программа дополнительного образования " Волшебная бумага"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Важенина Анжелика Григорьевна

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_bumaga.docx55.44 КБ

Предварительный просмотр:

             Детский сад «Ручеек», структурное подразделение МАОУ ЗГО «СОШ №1»

 

             Программа дополнительного образования

"Волшебная бумага"

                                 Руководитель кружка:

                                                                                        Важенина А.Г. – воспитатель дошкольной группы №1

с. Новолыбаево, 2016 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Пояснительная записка

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами.

 Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой.

        Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.

        Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

        Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Компонент нового ФГОС обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

1.1. Цели и задачи

Цель программы – развитие творческих способностей детей, средствами бумажной пластики и оригами, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств дошкольников; привитие интереса к ручному труду.

Задачи:

1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.

3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.

4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.

5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.

6. Развивать творческие способности дошкольников.

7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

8. Развивать навыки декоративного искусства.

9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Требования к педагогу при работе в кружке "Волшебная бумага"

Знать:

  • правила ТБ;
  • название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
  • правила общения;
  • названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

Уметь:

  • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • различать материалы по их назначению;
  • качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
  • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.

2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.

3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.

5. «Ознакомление с окружающим миром». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.

1.2. Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-5 лет.

Программа рассчитана на 1 год.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – дошкольная группа №1.

Занятия проводятся с сентября по май (всего 32 занятия).

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы организации образовательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты работы:

        Решение задач данной программы поможет детям овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.

Содержание программы

Блок 1 – « Знакомство»

Блок 2 – «Волшебные полоски»

Блок 3  – «Игры с бумагой»

Блок 4 – «Рваная бумага»

Блок 5  – «Мятая Бумага»

Блок 6– «Объемная аппликация»

Блок 7 – «Закрепление пройденного материала»


Тематический план

Месяц, блок.

Тема

Содержание занятия

Компонент ДОУ

Материал

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

«Знакомство с правилами работы инструментами»

«Травушка-муравушка»

  Познакомить детей с ножницами и                     основными правилами безопасности при работе тренировочного упражнения                                                

Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета.

Заготовки разного цвета и формы.

Беседа о том, как правильно пользоваться ножницами.

«Пирамидка»

Учить составлять пирамидку                  сопоставляя формы и размер кругов, закрепить знание  основных цветов.

Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета.

Заготовки разного цвета и формы.

«Весёлый клоун»

                                                                 Закрепить умение раскладывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету                                                                                          

Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета.

Заготовки разного цвета и формы.

Октябрь

«Волшебные полоски»

Цветы из  двух крестиков

Научить детей склеивать цветок из двух крестиков.

Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета.

Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры.

Развитие навыков декоративного конструирования.

Цветы из снежинок.

Познакомить детей с новым способом изготовления  цветов.

Развитие творчества, воображения.

Полоски бумаги разного цвета

Разучивание хоровода «Цветы» (муз. Бахудовой)

Гирлянда из цветов

Закрепить умение детей склеивать цветок из двух крестиков, составлять гирлянду из цветов.

Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде.

Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры.

Развитие навыков декоративного конструирования.

Такая разная бумага. Скрутите…

Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр.

Познакомить детей с различными свойствами и видами бумаги.

Листы бумаги, цветные карандаши, кораблик.

Занятие по ознакомление с окружающим миром.

Ноябрь

 «Игры с бумагой»

Сверните…

Научить  сворачивать  из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок.

Познакомить с новым способом манипуляции с бумагой: сворачивание

Цветные листы бумаги, предметы из уголка ряженья.

Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Скатайте…

Показать способ  игры с бумагой - скатывание. Сделать башню из трубочек.

Способствовать развитию навыков конструирования.

Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики.

Развитие речи. Заучивание стихотворения А. Ахундовой «Ступеньки».

Сложите…

Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку.

Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой.

Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан, металлофон.

Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Я играю на гармошке…»

Сомните…

Изготовление осьминога.

Изучить прием сминания бумаги.

Цветная бумага, рисунок осьминога.

Физическая культура. Пальчиковая игра «Осьминожки».

Декабрь

«Рваная бумага»

Подарок для мамочки в виде сердечка на детской ладони

Знакомство с гофрированной бумагой и новой техникой «мятая бумага»

Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук.

Красная гофрированная бумага, заготовка детской ладони.

Подготовка подарков для мамы, а также разучивание песен и стихов к празднику «День Мамы»

Жираф

Создать из оторванных цветных кусочков жирафа.

Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев.

Кусочки цветной бумаги, оторванные от листов и подобранные по форме, мягкая игрушка – жираф

Развитие речи. Разучивание стишка о жирафе.

Пингвин

Сделать аппликацию пингвина из кусочков рваной бумаги.

Способствовать развитию навыков конструирования, воображения.

Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, клей, кисточки, карандаши, салфетки

Ознакомление с окружающим миром

Беседа о том, какие бывают птицы.

Подарок родителям к Новому году.

Сделать аппликацию снеговика из ватных дисков.

Развитие творчества, воображения

Ватные диски, цветная бумага, открытки.

Разучивание стихов на новогоднюю тематику. Разучивание ролей к новогоднему празднику.

Январь

«Повторение пройденного материала»

Снежинки

Склеивание снежинок из полосок.

Воспитывать интерес к бумажной пластике. Наклеить снежинки на окна к празднику.

Цветные полоски из плотной бумаги разного цвета, предметы ряженья к новогоднему празднику.

Театрализованная деятельность. Рассматривание и рисование снежинок.

Карнавальные очки

Оформление и украшение карнавальных очков.

Воспитывать интерес к бумажной пластике.

Заготовки карнавальных масок, цветная бумага, вата.

Театрализованная деятельность.

Февраль

«Мятая бумага»

Снеговик

Изготовление снеговика способом «Мятая бумага», знакомство с гофрированной бумагой.

Создание праздничного настроения и украшение группы.

Цветная бумага, гофрированная бумага, игрушка снеговика, клей, снег.

Опытно - экспериментальная деятельность «Таяние снега»

Елочка

Изготовление елочки и ее украшений способом «Мятая бумага»

Создание праздничного настроения и украшение приемной.

Цветная бумага, гофрированная бумага, клей, игрушка елочки.

Экологическое воспитание: «Что будет, если каждый из нас срубит по одной елочке?» Разучивание стихотворения

И. Токмаковой «Живи, елочка»

Черепашонок

Изготовление черепашонка.

Закрепить изученный способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение.

Листы и кусочки гофрированной бумаги, клей, кисточка.

Развитие речи. Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик».

Светофор

Изготовление светофора способом «Мятая бумага», закрепление данного способа.

Правила дорожного движения.

Игрушка светофора, машинки, цветная гофрированная бумага.

ПДД «Пешеходный переход». Воспитание эмоциональной отзывчивости

Март

«Объемная аппликация»

Гусеница

Научить склеивать гусеницу из нескольких шариков одинакового размера.

Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности

Несколько полосок одинакового размера для изготовления объемных фигур.

Воспитание бережного отношения к живой природе.

Рыбка

Закрепление навыков склеивания из полосок.

Наблюдение за аквариумными рыбками. Бумажная пластика.

Цветная бумага, полоски цветной бумаги разного цвета и размера, клей, ножницы.

Развитие речи. «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина.

Цыпленок

Научить склеивать цыпленка из двух шариков одинакового размера.

Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности.

Полоски цветной желтой бумаги разного размера, клей.

Воспитание бережного отношения к животным. Рисование «Цыплята гуляют в траве».

Автобус

Научить детей делать объемную аппликацию – автобус, закрепить умение пользоваться ножницами, умение сгибать картон.

Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности.

Развивать моторику пальцев.

Картон, 4 квадрата, для получения колес автобуса.

Чтение сказки Олега Ицексон «Про автобус Быстрик».

Апрель

«Закрепление пройденного материала»

Бабочка

Изготовление бабочки из мятой бумаги.

Способствовать усвоению навыков работы с мятой бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру  рук.

Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок.

Ознакомление с окружающим миром. Рисование бабочек в свободное от занятий время.

Разноцветный коврик

Закрепить умение детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик.

Познакомить детей с таким приемом аппликации, как рваная бумага.

Разноцветная цветная бумага.

Художественное воспитание. «Будет радуга у нас», чтение стихотворений о радуге и красках.

Игрушка «Зайчик»

Закрепить умение правильно пользоваться ножницами и клеем

Развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру  рук.

Разноцветная цветная бумага, заготовки основы зайчика.

Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Совместная рабата детей на тему:

«Скоро лето…»

Показать детям, как сделать совместную картину в рамке. Закрепить умение работать в коллективе.

Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев

Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги, клей ПВА, кисточка, открытки, картина в рамке.

Художественное воспитание. Развивать художественно – эстетический вкус при рассматривании произведений великих русских художников.

Май

Стрекоза

Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем

Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию.

Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы.

Развитие навыков декоративного конструирования, бережного отношения к своей работе.

Божья коровка

Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем

Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию.

Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы.

Развитие навыков декоративного конструирования, бережного отношения к своей работе.

Перспективный план работы с родителями

ДАТА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ФОРМА РАБОТЫ

Сентябрь

Родительское собрание

Анкетирование родителей

Организационное, составление списка детей, посещающих кружок

Октябрь

Традиционные правила работы с бумагой

Наглядно – информационный материал

Ноябрь

«Фантазии из бумаги»

Консультация

Декабрь

«Бумажные сказки»

Наглядно – информационный материал

Январь

Наши достижения

Отчёт о работе кружка за I полугодие

Февраль

«Развитие самостоятельности при работе с бумагой»

Консультация

Март

«Ручки – самоучки»

Мастер - класс

Апрель

Родительское собрание

Итоговое

Май

«Наше творчество»

Выставка детских работ

Работа с педагогом-психологом:

  • совместное обсуждение результатов психологических обследований;
  • консультации, беседы;
  • поиск подхода к детям.

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность детей дошкольного возраста в кружке «Волшебная бумага»

Ф.И ребенка

Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев

Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности

Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук.

Владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем.

Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики)

Владеет приемами работы

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Оценка уровня развития детей:

0- низкий уровень развития.

1-удовлетворительный уровень развития.

2-средний уровень развития.

3-высокий уровень развития.

Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда

В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат: дети научаться  уверено работать в знакомых техниках; более точно производить движения пальцами рук, дети станут более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными.


Используемая литература:

  1. «Оригами и развития ребенка» И.Тарабарика, «Академия развития», 1997 г.
  2. «Мастерилка жики- жик», ЛыковаИ.А, издательский дом «Карапуз», 1998 г.
  3. «Поделки из мятой бумаги» Л.А Садилова, Москва 2012 г.
  4. «Конструирование из бумаги в детском саду», И.В Новикова, «Академия развития» 2008 г.
  5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. – СПб., 2008,
  6. Бутылкина Г., Мусиенко С.И. Оригами в детском саду, М., 2007.
  7. Колесник С.В. Азбука мастерства. – Саратов: Лицей, 2010.
  8. Мусиенко С.И. Мастерим из бумаги: пособие для детей 4 – 6 лет, М.: Просвещение, 2007.
  9. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. – СПб., 2001.
  10.  Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с.,

Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

Уважаемые родители!

        Просим вас ответить на ниже перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который более всего характерен для вашего ребенка..

1.        Фамилия,  имя ребенка__________ ____________________________

2.        Интересуетесь ли вы успехами вашего ребенка, посещающего кружок

а)  постоянно;

б)  иногда;

в)  никогда не интересуюсь;

3.        С каким настроением ваш ребенок идет на кружок?

а)  с радостью;

б)  неохотно;

в)  по вашему желанию;

4.        Часто ли ребенок делится с вами впечатлениями от посещения кружка?

а)  практически некогда;

б)  делится иногда;

в)  делится всегда;

5.        Появляется ли у ребенка желание дома продолжить работу, сделанную на  занятиях кружка?

а)  довольно часто;

б)  появляется иногда;

в)  никогда;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"

Цель:  всесторонне и интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники работы  с бумагой, как художественного способа конструирования из бума...

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.      Учебная пр...

Проект программы дополнительного образования «Волшебный мир бумаги».

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная бумага"

Рабочая программадополнительного образования Кружок «Волшебная бумага»для детей 5  - 7 лет...

Программа дополнительного образования "Волшебная Бумага" для среднего дошкольного возраста.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...

Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"

Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО (апликация) во второй младшей группе...