Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация. Аппликация в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.
Цель работы кружка: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Задачи:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
- учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;
- умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Форма работы с детьми:
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут.
Программа рассчитана для детей с 5 -7лет. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
Срок реализации программы 9 месяцев.
Ожидаемые результаты работы: решение задач данной программы поможет детям:
- уметь украшать свою работу различными материалами;
- уметь планировать работу по реализации замысла;
- предвидеть результат и достигать его;
- мастерить игрушки, сувениры, создавать объемные картины, композиции.
- развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
- уметь находить новые способы для художественного изображения;
- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.
Подведение итогов: осуществляется в виде проведения выставок.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
При работе в кружке "Волшебная бумага" дети должны:
Знать: правила техники безопасности; название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией; правила общения; названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Уметь: наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; различать материалы по их назначению; качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий; безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_applikatsii_volshebnaya_bumaga_starshaya_gruppa.docx | 46.59 КБ |
Предварительный просмотр:
.
МАДОУ детский сад №25 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район республики Башкортостан
расположенного по адресу: г. Туймазы ул. Островского д.16б
Утверждено:
Заведующий МАДОУ детский сад №25
г. Туймазы
_____________________ Валеева Э.М.
Приказ №_______ «___» _____ 2022г.
Программа дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
«Волшебная бумага»
Воспитатель: Абзалова А.Д.
г. Туймазы, 2022г
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Цель и задачи кружка | 5 |
3 | Срок реализации и режим работы кружка | 6 |
4 | Предметно-развивающая среда | 7 |
5 | Сетка занятий с детьми | 9 |
6 | Тематический план занятий с детьми | 11 |
7 | Анализ | 17 |
8 | Список использованных источников | 18 |
9 | Приложение | 19 |
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация. Аппликация в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Виды аппликации:
- предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетная, отображающая те или иные события;
- декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.
Цель и задачи кружка
Цель работы кружка: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Задачи:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
- учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;
- умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Срок реализации и режим работы кружка
Форма работы с детьми:
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут.
Программа рассчитана для детей с 5 -7лет. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
Срок реализации программы 9 месяцев.
Ожидаемые результаты работы: решение задач данной программы поможет детям:
- уметь украшать свою работу различными материалами;
- уметь планировать работу по реализации замысла;
- предвидеть результат и достигать его;
- мастерить игрушки, сувениры, создавать объемные картины, композиции.
- развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
- уметь находить новые способы для художественного изображения;
- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.
Подведение итогов: осуществляется в виде проведения выставок.
Предметно-развивающая среда
- цветной картон
- гофрированная бумага
- цветная бумага формат А4
- салфетки
- клеенки
- ножницы
- клей
- клей-карандаш
- простые карандаши
- различный природный материал
- кисточки для клея
- скотч
- цветная двусторонняя бумага, тонированная бумага
- ватные диски.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
При работе в кружке "Волшебная бумага" дети должны:
Знать: правила техники безопасности; название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией; правила общения; названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Уметь: наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; различать материалы по их назначению; качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий; безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
Сетка занятий с детьми
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Кол-во |
1 раз в неделю (Среда) | 4 | 31 | 23 |
Тематический план занятий с детьми
Месяц | Тема | Содержание занятия | Компонент ДОУ | Материал |
Октябрь | 1.Такая разная бумага «Из чего делают бумагу» | Познакомить и расширять представление детей о бумаге, разных ее видах, свойствах и качествах. | Развивать моторику пальцев, познакомить с разными способами манипуляции с бумагой. | Листы бумаги А4 формата, кусочки цветной бумаги, салфетки, кусочки картона |
. Скрутите… Сверните… | Научить скручивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок. | Познакомить с новым способом манипуляции с бумагой: сворачивание | ||
2.Скатайте… | Показать способ игры с бумагой - скатывание. Сделать башню(домик) из трубочек. | Способствовать развитию навыков конструирования. | Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики. | |
3.Сложите… | Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, веер, сердечко, бабочку. | Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой. | Цветные листы бумаги, клей, нитка. | |
Ноябрь | 4.Цветы | Научить детей склеивать цветок | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета. | Полоски бумаги разного цвета. |
5.Осенний букет коллективная работа | Познакомить с новым способом вырезания одинаковых силуэтов из бумаги, сложенной гармошкой | Развитие творчества, воображения. | Цветная бумага, клей, ножницы,засушенные листья, несколько веток деревьев, липкая лента | |
6.Гирлянда | Закрепить умение детей составлять гирлянду | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде. | Полоски цветного картона, бумаги разного цвета, клей, ножницы,ленточка,карандаш. | |
7.Украшения на скатерти | Познакомить с декоративной аппликацией | Развитие творчества, воображения. | Цветная бумага,клей | |
Декабрь. | 8.Снежинки. | Склеивание снежинок из полосок. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. Наклеить снежинки на окна к празднику. | Цветные полоски из плотной бумаги разного цвета, предметы ряженья к новогоднему празднику. |
9.Елочка. | Изготовление елочки и ее украшений способом «Мятая бумага» | Создание праздничного настроения и украшение приемной. | Цветная бумага, салфетки разного цвета, клей, игрушка елочки. | |
10.Карнавальные маски (очки). | Оформление и украшение карнавальных масок (очков). | Воспитывать интерес к бумажной пластике. | Заготовки карнавальных масок, цветная бумага, вата. | |
11.Подарок родителям к Новому году. | Сделать аппликацию «Снеговик» | Развитие творчества, воображения | Цветная бумага, клей,открытки. | |
Январь. | 12.Елочки | Изготовление елочек из кругов разного диаметра(коллективная работа) | Способствовать развитию навыков конструирования.Воспитывать интерес к бумажной пластике. | Цветная бумага зелёного, голубого цвета, ножницы, шаблоны кругов, салфетки. |
13.Зимушка-зима | Учить самостоятельно определять содержание аппликации | Развитие творчества, воображения | Листы бумаги синего цвета для фона, цветная бумага, клей. | |
14.Птичка-невеличка | Сделать аппликацию из геометрических фигур | Воспитывать интерес к бумажной пластике. | Цветная бумага,клей,ножницы,картон для основы,листы белой бумаги | |
Февраль (повторение пройденного материала) | 15.Моя любимая игрушка | Закреплять умение вырезать округлые формы разных размеров из квадратов и прямоугольников | Развивать творческие способности | Половинки альбомных листов,цветнаябумага,прямоугольник 6*4.5(туловище);8*4(лапы),квадрат3*3(голова) ,ножницы, клей. |
16.Пожарная машина | Учить вырезать детали, составлять из них и наклеивать пожарную машину | Развивать моторику пальцев рук, творческие способности, воспитывать аккуратность. | Половинки альбомных листов, цветная бумага красного цвета, прямоугольник 9*3-основание,квадрат6*6-кабина, полоска 14*2,3-лестница, 3квадрата3*3-колёса и окно, ножницы, клей. | |
17.Подарок для папы | Учить вырезать детали по шаблону, составлять композицию . | Способствовать усвоению навыков работы с бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, картон для основы. | |
18.Черепашонок. | Изготовление черепашонка. | Закрепить изученный способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение. | Листы и кусочки гофрированной бумаги или салфеток, клей, кисточка. | |
Март. «Объемная аппликация» | 19.Мама | Закреплять умение самостоятельно вырезать детали, продолжать учить составлять задуманный образ из вырезанных форм. | Бумажная пластика. Развитие воображения. | Цветная бумага, клей, ножницы, прямоугольники из цветной бумаги(20*7),квадраты из белой бумаги(4*4),. |
20.Улица | Закрепление умение пользоваться ножницами. | Бумажная пластика. | Цветная бумага, клей, ножницы, альбомный лист, карандаш. | |
21.Светофор | Учить детей делать объемную аппликацию. | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности. | Полоски цветной бумаги разного размера, картон, клей. | |
22.Транспорт Автобус. | Научить детей делать объемную аппликацию – автобус, закрепить умение пользоваться ножницами, умение сгибать картон. | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности. Развивать моторику пальцев. | Картон, 4 квадрата, для получения колес автобуса, цветная бумага. | |
Апрель | 23.Бабочка | Изготовление бабочки из цветной бумаги. | Способствовать усвоению навыков работы с бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок. |
24.Русские берёзки | Закрепить умение детей «правильно» обрывать бумагу. | Познакомить детей с таким приемом аппликации, как рваная бумага. | Разноцветная цветная бумага,клей,карандаш,ножницы | |
25.Улитка (настольная игрушка) | Закрепить умение правильно пользоваться ножницами и клеем | Развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук | Разноцветная цветная бумага, картон,заготовки основы. | |
26.Стрекоза. | Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем | Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию. | Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы. | |
27.Совместная работа детей на тему: «Скоро лето…» | Показать детям, как сделать совместную картину в рамке. Закрепить умение работать в коллективе. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев | Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги, клей ПВА, кисточка, открытки, картина в рамке. | |
Май. | 28.Рыбка. | Закрепление навыков склеивания, умение пользоваться ножницами. | Наблюдение за аквариумными рыбками. Бумажная пластика. | Цветная бумага, клей, ножницы. |
29.Божья коровка. | Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем | Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию. | Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы. | |
30.Свободная тема | Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, аккуратно пользоваться ножницами и клеем | Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию. | Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы. | |
31.Совместная работа детей на тему: «Лето…» | Закрепить умение работать в коллективе. (Мониторинг) |
Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста кружка: «Волшебная бумага»
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.
Для получения результатов диагностики используются следующие методы и приёмы:
- беседы, игры, художественное слово;
- специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости - аппликация,
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- выставки, изготовление подарков.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. Данные диагностики обработаны и получены следующие результаты по развитию у детей мелкой моторики рук и освоению качества продуктивной деятельности.
Выделили следующие уровни развития детей:
2- низкий уровень развития.
3-удовлетворительный уровень развития.
4-средний уровень развития.
5-высокий уровень развития.
Список использованных источников
1.Колдина Д.Н Аппликация с детьми 5-6 лет.Сценарии занятий. –М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016,-64с.
2.Курто Роза М.Серия «Это так просто» Домашние животные на ферме,-Феникс,2015-36 с.
3.Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016,-64с
4.Румянцева Е.А.Аппликация.Простые поделки/ Екатерина Румянцева-М.:АЙРИС-пресс/2016-128c.
5.АгаповаИ.А.,М.Давыдова М.А.Лучшие аппликации для детей-М.:ООО ИКТЦ «ЛАДА»,2010-192с.
6.Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования " Волшебная бумага"
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития ...
Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
Цель: всесторонне и интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники работы с бумагой, как художественного способа конструирования из бума...
Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей. Учебная пр...
Проект программы дополнительного образования «Волшебный мир бумаги».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...
Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
Рабочая программадополнительного образования Кружок «Волшебная бумага»для детей 5 - 7 лет...
Программа дополнительного образования "Волшебная Бумага" для среднего дошкольного возраста.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...
Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО (апликация) во второй младшей группе...