программа дополнительного образования " Волшебная бумага"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_bumaga.docx | 55.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Ручеек», структурное подразделение МАОУ ЗГО «СОШ №1»
Программа дополнительного образования
"Волшебная бумага"
Руководитель кружка:
Важенина А.Г. – воспитатель дошкольной группы №1
с. Новолыбаево, 2016 г.
Пояснительная записка
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Компонент нового ФГОС обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
1.1. Цели и задачи
Цель программы – развитие творческих способностей детей, средствами бумажной пластики и оригами, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств дошкольников; привитие интереса к ручному труду.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Требования к педагогу при работе в кружке "Волшебная бумага"
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим миром». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
1.2. Организация работы кружка:
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-5 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – дошкольная группа №1.
Занятия проводятся с сентября по май (всего 32 занятия).
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы организации образовательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты работы:
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.
Содержание программы
Блок 1 – « Знакомство»
Блок 2 – «Волшебные полоски»
Блок 3 – «Игры с бумагой»
Блок 4 – «Рваная бумага»
Блок 5 – «Мятая Бумага»
Блок 6– «Объемная аппликация»
Блок 7 – «Закрепление пройденного материала»
Тематический план
Месяц, блок. | Тема | Содержание занятия | Компонент ДОУ | Материал | Сопутствующие формы работы |
Сентябрь «Знакомство с правилами работы инструментами» | «Травушка-муравушка» | Познакомить детей с ножницами и основными правилами безопасности при работе тренировочного упражнения | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета. | Заготовки разного цвета и формы. | Беседа о том, как правильно пользоваться ножницами. |
Учить составлять пирамидку сопоставляя формы и размер кругов, закрепить знание основных цветов. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета. | Заготовки разного цвета и формы. | |||
«Весёлый клоун» | Закрепить умение раскладывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета. | Заготовки разного цвета и формы. | ||
Октябрь «Волшебные полоски» | Цветы из двух крестиков | Научить детей склеивать цветок из двух крестиков. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета. | Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры. | Развитие навыков декоративного конструирования. |
Цветы из снежинок. | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. | Развитие творчества, воображения. | Полоски бумаги разного цвета | Разучивание хоровода «Цветы» (муз. Бахудовой) | |
Гирлянда из цветов | Закрепить умение детей склеивать цветок из двух крестиков, составлять гирлянду из цветов. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде. | Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры. | Развитие навыков декоративного конструирования. | |
Такая разная бумага. Скрутите… | Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр. | Познакомить детей с различными свойствами и видами бумаги. | Листы бумаги, цветные карандаши, кораблик. | Занятие по ознакомление с окружающим миром. | |
Ноябрь «Игры с бумагой» | |||||
Сверните… | Научить сворачивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок. | Познакомить с новым способом манипуляции с бумагой: сворачивание | Цветные листы бумаги, предметы из уголка ряженья. | Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | |
Скатайте… | Показать способ игры с бумагой - скатывание. Сделать башню из трубочек. | Способствовать развитию навыков конструирования. | Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики. | Развитие речи. Заучивание стихотворения А. Ахундовой «Ступеньки». | |
Сложите… | Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку. | Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой. | Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан, металлофон. | Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Я играю на гармошке…» | |
Сомните… | Изготовление осьминога. | Изучить прием сминания бумаги. | Цветная бумага, рисунок осьминога. | Физическая культура. Пальчиковая игра «Осьминожки». | |
Декабрь «Рваная бумага» | Подарок для мамочки в виде сердечка на детской ладони | Знакомство с гофрированной бумагой и новой техникой «мятая бумага» | Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук. | Красная гофрированная бумага, заготовка детской ладони. | Подготовка подарков для мамы, а также разучивание песен и стихов к празднику «День Мамы» |
Жираф | Создать из оторванных цветных кусочков жирафа. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев. | Кусочки цветной бумаги, оторванные от листов и подобранные по форме, мягкая игрушка – жираф | Развитие речи. Разучивание стишка о жирафе. | |
Пингвин | Сделать аппликацию пингвина из кусочков рваной бумаги. | Способствовать развитию навыков конструирования, воображения. | Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, клей, кисточки, карандаши, салфетки | Ознакомление с окружающим миром Беседа о том, какие бывают птицы. | |
Подарок родителям к Новому году. | Сделать аппликацию снеговика из ватных дисков. | Развитие творчества, воображения | Ватные диски, цветная бумага, открытки. | Разучивание стихов на новогоднюю тематику. Разучивание ролей к новогоднему празднику. | |
Январь «Повторение пройденного материала» | Снежинки | Склеивание снежинок из полосок. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. Наклеить снежинки на окна к празднику. | Цветные полоски из плотной бумаги разного цвета, предметы ряженья к новогоднему празднику. | Театрализованная деятельность. Рассматривание и рисование снежинок. |
Карнавальные очки | Оформление и украшение карнавальных очков. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. | Заготовки карнавальных масок, цветная бумага, вата. | Театрализованная деятельность. | |
Февраль «Мятая бумага» | Снеговик | Изготовление снеговика способом «Мятая бумага», знакомство с гофрированной бумагой. | Создание праздничного настроения и украшение группы. | Цветная бумага, гофрированная бумага, игрушка снеговика, клей, снег. | Опытно - экспериментальная деятельность «Таяние снега» |
Елочка | Изготовление елочки и ее украшений способом «Мятая бумага» | Создание праздничного настроения и украшение приемной. | Цветная бумага, гофрированная бумага, клей, игрушка елочки. | Экологическое воспитание: «Что будет, если каждый из нас срубит по одной елочке?» Разучивание стихотворения И. Токмаковой «Живи, елочка» | |
Черепашонок | Изготовление черепашонка. | Закрепить изученный способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение. | Листы и кусочки гофрированной бумаги, клей, кисточка. | Развитие речи. Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик». | |
Светофор | Изготовление светофора способом «Мятая бумага», закрепление данного способа. | Правила дорожного движения. | Игрушка светофора, машинки, цветная гофрированная бумага. | ПДД «Пешеходный переход». Воспитание эмоциональной отзывчивости | |
Март «Объемная аппликация» | Гусеница | Научить склеивать гусеницу из нескольких шариков одинакового размера. | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности | Несколько полосок одинакового размера для изготовления объемных фигур. | Воспитание бережного отношения к живой природе. |
Рыбка | Закрепление навыков склеивания из полосок. | Наблюдение за аквариумными рыбками. Бумажная пластика. | Цветная бумага, полоски цветной бумаги разного цвета и размера, клей, ножницы. | Развитие речи. «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина. | |
Цыпленок | Научить склеивать цыпленка из двух шариков одинакового размера. | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности. | Полоски цветной желтой бумаги разного размера, клей. | Воспитание бережного отношения к животным. Рисование «Цыплята гуляют в траве». | |
Автобус | Научить детей делать объемную аппликацию – автобус, закрепить умение пользоваться ножницами, умение сгибать картон. | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности. Развивать моторику пальцев. | Картон, 4 квадрата, для получения колес автобуса. | Чтение сказки Олега Ицексон «Про автобус Быстрик». | |
Апрель «Закрепление пройденного материала» | Бабочка | Изготовление бабочки из мятой бумаги. | Способствовать усвоению навыков работы с мятой бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок. | Ознакомление с окружающим миром. Рисование бабочек в свободное от занятий время. |
Разноцветный коврик | Закрепить умение детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик. | Познакомить детей с таким приемом аппликации, как рваная бумага. | Разноцветная цветная бумага. | Художественное воспитание. «Будет радуга у нас», чтение стихотворений о радуге и красках. | |
Игрушка «Зайчик» | Закрепить умение правильно пользоваться ножницами и клеем | Развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Разноцветная цветная бумага, заготовки основы зайчика. | Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | |
Совместная рабата детей на тему: «Скоро лето…» | Показать детям, как сделать совместную картину в рамке. Закрепить умение работать в коллективе. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев | Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги, клей ПВА, кисточка, открытки, картина в рамке. | Художественное воспитание. Развивать художественно – эстетический вкус при рассматривании произведений великих русских художников. | |
Май | Стрекоза | Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем | Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию. | Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы. | Развитие навыков декоративного конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Божья коровка | Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем | Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию. | Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы. | Развитие навыков декоративного конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Перспективный план работы с родителями
ДАТА | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ФОРМА РАБОТЫ | |||
Сентябрь | Родительское собрание Анкетирование родителей | Организационное, составление списка детей, посещающих кружок | |||
Октябрь | Традиционные правила работы с бумагой | Наглядно – информационный материал | |||
Ноябрь | «Фантазии из бумаги» | Консультация | |||
Декабрь | «Бумажные сказки» | Наглядно – информационный материал | |||
Январь | Наши достижения | Отчёт о работе кружка за I полугодие | |||
Февраль | «Развитие самостоятельности при работе с бумагой» | Консультация | |||
Март | «Ручки – самоучки» | Мастер - класс | |||
Апрель | Родительское собрание | Итоговое | |||
Май | «Наше творчество» | Выставка детских работ |
Работа с педагогом-психологом:
- совместное обсуждение результатов психологических обследований;
- консультации, беседы;
- поиск подхода к детям.
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность детей дошкольного возраста в кружке «Волшебная бумага»
№ | Ф.И ребенка | Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев | Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности | |||||
Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук. | Владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем. | Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики) | Владеет приемами работы | Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. | Использует свои конструктивные решения в процессе работы. | Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу | ||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
8. | ||||||||
9. | ||||||||
10. |
Оценка уровня развития детей:
0- низкий уровень развития.
1-удовлетворительный уровень развития.
2-средний уровень развития.
3-высокий уровень развития.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда
В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат: дети научаться уверено работать в знакомых техниках; более точно производить движения пальцами рук, дети станут более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными.
Используемая литература:
- «Оригами и развития ребенка» И.Тарабарика, «Академия развития», 1997 г.
- «Мастерилка жики- жик», ЛыковаИ.А, издательский дом «Карапуз», 1998 г.
- «Поделки из мятой бумаги» Л.А Садилова, Москва 2012 г.
- «Конструирование из бумаги в детском саду», И.В Новикова, «Академия развития» 2008 г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. – СПб., 2008,
- Бутылкина Г., Мусиенко С.И. Оригами в детском саду, М., 2007.
- Колесник С.В. Азбука мастерства. – Саратов: Лицей, 2010.
- Мусиенко С.И. Мастерим из бумаги: пособие для детей 4 – 6 лет, М.: Просвещение, 2007.
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников. – СПб., 2001.
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с.,
Приложение №1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на ниже перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который более всего характерен для вашего ребенка..
1. Фамилия, имя ребенка__________ ____________________________
2. Интересуетесь ли вы успехами вашего ребенка, посещающего кружок
а) постоянно;
б) иногда;
в) никогда не интересуюсь;
3. С каким настроением ваш ребенок идет на кружок?
а) с радостью;
б) неохотно;
в) по вашему желанию;
4. Часто ли ребенок делится с вами впечатлениями от посещения кружка?
а) практически некогда;
б) делится иногда;
в) делится всегда;
5. Появляется ли у ребенка желание дома продолжить работу, сделанную на занятиях кружка?
а) довольно часто;
б) появляется иногда;
в) никогда;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
Цель: всесторонне и интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники работы с бумагой, как художественного способа конструирования из бума...
Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей. Учебная пр...
Проект программы дополнительного образования «Волшебный мир бумаги».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...
Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...
Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
Рабочая программадополнительного образования Кружок «Волшебная бумага»для детей 5 - 7 лет...
Программа дополнительного образования "Волшебная Бумага" для среднего дошкольного возраста.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...
Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО (апликация) во второй младшей группе...