«Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста путем использования нетрадиционных техник: тестопластика и бумагопластика»
материал по аппликации, лепке
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 42.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» г.Зернограда
«Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста путем использования нетрадиционных техник:
тестопластика и бумагопластика»
Антонова А.А.
(Воспитатель)
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, рисунка, фантазии и творчества».
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.
Творчество играет огромную роль в жизни человека, тем более оно играет большую роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Детям с ОВЗ легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.
Развивая в ДОУ, творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существования в нем.
В работе с детьми ОВЗ для развития творческих способностей на кружке «Талантливые пальчики» меня заинтересовали нетрадиционные техники: бумагопластика и тестопластика
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, это один из видов художественного конструирования- это эффективный способ развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса, внимания, мышления, усидчивости и аккуратности. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики рук, находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми ОВЗ.
Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Цель программы
Развитие художественных и творческих способностей дошкольников с ОВЗ, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Задачи программы
Обучающие:
– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать речь;
– расширять словарный запас;
– расширять кругозор;
– развивать наблюдательность;
– развивать эстетический вкус;
– развивать образное и логическое мышление;
– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
– развивать координацию движения рук;
– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный; приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Социальные:
– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Принципы построения программы
- От простого к сложному.
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- Научность и доступность.
- Системность знаний.
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
Технологии
- игровое обучение;
- принцип индивидуального подхода.
Методы
- наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
- практический
Ожидаемые результаты обучения по тестопластике
Средняя группа:
- скатывание прямыми движениями;
- скатывание круговыми движениями;
- расплющивание;
- соединение в виде кольца;
- защипывание края формы;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции.
Старшая группа:
- оттягивание части от основной формы;
- сглаживание поверхности формы;
- присоединение части;
- прижимание;
- примазывание;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки;
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- лепка из целого куска;
- сглаживание поверхности формы;
- устойчивость изделия; выразительность образа;
- динамика движения;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции.
Подготовительная группа:
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- динамика движения;
- выразительность образа;
- лепка скульптуры из 2-3 предметов;
- поза;
- пропорции;
- разные способы лепки;
- сплющивание;
- защипывание, соединение краев теста;
- роспись; налепы;
- углубленный рельеф;
- использование стеки.
- оттягивание;
- сглаживание;
- вдавливание;
- прижимание;
- примазывание;
- раскатывание;
- мелкие налепы;
- устойчивость;
- рельеф;
- роспись;
- использование стеки.
Средства
Соленое тесто, стеки, доски, кисти, краска гуашь, шаблоны.
Программа по тестопластике рассчитана на три года обучения. Количество детей в кружке 16 человек. Работа в кружке проводятся один раз в неделю по средам, продолжительностью:
- средняя группа-20 мин.
- старшая группа – 25 мин.
- подготовительная группа – до 30 мин.
Вся работа кружка строится в три этапа:
- организационный – подготовительный (изучение литературы диагностика способностей детей);
- основной (организация работы с детьми через работу кружка, оформление выставок детских работ, участие в конкурсах, взаимодействие с родителями и педагогами);
- заключительный (диагностирование детей, презентация результатов работы на родительском собрании)
Список детей кружка «Талантливые пальчики»
- Адылин Никита
- Дмитриченков Андрей
- Дорохова Ксения
- Медведева Женя
- Миниегалеев Саша
- Пашин Дима
- Перков Леша
- Подлеснова Лера
- Подоляк Максим
10.Рудакова Саша
- Руденко Владислав
12.Рябущенко Вероника
13.Сенченков Сережа
14.Толстикова Соня
15.Чернякова Диана
16.Чернякова Снежана
Время проведения занятий кружка
Среда
Перспективный план по тестопластике в средней группе
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Король Соленое Тесто приглашает друзей» (вводное занятие) | Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. |
«Гусеничка» | Формировать способность лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. | |
Раскрашивание красками «Гусенички» | Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат задуманной работы. | |
Октябрь | «Сердечко для мамочки» | Учить работать с помощью трафарета; Учить украшать сердечко дополнительными деталями. Развивать восприятие цвета, формы, величины, глазомер и мелкую моторику. Воспитывать любовь и добрые чувства к близкому человеку маме. |
Раскрашивание красками «Сердечко для мамочки» | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними | |
Гирлянда «Осень» | Создать условия для самостоятельной деятельности детей. Воспитывать желание доводить задуманное до конца, пользуясь изученными приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания; развивать воображение и творчество | |
Раскрашивание гирлянда «Осень» | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. | |
Ноябрь | «Корзинка с грибами» | Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. |
Раскрашивание «Корзинка с грибами» | Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. | |
Декабрь | «Снеговик» | Развивать самостоятельность при использовании конструктивного способа лепки, при планировании своей работы: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленных фигурок дополнительными материалами. Развивать глазомер. |
«Новогодняя ёлочка» | Продолжать знакомить со способом лепки из конуса. Поощрять самостоятельность при выборе приема лепки - для передачи колких иголочек. Развивать чувство пропорций, композиции. | |
Январь | Коллективная работа «Снегирь на ветке» | Познакомить детей с комбинированным способом лепки птиц: туловище и голова – пластическим способом, хвост и крылья – конструктивным. Направить детей на самостоятельный поиск способов передачи движения. Воспитывать желание помогать зимующим птицам в холодное время года. |
Февраль | «День Валентина» | Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус. |
Раскрашивание открытки | Упражнять в способах работы с акварельными красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | |
Март | Подарок для мамочки «8Марта» | Учить лепить цифру 8 из соленого теста. |
Раскрашивание поделки «8 Марта» | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета | |
Апрель | Панно «Солнышко» | Формировать интерес к лепке из соленого теста; |
Раскрашивание панно «Солнышко» | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета | |
Май | Рельефная лепка «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» | Совершенствование техники -рельефная лепка, передача пластики и колорита морских волн. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. |
Раскрашивание «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» | Поощрять самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать умение точно передавать задуманную идею. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. |
Перспективный план по тестопластике в старшей группе
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Фрукты» | Вспомнить этапы технологии изготовления изделий из солёного теста. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Развивать эстетическое восприятие. |
Раскрашивание «Фрукты» | Раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. | |
Октябрь | Поделка «Подкова» | Закреплять умения работать с трафаретом; развивать воображение, фантазию ребёнка, мелкую моторику, аккуратность, эстетический вкус |
Раскрашивание «Подкова» | Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, видеть конечный результат задуманной работы | |
Ноябрь | Панно «Ёжик» | Воспитывать любовь к окружающему, видеть прекрасное во всем многообразии. Развивать способность к тонкому восприятию формы, текстуры. Развивать творческое воображение. |
Раскрашивание панно «Ёжик» | Раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам | |
Декабрь | Дед Мороз и Снегурочка у новогодней ёлки. | Продолжить учить детей лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубке). Учить самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза и Снегурочки. Учить располагать фигурки вертикально, предавая им устойчивость. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. |
Январь | «Снеговик» | Знакомить детей со способом изготовления объёмной поделки: обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать худож.- творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом. |
Раскрашивание «Снеговик» | Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Видеть конечный результат задуманной работы. | |
Февраль | «Кружка для папы» | Развивать самостоятельность: лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. |
Раскрашивание «Кружка для папы» | Раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку | |
Март | «Рамка для фото» | Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, аккуратность; формировать потребность в саморазвитии. Формировать у них желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом |
Раскрашивание «Рамка для фото» | Самостоятельно подбирать цвет, самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета. | |
Апрель | «Весенние цветы» | Продолжать осваивать технику барельефной лепки; развивать способность видеть красоту в привычных предметах; развивать художественный вкус, творчество, фантазию, воображение, самостоятельность. |
Раскрашивание «Весенние цветы» | Раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Оформлять работу. | |
Май | «Путешествие в лес» | Совершенствовать способность детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста. Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса. Вызвать интерес к творчеству. |
Раскрашивание «Путешествие в лес» | Инициировать поиск средств художественно-образной выразительности. Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать интерес к природе. |
Перспективный план по тестопластике в подготовительной группе
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Собираем урожай. Фрукты, овощи. | Раскатывать лепешки, с помощью стеки делать прожилки. Расширять и углублять представление детей об овощах и фруктах. Развивать воображение. |
Натюрморт в корзине. | Закрепить прием раскатывания лепешки. Показать способ плетения из двух длинных жгутов. Поощрять инициативу пользоваться стеками для нанесения рисунка на готовые формы. | |
Октябрь | Именинный торт | Формировать у детей желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом. Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Формировать потребность в саморазвитии: составлять торт из нескольких «коржей», пользоваться готовыми шаблонами для украшения торта. |
Именинный торт | Воспитывать аккуратность в работе. Расписывать готовые изделия гуашью. | |
Ноябрь | Любимые игрушки. | Продолжать знакомить детей с приемом лепки объёмных поделок. Учить пользоваться зубочистками для скрепления деталей, соблюдать пропорции при лепке любимых игрушек. Развивать художественный вкус. |
Картины на стену. | Из соленого теста выходят замечательные картины. Делаем основу желаемой формы, продумываем и готовим крепеж. Развивать опыт в творческом поиске новых решений в создании композиции. | |
Декабрь | Елочные украшения. | Создать условия для творческой самостоятельности. Поощрять желание делать поделку, пользуясь готовыми шаблонами, самостоятельно придумывать дизайн. |
Елочные украшения. | Раскрашивать изделия после просушки. Развитие творческой инициативы в смешивании красок, для получения нужного оттенка. Развивать связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы. | |
Январь | В гостях у сказки панно «Колобок» | Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Развивать творческое воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию |
Угощение к Рождеству. | Развивать умение плести косичку из теста; закрепить навык наносить узор с помощью стеки, Развивать воображение, согласованность в работе глаза и руки. | |
Февраль | Зимняя картина. | Закрепить особенности лепки. Развивать стремление соблюдать последовательность соединения деталей, разные приемы лепки. Формировать представления об основах техники безопасности. |
Март | Шкатулка для мамы | Продолжать формировать желание делать красивые предметы в подарок близким людям. Воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий; |
Голубая гжель. | Познакомить детей с гжельской росписью, как видом народного декоративно – прикладного искусства, имеющим свою образную выразительность. Воспитывать интерес к народному искусству. | |
Апрель | «Подставка для пасхальных яиц» | освоить технологию изготовления пасхальной подставки из солёного теста; развивать усидчивость, аккуратность; побуждать желание сделать подарок своими руками к празднику Светлой Пасхи. |
Май | Картина из соленого теста «За победу!» | Изготовить поделки в честь праздника победы в Великой Отечественной Войне. Закрепить приёмами работы с тестом, развитие творческих способностей, воспитание патриотических чувств и уважения к ветеранам ВОВ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликацияЗадачи:- Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев ру...
План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»...
Перспективный план по самообразованию на 2018-2019гг. Тема: «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
laquo;Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.»...
План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
Актуальность выбранной темыОбучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не боять...
Буклет «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста путем использования нетрадиционных техник: тестопластика и бумагопластика»
Творчество играет огромную роль в жизни человека, тем более оно играет большую роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощ...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по теме :: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по теме :: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материало...
Буклет "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста путем использования нетрадиционных техник: тестопластика и бумагопластика»
Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, рисунка, фантазии и творчества»В. А. Сухомлинский Творчество играет огромную роль в жизни человека, тем более оно играет большую роль в жи...