Парциальная программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности «Умелые руки (аппликация)» для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личностирассчитан на детей дошкольного возраста 4-5лет. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использование различных материалов и техник.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya_programma_22gr_kruzhok.docx | 40.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Белочка»
Парциальная программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности «Умелые руки (аппликация)» для детей 4-5 лет
Руководитель: Ферзалиева Д.З.
2020-2021г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….….2
Цель программы………….……………………………………..…….……….3
Возрастные особенности………………………………….............................3
Срок реализации программы ……………………..………………………… 3
Цель и задачи программы ……….……………………………………….......3
Продолжительность образовательной процесса……………………………3
Ожидаемые результаты..……………………..……………………………….4
Мотериально-техническое обеспечение……………………………………..4
Ожидаемые результаты……………………………………………………….4
Формы и методы контроля…………. ……………………………………….4
Учебный план………………………………………………………………....4
Учебно-тематический план………………………………………………...5-6
Содержание программы……………….………………………………….6-10
Пояснительная записка
Актуальность. Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Сформированные навыки и умения, способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе
Цель программы:
Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи программы:
-различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
-знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
-знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
-развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;
-строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
-составлять изображение предмета из отдельных частей;
-располагать предметы в сюжетной аппликации.
Формы работы:
•индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою аппликацию);
•групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
•коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
•с родителями (открытое занятие).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 4 - 5 года (средняя группа ).
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка: Занятия кружка проводятся один раз в неделю в форме совместной деятельности во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе:20 минут.
Продолжительность образовательного процесса составляет - 34 занятий.
Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.;
Ожидаемые результаты.
-использовать в работе приёмы обрывной аппликации, раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать, тщательно смазав клеем;
-правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круги из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
-подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
-аккуратно использовать материалы.
В результате реализации кружка удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей, цвето-восприятие, образное мышление.
И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.
Материально-техническое обеспечение:
1. Наглядные материалы: • Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
-Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
-Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
-Простые и цветные карандаши
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.
Формы и методы контроля:
-мониторинг уровня знаний (2 раза в год);
-метод наблюдения (на занятиях);
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
Даже на первом этапе после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора | Выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу. | Выполняет самостоятельно. На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому. Соблюдает ритм. | Выполняет самостоятельно. Чувствует ритм изображения. Вносит инициативу, творчество |
Высокий уровень кол-во _____; ____%
Выше среднего кол-во _______; ________ %
Средний уровень кол-во _____; ______%
Низкий уровень кол-во ______; _____%
Учебный план
№ | Наименование | Количество занятий в месяц | Количество занятий всего |
1 | Аппликация | 4 | 36 |
Всего: | 34 |
Учебно-тематический план
Месяц | Тема | всего (мин.) | |
теория | Практика | ||
Сентябрь | Яблочко румяное | 10 | 10 |
Сентябрь | Волшебная бумага | 10 | 10 |
Сентябрь | Ягода рябина | 10 | 10 |
Сентябрь | Цыплята | 10 | 10 |
Октябрь | Корзина с фруктами | 10 | 10 |
Октябрь | Осеннее дерево | 10 | 10 |
Октябрь | Разноцветный дождик | 10 | 10 |
Октябрь | Гроздь винограда | 10 | 10 |
Ноябрь | Ёжик | 10 | 10 |
Ноябрь | Цветной зонтик | 10 | 10 |
Ноябрь | Грузовик | 10 | 10 |
Ноябрь | Мороженое | 10 | 10 |
Декабрь | Первый снег | 10 | 10 |
Декабрь | Подарок для семьи | 10 | 10 |
Декабрь | Шарик для елочки | 10 | 10 |
Декабрь | Елочка разноцветная | 10 | 10 |
Январь | Шапка для куклы | 10 | 10 |
Январь | «Еловые ветки» | 10 | 10 |
Январь | Снеговик | 10 | 10 |
февраль | Синичка | 10 | 10 |
февраль | Кормушка | 10 | 10 |
февраль | Танк | 10 | 10 |
февраль | Солнце в тучках | 10 | 10 |
Март | Чашка | 10 | 10 |
Март | Бабушка | 10 | 10 |
Март | Одежда | 10 | 10 |
Март | Пасхальное яичко | 10 | 10 |
Апрель | Солнышко | 10 | 10 |
Апрель |
| 10 | 10 |
Апрель | Вырежи и наклей что хочешь | 10 | 10 |
Апрель | Березка | 10 | 10 |
Май | Георгиевская лента | 10 | 10 |
Май | Жучки | 10 | 10 |
Май | Одуванчики | 10 | 10 |
Диагностика | |||
5ч40мин | 5ч40мин |
Содержание программы
1.«Яблочко румяное». Цель: развивать навыки аккуратного намазывания клея на заготовку для работы, составлять изображение предмета из бумаги способом обрывания.
2. «Волшебная бумага». Цель: познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д; Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию;
Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
3.«Ягода рябина». Цель: развивать умения детей создавать аппликацию из бумажных шариков, упражнять в аккуратном наклеивании на основу, развивать самостоятельность.
4.«Цыплята». Цель: учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации.
5.«Корзина с фруктами». Цель: учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку.
6.«Осеннее дерево». Цель: вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей.
7.«Разноцветный дождик». Цель: учить детей аккуратно приклеивать готовые заготовки на картон; знакомить с цветами спектра; учить пространственному освоению листа.
8.«Гроздь винограда». Цель: развивать умения детей создавать аппликацию из бумажных шариков, упражнять в аккуратном наклеивании на основу, развивать самостоятельность.
9.« Ёжик». Цель: закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.
10 «Цветной зонтик». Цель: учить детей аккуратно приклеивать готовые заготовки на картон; знакомить с цветами спектра; учить пространственному освоению листа.
11.« Грузовик». Цель: продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг), о цвете (желтый, красный, черный); развивать умение различать и называть существенные детали и части предмета (грузовик состоит из кузова, кабины, колес).
12. « Мороженое в стаканчике». Цель: учить детей последовательно выполнять работу; развивать у детей цветовое восприятие, мелкую моторику рук; продолжать формировать навыки аппликации.
13.«Первый снег». Цель: формировать у детей понятие о явлениях природы; учить детей работать с ватой и аккуратной работе с клеем; развивать моторику.
14. «Подарок для семьи». Цель: учить детей поэтапно изготавливать открытку из предложенного материала; совершенствовать навыки вырезания и склеивания.
15 «Шарик для елочки». Цель: развивать у детей творческую активность; мелкую моторику рук, продолжать учить детей аккуратно работать с клеем; развивать усидчивость, желание добиваться хорошего результата.
16.«Ёлочка разноцветная». Цель: формировать у детей умения создавать образ новогодней елки с помощью вырезания деталей и их склеивания.
17.Шапка для куклы». Цель: создание социальной ситуации развития в процессе аппликации создать условия для:- проявления самостоятельности, инициативы в деятельности, выбора необходимых средств.
18.Новогодняя поделка. «Еловые ветки» Цель: продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.
19. «Снеговик». Цель: учить детей работать с ватными дисками; закреплять умение детей располагать круги в соответствии их размера (от большего к меньшему);учить аккуратно работать с клеем.
20. « Синичка». Цель: учить детей составлять аппликацию из полосок цветной бумаги с частичным наложением друг на друга; развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
21.«Кормушка». Цель: развивать умение детей выполнять предметную аппликацию по выбору, путем составления целого из фрагментов.
22.« Танк». Цель: побуждать детей самостоятельно изготовить аппликацию к празднику. Освоение последовательности действий по изготовлению аппликации. Закрепление умения безопасно пользоваться ножницами и кисточкой.
23.«Солнышко в тучках». Цель: учить детей работать с рваной бумагой; развивать воображение, чувство цвета, аккуратность в работе с клеем.
24.«Чашка». Цель: тренировать навыки работы с бумагой, формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, формировать навыки вырезывания. Побуждать к помощи взрослым и друг другу. Учить слушать воспитателя, отвечать на вопросы, развивать речь.
25.«Бабушка». Цель: развитие творческих способностей в освоении техники прикрепления ватных дисков на лист бумаги для получения объемной аппликации. Учить детей создавать объёмную аппликацию из готовых форм (ватных дисков, кругов, овалов);
26.«Одежда». Цель: учить детей создавать аппликативные образы одежды: платье - способом обрезания прямоугольника по краям, брюки - способом обрывной и накладной аппликации.
27. « Пасхальное яйцо». Цель: закреплять знания детей о народном творчестве, его истории. Продолжать знакомить детей с элементами замены росписи - аппликацией. Повторить технику выполнения.
28. «Солнце». Цель: продолжать учить детей вырезать кружочки, закругляя углы у квадрата; закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; совершенствовать навык наклеивания;
29. «Божья коровка». Цель: продолжать учить складывать базовую форму – круг пополам; Выделять части тела – крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
30. «Вырежи и наклей что хочешь». Цель: учить чередовать детали аппликации по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета.
31.Берёзка». Цель: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, к родной природе,познакомить с новой техникой «обрывная аппликация».Воспитывать аккуратность, усидчивость, доводить начатое до конца; воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности.
32. «Георгиевская лента». Цель: познакомить детей с одним из символов Победы в войне. познакомить детей с героическими фактами русской истории. Сформировать представление о наградах времен ВОВ; продолжать формировать умение аккуратно вырезать одинаковые полоски из бумаги.
33 «Жучки». Цель: продолжать учить детей составлять коллективную композицию; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.
34«Одуванчики». Цель: учить детей составлять коллективную композицию, располагать предметы на листе в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к друг другу.
Список использованной литературы
1. Башарина, А.М. Аппликация из соломки в детском саду/А.М. Башарина. - М.: Академия развития, 2010. - 128 с.
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
3. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.
4. Верещагина, Н.В. Диагностика педагогического процесса в средней группе дошкольной образовательной организации / Н.В. Верещагина. - М.: Детство, 2014. - 16 с.
5. Вовикова, А.Н. Аппликации и поделки из бумаги для детей 4-5 лет / А.Н. Вовикова. - М.: Стрекоза, 2010. - 20 с.
6. Вохринцева, С.К. Аппликация в детском саду и дома. Средняя группа / С.К. Вохринцева. - М.: Страна Фантазий, 2011. - 33 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию кружок лепки "Умелые ладошки"
Кружок «Умелые ладошки» - лепим из пластилина, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образователь...
Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)
Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и и...
Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию для детей среднего возраста "Умелые ручки"
Цель программы: воспитывать у детей интерес и любовь к ручному труду, вовлекать детей в активную творческую деятельность...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Радуга» (художественно-эстетическому направлению детей 6-7 лет) Декоративно-прикладное творчество (один год обучения)
quot; Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия" М И Калинин...
ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»
рабочая программа дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Умелые ручки"
Программа предназначена для детей 5-7 лет....