Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Цель:  всесторонне и интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники работы  с бумагой, как художественного способа конструирования из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rabote_s_bumagoy.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Рассмотрено на                                                                                                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

педагогическом совете                                                                                                                                                            Заведующий МБДОУ

протокол  №___ от____________                                                                                                                                      детский сад №6 «Сеспель»

 общеразвивающего     вида с приоритетным осуществлением

 деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

 п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики

                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                   «__»_______2017г.

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

“Волшебная бумага”

(Нетрадиционные  техники  работы с бумагой).

 

 

 

         

Воспитатель   средней группы Васильева Э.Г.

 

 

 

 

 Пояснительная записка 

         Приобщение детей к художественно-творческой деятельности происходит постепенно-от простого к сложному, от игры к обучению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дети приобретают навыки конструкторской, проектно-исследовательской деятельности, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

       Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Актуальность программы

       Наши пальцы органически связаны с мозгом и речевым центром. В связи с этим тренируя руки, стимулируется саморегуляция организма, повышается функциональная деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка. Изготовление поделки – это не только выполнение определенных движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

     С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.    Бумага – один из самых простых, доступных, легкообрабатываемых материалов, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать. Бумага как материал для детского творчества ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов).                                                                                                                                              

К тому же, любая работа с бумагой- складывание, вырезывание, скручивание-не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает ребенку возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

       Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

 

Цель занятий программы «Волшебная бумага» – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Задачи программы кружка:

Обучающие

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

·        Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике нетрадиционного метода работы с бумагой.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

                        

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа кружка «Волшебная бумага» рассчитана на 1 год (с детьми средней  группы).

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15-20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.

                                  

                         

 Содержательная часть

  Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

• наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

·        активизация и индивидуализация обучения;

·        игры и игровые ситуации;

·        творческие работы и т.д.

 

                                       Тип программы:

Программа «Волшебный бумага» является  программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н.,Хелен Уолтер.,Д.Чиотти. Ханны Линд,  А.Быстрицкая,Джейн Дженкинс,О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И

                                          Формы работы:

·        индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

·        групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

·        коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

 

                                              Ожидаемые результаты .

Решение задач данной программы поможет детям овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются

 

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

                           

                        Техническое оснащение занятий.

Оборудование и инструменты:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА),

- бумажные салфетки,

- ножницы,

- кисточки для клея,

- плакаты

-образцы объектов труда

Методическое обеспечение программы кружка «Волшебная бумага»

I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы

1.     Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2.     Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3.     Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4.     О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5.     Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6.     1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

7.     2.Р.Гибсон. Поделки.  Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

8.     4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

9.    http:/stranamasterov.ru

II. Материалы из опыта работы педагога

1.     Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

2.     Инструкционные карты сборки изделий

3.     Образцы изделий

4.     Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

 

Учебно-тематический план занятий.

 

№ п/п

Тема

Задачи

Материал

сентябрь

1

Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Ознакомление с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. 

Бумага, ножницы, емкости для клея,клей, кисти, салфетки, подставки для кисточек

2

Материал – бумага.

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

 Познакомить детей как родилась бумага, историю ее  возникновения,  свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды.( Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость)

Образцы различных видов бумаги, картон

3

Птица счастья

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа

Шаблон птицы,1/2 белого картона, цветная бумага, клей, кисти, салфетки

4

Осенние листочки

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный, коричневый),  альбомный лист, клей, кисти, салфетки.

октябрь

5

Птицы  перелетные

Сгибать круг пополам, отрезать ровные полоски разноцветной бумаги, аккуратно приклеивать полоски (хвост)

Круги бумаги для туловища, заготовки цветной бумаги для хвоста, глазки, маркер, фломастеры, клей, кисти

6

Коллективная работа. Панно «Осенний лес»

Продолжать учить работе с ножницами, отрезать  полукругом углы заготовки цветной бумаги. Рисовать на заготовках силуэт дерева. Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать навыки разметки листа, вырезания

 

1/2 альбомного листа ,цветная бумага, черный маркер клей, салфетки, кисти

 

 

7

Разноцветные «Перышки»

Отрабатывать навыки работы с ножницами, отрезая одинаковые полоски, вырезать по контуру

Заготовки перышек,

8

«Ёжик»

Отрабатывать навыки работы с ножницами, отрезая одинаковые полоски, вырезать по контуру

нарисованный еж на бумаге

ноябрь.

9

Открытка  «Под дождем»    

 

Учить складывать лист бумаги «гармошкой», складывать пополам, приклеивать на согнутый лист бумаги, дорисовать полученный зонтик, оформить открытку 

Картон, цветная бумага, карандаши, клей, кисти

 

10

ЗАБАВНЫЕ МЫШАТА

 цветную бумагу форматом А4 и режем на полоски длиною 28-30 см и шириной 3 см. На одну мышку потребуется 4 таких полоски. Концы двух полосок приклеиваем перпендикулярно и начинаем собирать способом змейка (загибаем полоски друг на друга ). В конце оставьте торчащие концы полосок и склейте их. Нарисуйте на них лапки и вырежьте. На листе бумаги делаем шаблон головы и лапок мышки. Рисуем мордочку и одну лапку. Вырезаем шаблон, шаблон переносим на цветную бумагу, обводим и вырезаем уже наши заготовки. На цветной заготовке рисуем мордочку мышки: глазки, носик, бровки приклеиваем усики.. К тельцу приклеиваем лапки и мордочку. Мордочку лучше приклеить с помощью небольшой полоски бумаги, которая соединит голосу с телом мышки

цветная бумага форматом А4  лей, кисточки фломастеры

11

Ветка рябины

 Рассказ о рябине,  показ картины рябиновой веточки и настоящую веточку,    делать рябину из  крепированной бумаги, отрывая маленькие кусочки бумаги, скатывая между пальцами в шарики, приклеивая их к рисунку на картоне.  

Рисунок на картоне, крепированная красная, оранжевая бумага, клей, кисти. Веточка рябины для образца.

12

Птицы на ветке (коллективная работа)

Обучить приему «торцевание»

Крепированная бумага, кисточки, клей

декабрь

13

Сугробы, снег на деревьях

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю),пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки

14

Снеговик

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании

Картинка с изображением снеговика, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки

15

Зимнее оформление группы.

Силуэтное вырезание по шаблону. Соединение нескольких деталей в единую композицию.

Шаблоны для вырезания

16

Новогодняя елочка

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям

½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики), клей, кисти, салфетки

январь

17

Зайка беленький сидит

(коллективная работа)

Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения

Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки

18

Летят самолеты

(коллективная работа)

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно. Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату

¼ тонированного листа ватмана, (в виде российского флага), заготовки для самолетов

(прямоугольники, полоски),цветная бумага,клей, кисти, салфетки.

19

Белые кораблики

Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.

февраль

20

Смотрит солнышко в окошко

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки,бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

21-22

Открытка – валентинка.

(2занятия)

Познакомить детей  с примерами оформления открытки с элементами плетения. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности

Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки.

23

Подарок для папы

               

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. 

Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз.

март

24-25

Цветы в подарок маме (2 занятия)

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет)в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага,развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,клей, кисти, салфетки.

26

Цикл творческих работ.     Зимующие птицы

Складывание из бумаги-оригами

Цветная бумага, клей , кисточки

27

Скворцы прилетели

Складывание из бумаги-оригами

Цветная бумага, клей , кисточки

28

Коллективные работы с использованием техники оригами.

 

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать желание помогать товарищу.

Дети собирают в единое полотно все элементы и заканчивают работу.

апрель

29

Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки

Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки.

30

Пасхальный зайчик

По шаблону вырезаем все детали зайца ( шаблон зайца - прикреплен). Склеиваем мордочку, приклеиваем уши и глазки, рисуем носик. Тело зайца в дугообразной форме приклеиваем на основу из тонкого картона. Таким же способом собираем второго зайца из бумаги. Травку делаем из толстой полоски зеленой бумаги. По краям отмечаем линию сгиба, а в середине рисуем по всей длине зигзагообразную линию. Разрезаем полоску на две части по нарисованному зигзагу. Приклеиваем травку по краям к основе. Пасхальную поделку из бумаги задекорируем разноцветными цветочками и яйцами, вставляя их между травинками

Шаблон зайца, клей, цветная бумага ,ножницы,  маркер, глазки

31

Бабочки

Для каждой бабочки из бумаги разных цветов вырезаем по несколько почти одинаковых силуэтов бабочек, которые будут чуть отличаться по размеру. На самой верхней и маленькой бабочке, можно сделать аппликацию или рисунок узоров на крылышках.

¼ тонированного листа ватмана, заготовки цветной бумаги,  клей, кисточки, салфетки.

32

Объемные цветы (оформление группы)

Силуэтное вырезание по шаблону. Соединение нескольких деталей в единую композицию.

Шаблоны для вырезания

май

33

Божья коровка-

улети на небо

Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.

½ альбомного листа,

красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки

34

Одуванчики в траве

(коллективная работа)

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.

¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.

35

Коллективная работа

«Здравствуй, лето»

Панно по желанию детей

¼ тонированного листа ватмана, заготовки цветной бумаги,  клей, кисточки, салфетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Дополнительного образования «Художественно – конструктивное развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»

Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному  развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики»  разработана в соответствии  с особенностями и возможностями ...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей младшего дошкольного возраста «Волшебные превращения из бумаги»

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»...

программа дополнительного образования " Волшебная бумага"

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития ...

Программа дополнительного образования для детей средней группы по художественной направленности - кружок "Из любой бумаги мастерим, как маги"

Ручной труд - уникальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность детей....

Программа дополнительного образования детей 5-6 лет «Волшебница-бумага»

Кружковая работа "Волшебница -бумага" для детей 5-6 лет....

Программа дополнительного образования студии по художественному творчеству «Чародеи» (детский дизайн из бумаги)

Цель программы: формирование разносторонней ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста посредством дизайн-деятельности  в работе с бумагой....

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.      Учебная пр...