«Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста путем использования нетрадиционных техник: тестопластика и бумагопластика»
материал по аппликации, лепке

Антонова Анастасия Анатольевна

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.  Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» г.Зернограда

        

«Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста путем использования нетрадиционных техник:

 тестопластика и бумагопластика»

Антонова А.А.

(Воспитатель)

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, рисунка, фантазии и творчества».

В. А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.  Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.

Творчество играет огромную роль в жизни человека, тем более оно играет большую роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты.  Детям с ОВЗ легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.

Развивая в ДОУ, творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

В работе с детьми ОВЗ  для развития творческих способностей на кружке «Талантливые пальчики» меня заинтересовали  нетрадиционные техники: бумагопластика и тестопластика

Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, это один из видов художественного конструирования-  это эффективный способ развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса, внимания, мышления, усидчивости и аккуратности.  Учеными доказано, что развитие мелкой моторики рук, находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми ОВЗ.

Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Цель программы

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников с ОВЗ, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.

Задачи программы

Обучающие:

– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать речь;

– расширять словарный запас;

– расширять кругозор;

– развивать наблюдательность;

– развивать эстетический вкус;

– развивать образное и логическое мышление;

– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Технические:

– развивать координацию движения рук;

– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный; приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.

Социальные:

– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Принципы построения программы

  1. От простого к сложному.
  2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  3. Научность и доступность.
  4. Системность знаний.
  5. Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  6. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  7. Активность и самостоятельность.

Технологии

  • игровое обучение;
  • принцип индивидуального подхода.

Методы

  • наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
  • практический

Ожидаемые результаты обучения по тестопластике

Средняя  группа:

  • скатывание  прямыми  движениями;
  • скатывание  круговыми  движениями;
  • расплющивание;
  • соединение  в  виде  кольца;
  • защипывание  края  формы;
  • лепка из  нескольких  частей;
  • пропорции.

Старшая    группа:

  • оттягивание  части  от  основной  формы;
  • сглаживание  поверхности  формы;
  • присоединение  части;
  • прижимание;
  • примазывание;
  • вдавливание  для получения  полой  формы;
  • использование  стеки;
  • лепка  с  натуры;
  •  лепка  по  представлению;
  •  лепка  из  целого  куска;
  •  сглаживание  поверхности  формы;
  •  устойчивость  изделия; выразительность  образа;
  •  динамика  движения;
  •  лепка  из  нескольких  частей;
  •  пропорции.

Подготовительная  группа:

  • лепка  с  натуры;
  • лепка  по  представлению;
  • динамика  движения;
  •  выразительность  образа;
  •  лепка  скульптуры  из  2-3  предметов;
  • поза;
  • пропорции;
  •  разные  способы  лепки;
  •  сплющивание;
  •  защипывание,  соединение  краев  теста;
  •  роспись; налепы;
  •  углубленный  рельеф;
  •  использование  стеки.
  •  оттягивание;  
  •  сглаживание;
  •  вдавливание;
  •  прижимание;
  • примазывание;
  • раскатывание;
  • мелкие  налепы;
  •  устойчивость;
  • рельеф;
  •  роспись;
  •  использование  стеки.

Средства

Соленое  тесто, стеки,   доски,  кисти,  краска  гуашь,  шаблоны.

Программа по тестопластике рассчитана на три года обучения. Количество детей  в кружке  16 человек. Работа  в кружке   проводятся один  раз  в неделю по средам, продолжительностью:

  • средняя группа-20 мин.
  • старшая группа  –  25  мин.
  •  подготовительная группа  –  до 30 мин.

Вся работа кружка строится в  три  этапа:

  1. организационный – подготовительный (изучение  литературы  диагностика способностей детей);
  2.  основной  (организация работы с  детьми  через  работу  кружка, оформление  выставок  детских  работ, участие в конкурсах,  взаимодействие с   родителями и  педагогами);
  3. заключительный  (диагностирование детей,  презентация результатов работы на  родительском  собрании)

Список детей кружка «Талантливые пальчики»

  1.   Адылин Никита                         
  2. Дмитриченков Андрей                 
  3. Дорохова Ксения                        
  4. Медведева Женя                        
  5. Миниегалеев Саша                        
  6. Пашин Дима                                
  7. Перков  Леша                                
  8. Подлеснова Лера                        
  9. Подоляк Максим                        

10.Рудакова Саша                        

  1. Руденко Владислав                        

12.Рябущенко Вероника                

13.Сенченков Сережа                        

14.Толстикова Соня                        

15.Чернякова Диана                        

     16.Чернякова Снежана        

Время проведения занятий  кружка

Среда

Перспективный план по тестопластике в средней группе

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Король Соленое Тесто приглашает друзей» (вводное занятие)

Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

«Гусеничка»

Формировать способность лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Раскрашивание красками «Гусенички»

Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат задуманной работы.

Октябрь

«Сердечко для мамочки»

Учить работать с помощью трафарета; Учить украшать сердечко дополнительными деталями. Развивать восприятие цвета, формы, величины, глазомер и мелкую моторику.

Воспитывать любовь и добрые чувства к близкому человеку маме.

Раскрашивание красками «Сердечко для мамочки»

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними

Гирлянда «Осень»

Создать условия для самостоятельной деятельности детей. Воспитывать желание доводить задуманное до конца, пользуясь изученными приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания; развивать воображение и творчество

Раскрашивание гирлянда «Осень»

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

Ноябрь

«Корзинка с грибами»

Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук.

Раскрашивание «Корзинка с грибами»

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

Декабрь

«Снеговик»

Развивать самостоятельность при использовании конструктивного способа лепки, при планировании своей работы: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленных фигурок дополнительными материалами. Развивать глазомер.

«Новогодняя ёлочка»

Продолжать знакомить со способом лепки из конуса. Поощрять самостоятельность при выборе приема лепки - для передачи колких иголочек. Развивать чувство пропорций, композиции.

Январь

Коллективная работа «Снегирь на ветке»

Познакомить детей с комбинированным способом лепки птиц: туловище и голова – пластическим способом, хвост и крылья – конструктивным. Направить детей на самостоятельный поиск способов передачи движения. Воспитывать желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Февраль

«День Валентина»

Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус.

Раскрашивание открытки

Упражнять в способах работы с акварельными красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Март

Подарок для мамочки «8Марта»

Учить лепить цифру 8 из соленого теста.

Раскрашивание поделки «8 Марта»

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета

Апрель

 Панно «Солнышко»

Формировать интерес к лепке из соленого теста;
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать творческие способности, воображение, фантазию;
Развивать художественный вкус и эстетические чувства;
Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе;

Раскрашивание панно «Солнышко»

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета

Май

Рельефная лепка «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Совершенствование техники -рельефная лепка, передача пластики и колорита морских волн. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Раскрашивание «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Поощрять самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать умение точно передавать задуманную идею. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой.

Перспективный план по тестопластике в старшей группе

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

«Фрукты»

Вспомнить этапы технологии изготовления изделий из солёного теста. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Развивать эстетическое восприятие.

Раскрашивание «Фрукты»

Раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Октябрь

Поделка «Подкова»

Закреплять умения работать с трафаретом; развивать воображение, фантазию ребёнка, мелкую моторику, аккуратность, эстетический вкус

Раскрашивание «Подкова»

Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, видеть конечный результат задуманной работы

Ноябрь

Панно «Ёжик»

Воспитывать любовь к окружающему, видеть прекрасное во всем многообразии. Развивать способность к тонкому восприятию формы, текстуры. Развивать творческое воображение.

Раскрашивание  панно «Ёжик»

Раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам

Декабрь

Дед Мороз и Снегурочка у новогодней ёлки.

Продолжить учить детей лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубке). Учить самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза и Снегурочки. Учить располагать фигурки вертикально, предавая им устойчивость. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.

Январь

«Снеговик»

Знакомить детей со способом изготовления объёмной поделки: обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать худож.- творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

Раскрашивание «Снеговик»

Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Видеть конечный результат задуманной работы.

Февраль

«Кружка для папы»

Развивать самостоятельность: лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

Раскрашивание «Кружка для папы»

Раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку

Март

«Рамка для фото»

Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, аккуратность; формировать потребность в саморазвитии. Формировать у них желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом

Раскрашивание «Рамка для фото»

Самостоятельно подбирать цвет, самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета.

Апрель

«Весенние цветы»

Продолжать осваивать технику барельефной лепки; развивать способность видеть красоту в привычных предметах; развивать художественный вкус, творчество, фантазию, воображение, самостоятельность.

Раскрашивание «Весенние цветы»

Раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Оформлять работу.

Май

«Путешествие в лес»

Совершенствовать способность детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста. Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса. Вызвать интерес к творчеству.

Раскрашивание «Путешествие в лес»

Инициировать поиск средств художественно-образной выразительности. Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать интерес к природе.

Перспективный план по тестопластике в подготовительной группе

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Собираем урожай. Фрукты, овощи.

Раскатывать лепешки, с помощью стеки делать прожилки. Расширять и углублять представление детей об овощах и фруктах. Развивать воображение.

Натюрморт в корзине.

Закрепить прием раскатывания лепешки. Показать способ плетения из двух длинных жгутов. Поощрять инициативу пользоваться стеками для нанесения рисунка на готовые формы.

Октябрь

Именинный торт

Формировать у детей желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом. Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Формировать потребность в саморазвитии: составлять торт из нескольких «коржей», пользоваться готовыми шаблонами для украшения торта.

Именинный торт

Воспитывать аккуратность в работе. Расписывать готовые изделия гуашью.

Ноябрь

Любимые игрушки.

Продолжать знакомить детей с приемом лепки объёмных поделок. Учить пользоваться зубочистками для скрепления деталей, соблюдать пропорции при лепке любимых игрушек. Развивать художественный вкус.

Картины на стену.

Из соленого теста выходят замечательные картины. Делаем основу желаемой формы, продумываем и готовим крепеж. Развивать опыт в творческом поиске новых решений в создании композиции.

Декабрь

Елочные украшения.

Создать условия для творческой самостоятельности. Поощрять желание делать поделку, пользуясь готовыми шаблонами, самостоятельно придумывать дизайн.

Елочные украшения.

Раскрашивать изделия после просушки. Развитие творческой инициативы в смешивании красок, для получения нужного оттенка. Развивать связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы.

Январь

В гостях у сказки панно «Колобок»

Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Развивать творческое воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию

Угощение к Рождеству.

Развивать умение плести косичку из теста; закрепить навык наносить узор с помощью стеки, Развивать воображение, согласованность в работе глаза и руки.

Февраль

Зимняя картина.

Закрепить особенности лепки. Развивать стремление соблюдать последовательность соединения деталей, разные приемы лепки. Формировать представления об основах техники безопасности.

Март

Шкатулка  для мамы

Продолжать формировать желание делать красивые предметы в подарок близким людям.  Воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий;

Голубая гжель.

Познакомить детей с гжельской росписью, как видом народного декоративно – прикладного искусства, имеющим свою образную выразительность. Воспитывать интерес к народному искусству.

Апрель

«Подставка для пасхальных яиц»

освоить технологию изготовления пасхальной подставки из солёного теста; развивать усидчивость, аккуратность; побуждать желание сделать подарок своими руками к празднику Светлой Пасхи.

Май

Картина из соленого теста «За победу!»

Изготовить  поделки в честь праздника победы в Великой Отечественной Войне. Закрепить приёмами работы с тестом, развитие творческих способностей, воспитание патриотических чувств и уважения к ветеранам ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликацияЗадачи:- Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев ру...

План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»...

План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

Актуальность выбранной темыОбучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не боять...

Буклет «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста путем использования нетрадиционных техник: тестопластика и бумагопластика»

Творчество играет огромную роль в жизни человека, тем более оно играет большую роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по теме :: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по теме :: «Развитие творческих способностей у детей  через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материало...

Буклет "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста путем использования нетрадиционных техник: тестопластика и бумагопластика»

Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, рисунка, фантазии и творчества»В. А. Сухомлинский Творчество играет огромную роль в жизни человека, тем более оно играет большую роль в жи...