Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная кисточка"
рабочая программа (старшая группа)
В программе представлен план работы кружка по изодеятельности (нетрадиционная техника рисования). Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_kistochka_op_zvezdochka.docx | 39.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2122» (ГБОУ Школа № 2122 )
142172, г. Москва, г. Щербинка, ул. Авиаторов, д. 9 Тел/факс 8(495)849–06–31,
e - mail:2122@edu.mos.ru
Рабочая программа по дополнительному образованию старший возраст
«Волшебная кисточка»
на 2020-2021 учебный год
Педагог дополнительного образования:
Баранова Ирина Владимировна
2020
Пояснительная записка
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
• Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
• Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
• Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
• Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
• Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
• Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Материал для работы:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролоновые печатки;
• коктейльные трубочки;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки, бумажные;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти;
• цветная бумага, ножницы;
• вата;
• крупа;
• пластилин.
Виды и техники нетрадиционного рисования
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Младший дошкольный возраст: использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Более трудные методы и техники:
• Рисование солью, крупой;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Принципы:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Форма занятий - тематическая деятельность и в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ. Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
- Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Календарно – тематическое планирование на 2020 – 2021 уч. г.
Сентябрь
Введение «Волшебная кисточка» | Обзор различных нетрадиционных техник рисования, учимся делать фон |
«Осень на опушке краски разводила» | Познакомить с техникой «Печать растений» |
«Осеннее дерево» | Учить изображать дерево нетрадиционным способом на листе бумаги отпечаток воздушного шара |
«Осень в саду» | Познакомить с техникой примакивания кисточкой |
«Корзина с яблоками» | Познакомить с техникой «печать фруктами» |
Октябрь
«Сказочное дерево» | Техника кляксография, выдувание трубочкой |
«Закат на осеннем небе» | Техника набрызг |
«Золотая осень» | Рисование пузырчатой пленкой |
«Разноцветная осень» | Техника «печать губками» |
«Осенний лес» | Рисование мятой бумагой |
Ноябрь
«Идет дождь» | Техника рисования свечой и акварелью |
«Портрет мамы» | Тонирование фона, рисование лица |
«Портрет мамы» | Техника рисования зубной щеткой (волосы) |
«Поздняя осень» | Техника выдувания трубочкой и печати губкой |
«Корзинка с шишками для белок» | Рисование штампом – спичечный коробок |
Декабрь
«Зимушка-зима» | Техника рисования клеем и манкой |
«Кружевное дерево» | Техника рисования на темном фоне зубной пастой и ватными палочками |
«Елочка» | Техника рисования вилкой |
«Зимний лес» | Техника рисования печать – капустным листом |
«Снежинка» | Техника рисования по клею, с использованием соли |
Январь
«Снежное кружево» | Техника рисования сахаром |
«Зимняя береза» | Техника рисования сухой кистью |
«Снегопад» | Рисование пузырчатой пленкой |
«Снеговик» | Техника рисования клеем и пеной для бритья |
Февраль
«Шишка на ветке» | Печать пузырчатой пленкой, рисование вилкой |
«Тюлень» | Техника рисования тычком сухой кистью |
«Танк» | Техника набрызг, тычок ватной палочкой |
«Ночь» | Рисование ластиком |
Март
«Букет для мамы» | Техника штамп картонным рулоном |
«Тюльпан» | Техника выдувания трубочкой |
«Ранняя весна» | Техника рисования нитками и клеем |
«Верба» | Техника растушевки графических карандашей |
«Весеннее небо» | Техника рисования по-мокрому |
Апрель
«Космическое пространство» | Техника рисования солью и гуашью |
«Луноход» | Техника граттаж |
«Цветущая сакура» | Техника выдувания, тычок |
«Птица» | Техника граттаж |
«Праздничный салют» | Техника штампа втулкой от туалетной бумаги |
Май
«Цветущая ветка яблони» | Техника рисования дном пластиковой бутылки. |
«Весна» | Техника рисования крышкой от диска |
«Весеннее дерево» | Техника выдувания трубочкой и печать пузырчатой пленкой |
«Одуванчики». | Техника рисования вилкой и концом кисти |
«Ветка сирени» | Техника печати мятой бумагой |
Литература
- К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.- 64с.
- Г.Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 80с.
- Г.Н. Давыдова Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80с.
- И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. – М.: «Карапуз», 2009. - 144с.
- Е.А. Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 129с.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"
Данная рабочая программа разработана для детей 3-7лет. Программа обучает детей рисованию через нетрадиционную технику....
Рабочая программа изостудии "Волшебная кисточка".Возраст детей от 5-6 лет.
Программа ориентирована на работу с детьми от 5-6 лет и носит художествено-эстетитеческую направленность, по форме проведения является групповай и индивидуально-ориентированной....
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗОСТУДИЯ (ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА) 6-7 лет
Аннотация к программе дополнительного образования Полное наименование программы с указанием возраста (классов)Дополнительная общеобразовательная программаобъединения «Радуга»(Весёлая ...