Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная кисточка"
рабочая программа (старшая группа)

Баранова Ирина Владимировна

В программе представлен план работы кружка по изодеятельности (нетрадиционная техника рисования). Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_kistochka_op_zvezdochka.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

                             

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2122» (ГБОУ Школа № 2122 )

142172, г. Москва, г. Щербинка, ул. Авиаторов, д. 9 Тел/факс 8(495)849–06–31,

e - mail:2122@edu.mos.ru

Рабочая программа по дополнительному образованию старший возраст

«Волшебная кисточка»

на 2020-2021 учебный год

Педагог дополнительного образования:

                                           Баранова Ирина Владимировна

2020

Пояснительная записка


Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность 

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.


Цель:
Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.


Задачи:
• Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
• Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
• Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 
• Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
• Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
• Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

Материал для работы:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролоновые печатки;
• коктейльные трубочки;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки, бумажные;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти;
• цветная бумага, ножницы;
• вата;
• крупа;
• пластилин.

Виды и техники нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Младший дошкольный возраст: использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Более трудные методы и техники:
• Рисование солью, крупой;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые

Используемые методы
• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Принципы:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. 
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Форма занятий - тематическая деятельность и в форме кружковой работы
 

Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ. Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
- Проведение мастер-класса среди педагогов

Ожидаемый результат:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению  цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.


       Календарно – тематическое планирование на 2020 – 2021 уч. г.

Сентябрь

Введение «Волшебная кисточка»

Обзор различных нетрадиционных техник рисования, учимся делать фон

«Осень на опушке краски разводила»

Познакомить с техникой «Печать растений»

«Осеннее дерево»

Учить изображать дерево нетрадиционным способом на листе бумаги отпечаток воздушного шара

«Осень в саду»

Познакомить с техникой примакивания кисточкой

«Корзина с яблоками»

Познакомить с техникой «печать фруктами»

Октябрь

«Сказочное дерево»

Техника кляксография, выдувание трубочкой

«Закат на осеннем небе»

Техника набрызг

«Золотая осень»

Рисование пузырчатой пленкой

«Разноцветная осень»

Техника «печать губками»

«Осенний лес»

Рисование мятой бумагой

Ноябрь

«Идет дождь»

Техника рисования свечой и акварелью

«Портрет мамы»

Тонирование фона, рисование лица

«Портрет мамы»

Техника рисования зубной щеткой (волосы)

«Поздняя осень»

Техника выдувания трубочкой и печати губкой

«Корзинка с шишками для белок»

Рисование штампом – спичечный коробок

Декабрь

«Зимушка-зима»

Техника рисования клеем и манкой

«Кружевное дерево»

Техника рисования на темном фоне зубной пастой и ватными палочками

«Елочка»

Техника рисования вилкой

«Зимний лес»

Техника рисования печать – капустным листом

«Снежинка»

Техника рисования по клею, с использованием соли

Январь

«Снежное кружево»

Техника рисования сахаром

«Зимняя береза»

Техника рисования сухой кистью

«Снегопад»

Рисование пузырчатой пленкой

«Снеговик»

Техника рисования клеем и пеной для бритья

Февраль

«Шишка на ветке»

Печать пузырчатой пленкой, рисование вилкой

«Тюлень»

Техника рисования тычком сухой кистью

«Танк»

Техника набрызг, тычок ватной палочкой

«Ночь»

Рисование ластиком

Март

«Букет для мамы»

Техника штамп картонным рулоном

«Тюльпан»

Техника выдувания трубочкой

«Ранняя весна»

Техника рисования нитками и клеем

«Верба»

Техника растушевки графических карандашей

«Весеннее небо»

Техника рисования по-мокрому

Апрель

«Космическое пространство»

Техника рисования солью и гуашью

«Луноход»

Техника граттаж

«Цветущая сакура»

Техника выдувания, тычок

«Птица»

Техника граттаж

«Праздничный салют»

Техника штампа втулкой от туалетной бумаги

                                               

                                                            Май

«Цветущая ветка яблони»

 Техника рисования дном пластиковой бутылки.

«Весна»

Техника рисования крышкой от диска

«Весеннее дерево»

 Техника выдувания трубочкой и печать пузырчатой пленкой

«Одуванчики».

Техника рисования вилкой и концом кисти

«Ветка сирени»

 Техника печати мятой бумагой

                                                       Литература

  1. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.- 64с.
  2. Г.Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 80с.
  3. Г.Н. Давыдова Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80с.
  4. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. – М.: «Карапуз», 2009. - 144с.
  5. Е.А. Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 129с.
  6. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"

Данная рабочая программа разработана для детей 3-7лет. Программа обучает детей рисованию через нетрадиционную технику....

Рабочая программа изостудии "Волшебная кисточка".Возраст детей от 5-6 лет.

Программа ориентирована на работу с детьми от 5-6 лет и носит художествено-эстетитеческую направленность, по форме проведения является групповай и индивидуально-ориентированной....

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗОСТУДИЯ (ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА) 6-7 лет

Аннотация к программе дополнительного образования Полное наименование программы с указанием возраста (классов)Дополнительная общеобразовательная программаобъединения «Радуга»(Весёлая ...