Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Цель: всесторонне и интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники работы с бумагой, как художественного способа конструирования из бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rabote_s_bumagoy.docx | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на УТВЕРЖДАЮ
педагогическом совете Заведующий МБДОУ
протокол №___ от____________ детский сад №6 «Сеспель»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики
«__»_______2017г.
Программа дополнительного образования
“Волшебная бумага”
(Нетрадиционные техники работы с бумагой).
Воспитатель средней группы Васильева Э.Г.
Пояснительная записка
Приобщение детей к художественно-творческой деятельности происходит постепенно-от простого к сложному, от игры к обучению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дети приобретают навыки конструкторской, проектно-исследовательской деятельности, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность программы
Наши пальцы органически связаны с мозгом и речевым центром. В связи с этим тренируя руки, стимулируется саморегуляция организма, повышается функциональная деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка. Изготовление поделки – это не только выполнение определенных движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства. Бумага – один из самых простых, доступных, легкообрабатываемых материалов, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать. Бумага как материал для детского творчества ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
К тому же, любая работа с бумагой- складывание, вырезывание, скручивание-не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает ребенку возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Цель занятий программы «Волшебная бумага» – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы кружка:
Обучающие
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
· Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике нетрадиционного метода работы с бумагой.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа кружка «Волшебная бумага» рассчитана на 1 год (с детьми средней группы).
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15-20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.
Содержательная часть
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
· активизация и индивидуализация обучения;
· игры и игровые ситуации;
· творческие работы и т.д.
Тип программы:
Программа «Волшебный бумага» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н.,Хелен Уолтер.,Д.Чиотти. Ханны Линд, А.Быстрицкая,Джейн Дженкинс,О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И
Формы работы:
· индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
· групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
· коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Ожидаемые результаты .
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Техническое оснащение занятий.
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- бумажные салфетки,
- ножницы,
- кисточки для клея,
- плакаты
-образцы объектов труда
Методическое обеспечение программы кружка «Волшебная бумага»
I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
6. 1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
7. 2.Р.Гибсон. Поделки. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
8. 4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
9. http:/stranamasterov.ru
II. Материалы из опыта работы педагога
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок
2. Инструкционные карты сборки изделий
3. Образцы изделий
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний
Учебно-тематический план занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Дополнительного образования «Художественно – конструктивное развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»
Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики» разработана в соответствии с особенностями и возможностями ...
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей младшего дошкольного возраста «Волшебные превращения из бумаги»
ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»...
программа дополнительного образования " Волшебная бумага"
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития ...
Программа дополнительного образования для детей средней группы по художественной направленности - кружок "Из любой бумаги мастерим, как маги"
Ручной труд - уникальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность детей....
Программа дополнительного образования детей 5-6 лет «Волшебница-бумага»
Кружковая работа "Волшебница -бумага" для детей 5-6 лет....
Программа дополнительного образования студии по художественному творчеству «Чародеи» (детский дизайн из бумаги)
Цель программы: формирование разносторонней ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста посредством дизайн-деятельности в работе с бумагой....
Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей. Учебная пр...