воспитанника, постановка творческих задач.

Список используемой литературы:

Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 125 с.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В.Никитина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 96 с.

Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

Программа дополнительного образования для детей 4 - 7 лет "Волшнбная кисточка"

Программа «Волшебная кисточка» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формир...

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа поможет педагогам доп.образования...

Программа по дополнительному образованию «Волшебная кисточка»

Программапо дополнительному образованию«Волшебная кисточка»...

Программа дополнительного образования "Веселые кисточки"

Программа дополнительного образования "Веселые кисточки"...

Конспект итогового занятия в старшей группе по дополнительному образованию «Волшебная кисточка» на тему: «Фиалка»

Конспект итогового занятия в старшей группе по дополнительному образованию «Волшебная кисточка»  «Фиалка»...

Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная кисточка"

В программе представлен план работы кружка по изодеятельности (нетрадиционная техника рисования). Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разн...