Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Умелые ручки"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Программа предназначена для детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_umelye_ruchki.doc | 89.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»
Первомайского района Тамбовской области
Принято: Утверждено:
педагогическим советом МБДОУ Заведующий МБДОУ
«Первомайский детский сад» «Первомайский детский сад»
Протокол № от .08.2021г. _____________ С.Н.Жилина
Рабочая программа
дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию
«Умелые ручки»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Воспитатель филиала «Елочка»
МБДОУ «Первомайский детский сад»
Бородкина Юлия Анатольевна
Первомайский 2021
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….2
Тематический план……………………………………………………………4
Методическое обеспечение программы…………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………………..31
Списочный состав воспитанников…………………………………………..32
1
Пояснительная записка
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.
Необходимым условием для обучения является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности.
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. В этой системе одно из заметных мест может занять дополнительная образовательная программа «Умелые ручки».
Художественная деятельность - наиболее эмоциональная сфера деятельности детей.
Актуальность программы в том, что она способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения посредством занятий в коллективе.
Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Цель программы - развитие творческих способностей детей и формирование у них специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
-формирование навыков работы с различным материалом (картон, бумага,
природный материал, пластилин, ткань и др.) ;
2
- овладение разными технологическими приемами обработки материала;
- приобретение знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Развивающие:
-развитие воображения, фантазии, внимания;
- развитие активного и креативного мышления.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма,
вызывать положительные эмоции;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Условия реализации программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предусмотрена для детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Объем занятий - 36 (1 раза в неделю), по 25 минут, во вторую половину дня.
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуально – групповая.
По итогам реализации дополнительной образовательной программы проводится выставка работ детского творчества.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети:
Приобретают знания о декоративно-прикладном творчестве.
Будут знать теоретические основы работы с бумагой, природным материалом, пластилином, клеем.
Будут уметь:
Правильно и грамотно изготовлять поделки из бумаги, пластилина, соленого теста, природного материала.
Применять в повседневной жизни полученные знания и умения.
Формы оценки качества знаний.
Каждый учебный год завершается творческим показом, который может проходить в виде выставки для родителей.
3
Тематический план
Сентябрь
Тема, вид занятия, материал, дата. | Задачи: | Методы и приемы: |
Рисование по представлению «Деревья в нашем парке» Материал: листы белого, голубого и серого цветов; Гуашь, кисти № 3, № 5, зубные щетки (для набрызга), поролоновые палочки (для тампонирования) незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (берёза, дуб, осина) | Развивать умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (берёза, дуб, осина), цвета; Развивать технические навыки в рисовании гуашью, познакомить с техникой набрызга и тампонирования. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения. | Рассматривание иллюстраций И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А.Васильева. Использование худ. слова: И. Токмакова « Ива», « Осинка», « Дуб». Выделить основные сходства и различия деревьев. Показ способов приёмов изображения рисования деревьев. Познакомить со способом тампонирования поролоновой палочкой, техникой набрызга. Оформление экспресс-выставки « Деревья в нашем парке» |
Рисование сюжетное « Весёлое лето» Материал: белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Весёлое лето»; восковые карандаши. Основа для будущего альбома. | Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Развивать умение рисовать простые сюжеты, передавать движения человека. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках. | Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе. Рассказ воспитателя о том, где она летом отдыхала и что делала. Спрашивает детей: « А как отдыхали вы летом? Что делали? С кем? Где были? Загадки о том, что могли делать дети летом. (выразительные движения) Загадки детей. Нацелить на составление своей сюжетной композиции, чтобы альбом получился разнообразным и интересным. Показ схематичного изображения человека в движении. Чтение худ. слова Г.Лагздынь « Что за диво!» « Лето золотое» Совместный анализ работ, обсуждение сюжетов, передача колорита. Составление альбома « Весёлое лето» |
4
Октябрь
Аппликация из бумаги «Весёлые портреты» Материал: цветная бумага для причёсок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, серпантин, белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеёнки. У воспитателя модель для по каза способа и варианты при чёсок (из прямых полосок, из смятых комочков, из разор ванных кусочков бумаги). | Учить составлять портрет из отдельных частей (овал - лицо, полоски или комки мятой бумаги - причёска). Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру). Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз). | Предложить устроить выставку своих портретов (автопортретов) только не нарисованных, а выполненных аппликацией. Просмотр презентации «Портреты»; беседа, чтение стихотворения Е. Стеквашовой «Почему я не такой?»: Показ способов вырезывания деталей для портрета, помочь подобрать фон. Определить последователь ность и технику работы. Рассматривание портретов на выставке, беседа. | |
Предметная лепка из солёного теста « Собака со щенком» Материал: солёное тесто, стеки, подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки. У воспитателя поворотный диск, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека. | Учить составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине (собака и 1-2 щенка). Показать новый способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Предварительная работа. Знакомство с внешним видом разных пород собак (открытки, календари, альбомы, иллюстрации и пр.). Беседа о собаках с опорой на опыт детей, в семьях которых живут эти животные. Обсуждение воп роса о том, почему опасно подходить к собаке со щен ком. Рассматривание дидак тической картины «Собака со щенком» из серии «Домашние животные». | Сюрпризный момент: «Вы узнаете, кого мы сегодня будем лепить, если отгадаете загадки!» -загадки про собачек – рассматривание дид. картины «Собака со щенком» или составление композиции такого содержания из двух игрушек собак, которая передает взаимодействие между ними. - показ нового способа лепки собаки и щенка из цилиндра ( валика), лепка дополнительных деталей -чтение стихотворения М. Пляцковского «Имя» -определить последовательность и технику работы - анализ выполненных работ, обыгрывание поделок - Чтение рассказа А.Н. Толстого: «Роза» |
5
Ноябрь
Декабрь
Аппликация из фольги и фантиков Звёздочки танцуют (зимнее окошко) Материалы, инструменты, оборудование: красивые фантики - 30-50 штук; ножницы для детского труда; дидактическое пособие "Бумажный фольклор" с элементами оформления края (берега) розетковой формы (звёздочек, снежинок) и прорезного декора. | Учить детей вырезать звёздочки из красивых фантиков и фольги; совершенствовать технику вырезывания из бумаги, сложенной дважды по диагонали. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных звёздочек и нарисованных снежинок для интерьера группы; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную и накладную). Формировать композиционные умения (прикладывать снежинки и звёздочки к фону, передвигать в поисках наиболее удачного расположения). Предварительная работа. Дети рассматривают «Зимнее окошко» с декоративными снежинками. Предварительная работа (с родителями). Воспитатель вывешивает объявление для родителей с просьбой собрать для занятия красивые фантики и цветную фольгу. | Чтение детям стихотворения В. Татаринова «Дед Мороз» Показ звёздочек и снежинок, вырезанных из фольги и красивой цветной бумаги. Удивляется вместе с детьми тому, что они похожи на настоящие. Сообщить, что дети сами могут вырезать звёздочки-снежинки и дополнить общую композицию "Зимнее окошко". Показ способа вырезания сложной формы из бумаги, сложенной дважды по диагонали. Воспитатель показывает детям звёздочки и снежинки, вырезанные из фольги и фантиков. Предлагает полюбоваться. Показ детям способа вырезывания звёздочек из фантиков, сложенных дважды по диагонали: «Беру лист бумаги белого (голубого, розового, золотого), цвета; складываю пополам, как косыночку, а потом ещё раз пополам» Обращает внимание на то, что край (берег) оформляется зубчиками - мелкими и крупными, длинными и короткими, острыми и тупыми; Показ схем (напомнить, какими элементами прорезного декора можно украсить снежинки, дидактическое пособие "Бумажный фольклор". По ходу занятия дети могут подходить, раскрывать сложенные пополам формы, чтобы рассмотреть элементы декора.) Предложить детям самостоятельно выбрать материалы для художественного творчества и начинать работу. Дети выбирают фантики, вырезают звёздочки и снежинки. В ходе работы оказать индивидуальную помощь: помочь сложить фантики дважды по диагонали, подсказать, как построить узор (например, чередовать два вида элементов на одной стороне или вырезать на одном сгибе один вид элементов узора, а на другом иной). Все вырезанные звёздочки выкладываются на белом или тёмно-синем (фиолетовом) листе бумаги, чтобы лучше был виден прорезной декор (ажурный узор). По мере изготовления детьми звёздочек и снежинок воспитатель предлагает подходить к «Зимнему окошку» для наклеивания. Дети дополняют композицию «Зимнее окошко» по своему желанию. В конце занятия воспитатель предлагает детям посмотреть в это импровизированное окошко и рассказать, что они видят (красивые звёздочки и снежинки, снегопад, снежинки падают и прилипают к нашему окошку и др. варианты ответов). |
Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги. Материалы, инструменты, оборудование. Комочки ваты, мягкая бумага для папье-маше, бумажные салфетки - для туловища снегирей (на выбор детям); бумажные прямоугольники чёрного цвета для вырезания крыльев и хвоста: для крыльев подлиннее, для хвоста покороче (см. рисунок), клей ПВА, кисточки клеевые, кисточки для рисования, краска гуашевая красного или ярко-розового цвета в крышечках или розетках (одной достаточно для двух-четырёх детей, в зависимости от их размещения); ванночки или мисочки для замешивания «бумажного теста», бусинки, пуговички для глаз, салфетки бумажные и матерчатые; трубочки или зубочистки для нанизывания комочков во время раскрашивания. | Показать возможность лепки птиц из ваты в сравнении с техникой папье-маше. Расширить представление детей о способах создания пластичных образов. Учить самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки (лепка, аппликация, рисование). Развивать восприятие объемных форм в трёхмерном пространстве. Вызвать желание украсить новогоднюю ёлку своими руками. Предварительная работа. Знакомство с мелкой пластикой: рассматривание, обследование, описание, сравнение, классификация по виду, форме, материалу, цвету, размеру и другим признакам. Наблюдение за снегирями или рассматривание изображений этих птиц на фотографиях, картинках, календарях, новогодних открытках. Беседа о том, как можно украсить ёлку своими руками. | Чтение детям стихотворение 3. Александровой «Снежок»: Предложить детям представить, как стайка снегирей прилетела на ёлочку отдохнуть. Сидят птички с яркими грудками на ветках, будто розовые наливные яблочки. - Давайте и мы с вами смастерим стайку нарядных снегирей и посадим их на нашу новогоднюю ёлку! Предложить рассмотреть материал, приготовленный для занятия. Как вы думаете, из чего лучше сделать снегиря, чтобы он был пушистый, как комочек, и круглый, как яблочко? (Ответы детей.) Показ способа изготовления снегирей. По ходу работы воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь. В конце занятия дети переносят снегирей и яблоки на новогоднюю елку своей [группы или раскладывают на подготовленных заранее новогодних ветках. После того, как дети поместят свои поделки на новогоднюю ёлку, можно прочитать стихотворение А. Прокофьева «Снегири» |
Рисование с натуры Еловые веточки (зимний венок) Материалы, инструменты, оборудование. Две-три композиции с еловыми ветками на выбор (с новогодней игрушкой, шишкой, мишурой); поздравительные открытки хорошего качества (новогодние и рождественские) с изображением ёлочек, еловых веток, рождественских венков; настенный перекидной календарь со страничкой «январь»; листы бумаги белого цвета или слаботонированные (светло-голубые, светло-жёлтые, нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.); простые и цветные карандаши, гелиевые ручки, фломастеры, пастель для свободного выбора материалов детьми. | Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе "глаз-рука". Воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору). Предварительная работа. Беседа о хвойных деревьях, рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении. Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства и его специфическими особенностями. Рассказ воспитателя о рождественском венке. | Форма организации занятия. Дети распределяются на группы и садятся возле избранного натюрморта, чтобы хорошо его видеть Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение о новогодней ёлке или новогоднем празднике. Два-три ребёнка по своему желанию декламируют отрывки из стихов или из праздничного сценария. Показать детям красивые поздравительные открытки (новогодние, рождественские), предложить полюбоваться и рассказать, для чего нужны праздничные открытки, как они выглядят, что с ними делают и зачем, какие слова пишут родным и близким людям - с чем поздравляют, чего желают. Обратить внимание на открытки, изображающие еловые ветки с игрушками или запорошённые снегом Уточнить представление о том, что символизирует рождественский венок, как его делают, где и когда размещают. Подвести детей к обобщению понятия «венок» (что называют венком, какой он формы, из каких элементов может состоять) Рассмотреть натюрморты с еловыми ветками, предварительно скрытые ширмой, и предложить детям срисовать с натуры, как это делают настоящие художники. Дети выбирают те натюрморты, которые им понравились больше всего, садятся возле них и начинают рисовать сухими художественными материалами (восковые мелки, гелиевые ручки, мелки, простые карандаши). Совместный анализ работ. |
Аппликация с элементами конструирования « Ёлочки-красавицы» (панорамные новогодние открытки) Материалы, инструменты, оборудование. Поздравительные открытки хорошего качества (новогодние и рождественские) с изображением ёлочек, настенный перекидной календарь с красивым рисунком новогодней ёлки; листы бумаги яркого цвета и слаботонированные (светло-голубые, светло-жёлтые, нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.) - на выбор детям; ножницы, коробочки для обрезков, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши; простые карандаши для создания контурного рисунка новогодней ёлочки, краски гуашевые, кисточки, баночки с водой, салфетки матерчатые и бумажные. Несколько высокохудожественных открыток с панорамными деталями, изготовленных промышленным способом; 3-4 открытки с панорамными элементами, выполненные воспитателем накануне занятия. | Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками. Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз. Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объёмными элементами. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного образа (оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен). Предварительная работа. Составление коллекции новогодних поздравительных открыток, рассматривание ёлки и зарисовка с натуры или по представлению; геометрическая мозаика «Сложи ёлочку», рисование новогодней ёлочки в свободной художественной деятельности. | Чтение стихотворения 3. Александровой «Елочка» Рассматривание промышленных новогодних открыток с изображением праздничной нарядной елки, особое внимание обратить на открытки с панорамными, подвижными элементами, с шутками и сюрпризами; Предложить полюбоваться ими и самим смастерить необычные поздравительные открытки. Показ способа складывания бумаги для открытки (пополам, сгиб аккуратно разглаживается, или дважды пополам с образованием окошка и ставенок, закрывающих изображение) Воспитатель демонстрирует способ создания панорамных деталей, и комментирует свои действия. Уточнить, как дети поняли показ и объяснение. Советует выбрать бумагу по своему желанию и начинать мастерить открытки с сюрпризом. В ходе работы воспитатель помогает детям советами, повторно показывает открытку с елочкой или дру гими панорамными деталями. В конце занятия дети показывают открытки друг другу, рассказывают, как они будут поздравлять родителей, бабушек и дедушек. |
Январь
Лепка из солёного теста (тестопластика) «Звонкие колокольчики» Материалы, инструменты, оборудование: солёное тесто, поворотный диск, стеки, колпачки фломастеров или авторучек для декоративных отпечатков; узкая тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10-15 см или ленточки. | Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику - учить лепить колокольчик из шара путём вдавливания и моделирования формы. Показать разные приёмы оформления лепных фигурок - выкладывание орнамента из бусин и пуговиц, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность. Предварительная работа. Рассматривание колокольчиков, обследование и описание формы, поиск аналогий по форме и названию (цветок колокольчик, юбка-колокол, сказочный шатёр царицы); освоение нового материала для лепки (подготовка солёного теста, экспериментирование и спонтанная лепка); совершенствование техники скульптурной лепки; беседа о предстоящем празднике, подготовка эскиза и плана оформления помещения к праздничным утренникам; выкладывание узоров из разных элементов. | Воспитатель просит детей подойти к столу, показывает большой ком солёного теста (снимает с него салфетку или кухонное полотенце) и предлагает потрогать, погладить, отщипнуть по кусочку размером с кулачок. Воспитатель спрашивает детей, что можно делать из теста, наше тесто необычное - солёное. Из него можно делать что-то несъедобное. Уточнить, обобщить ответы детей и предложить им слепить игрушки-колокольчики. Напомнить, что лепить лучше скульптурным способом - из одного куска. Показ техники лепки, комментировать свои действия. Дети лепят самостоятельно. Воспитатель помогает прикрепить петельки из нарядной тесьмы. Тем детям, которые быстро справились с заданием, воспитатель предлагает придумать узор и процарапать его стекой или зубочисткой. Можно выложить узор из пуговичек, бусин, бисера, семечек, горошин, фасоли и других семян, слегка вдавив их в сырое тесто. По окончании занятия дети выкладывают свои колокольчики для просушки. Рассматривают поделки друг друга, обмениваются впечатлениями. После занятия. Выставка колокольчиков из солёного теста. Загадывание и отгадывание загадок на зимнюю (новогоднюю) тематику. |
15
Аппликация с элементами рисования « Заснеженный дом» Материалы, инструменты, оборудование: цветная и белая мягкая бумага, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, клеёнки, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликативной композиции графическими средствами. | Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная). Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать ее изобразительно-выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции. | Чтение детям стихотворения Г. Лагздынь «Снегопад»: Показ детям незавершённой композиции «Домик на лесной опушке» и просить подумать, как можно показать (передать разными художественными средствами), что на этой картине был снегопад - долго-долго шёл белый пушистый снег. Показ способа изображения элементов приёмом обрывания и выщипывания бумажной формы с целью получения заснеженных комков, которые можно приклеить на крышу, стены, раму окошка или ставни. Подсказать ещё один оригинальный приём - модульная аппликация (или мозаика), с помощью которого весь домик можно составить из множества кусочков белой бумаги; в этом случае для фона нужно подобрать цветную бумагу яркого или, напротив, тёмного оттенка. Предложить детям выбрать материалы и создать свои «заснеженные» домики. В конце занятия оформляется экспресс-выставка «Заснеженные домики». Чтение детям стихотворения И. Сурикова «Зима» |
Сюжетная лепка «Зимние забавы» Оборудование: пластилин, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки. У воспитателя: поворотный диск, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением человека в разных позах (руки подняты вверх, опущены, на поясе, одна на поясе, другая вверху, туловище наклонено влево или вправо, ноги вместе, расставлены слегка или широко...). Композиционная основа для коллективной работы. учебные пособия, наглядность. Плакаты «Зима», «Зимние забавы», «Времена года», «Цветные пейзажи». | Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног). Анализировать особенности фигуры человека, соотносить части по величине и пропорциям. Учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах); создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ и передавать в лепке заданное движение. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Предварительная работа. Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях. Рассматривание иллюстраций, составление описательных и повествовательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин) на тему «Зимние забавы», «Что мы делали зимой». Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». | Чтение стихотворения А. Блока: «Ветхая избушка» Показ схем с изображением человечков в движении (идёт, бежит, прыгает, наклоняется, приседает) и предложить принять такие же позы. В ходе игры обратить внимание детей на положение рук и ног человечков, описать позу словами. Выделить основные формы передачи движения. Рассмотреть с детьми основу коллективной композиции, объяснить, что это «детская площадка», на которую сейчас «прибегут» вылепленные человечки. Посоветовать договориться о размере лепных фигурок, предложить воспользоваться условной меркой (например, указательный пальчик или карандаш). В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию. После занятия. В свободное время создать условия для составления детьми сюжетных рассказов из личного опыта. Загадывание и отгадывание загадок. |
Февраль
Рисование сюжетное с элементами аппликации «Весело качусь я под гору в сугроб.» Материалы, инструменты, оборудование. Бумага белого цвета или слаботонированная (альбомный формат), цветные и простые карандаши, пастель, восковые мелки; цветная бумага, клей или клеящие карандаши, салфетки матерчатые или бумажные, клеёнки. Воспитатель готовит заранее варианты композиционных основ (фонов) для показа детям на занятии: на листы бумаги разного формата, размера и цвета наклеивает кусочки белой мягкой бумаги (обрывной техникой), изображая заснеженную землю, горку, каток и пр. | Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.). Расширить возможности применения техники обрывной аппликации. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами). Предварительная работа. Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях. Рассматривание иллюстраций, составление описательных и повествовательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин) на тему «Зимние забавы», «Что мы делали зимой». | Чтение детям стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...»: Игра: «Снежки» (вспомнить зимние игры и занятия) Обобщить ответы детей и предложить нарисовать картины о том, чем дети любят заниматься зимой. Показ способа изображения горок, снега - способом обрывной аппликации. Определить последовательность работы, материал. Обговорить примерный сюжет картины (кто прибежит на каток, на горку? Что здесь будет происходить?) В конце занятия устраивается экспресс-выставка «Что мы делаем зимой». После занятия. В свободное время дети составляют по своим картинам сюжетные рассказы. |
Рисование с опорой на фотографию « Папин портрет» Материалы, инструменты, оборудование. Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников-портретистов; опорные рисунки для показа этапов, цветовая модель, демонстрирующая получение телесных оттенков разной светлоты (и насыщенности). | Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). Предварительная работа. Знакомство с портретом как жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников (Серова, Репина, Крамского и др.). Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения телесного цвета. Беседа «Наши папы и дедушки». Рассматривание семейных фотографий, принесённых в группу. | Чтение детям стихотворения Г.Р. Лагздынь «Мой папа военный»: Краткая беседа о том, где и кем работают наши папы, дяди, дедушки. какие они (храбрые, сильные, умелые) и предложить нарисовать портреты гуашевыми красками, чтобы к празднику мужчин оформить в детском саду выставку. Рассмотреть выставленные на доске или мольберте опорные рисунки, подсказывающие последовательность работы над портретом: 1) карандашный эскиз; 2) овал лица; 3) причёска; 4) разметка черт лица (точки или тонкие штрихи, намеченные карандашом); 5) глаза; 6) губы; 7) нос; 8) детали одежды и аксессуары (галстук). Предложить вместе подумать и обсудить последовательность работы. . На отдельной схеме показать детям пропорции лица и размещение глаз, носа, рта, ушей. Объяснить варианты изображения мужской причёски (вспомнить, какого цвета у папы глаза и волосы, чтобы подобрать нужный цвет или оттенок.) После занятия. Дети оформляют портреты пап, составляют устные поздравления, готовят выставку. Чтение стихотворений Г. Р. Лагздынь: «Я буду вертолётчиком» |
Лепка предметная «Наши любимые игрушки» Материалы, инструменты, оборудование. Мягкие игрушки, изображающие животных (собака, мишка, заяц, обезьяна, жираф и др.), пластилин или глина, клеёнки, салфетки матерчатые, поворотный диск для демонстрации поделок, стеки. Незавершённая модель (туловище в форме овала или яйца (овоида) и голова в форме шара) и отдельные детали (уши, лапки, хобот) для показа способа лепки на основе обобщённой формы. | Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу - отбирать нужное количество материала, определять способ лепки. Инициировать свободные высказывания детей на темы из личного опыта (описывать игрушки). Предварительная работа. Беседа о любимых игрушках. Составление описательных загадок с целью уточнения представлений о внешнем виде игрушек. | Дид. Игра: « Найди игрушку по описанию» Чтение детям отрывка из стихотворения С. Михалкова «Магазин игрушек» Выделить характерные особенности внешнего вида игрушек (форму, цвет и соотношение частей) Показ способа лепки выбранной игрушки. После занятия. Дети рассматривают лепные фигурки игрушек. Педагог предлагает «оживить» их - передать движение (будто игрушки танцуют, играют, разговаривают) и читает стихи о разных игрушках. Зайка, зайка, попляши! Посмеши нас, посмеши! Топай, топай лапками, Серенькими тапками! Вот так! Вот так! Пляшет заинька гопак! (Г. Лагздынь) Котик, котик, попляши! Да хвосточком помаши! Спрячь свои царапки В мягонькие лапки. (Г. Лагздынь) Кукла Катя пляшет. Катя ручкой машет. |
Рисование по представлению с опорой на фотографию «Милой мамочки портрет» Материалы, инструменты, оборудование. Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников-портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы. | Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). Предварительная работа. Рассматривание разных портретов на художественных открытках и репродукциях картин известных художников (Серова, Репина, Крамского и др.). Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения разных светлых оттенков (розовый, телесный). Беседа «Наши мамы и бабушки». Рассматривание семейных фотографий, принесённых в группу. Чтение рассказа Н. Носова «Самая красивая». | Чтение детям стихотворения В. Берестова «Праздник мам» Краткая беседа о том, где и кем работают наши мамы, бабушки, тёти; какие они (красивые, добрые, ласковые, умелые) и предлагает нарисовать портреты гуашевыми красками, чтобы к женскому празднику оформить в детском саду красивую выставку. Напомнить детям, как они рисовали портреты пап и дедушек; Повторно показать опорные рисунки, подсказывающие последовательность работы над портретом: 1) карандашный эскиз; 2) овал лица; 3) причёска, 4) разметка черт лица (точки или тонкие штрихи, намеченные карандашом); 5) глаза; 6) губы; 7) нос; 8) детали одежды и аксессуары (галстук). Предложить детям самим вспомнить и рассказать, как и в каком порядке будем рисовать, по ходу делая уточнения, связанные со спецификой женского портрета (более нежный цвет кожи, сложные и разнообразные причёски, красивые наряды и украшения). Продемонстрировать цвето вую модель и посоветовать поэкспериментировать с цве том в поисках нежных, ро зово-телесных оттенков разной светлоты. Объясняет варианты изображения женских причёсок, (вспомнить, какого цвета у мамы глаза и волосы, чтобы точно подобрать нужный цвет или оттенок.) Дети могут рассмотреть мамины фотографии и по своему желанию нарисовать потрет любого размера на белом или цветном фоне. По ходу занятия воспитатель читает детям стихотворение Г.Р. Лагздынь «Без мамы». |
20
Март
23
Апрель
Май
Аппликация (бумажная пластика) с элементами рисования «По морям, по волнам.» Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага, обрезки, фантики, мягкие бумажные салфетки белого или светло-голубого цвета для изображения рельефных волн, ножницы, клей или клеящие карандаши, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, цветные карандаши или фломастеры для оформления аппликации графическими средствами. Фон для создания аппликативных композиций с корабликами. Материал для рассматривания: репродукции, художественные открытки или календари с изображением кораблей в море. Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакат «Морская азбука». Комплект карточек с изображениями морских обитателей. Книга «Пластилиновый остров» (автор И.А.Лыкова). | Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы силуэтной и рельефной аппликации. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации: 1) построение аппликативной композиции на протонированном фоне; 2) оформление аппликации графическими средствами. Развивать композиционные умения (размещать кораблики «в море» по всему листу бумаги). Предварительная работа. Беседа о водном транспорте с опорой на наглядность (открытки, фотографии, дидактические пособия). Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие». Выкладывание корабликов из геометрических фигур и деталей конструктора. Экспериментирование с парусами из бумаги и ткани: надувание с помощью насоса или пылесоса. | Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». Рассматривание репродукций или открыток с изображением кораблей в море. Во время пояснения продемонстрировать на магнитной разные виды трапеций - кормы корабликов. Показ способа приклеивания паруса; изменить форму паруса в плоскостной аппликации - сделать полукруглый или полуовальный вырез с той стороны, в которую плывёт кораблик. Предложить выбрать материалы для работы (цветную бумагу, обрезки, фантики) Тем детям, которые быстро справляются с заданием посоветовать сделать рельефные волны из мягких бумажных салфеток и дорисовать на корабликах моряков, а в море морских животных. В конце занятия проводится экспресс- выставка. После занятия. В свободное время предложить детям создать общую панораму «По морям, по волнам», объединив несколько индивидуальных работ. В самостоятельной художественной деятельности дети также завершают оформление аппликативных композиций графическими средствами. |
Лепка декоративная из цветного соленого теста «Весенний ковер» Материалы, инструменты, оборудование: соленое тесто, стеки, салфетки, квадраты из цветного картона – основа композиции. Материал для рассматривания: репродукции, иллюстрации. Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты «Весна», «Времена года», «Цветные пейзажи». | Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналоги между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику и синхронизировать движение обеих рук. Предварительная работа: рассматривание ковриков и ковров. Беседа о сказочных коврах. | Предложить рассмотреть ковер, ощупать. Рассказ и беседа о изготовлении ковров и искусстве ковроделия. Предложить сплести коврик. Показать технику плетения и украшение коврика после плетения. Оформление выставки для родителей. |
Рисование – экспериментирование «Зеленый май» Материалы, инструменты, оборудование: краски гуашевые и акварельные, палитра, кисти разных размеров, щетки зубные, тампоны ватные, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, банки, стаканы с водой. Материал для рассматривания: репродукции, иллюстрации с изображением весенней природы. Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты. | Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Предварительная работа: экспериментирование с цветом (получение светлых оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне) | Чтение стихов о весне. Чтение эпизода про мальчика, который хотел стать художником. Игра цветом, придумывание картины. Сравнение цветов с какими-либо предметами, явлениями. Самостоятельная экспериментальная деятельность детей с красками. |
29
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение:
- Наглядные пособия (поделки, таблицы, иллюстрации, карты-схемы)
- Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, краски, альбомы, кисточки, линейки, пластилин, тесто, поролон.
Формы и методы обучения
Занятия проводятся в форме:
- развивающих игр;
- занятий-игр;
- проведения выставок;
- праздничного оформления помещений;
- участия в конкурсах.
Формы деятельности:
- групповые;
- индивидуально-групповые.
Методы деятельности:
- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, показ образцов работ);
- репродуктивные (самостоятельные работы, конкурсы).
30
Список используемой литературы
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
2. Лыкова И.А. Мастерилка. Я делаю аппликации.- М.: Мир книги «Карапуз».
3. Лыкова И.А. Мастерилка. Я леплю из пластилина.- М.: Мир книги «Карапуз».
4. Лыкова И.А. Мастерилка. Я собираю гербарий.- М.: Мир книги «Карапуз».
5. Лыкова И.А. Мастерилка. Я будущий скульптор.- М.: Мир книги «Карапуз».
6. Лыкова И.А. Мастерилка. Натюрморт круглый год.- М.: Мир книги «Карапуз».
31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлая ритмика» (для детей шестого года жизни)
программа по допобразованию...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию кружок лепки "Умелые ладошки"
Кружок «Умелые ладошки» - лепим из пластилина, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образователь...
Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию для детей среднего возраста "Умелые ручки"
Цель программы: воспитывать у детей интерес и любовь к ручному труду, вовлекать детей в активную творческую деятельность...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....