Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект занятия № 1
Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания об основных элементах и цветах изучаемых росписей;
- закреплять умения рисовать элементы росписи;
- закреплять умение правильно держать простой карандаш.
Развивающие:
- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;
- развивать внимание, мелкую моторику.
Воспитательные:
- продолжать развивать чувства национальной принадлежности у дошкольников;
- прививать аккуратность в работе;
- учить получать удовольствие от процесса работы и результата;
Предварительная работа:
Для педагога:
- изготовление методического пособия «Матрёшки» для использования на занятиях с детьми.
Для детей:
- чтение сказок и легенд о возникновение росписей;
- рассматривание картин, иллюстраций, игрушек расписанных в разных росписях.
Оборудование:
- методическое пособие «Матрёшки»;
- изделия мастеров расписанных в росписи городец, хохлома, гжель, дымка;
- образцы узоров;
- заготовки матрёшек;
- простой карандаш;
- влажные салфетки.
Ход НОД:
- Вводная часть
- Ребята, я приготовила для вас загадку, послушайте:
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир …
- Конечно, это матрёшки. Да матрёшки не простые. Это матрёшки сказочницы. И каждая со своим именем. Давайте познакомимся, эту матрёшку зовут Хохлома, эту Гжель, эту Дымка ну а последнюю зовут Городец.
-Ребята, вам знакомы эти имена? О чём они вам говорят? (ответы детей)
-Молодцы.
-Эти матрёшки, ребята в виде книжки. И если вы что позабудете основные элементы, эти матрёшки вам напомнят. Внутри у матрёшек спрятано много интересной информации. Посмотрите (демонстрация методического пособия) на первом развороте нарисованы основные элементы росписи и основные цвета. На следующем развороте показаны красочные образцы посуды и игрушек и конечно внутри сидит маленькая сестрица матрёшки.
2. Основная часть
- Ребята, я для вас приготовила фигурки матрёшек. Они не знают, какая из матрёшек их старшая сестра. У них однотонные платья, без узоров. Давайте подумаем и поможем матрёшкам найти свою сестру. Матрёшки в белых сарафанах сестры, какой матрёшки? (гжель). Другие в синих (дымка). Третье в бежевых (хохлома), светло коричневых (городец). Посмотрим на их старших сестрёнок (демонстрация пособия).
-Вы, ребята, сами выберите себе матрёшку, определите какой росписью будите её наряжать и нанесёте на её сарафан основной узор простым карандашом. Но сначала проговорим, какие элементы росписи вы нанесёте на сарафан матрёшки.
- Какие основные элементы используют мастера гжельской росписи? (ответы детей), конечно! Это цветы, ягоды и листья.
-Сейчас посмотрим на матрёшку с дымковской росписью. Какие основные элементы использовали мастера? (ответы детей), всё верно, круги, линии, точки.
- Вспомним, какие элементы и цвета предлагает Городецкая роспись. (ответы детей) скобки, круги, капли, спирали. И конечно, это в основном цветы (купавки, розаны)
-И вспомним последнюю роспись, хохлома. Её ещё называют золотая, почему? (ответы детей) Правильно! Цвета у неё золотые. И это тоже в основном растительный орнамент.
Перед тем как нам приступить к работе проведём разминку.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладошки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Самостоятельная работа детей.
Ребята рисуют выбранные орнаменты простым карандашом.
- Сегодня вы нанесли на сарафан матрёшки набросок, простым карандашом, русской народной росписи, которую выбрали сами. А на следующем занятии вы распишите наряды разными цветами, и матрёшки будут яркими и радостными.
3. Рефлексия:
Ребята, скажите, что вы сегодня рисовали на занятии. Какие русские народные росписи вы знаете? Что вам помогало на занятии? Молодцы! Вы все справились с заданием. Вам понравилось занятие?
Конспект занятия № 2
Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Роспись матрёшки с помощью нетрадиционной технике рисования – пластилинография.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания об основных элементах и цветах изучаемых росписей;
- закреплять умения рисовать элементы росписи;
- формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности;
- закрепить знания о нетрадиционной технике рисования – пластилинография;
Развивающие:
- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;
- развивать внимание, мелкую моторику;
Воспитательные:
- продолжать развивать чувства национальной принадлежности у дошкольников;
- прививать аккуратность в работе;
- учить получать удовольствие от процесса работы и результата;
Предварительная работа:
- изготовление методического пособия «Матрёшки» для использования на занятиях с детьми;
- чтение сказок и легенд о возникновение росписей;
- рассматривание картин, иллюстраций, игрушек, расписанных в разных росписях.
- нанести выбранный узор (роспись) на матрёшку простым карандашом.
Оборудование:
- методическое пособие «Матрёшки»
- изделия мастеров расписанных в росписи городец, хохлома, гжель, дымка.
- образцы узоров;
- заготовки матрёшек с готовым рисунком исполненным простым карандашом, на прошлом занятии;
- набор пластилина, стека, доска для лепки;
- влажные салфетки.
Ход НОД
- Вводная часть
- Помните, кто к нам приходил в гости на прошлом занятии? Как их зовут? (ответы детей). Да. Это четыре больших матрёшки. Внутри каждой есть ещё одна, поменьше.
В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —
И вырастет сразу матрешка большая.
- На прошлом занятии мы с вами повторили виды русской народной росписи. Давайте вспомним какие (ответы детей).
- Вы выбрали себе матрёшек, выбрали вид росписи, и нанесли простым карандашом, на сарафан матрёшки рисунок.
- Но ребята, наряд матрёшек все ещё не яркий! Как мы это исправим? (ответы детей) правильно, раскрасим, но у нас пропали все кисти и краски. Остался только пластилин. Что же нам делать, как поступить? (ответы детей).
- Основная часть
Конечно, мы раскрасим пластилином. Напомните мне, как называется эта техника (ответы детей), правильно, пластилинография. Вы с этой техникой хорошо знакомы. Напомните, как работать в этой технике. (ответы детей). Отщипнуть маленький кусочек пластилина, сформировать шарик, приложить к работе, указательным пальцем с нажимом ведём в нужную сторону по ходу рисунка.
- Также будем формировать из пластилина колбаски, жгутики, шарики и наносить на сарафан и косынку матрёшки (показываю).
- Какие нам понадобятся цвета, чтобы раскрасить матрёшку гжель? (ответы детей). Правильно, голубой и белый.
- А для матрёшек с росписью хохлома? (ответы детей). Правильно ребята. Жёлтый, красный и чёрный и зелёный.
- Ну а тем ребятам, которые выбрали дымку и городец, можно использовать все цвета которые есть в коробке с пластилином.
Перед тем как нам приступить к работе проведём разминку.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладошки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Самостоятельная работа детей. Работаем под русскую народную музыку.
Оформляем выставку.
- Рефлексия: что делали на занятии, какими росписями расписывали матрёшек, в какой технике. Какие цвета использовали? Какая матрёшка вам нравится больше всего. Почему. Вы все молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Использование игровой технологии «Игровизор» В.В. Воскобовича для обобщения и закрепления знаний элементов русского народного декоративно-прикладного искусства.»
Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуе...
Викторина «В гостях у сказки» Для детей средней и старшей группы. Цель: расширение, уточнение и закрепление знаний о русских народных сказках и устаревших словах.
Данная презентация используется на викторине "В гостях усказки" старшая группа...
Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»...
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА-ЗАНЯТИЕ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «РУКАВИЧКА» (старший дошкольный возраст)
Игра-занятие по мотивам русской народной сказки «Рукавичка», обеспечит коррекционно-развивающую образовательную деятельность, стимулирующую речевое, познавательное и личностное...
для детей - музыкальные дидактические игры на закрепление знаний о русских народных инструментах
Дидактический материал (дидактические игры для закрепления знаний о народных инструментах) дополнит и расширит познания ребенка о народных инструментах, улучшив его знания, приобщит к истокам на...
Методическая разработка: «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»
Безопасность детей на дорогах напрямую зависит от того, какие знания мы дадим им о правилах дорожного движения. Поскольку в дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, то лучш...
Конспект занятия по речевому развитию Чтение русской народной сказки «Два Мороза» с детьми старшего дошкольного возраста
Материал для педагогов детского сада...