Программа дополнительного образования для детей 4 - 7 лет "Волшнбная кисточка"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме
Программа «Волшебная кисточка» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но в любой другой области жизни человека.
Новизной данной программы дополнительного образования является новая, отличная от традиционных, форма развития в изобразительной деятельности. Представленные в программе различные техники ранее не использовались в работе с детьми.
Цель программы – ознакомление детей с наиболее полным спектром различных нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Достижение данной цели невозможно без обучения дошкольников навыкам обращения с разнообразными художественными материалами как средствами творческой выразительности.
Задачи:
- развитие индивидуальных, личностных качеств, положительной мотивации, устойчивого интереса к творческой деятельности;
- развитие творческого воображения, образного и логического мышления;
- создание условий для экспериментирования с художественными материалами, изобразительно-выразительными средствами;
- воспитание чувства сотрудничества в совместной творческой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
по изобразительному искусству
«Волшебная кисточка»
Возрастной состав воспитанников – 4 -7 лет
Продолжительность образовательного процесса - 3 года
Составитель:
воспитатель высшей категории
Колобова Н.В.
МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 161»
г. Перми
г. Пермь, 2013
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его заинтересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Пояснительная записка
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детском саду чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Необходимо научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать процесс можно включать размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а так же комбинировать разные материалы, используя специальные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования нескольких материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Программа «Волшебная кисточка» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но в любой другой области жизни человека.
Новизной данной программы дополнительного образования является новая, отличная от традиционных, форма развития в изобразительной деятельности. Представленные в программе различные техники ранее не использовались в работе с детьми.
Цель программы – ознакомление детей с наиболее полным спектром различных нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Достижение данной цели невозможно без обучения дошкольников навыкам обращения с разнообразными художественными материалами как средствами творческой выразительности.
Задачи:
- развитие индивидуальных, личностных качеств, положительной мотивации, устойчивого интереса к творческой деятельности;
- развитие творческого воображения, образного и логического мышления;
- создание условий для экспериментирования с художественными материалами, изобразительно-выразительными средствами;
- воспитание чувства сотрудничества в совместной творческой работе.
Принципы построения программы:
- системность занятий;
- доступность материала;
- от простого к сложному;
- повторность материала;
- разнообразие тематики и изобразительных техник.
Все представленные в программе нетрадиционные художественно-графические техники изучены и апробированы. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития детской одаренности в рисовании.
Программа рассчитана на 3 года работы с детьми от 6-7 лет из расчета 1-н раз в неделю. Продолжительностью занятий для детей среднего возраста 20-25 минут, для детей старшего возраста 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня в 15.30. В программе по 32 занятия, для каждой возрастной группы. Для каждого собрания подобран материал.
Формы работы с детьми:
Групповая беседа, метод показа, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание коллективных композиций.
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении – Изостудии детского сада. Для успешной реализации программы необходимы материальная база, изобразительные материалы.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является диагностика.
Форма подведения итогов реализации программы – еженедельные выставки после каждого занятия, персональные выставки детских работ.
Учебно-тематический план
Средняя группа
Перечень разделов | Наименование темы | Количество занятий |
Раздел 1. Ознакомительный |
| 5 |
Раздел 2. Натюрморт |
| 4 |
Раздел 3. Пейзаж |
| 6 |
Раздел 4. Декоративное рисование |
| 10 |
Раздел 5. Животные |
| 7 |
Итого занятий | 32 |
Старшая группа
Перечень разделов | Наименование тем | Количество занятий |
Раздел 1. Натюрморт |
| 6 |
Раздел 2. Пейзаж | 1. В осеннем лесу. 2. Дует сильный ветер. 3. Наскальный рисунок. 4. Отражение в реке. 5. Прогулка по городу. 6. Звездное небо. 7. На необитаемом острове. | 7 |
Раздел 3. Декоративное рисование |
| 10 |
Раздел 4. Животные. Люди. |
| 9 |
Итого занятий | 32 |
Подготовительная группа
Перечень разделов | Наименование тем | Количество занятий |
Раздел 1. Натюрморт |
| 6 |
Раздел 2. Пейзаж |
| 11 |
Раздел 3. Декоративное рисование |
| 9 |
Раздел 4. Животные. Люди. |
| 6 |
Итого занятий | 32 |
Содержание
Средняя группа
Месяц | № | Тема | Практическое занятие, нетрадиционная техника |
Октябрь | 1 2 3 4 | В гостях у королевы Кисточки Цветные стихи в картинках Волшебная палитра Веселые медвежата | Знакомства с разными видами мазка; Рисование-эксперементирование с разными цветами спектра; Рисование с постепенным смешиванием красок; Рисование медведя и елок (тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой). |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Кисть рябины Ежиная семейка Листик желтый, листик красный Картинка в рамочке | Рисование пальчиками и тонкой кистью; Рисование штриховкой восковыми мелками; Нанесение гуаши на листья, отпечатывание, создание композиции; Умение располагать рисунок в рамке листа, отрабатывание нажима на карандаш. |
Декабрь | 1 2 3 4 5 | Выпал беленький снежок Узоры на стекле Веселые снеговики Ёлочка-красавица Заюшкина избушка | Монотипия, рисование пальчиком; Тонирование листа по - мокрому, рисование ватной палочкой; Рисование с использованием шаблона; Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки; Рисование с использованием восковых мелков прямыми и круговыми штрихами. |
Январь |
1 2 3 | Котята Снегирь Хрупкие снежинки | Рисование методом тычка жесткой кистью, акварель + восковой мел; Рисование с отображением характерных особенностей внешнего вида; Рисование ватной палочкой и зубочистками. |
Февраль | 1 2 3 4 | Декоративные дорожки Солнышко, нарядись Плыви кораблик Посмотри в свое окно | Знакомство с элементами декоративной росписи; Рисование с использованием декоративных элементов; Монотипия, печать; Рисование на заданной форме восковыми мелками с последующим тонированием акварелью. |
Март |
1 2 3 4 | Цветные фантазии Новое платье для мамы Птичий двор На что похожа клякса | «Растягивание» воскового мелка, сочетание воска и акварели Рисование на готовой форме с использованием элементов декоративной росписи Рисование методом тычка клеевой кистью, скомканной бумагой Кляксография, дорисовывание тонкой кистью |
Апрель |
1 2 3 4 | Подснежники Сказочная птица Веселые осминожки Волшебный карандашик | Тонирование листа по сырому, рисование пальчиками Рисование крыльев и хвоста ладошками Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель Рисование восковыми мелками с последующим покрытием акварелью |
Май | 1 2 3 4 | Салют над городом Букетов цветов Пестрые бабочки Солнечная поляна | Смешивание красок, набрызг зубной щеткой, печать по трафарету Рисование ладошками и пальчиками Монотипия Рисование мать-и-мачехи (тычок клеевой кистью) |
Старшая группа
Месяц | № | Тема | Практическое занятие, нетрадиционная техника |
Октябрь | 1 2 3 4 | Осенний ковер В осеннем лесу Золотые колосья Дует сильный ветер | Печать листьев, набрызг по черному фону Размывание цветных пятен, печать поролоном Рисование с натуры Раскатывание воскового мелка |
Ноябрь | 1 2 3 4 | На необитаемом острове Друг детства Дорожка узоров Прогулка по городу | Рисование поролоном Рисование игрушки с натуры Составление узора из декоративных элементов Создание трехпланового изображения |
Декабрь | 1 2 3 4 5 | Живые ладошки Сова с совятами Терем Деда Мороза Дед Мороз и снегурочка Витраж для окошка в избушке Зимушки-зимы | Рисование ладошкой и пальчиками Рисование по схеме Рисование солью Рисование по трафарету, набрызг Витражное рисование |
Январь | 1 2 3 | Дымковская игрушка Птицы – времена года Рябина в снегу | Рисование дымковской росписи ватной палочкой и пальчиками Рисование силуэта летящей птицы, холодные и теплые оттенки Рисование толстой кистью и пальчиками |
Февраль | 1 2 3 4 | Веселые кляксы Солнечные подсолнушки Пингвины Цветы для мамы | Кляксография с трубочкой. Рисование тушью Рисование клеевой кистью и ватными палочками Рисование пингвина по заданной схеме, определение цветовой гаммы Печать цветов по трафаретам, рисование пальчиками |
Март | 1 2 3 4 | Пир на весь мир Мраморные рисунки Звездное небо Рисунки - штампы | Расписывание посуды по мотивам гжели Рисование на мятой бумаге Смешивание красок, набрызг, рисование контуром Использование штампов из бросового материала |
Апрель Май | 1 2 3 4 1 2 3 4 | Космические просторы Петя – петушок Наскальный рисунок Цирковые пони Праздничный салют над городом Отражение в реке Волшебные цветы Веселые картинки | Тонирование по сырому, восковой мел + акварель Сюжетное рисование с элементами декоративной росписи Рисование иглой на картонных тарелочках Рисование по заданной схеме с элементами барельефа «Проступающий рисунок», свойства воска и акварели Трехмерная монотипия Рисование сказочных цветов с использованием элементов декоративной росписи Самостоятельный выбор детьми техники рисования |
Подготовительная группа
Месяц | № | Тема | Практическое занятие нетрадиционные техника |
Октябрь | 1 2 3 4 | В волшебном царстве Осенний вальс Растения рядом с нами Астры | Рассматривание разных оттенков спектра Тиснение листьев восковыми мелками Рисование с натуры Рисование пастелью |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Расписное оконце Волшебный карандашик Мир дельфинов Снег, снег, кружится | Витражное рисование Знакомство с каракулеграфией Рисование пастелью Рисование пейзажа (черно-белый граттаж) |
Декабрь | 1 2 3 4 5 | Перо жар-птицы Серебряное копытце Северное сияние Морозный узор на стекле Зимние напевы | Сочетание графических, аппликативных, коллеграфических элементов Рисование гелевыми ручками на темном фоне Рисование пастелью Рисование в технике фотокопия (свеча + гуашь) Рисование поролоном, пенопластом, ватными палочками |
Январь | 1 2 3 | «Ожившая сказка» Посмотри в свое окно Игривые рыбки | Рисование сказочных сюжетов Рисование по замыслу (восковой мел и акварель) Декоративное рисование с элементами письма |
Февраль | 1 2 3 4 | На морском дне Превращалочка Такие разные мамы Корабли пустыни | Силуэтное рисование (ватные палочки, нить) Кляксография с трубочкой Рисование фигуры человека Использование шаблона и трафарета |
Март | 1 2 3 4 | Черемуха Я рисую море – голубые дали Оттиски и отпечатки Ночной пейзаж | Рисование тычком ватной палочкой, торцом карандаша на черном фоне Рисование экспериментирование с использованием пены для бритья Экспериментирование с разными материалами и инструментами Черно-белый граттаж |
Апрель | 1 2 3 4 | Космические просторы На далекой удивительной планете Красивые картинки из разноцветной нитки Прогулка по Африке | Рисование пастелью и витражом Рисование – фантазия (восковой мел, акварель) Рисование кистью (акварель, клей ПВА, нитки) Рисование африканских животных и растений из геометрических фигур |
Май | 1 2 3 4 | Избушка на курьих ножках Белая береза Цирковые собачки В царстве королевы Кисточки | Барельеф Рисование в технике – батик Рисование по схеме Рисование сюжетных картин без использования кисточки |
Приложение № 1
Методическое обеспечение
- Устойчивые столы с легко моющим покрытием;
- Изобразительные материалы и принадлежности (гуашь, тушь, акварель, восковые мелки, простые карандаши, пастель, уголь, сангвина);
- Кисти разных размеров и жесткости, емкости для воды, губки, салфетки;
- Бумага, тонированная и цветная, картон, трафареты, шаблоны, печатки, трубочки для коктейля, клей ПВА, пробки, искусственные цветы, пенопласт;
- Репродукции картин известных художников, изделия мастеров народных промыслов России, тематический подбор картинок, фотографий, развивающие игры.
Приложение № 2
«Волшебная кисточка»
Старший возраст
№ | Ф.И. ребёнка | Умение смешивать краски, получать новые оттенки | Умение правильно комповать элементы в листе | Рисование с натуры | Рисование по представлению, составление узоров | Рисование животных, человека | Применение нетрадиционных техник |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |
Уровни развития на начало года (октябрь), конец года (май)
Выше среднего <+> Низкий <-> Средний <0>
Приложение № 3
Диагностика по программе «Волшебная кисточка»
Средний возраст
№ | Ф.И. ребенка | Умение смешивать краски | Знание формы | Знание цветовой гаммы | Составление узоров | Рисование растений, животных | Применение не традиционных техник |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
Список используемой литературы
- Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 1, часть 2;
- И.В. Новикова «Объемная аппликация и ИЗО деятельность в детском саду»;
- Т.Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей рисованию. Лепке, аппликации в игре»;
- И.А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» Занятия в ИЗО студии;
- Т.Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду». М., 2006
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Я – ребенок, и я … имею право!..» М., 2007;
- В.А. Сухомлинский «О воспитании» М., 1975;
- Д.И. Фельдштейн «Развитие в пространстве-времени детства». М., 1998;
- Н.В. Микляева «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей». М.. 2004;
- Материалы Интернет – сайтов по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по правовому образованию для детей с нарушениями ЦНС старшего дошкольного возраста
Программа составлена для детей с нарушениями ЦНС, у которых отмечаются трудности в развитии эмоцонально – волевой сферы, коммуникативной сфере, познавательной деятельности и особенностях личност...
Анализ образовательных программ дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (навигатор образовательных программ дошкольного образования ФИРО)
В целях детального ознакомления с существующими альтернативными образовательными Программами для детей с ТНР, а также с целью определения перспектив развития системы коррекционно-развивающ...
ПРОГРАММА проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Друзья- кисточки»
Программа соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста. Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми со...
21 способ рисования для детей без кисточки.
Развиваем творческую деятельность детей посредством нетрадиционной техники рисования....
Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Собери картинку - дети с кисточками»
Целью занятия является научить воспитанников умению правильно собирать целое изображение из отдельных фрагментов.Игровое задание: Правильно собрать пазл в виде картины "Дети с кисточками&quo...
Стихотворение для детей дошкольников "Кисточка и Барышня-Водоноска" по мотивам дымковской росписи
Стихотворение для детей дошкольников "Кисточка и Барышня-Водоноска" по мотивам дымковской росписи с иллюстрациями поэтапной росписи дымковской игрушки...
стихотворение для детей дошкольников "Кисточка и Барышня-водоноска" по мотивам дымковской росписи
стихотворение для детей дошкольников "Кисточка и Барышня-водоноска" по мотивам дымковской росписи с иллюстрациями поэтапной росписи дымковской игрушки...