Проект "Хозяйка Медной горы"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
«В гостях у Хозяйки Медной горы»
Обобщить знания детей о произведениях П.П.Бажова. Продолжать знакомить с красотой и богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к родному краю, желание узнать о нём больше, любовь к людям, воспевающим Урал.
Цель проекта: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта «В гостях у Хозяйки Медной Горы». Знакомство детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
Задачи:
Обучающий компонент:
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Учить детей классифицировать камни: драгоценные камни, полезные ископаемые, исторические и археологические памятники.
- Обогащать словарный запас дошкольников
Развивающий компонент:
- Способствовать расширению кругозора детей, развитию эстетического вкуса,
- Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
- Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
Воспитывающий компонент:
- Формировать нравственно - патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно – историческое наследие,
- развивать любознательность, интерес,
- воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hozyka_mednoy_gory2.odt | 888.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад № 112
В гостях у Хозяйки Медной горы
Подготовительная №2
Воспитатели: Куклева Е.Н.
Джуманиязова Г.Х.
«В гостях у Хозяйки Медной горы»
Оглавление
1задание . Продолжи пословицу 4
Задание 2: Назовите полезные ископаемые 5
Задание 3: В гостях у Бажова. 5
Задание 4: Отгадайте загадки по сказам Бажова. 6
Задание 1: Какой самый знаменитый уральский камень? 7
- Программное содержание:
Обобщить знания детей о произведениях П.П.Бажова. Продолжать знакомить с красотой и богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к родному краю, желание узнать о нём больше, любовь к людям, воспевающим Урал.
Цель проекта: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта «В гостях у Хозяйки Медной Горы». Знакомство детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
Задачи:
Обучающий компонент:
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Учить детей классифицировать камни: драгоценные камни, полезные ископаемые, исторические и археологические памятники.
- Обогащать словарный запас дошкольников
Развивающий компонент:
- Способствовать расширению кругозора детей, развитию эстетического вкуса,
- Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
- Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
Воспитывающий компонент:
- Формировать нравственно - патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно – историческое наследие,
- развивать любознательность, интерес,
- воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Методы проекта:
- Словесные: познавательные беседы (вводные, эвристические); чтение энциклопедий, художественной литературы: сказки, легенды; рассказывания детей (пересказы сказок, былин, из личного опыта поездки с родителями, рассказывание о предмете).
- Наглядные: демонстрация наглядных пособий: презентаций, диафильмов, слайды репродукций картин хакасских художников, фотографий, видеозаписей;
- Практические: моделирование, экспериментирование, коллекционирование.
- Игровые: дидактические игры, игры малой подвижности, социо-игровые.
- Исследовательские: наблюдение за неживой природой; поисковая деятельность, обследование с использованием лупы, сравнение предметов, рефлексивные (подведение итогов, анализ).
Тип проекта: информационно–исследовательский.
Участники: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Сроки реализации: октябрь - декабрь
Ожидаемый результат:
- высокая познавательная активность ребенка;
- знаком с полезными ископаемыми Урала, знает их свойства, особенности, значение и применение человеком.
- обогащение словарного запаса;
- проявление интереса к литературному творчеству: сочинению стихов, рассказов, сказок;
- проявление чувства бережного обращения к неживой природе.
- сформировано умение искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно.
- повышение степени участия родителей в жизни группы;
- Занятие:
Ребята, вы любите путешествовать? (Да).
Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по Южному Уралу в гости к самой Хозяйке Медной горы. Согласны? (Да).
Сегодня, когда я пришла на работу, то на столе я нашла вот что. (Показываю письмо). Послушайте, что написано в этом письме.
«Здравствуйте ребята, я узнала, что вы собираетесь ко мне в гости, посмотреть мои сокровища. Но попасть ко мне не просто. Вы должны пройти сложный путь и ответить на все мои вопросы. За каждое правильно выполненное задание вы получите по камню самоцветному. В помощь вам - карта. Путь ваш будет лежать через ваш родной край, побываете в гостях у Павла Петровича Бажова, посетите музей в городе Касли, рассмотрите мои камни самоцветные, а там и до меня рукой подать. Хозяйка Медной горы».
Ну что ребята отправимся в путешествие? (Да).
Чтобы у нас все получилось, мы с вами должны встать в круг и сказать волшебные слова.
"Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся"
Когда ладошки наши касаются, душа с душою встречаются,
И сердце добром наполняется – так красота на земле рождается.
Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Россия). Правильно, у нашей страны удивительное, красивое, звучное имя — Россия!
В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенная природа, красивые города, удивительные люди.
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите, ребята, на карту. Вот как много места занимает наша страна.Россия — наша Родина. В народе говорят: «Русский человек — без Родины не живет». Родина — это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.
- 1задание .
Продолжи пословицу
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
За морем теплее, а на родине светлее.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Где кто родится, там и пригодится.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.
Родина краше солнца, дороже золота.
Молодцы, знаете пословицы.
А сейчас мы расскажем стихотворение о нашей Родине:
- Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное! - Слышишь песенку ручья,
Это Родина моя!
Детский сад, мои друзья -
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я
Это - Родина моя! - Страна малахита
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
Наш край очень красивый в любое время года (Обратить внимание детей на фотографии природы Урала). Красоту нашего края воспели в своих стихах многие поэты.
- Честь человеку, что любит свой край
Если живёшь на Урале,
Летом, зимой ли-его познавай!
Ясны и пасмурны дали... - Больше ходи по зелёным лесам.
Издавна здесь узнавали
Новости птичьи по их голосам…
Сколько секретов откроешь-не счесть!
Краю родному уральскому-честь!
Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи (попутно спросить у детей кто это такие) нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров.(Показать Уральские горы) В этих старых горах скопились залежи полезных ископаемых, которые нужны человеку.
- Задание 2: Назовите полезные ископаемые
(уголь и железная руда, медь и никель, хром и асбест, золото и знаменитые уральские самоцветы).
- Задание 3: В гостях у Бажова.
А кто был самым знаменитым сказителем на Урале?
Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов.
А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. Кто помнит, что такое сказ? Правильно. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).
П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.
- Задание 4: Отгадайте загадки по сказам Бажова.
- Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Муренка,
И смотрит на них из окошка …….Даренка - Змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная». Кто это?
- Как кукленка, девочка
Спляшет вам с припевочкой. Появляется в огне.
Как зовут? Скажи-ка мне. Огневушка – поскакушка. - У большого камня женщина какая-то сидит: коса сизо- чёрная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце ленты, не то красные, не то зелёные, сквозь косу просвечивают и позванивают будто листовая медь. А одежда у ней такая, что другой на свете не найдёшь. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить. И вокруг неё ящерок видимо- невидимо». Кто это?
- Только этот мастер смог Сделать каменный цветок
- Малахитовая шкатулка: "Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила… "
Молодцы и с этим заданием справились.
- Красота самоцветов.
– А кто знает, что такое самоцветы? Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни.Самоцветы добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др.
- Задание 1: Какой самый знаменитый уральский камень?
Самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. А кто скажет, для чего человек использует самоцветы? Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин. (показ украшений).
Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд.
Одну из них, я хочу вам рассказать. Этот камень называется кварц - «волосатик». Если посмотреть на свет, то мы увидим волосы внутри камня. По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные локоны, превратила лед в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры.Красивая легенда? Почти про каждый камень создана легенда. Так люди пытались объяснить появление камней.
Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например:
Если голос звонкий, говорили как? Серебряный голос.
Если глаза голубые? Бирюзовые глаза.
Если человек сильный? То у него стальные мышцы.
Ну, а если характер хороший? Золотой характер.
А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?
Сердце (что значит – сердце золотое?), доброе, чуткое, внимательное….Руки (что значит – руки золотые?)
Ребята, сегодня мы закрепили знания о нашем родном крае. Повторили сказы П. П. Бажова. А что вам запомнилось и понравилось больше всего?
Мы обязательно будем узнавать всё больше и больше, но сейчас нам уже пора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Название Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип Исследовательско – игровой.По содержанию: естественно – научный.По времени проведения: долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...
Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»
РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...
Конспект прогулки к "Хозяйке медной горы"
Познавательный материал для детей во время прогулки....
Педагогический проект " В гостях у Хозяйки Медной горы"
Проблема нравственно- патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране богатом полезны...
Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"
Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....
Сценарий новогднего праздника для детей 6-7 лет "Малахитовая елочка, или Дед Мороз в гостях у Хозяйки медной горы"
Сценарий создан по мотивам сказки П.Бажова. Необычное оформление, сюжет, игры, сюрпризный момент оставят в памяти у детей и родителей приятные воспоминания о празднике....
Паспорт проектной деятельности в старшей группе "В гостях у хозяйки медной горы"
Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране богатом полезными ис...