Программа дополнительного образования "Веселые кисточки"
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования "Веселые кисточки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr.sr_.b.docx | 326.1 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка | |
Актуальность | |
Практическая значимость программы | |
Педагогическая целесообразность | |
Связь с уже существующими программами по данному направлению | |
Цель программы | |
Основные задачи программы | |
Основные принципы | |
Методы, используемые при организации занятий с детьми | |
Структура занятий | |
Отличительные особенности данной образовательной программы | |
Возрастные особенности детей | |
Особенности возрастной группы детей | |
Сроки реализации дополнительной образовательной программы | |
8 | |
первый год обучения | |
второй год обучения | |
третий год обучения | |
четвертый год обучения | 9 |
Формы проведения итогов реализации образовательной программы 3 -7 лет | 10 |
Перспективный план | |
первый год обучения | |
второй год обучения | |
третий год обучения | |
четвертый год обучения | 3131 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | |
Литература |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГРАММЕ «Веселые кисточки»
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Веселые кисточки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслитьнестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартныхизотехнологий.
Все занятия в разработанной нами программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы
«Веселые кисточки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление илюбознательность
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнаваниянового.
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственнымтрудом.
- формировать эстетическое отношение к окружающейдействительности
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения сиспользованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средстваискусства.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классическогоискусства,
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающейдеятельности.
- Формировать умение оценивать созданныеизображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетаниецветов.
- Развивать творческие способностидетей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительнойдеятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыкисотрудничества.
Основные принципы:
1.Принцип поэтапности
- Принципдинамичности
- Принципсравнений
- Принципвыбора
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
- тычок жесткой полусухойкистью,
- рисованиепальчиками,
- рисование ладошкой, оттискпробкой,
- оттиск печатками изкартофеля,
- обрывание бумаги, скатываниебумаги,
- оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятойбумагой,
- восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать потрафарету,
- набрызг, отпечаткилистьев.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
- репродуктивная;
- коммуникативная;
- позновательно-исследовательская;
- игровая;
- трудовая;
- двигательная.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественныхпроизведений.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- работать вместе, уступать друг другу, помогать,подсказывать;
- договариваться о совместной работе, еесодержании;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при созданииработы.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Структура занятий:
- Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковаягимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы(бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительнаядеятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн- творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи-
Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Работа ведется с детьми на поддержку и развитие творческой индивидуальности каждого ребенка средствами разных видов художественно - продуктивной деятельности. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 13 человек. Программа реализуется в течение одного учебного года. Курс программы включает 36 занятия.
Первый год обучения | дети 3–4 лет | Младший дошкольный возраст |
Второй год обучения | дети 4–5 лет | Средний дошкольный возраст |
Третий год обучения | дети 5–6 лет | Старший дошкольный возраст |
Четвертый год обучения | дети 6–7 лет | Подготовительная к школе группа |
Возрастные особенности детей
Ребенок данной возрастной группы совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместнуюработу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболееудачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живыхобъектов.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Данная образовательная программа рассчитана на четыре учебных года.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня (младший, средний, старший возраст). В подготовительной к школе группе 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная исоставляет:
Первый год обучения | дети 3–4 лет | Младший дошкольный возраст | 15 минут (один академический час) |
Второй год обучения | дети 4–5 лет | Средний дошкольный возраст | 20 минут (один академический час) |
Третий год обучения | дети 5–6 лет | Старший дошкольныйвозраст | 25 минут (один академический час) |
Четвертый год обучения | дети 6–7 лет | Подготовительная к школе группа | 30 минут (один академический час) |
Вид детской группы
Группа детей профильная, имеет постоянный состав.
Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке.
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 13 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Веселые кисточки»
Первый год обучения
3-4 года
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
- Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета
- Подбирать цвета, соответствующие изображаемымпредметам
- Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью икрасками
- Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Веселые кисточки»
Второй год обучения
4-5 лет
- Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков идр.
- Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержаниемсюжета.
- Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
- Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватнойпалочки.
- Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создаваякомпозицию.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Веселые кисточки»
Третий год обучения
5-6 лет
- Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративноеискусство).
Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
- Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительныематериалы.
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительностиобразов.
- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладногоискусства.
- Знать особенности изобразительныхматериалов.
- Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж(черно- белый,цветной), монотипия.
- Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создаваякомпозицию.
- Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки.
- Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционнного изобразительного искусства.
- Различать основные видыИЗО
- Знать имена и работы наиболее известныххудожников.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Веселые кисточки»
Четвертый год обучения
6-7 лет
Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство.
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
- Называть основные выразительные средства произведенийискусства.
- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладногоискусства.
- Знать особенности изобразительныхматериалов.
- Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной),монотипия.
- Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создаваякомпозицию.
- Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки.
- Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционнного изобразительного искусства.
- Различать основные видыИЗО
- Знать имена и работы наиболее известныххудожников.
- Знать основные архитектурные достопримечательности Санкт-Петербурга. Уметь передать особенности архитектурныхстроений.
- Уметь передавать особенности человеческого тела взрослого человека иребенка.
Уметь передавать движение предметов и живых существ.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы 3-7 лет
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е.М.
«Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.
Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.
Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/
№ | Имя ребенка | Форма | Изображе ние предметов | Пропор ции | Композ иция | Аккуратнос ть | Передача движения | Цвет | Общее число баллов |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
Итого балловпо критериям |
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/
Передача формы:
-форма передана точно-3б.;
-есть незначительные искажения-2б.;
-искажения значительные, форма не удалась-1б.
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
-части расположены верно-3б;
-есть незначительное искажение-2б;
-части предмета расположены не верно-1б.
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
-пропорции предмета соблюдены-3б;
-есть незначительные искажения-2б;
-пропорции предмета переданы неверно-1б.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
-по всей плоскости листа-3б
-на полосе листа-2б
-не продумано, носит случайный характер-1б.
Аккуратность:
Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.
-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;
-есть незначительные помарки-2б;
-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
-движение передано достаточно точно-3б;
-движение передано неопределенно, неумело-2б;
-изображение статичное-1б.
Цвет
Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов). Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенногоцвета.
-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;
-есть отступление от реальной окраски-2б;
-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММА «Веселые кисточки»
Первый год обучения с 3 до 4 лет.
Количество занятий: 36
Цель: Воспитание эстетической культуры и развитие детского художественного творчества.
Задачи:
Развивать изобразительное творчество, воображение
Формировать у детей сенсорные способности в разных видах художественной деятельности
Научить техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности.
| Тема | Техника | Цель | Средства выразительности | Материалы |
Сентябрь | |||||
1 | Цвет в изобразительном искусстве. Три основных цвета. |
| Помочь освоить цветовую гамму Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности
| Тон, цвет | Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования |
2 | Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски» | Печать по трафарету | |||
Смешивание красок | |||||
3 | Осенние листья | Работа по трафарету, печать листочком | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования по трафарету. Показать приемы получения отпечатков листочков разными способами. | Фактура, цвет | Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья, трафареты |
4 | Дары осени (фрукты) | Печать по трафарету | |||
5 | Листопад в лесу | Пальчиковая живопись | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. Учить рисовать падающие листики, передавая их характер, используя точку как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. | ||
6 | Птички на веточках (коллективная работа) | Соединение техники печать по трафарету и пальчиковая живопись | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать поверхность птички, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. | ||
Октябрь | |||||
1 | Выросли грибочки на пенечке | Ладошки | Познакомить с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля, пенопласта, ладошками. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать фрукты, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки, пробка, пенопласт |
2 | Грибы в лукошке | Печатка из картофеля | |||
3 | Куст с ягодами | Пальчиковая живопись | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания картофелем (выполнение ягод разной величины и цвета) кругов разной величины. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | ||
4 | Неваляшка | Печать кругов разной величины картофелем | |||
5 | Ветка рябины | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | Пятно, точка, короткая линия, цвет | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки |
Ноябрь | |||||
1 | Мухомор | Пальчиковая живопись | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Пятно, точка, короткая линия, цвет | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки |
2 | Травка - муравка | Рисование фалангами пальцев | Пятно, точка, короткая линия, цвет | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки | |
3 | Дождик | Любая | Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | ||
4 | Осенние дары | Печатка из картофеля | Совершенствовать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами. | ||
5 | Осеннее дерево | Пальчиковая живопись | |||
Декабрь | |||||
1 | Живые облака | Обрывание | Изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы или явления. Освоение обрывной техники аппликации | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы |
2 | Ветка в инее | Работа с пенопластом | Вырабатывать у детей силу нажима Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Развивать фантазию.
| Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из пенопласта |
3 | Новогодние шары | Рисование пальчиками | Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки | |
4 | Елочка | Елочка - трафарет Пальчиковая живопись | Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, трафарет | |
Январь | |||||
1 | Елочка в снегу | Тычок жесткой кистью Печать пенопластом | Совершенствовать умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Фактура, цвет | Жесткая кисть, гуашь, бумага, трафарет елочки |
2 | Сосульки | Обрывная аппликация | Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию. | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или картон |
3 | |||||
Февраль | |||||
1 | Снежинка | Рисование ладошками | Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях.
| Пятно, цвет | Блюдечки с гуашью, плотная бумага, салфетки |
2 | Снегопад | Скатывание бумаги | Учить новой технике – скатывание бумаги, в технике рисования полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умения украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. | Фактура, цвет, объем | Салфетки, клей, налитый в блюдце, плотная бумага или картон, печатки из пробки, трафареты, жесткая кисть, гуашь |
3 | Кораблик для папы | Трафарет + пальчиковая живопись, оттиск пробкой | |||
4 | Дед Мороз рисует на стекле | Фон – раскрашивание | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Пятно, цвет | Акварель, бумага, кисти, смоченные губки |
5 | Подснежники | Создание фона –размывка листа, | Учить наносить акварельные краски по мокрому листу. Воспитывать аккуратность. | Пятно, цвет | Акварель, бумага, кисти, смоченные губки |
Март | |||||
1 | Подснежники | Печать по трафарету | Формировать умение составлять и отпечатывать разные композиции Развивать мелкую моторику Учить детей печатать рукой, смешивать цвета, работать в коллективе.
| Фактура, цвет | Плотная бумага или картон, трафареты, гуашь |
2 | Букет для мамы | Трафарет вазы | |||
3 | Рисование ладошками | Пятно, цвет | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки | ||
4 | Потеряли котятки на дороге перчатки | Ладошками | Пятно, цвет | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки | |
5 | Первые лучи солнышка | Рисование свечой | Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее. | Фактура, цвет | Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти |
Апрель | |||||
1 | Необычные цветочки | Рисование свечой | Совершенствовать технику рисования свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее. | Фактура, цвет | Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти |
2 | Ветка мимозы | Скатывание шариков из салфетки | Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Развивать чувство композиции. | Фактура, объем | Лист плотной бумаги (тонированный), салфетка целая и половинка (желтого цвета, кисти, акварель |
3 | Первая травка | Обрывание бумаги | Закрепить умение обрывать салфетки и делать травку, дорисовывать картинку пастелью (цветы). Развивать чувство композиции | ||
4 | Веселый горошек (платье, сарафан для мамы) | Тычок жесткой кистью | Упражнять в данных техниках рисования. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции. | Фактура, цвет, пятно | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта |
Май | |||||
1 | Веселый осьминожка | Ладошками | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Пятно, цвет | Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки |
2 | Цыплята и одуванчики | Рисование пальчиками, печатками из ластика, тряпочками | Создание монохромной композиции на цветном фоне. Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности | Пятно, точка, короткая линия, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки из ластика, тряпочки |
3 | Носит одуванчик желтый сарафанчик | Обрывание | Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук. | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон |
4 | Ежик | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Фактура, цвет | Жесткая кисть, гуашь, бумага, трафарет ежика |
5 | Божья коровка | Печать по трафарету, пальчиковая живопись | Пятно, точка, цвет | Мисочки с гуашью, салфетки, небольшие листы | |
Возраст: 4-5 лет.
Количество занятий: 36
Цель: Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Формировать у детей сенсорные способности в разных видах художественной деятельности.
Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства
Научить детей освоению доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа
Научить способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, обучить языку изобразительного искусства.
| Тема | Техника | Цель | Средства выразительности | Материалы |
Сентябрь | |||||
1 | В гости к краскам. Сказки про краски, бал цветов. | Работа на палитре | Помочь освоить цветовую гамму Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.
| Тон, цвет | Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования |
2 | Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски» | Печать по трафарету Смешивание красок | Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее. Развивать фантазию.
| Акварель, гуашь, трафарет петушка, бумага для рисования, | |
3 | Радуга-дуга | Рисование ребром ладошки |
| ||
4 | Цветик - семицветик | Живопись по - мокрому | Учить работать с шаблоном Развивать моторику Учить работать в коллективе Закрепить теплые цвета | Цвет, пятно | Акварель, бумага, кисти, смоченная поролоновая губка |
Октябрь | |||||
1 | Отпечатай листик | Печать листочком | Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме. | Фактура, цвет | Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья |
2 | Украшение чашки | Оттиск пробкой, печать по трафарету | Учить украшать чашку простым узором, используя печатанье и прием примакивания. Развивать чувство композиции и ритма. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки |
3 | Ветка рябины в стакане | Пальчиковая живопись | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать ветку и листья рябины. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. | Пятно, точка, короткая линия | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки |
4 | Цветы в вазе
| Печать по трафарету | Познакомить с печатью по трафарету. Развивать чувство ритма, композиции. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки |
Ноябрь | |||||
1 | Осеннее дерево | Оттиск печатками из ластика | Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, трафареты из ластика |
2 | Осенняя березка | Акварель, карандашная стружка | Познакомить с новыми изобразительными техниками в рисовании. | Пятно, цвет, фактура | Акварель, бумага, карандашная стружка, клей |
3 | Подсолнух | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании стебель и листья у подсолнуха. Закрепить умения украшать предметы, используя печатанье | Пятно, точка, линия, цвет | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки |
4 | Осенний ковер | Оттиск пробкой, пальчиковая живопись | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки | |
5 | Сбросило дерево листву | Монотипия предметная | Развивать интерес к смешиванию красок. Пользоваться выразительными средствами. Развивать фантазию, воображение Познакомиться с графикой | Пятно, цвет, симметрия | Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель |
Декабрь | |||||
1 | Портрет зимы | Восковые мелки + акварель | Закрепить умение рисовать восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие. | Цвет, линия, пятно, фактура | Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти, черный маркер |
2 | Елочка.Украсим елочку. | Оттиск поролоном | Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции. Закрепить холодные цвета | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона |
3 | Снеговик | Обрывание бумаги Комкание бумаги, скатывание | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы | |
4 | Зимний пейзаж со снеговиком | Мятая картина | Развивать моторику Учить работать в коллективе Закрепить холодные цвета |
Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага |
Январь | |||||
1 | Елочные игрушки | Восковые мелки + акварель, оттиск пробкой | Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой. | Фактура, пятно, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, восковые мелки, пробки |
2 | Снег идет | Свеча + акварель | Познакомить с техникой сочетания рисования воском и акварелью. Развивать воображение, творчество. | Цвет, линия, пятно, фактура | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти |
3 | Необычное пятно (по замыслу) | Кляксография обычная | Помочь освоить цветовую гамму Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.
| Пятно | Бумага, тушь либо разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для коктейля) |
4 | Зимнее дерево | Кляксография с трубочкой, печать мятой бумагой | Пятно | ||
Февраль | |||||
1 | Укрась шарфик | Печать по трафарету, пальчиковая живопись | Вырабатывать у детей силу нажима Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.
| Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта |
2 | Укрась свитер | Тычок жесткой кистью, печать различными печатками | Развитие моторики Учить создавать композицию на листе Закрепление основного цвета Регулировать нажим | Фактура, цвет | Жесткая кисть, гуашь, бумага |
3 | Звездная ночь | Набрызг | Познакомить с новой техникой рисования набрызг | Точка, фактура, цвет | Бумага, гуашь, зубная щетка, расческа |
4 | Золотая рыбка | Рисование фигурными макаронами | Освоить новую технику рисования. Развивать фантазию, воображение. | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон, нитки, раскрашенные макароны |
Март | |||||
1 | Открытка для моей мамы | Ладошки, печать по трафарету | Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях. Развивать фантазию.
| Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки |
2 | Два клоуна | Обрывание | Учить новой изобразительной технике. Учить создавать композицию на листе Закрепление основного цвета Регулировать нажим | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон, нитки, раскрашенные макароны |
3 | Лицо моей мамы | Рисование макаронами | |||
4 | Милой мамочки портрет | Рисование нитками | |||
5 | Рисуем мыльными пузырями | Мыльные пузыри | Освоить новую технику рисования. Развивать фантазию, воображение. | Фактура, цвет | Разведенные мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и трубочка для коктейля |
Апрель | |||||
1 | Звезды и кометы | Обрывание | Создание аппликативных картин на космическую тему. Совершенствование обрывной техники. | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага |
2 | Цыплята | Комкание бумаги или обрывание | Упражнять в печати мятой бумагой. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. | Пятно, цвет | Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы, салфетки |
Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага | ||||
3 | Ежик в лесу | Печать мятой бумагой | |||
4 | Мышка и карандаш | Мелки + акварель | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие. | Цвет, линия, пятно, фактура | Восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти |
5 | Вылупился из яйца цыпленок | Рисование нитками | Освоить новую технику рисования – рисования нитками | Фактура, цвет | Клей, бумага, разноцветные нитки, кисть |
Май | |||||
1 | Чудо дерево | Печать поролоном, пенопластом, пальчиковая живопись | Упражнять в изображении дерева с помощью рисования пальчиками и печатания поролоном. Развивать чувство ритма. | Пятно, фактура, цвет | Эскизы деревьев, выполненных в технике отпечатывания веточки дерева, поролон, гуашь. Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера |
2 | Солнышко удивляется | Макароны
| Создание аппликативных картин на заданную тему. | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон, нитки, раскрашенные макароны |
3 | Смешной поросенок | Макароны | Учить равномерно наносить на рисунок макароны. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность. | Фактура, объем | Фигурные макароны, бумага, клей, кисть |
4 | Путаница – перепутаница. Рисование – фантазирование по замыслу. | Рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография | Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки, ложечка, разведенная гуашь |
Возраст: 5-6 лет
Количество занятий: 36
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество
Формировать и развивать восприятие красоты
Заложить фундамент эстетических основ
Развивать индивидуальный творческий потенциал
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.
| Тема | Техника | Цель | Средства выразительности | Материалы |
Сентябрь | |||||
1 | Азбука цветов |
| Познакомить с цветами, которые относятся к теплой и холодной части спектра, познакомить со способом получения нового цвета красок. Учить смешивать цвета на палитре, добиваясь нужного тона | Тон, цвет | Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования |
2 | Веселые уроки карандаша |
| |||
3 | Холодные и теплые картины |
| |||
4 | Летний луг, который я видел летом | Мелки + акварель | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | Цвет, линия, пятно, фактура | Бумага для рисования, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти. |
5 | Бабочка | Монотипия, обведение ладошки, пальчиковая живопись | Упражнять детей в технике монотипии. Закрепить умение использовать технику печатания ладошки с сомкнутыми пальчиками – большое крыло, кулачок – маленькое крыло). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | Пятно, цвет, симметрия | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш. |
6 | Осенний лес | Пальчиковая живопись, монотипия | Закрепить умения, используя технику печатанья. Развивать чувство композиции. | Пятно, фактура, цвет | Печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках. |
Октябрь | |||||
1 | Фотография листа | Печать листочком | Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме. Формирование навыков создания несложной цветовой композиции | Пятно, фактура, цвет | Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья
д/в № 10-2000 г. стр.17 |
2 | Осенние листья | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев) | Фактура, цвет | Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти. |
3 | Осенний пейзаж | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования – учить делать ежика, грибочки на него. Развивать чувство композиции. | Фактура, объем | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях. |
4 | Ваза с цветами | Печать по трафарету | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. | Пятно, фактура, цвет | Печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках. |
5 | Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» | Свеча + акварель | Цвет, линия, пятно, фактура | Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти | |
Ноябрь | |||||
1 | Сказочные цветы | Мелки + акварель | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество. | Цвет, линия, пятно, фактура | Акварель, бумага для рисования, мелки, кисти |
2 | Осень в лесу | Монотипия | Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции | ||
3 | Звездное небо | Напыление, печать по трафарету | Точка, фактура | Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты | |
4 | Березовая роща | Рисование свечой | Цвет, фактура, пятно, линия | Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти | |
5 | Рисунок ветра | Выдувание из трубочки | Учить направлять струю выдыхаемого воздуха. Развивать фантазию. | Пятно | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка |
6 | Первый снег | Монотипия. Рисование пальчиками, мятой бумагой | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта |
Декабрь | |||||
1 | Волшебные узоры | Выдувание из пятна | Познакомить с нетрадиционной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании средств выразительности. | Линия, штрих. | Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст. л.туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами |
2 | Узоры Деда Мороза | Свеча, граттаж, процарапывание | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Цвет, пятно, фактура, точка, линия. | Акварель, акварельные мелки, бумага, кисти, свеча, кисти, палочки для процарапывания |
3 | Ночь в лесу | Обрывание, напыление | Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты, бумага для обрывания. Акварель, бумага для рисования, кисти, скомканная бумага | ||
4 | Новогодняя елочка | Любая | |||
Январь | |||||
1 | Снеговик во дворе | Мятая картина | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество. Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.
| Цвет, фактура | Салфетки разного цвета, кисти, бумага, иллюстрации пейзажей со снеговиком, клей |
2 | Зимняя картина | Печать поролоном, пенопластом, мятая бумага | Пятно, фактура, цвет | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, поролоновые тампоны, смятая бумага | |
3 | Рябина зимой | Скомканная бумага – наложение | |||
Февраль | |||||
1 | Азбука настроений | Работа по схемам Акварель + восковые мелки | Закрепить умение работать по схемам, с техникой печати ладошками, по трафарету, обрывания и набрызга. Развивать цветовосприятие. | Цвет, линия, пятно, фактура | Бумага для рисования, акварель, восковые мелки, бумага для обрывания, трафареты, зубная щетка, расческа, гуашь |
2 | Мой портрет | Черно-белый граттаж | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Линия, точка, штрих | Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы. |
3 | Я рисую своего папу | Мятая бумага, обрывание | Цвет, фактура, объем | Скомканная бумага, приготовленная бумага для обрывания, гуашь, кисти | |
Март | |||||
1 | Моя мама | Сангина | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Линия, штрих, Точка, цвет, пятно, фактура | Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы, трафареты |
2 | Гриб - боровик | Любая | |||
3 | Автопортрет | Работа по трафарету | |||
4 | Мой друг карандаш | Любая | Все имеющиеся в наличии. | ||
Апрель | |||||
1 | Пингвины на льдине | Ладошка | Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, тычок сухой кистью, оттиск мятой бумагой, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности. | Пятно, цвет, фантастический силуэт | Гуашь, акварель, кисти, бумага для рисования, скомканная бумага, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги |
2 | Снег – мятая бумага | Пятно, фактура, цвет | |||
3 | Я рисую пушистика и колючую голову | Тычок жесткой кистью и оттиск мятой бумагой | Фактурность окраски, цвет | ||
4 | Птицы прилетают с юга | Кляксография | Пятно | ||
5 | Дружная семейка (совы) на ветке | Тычкование, пальчиковая живопись, печатанье листьями | Совершенствовать умения использовать данную изобразительную технику. Познакомить с техникой печатанья листьями | Фактурность, цвет | Салфетки, ножницы, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги, подготовленный фон, листья для печатанья, гуашь, акварель. |
Май | |||||
1 | Зеленый лягушонок в зеленой траве | Напыление красками разными по оттенку | Закрепить умение работать с техникой печати ладошками, по трафарету и набрызга. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | Фактура, точка, цвет, пятно | Бумага для рисования, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты |
2 | Иллюстрируем сказку «Три медведя» | По выбору детей | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы с нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии | |
3 | Кот Мурлыка | Напыление, выкладывание рисом | Учить создавать образ кота, используя смешение красок, набрызг, печать по трафарету, пальчиками, ладошками, в технике обрывания. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага для рисования, зубная щетка, расческа, гуашь, крашенный рис, клей, эскизы, иллюстрации |
Возраст: 6-7 лет
Количество занятий: 72
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество
Формировать и развивать восприятие красоты
Научить овладению разной техникой нетрадиционного рисования
Развивать индивидуальный творческий потенциал
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы
| Тема | Техника | Цель | Средства выразительности | Материалы |
Сентябрь | |||||
1 | Азбука живописной грамоты |
| Помочь освоить цветовую гамму Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности Научить смешивать краски на палитре, получать желаемые оттенки. Совершенствовать технику живописи по- мокрому.
| Цвет | Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования |
2 | Контрастные и дополнительные цвета | Работа на палитре | |||
3 | В гостях у солнышка | Живопись по мокрому | Цвет, пятно | ||
4 | У царя Нептуна в подводном царстве | Живопись по мокрому | |||
5 | Летняя березка | Акварель + шерстяные нитки | Учить передавать образ дерева – березки в разное время года, используя различную технику рисования. | Цвет, фактура, объем, тон | Акварель, бумага для рисования, карандашная стружка, шерстяные нитки, цв. бумага, пенопласт, клей, кисти. |
6 | Осенняя березка | Акварель + карандашная стружка | |||
7 | Зимняя березка | Шерстяные нитки + цв. бум. | |||
8 | Весенняя березка | Акварель + пенопласт | |||
Октябрь | |||||
1 | Аленький цветочек | Живопись по мокрому | Учить создавать | Цвет, пятно, точка | Акварель, бумага, кисти |
2 | Ветка рябины с натуры | Тычкование мятой бумагой | Совершенствовать умения в данной технике. Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы печатания. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой. | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях. | |
3 | Букет (астры, георгины) | Печатание картофелем Рисование пастелью | Букет осенних цветов, лист бумаги, печатки, пастель, гуашь, поролоновые тампоны. | ||
4 | Корзина с фруктами | Печатка пенопластом | Цвет, фактура | ||
5 | Корзина с фруктами | Свеча, процарапывание | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью, процарапывать рисунок. Развивать чувство композиции. | Цвет, фактура | Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, палочка для процарапывания, гуашь, кисти, репродукции натюрмортов, эскизы. |
6 | Цветы в вазе | Кляксография с ниточкой | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография с ниточкой. Развивать воображение. | Цвет, пятно | Бумага, тушь разных цветов, ниточка, |
7 | Аквариум | Нитки + крашеный рис + ладошки | Совершенствовать умения работать в данных изобразительных техниках, уметь сочетать их. | Фактура, цвет | Нитки, крашеный рис, гуашь, бумага, кисти. |
8 | |||||
Ноябрь | |||||
1 | Осенний лес | Мятая бумага | Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках оттиск мятой бумагой, печать ладошками. Учить превращать отпечатки из ладошки в кленовый лист. Учить в работе отражать облик деревьев в лесу наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Цвет, пятно, фактура | Скомканная бумага, бумага для рисования, гуашь, кисти. |
2 | Кленовый лист | Ладошками | Цвет, пятно | ||
3 | Осенние мотивы (ковер) | Набрызг с трафаретом | Учить создавать образ осеннего ковра, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Цвет, точка, фактура | Подготовленные ранее фон, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа, трафареты |
4 | Многосерийное полотно
| Фон – живопись по- мокрому | Учить создавать многосерийное полотно, используя сочетание различных изобразительных техник. Воспитывать чувство прекрасного. | Точка, цвет, линия | Бумага для рисования, акварель, кисти, поролоновые тампоны, трафареты цветов, бутонов, скрепки для процарапывания, зубная щетка, расческа, белая гуашь |
5 | Изготовление трафарета цветов – процарапывание рисунка | ||||
6 | Завершение работы – напыление рисунка | ||||
7 | В гости в Африку - пальма | Ладошки Пальчиковая живопись | Совершенствовать данные изобразительные техники. | Пятно, точка | Акварель, бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка |
8 | Сбросил лес последнюю листву | Пейзажная монотипия | Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции | ||
Декабрь | |||||
1 | Рисунок ветра | Выдувание из трубочки | Закрепить умение направлять струю выдыхаемого воздуха в заданном направлении. | Линия, штрих, точка | Акварель, трубочки, бумага, баночки, кисти |
2 | Заколдованные деревья | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии |
3 | Восход солнца | Цветной граттаж | Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках цветной граттаж, набрызг, мятая бумага, обрывание. Развивать чувство композиции. | Линия, штрих, цвет | Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом. |
4 | Звездное небо | Набрызг | Пятно, цвет, линия, тон, изображение пространства в композиции | Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, скомканная бумага, бумага для обрывания | |
5 | Зимний пейзаж | Мятая бумага, обрывание | |||
6 | Как мы помогли снеговичку | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии |
7 | Березовая роща | Свеча + акварель | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции. | Цвет, линия, тон, штрих | Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы. |
8 | Елочка к новому году | Акв. + восковые мелки, напыление | Учить рисовать елочку восковыми мелками, обращая внимание на расположение веток и иголках на них. Учить с помощью акварели передавать зимний колорит. Развивать цветовосприятие. | Бумага, акварель, кисти, восковые мелки, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы. | |
Январь | |||||
1 | Рождественская ночь | Свеча + гуашь | Закрепить умение рисовать свечой и гуашью. Учить создавать выразительный образ рождественской ночи. Развивать чувство композиции. | Точка, штрих, линия | Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, палочка для процарапывания |
2 | Напыление, процарапывание | Учить передавать настроение тихой рождественской ночи с помощью напыления, процарапывания. | |||
3 | В подводном мире | Живопись по мокрому Ладошками | Совершенствовать умение использовать данные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. | Пятно, цвет, штрих, линия, точка | Гуашь, акварель, кисти, бумага, трубочки, баночки с разведенной краской |
4 | Рисуем мыльными пузырями | Выдувание из трубочки | |||
5 | В подводном мире | Живопись по- мокрому + ладошки | |||
6 | |||||
7 | Пингвины на льдине | Снег, лед, полярная ночь – живопись по - мокрому, мятая бумага | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь разных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. | Пятно, штрих | Бумага, гуашь, кисть, иллюстрации, скомканная бумага |
8 | Пингвины – ладошки, напыление | Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. | Пятно, штрих | Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей, зубная щетка, расческа | |
Февраль | |||||
1 | Рисование человека по схемам |
| Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать человека по схемам (лицо, фигура), пользуясь различными приемами рисования сангиной, обрыванием, мелками, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. | Линия, пятно, штрих | Бумага для рисования, сангина, репродукции портретов, эскизы, мелки, акварель, бумага для обрывания. |
2 | Мой папа | Обрывание | |||
3 | Мой дедушка | Мелки + акварель | |||
4 | |||||
5 | Галстук для папы | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Бумага для рисования, акварель, скомканная бумага, репродукции портретов, эскизы. | |
6 | Снежная королева | Мятая бумага, живопись по - мокрому, напыление | |||
7 | |||||
8 | Домовенок Кузя | Мятая бумага | |||
Март | |||||
1 | А вот и я | Свеча + акварель | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. | Пятно, штрих, линия | Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции портретов, эскизы. |
2 | Моя мама | Сангина | Закрепить умение рисовать сангиной. |
| |
3 | Подснежники для моей мамы | Мелки + акварель | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. | Цвет, линия | Бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы. |
4 | Пусть мама моя будет самой красивой | любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии |
5 | Девочка - Весна | Монотипия, силуэтное рисование | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Закрепить теплые цвета. |
| Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка |
6 | А это вся моя семья | любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Линия, тон, точка, штрих | Все имеющиеся в наличии |
7 | |||||
8 | Выставка работ |
| Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков. |
| Рисунки детей. |
Апрель | |||||
1 | Ежик из лесу пришел | Смешанная | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Учить создавать выразительный образ различных животных. |
| Все имеющиеся в наличии |
2 | Пушистый друг (зайчик, котенок, щенок) | Тычок жесткой кистью, скомканная бумага | Фактурность окраски, цвет | Бумага, трафарет животного, жесткая кисть, гуашь | |
3 | Муравьишка трудится | Пальчиковая живопись | Цвет, пятно, точка, короткая линия | Мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки | |
4 | Забавное животное | Кляксография | Совершенствовать умение рисовать свечой и акварелью работать в технике кляксография. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность. | Пятно | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка |
5 | Золотая рыбка | Свеча + акварель | Цвет, линия, пятно, фактура | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти | |
6 | Утята в пруду | Напыление одной краской | Совершенствовать умение делать напыление одной краской и красками разной плотности и разных оттенков. | Точка, фактура | Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа |
7 | На лесной опушке | Напыление красками разной плотности и разных оттенков | |||
8 | Пестрокрылая бабочка | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии |
Май | |||||
1 | Космическая картина | Мятая бумага, печать, обрывание | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, ладошками, пенопластом, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта, смятая бумага |
2 | |||||
3 | Ларец на высоком дубе | Ладошка, мятая бумага, печать пенопластом | |||
4 | Зазеркалье | Экран для копирования | Развивать навыки рисования с помощью специального экрана для копирования | Цвет, линия | Бумага, экран для копирования, фломастеры, акварель, кисти |
5 | Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет | Живопись по мокрому, выкладывание берега из пшена, печать | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
| Фактура, цвет, пятно | Бумага, акварель, поролоновые тампоны, кисти, клей, пшено, печатки, гуашь |
6 | Замок подводного царя Нептуна (коллективная работа) | Любая |
| Все имеющиеся в наличии |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ
«Веселые кисточки»
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Работа кружка «Веселые кисточки» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что пособствует созданию ребенком выразительного художественного образа
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
акварельные краски,гуашь;
простые карандаши, ластик;
печатки из различныхматериалов;
наборы разнофактурнойбумаги;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватныепалочки;
поролоновые печатки,губки;
коктельныетрубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти; кисти.
место для выставки детскихработ
парта детская-4 шт, стул детский -8 шт
демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темамизанятий
различныеигрушки
наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темойзанятия.
Разноцветный мир, М.Г. Смолякова,
ЛИТЕРАТУРАИзобразительная деятельность в детском саду. И.А. Легкова. М.2007
Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева 1992г
Изобразительная деятельность в детском саду.
Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991г.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 3-7 летТ.С. Комарова, 2016г
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С. Швайко, 2002 г.
Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000г.
Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003г.
Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2016
Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2016
Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2016
13.Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, , И.А. Лыкова, М. 2007
14.Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты,, И.А. Лыкова, М. 2007
15.Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000
16. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М,2006
17.Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М,2008
18.Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М,2008
19.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008
20.Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М,2008
21.Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...
Программа дополнительного образования для детей 4 - 7 лет "Волшнбная кисточка"
Программа «Волшебная кисточка» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формир...
Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа поможет педагогам доп.образования...
Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию «Кисточки»
развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, та...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности (изодеятельность) «Волшебная кисточка»
Программадополнительного образованияхудожественно-эстетической направленности(изодеятельность) «Волшебная кисточка»...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка»
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка»
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка»...
- Мне нравится (1)