Конспект ООД на тему «Святая Троица» в средней группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Конспект организационной образовательной деятельности
по духовно-нравственному развитию детей средней группы (4 – 5 лет)
Тема «Святая Троица»
Разработала: Маттис Татьяна Юрьевна
ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП) «Православный детский сад имени Серафима Саровского
г. Дзержинска»
Пояснительная записка.
Цели: формирование у детей средней группы духовно-нравственных ценностей на основе традиций Русской Православной Церкви.
Задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о Боге; формировать у детей представления о триединстве Бога;
- познакомить детей с иконой Андрея Рублева «Троица»; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию изображения; раскрыть в доступной форме духовную ценность изображаемого для православных христиан;
- познакомить детей с православным праздником «День Святой Троицы», приобщать к традициям Русской Православной Церкви;
- развивать и закреплять желание детей жить в соответствии с православными традициями;
- воспитывать чувство любви и благодарности;
- формировать желание использовать художественно – творческие навыки (аппликация) для украшения группы к празднику и выражению своего отношения к происходящим событиям.
Актуальность:
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием нашего культурного наследия, православных традиций, национального достояния России. В условиях современного , в некоторой степени агрессивного мира, с установками на так называемые свободные нравы, очень важно воспитывать и сохранять потенциал подрастающего поколения, поднимать и развивать созидание веры в душе каждого ребенка. Несомненно, одной из актуальных в дошкольном возрасте, является задача научить ребенка видеть и любить Божий мир, других детей, все живое; научить самому главному – хранить веру и любовь Христову.
Состав группы: средняя группа состоит из 29 человек, мальчиков -14 человек, девочек – 15 человек.
Форма организации детей: фронтальная, всей группой.
Предполагаемый результат: Дети знакомятся с православным праздником «День Святой Троицы», его обычаями и традициями; осознанно воспринимают содержание иконы Святой Троицы и имеют представления о триединстве Бога; у детей проявляется эмоциональная отзывчивость и интерес к традициям праздника;
Ребята свободно используют художественно – творческие навыки в создании коллажа «Святая Троица» для украшения группы к празднику.
Конспект ООД
Предварительная работа: знакомство с особенностями традиций православного Праздника Святой Троицы; подготовка презентации «Святая Троица», ИКТ, оформление заготовки коллажа для совместной работы по украшению группы к празднику.
Методические приемы: чтение художественных произведений, демонстрация презентации и репродукции иконы, слушание праздничных песнопений, обсуждение, уточняющие и наводящие вопросы, творческие задания, положительная оценка.
Технические средства:
- ноутбук, интерактивная доска, флеш карта с записью презентации «Святая Троица»;
- запись с голосами птиц (жаворонок, малиновка), колонка.
Демонстрационный материал:
- репродукция иконы «Святая Троица», расположенная в середине ватмана А1, по обеим сторонам которого нарисованы березки без листьев.
Раздаточный материал:
- круги из цветной бумаги разных оттенков сложенные в 2 раза (3х3, 4х4 см), маленькие желтые кружки для середины цветка (1х1 см), прямоугольники из зеленой бумаги сложенные пополам (3х4 см), индивидуальные тарелочки, ножницы, клей ПВА (клей-карандаш), кисти, салфетки, скатерти на стол.
Ход занятия:
Мотивационная часть.
Воспитатель: - Ребята, мне очень приятно всех вас видеть сегодня. Улыбнемся друг другу и пожелаем всем доброго дня.
Перед интерактивной доской полукругом расположены стулья. Воспитатель приглашает детей к просмотру фильма о Святой Троице. В начале презентации звучит стихотворение И.А. Бунина «Троица».
Основная часть.
Воспитатель: - Подскажите мне, пожалуйста, какой праздник мы встретили?
Дети: - Праздник Святой Троицы.
Воспитатель: - Послушайте, как о Троице говорит в своем стихотворении Иван Алексеевич Бунин.
Троица
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат...
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву — и смиренье.
Иван Бунин, 1893г.
Воспитатель: - Великий праздник Святой Троицы, является одним из самых важных праздников в году. Православная Церковь особо отмечает день Святой Троицы или Сошествие Святого Духа на апостолов.
Ребята, а кто такие апостолы?
Дети: - Апостолы – это ученики Иисуса Христа.
Воспитатель: - Вот что произошло в тот памятный день:
- Божия Матерь вместе с апостолами находилась в Иерусалиме, ожидая обещанного сошествия Святого Духа. Был девятый час утра. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и, наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И все исполнились Духа Святого, и начали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. И разошлись по разным странам проповедовать царствие Божие. Так было положено основание Церкви Христовой.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эту икону. Её написал русский иконописец Андрей Рублёв. Что вы видите?
Ответы детей: …
Воспитатель: - В виде трёх ангелов на иконе изображён Бог.
- Святая Троица: Бог – Отец, это Творец всего существующего в мире, Бог – Сын, Иисус Христос, и, Бог - святой Дух, наполняющий все жизненной силой.
Великая тайна кроется
В иконе «Святая Троица»!
Идёт от неё благодать,
А тайну … не разгадать!
Воспитатель: - А теперь давайте подойдём к иконе поближе и послушаем тропарь:
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Воспитатель: - Сегодня очень радостный день, и чтобы было больше улыбок, предлагаю вам немного поиграть.
Динамическая пауза «Деревья»
Воспитатель: - В день святой Троицы еще с давних времен христиане украшали храмы и свои дома свежими зелеными ветками деревьев, и в храме стояли с цветами. Дух Святой дает жизнь всему, и свежая зелень и цветы, украшающие землю, напоминают нам о милости Божией и о действии Святого Духа во всем творении Божием.
Воспитатель: - Ребята, вы вчера ходили в Храм? Что вы там увидели необычного чего не видели раньше? Как вы думаете, почему в Церкви было так много цветов?
Ответы детей: …
Воспитатель: - Молодцы, вы все очень внимательные! Я предлагаю вам украсить нашу икону «Святой Троицы» красивыми листьями и цветами.
Воспитатель вместе с детьми подходит к объединенным столам, на которых расположен ватман с репродукцией иконы «Святая Троица» и березками без листьев.
На каждом рабочем месте ребенка есть: тарелочка с разноцветными кружками для цветов и зелеными прямоугольниками для листьев; ножницы; салфетка; баночка с клеем; кисть для клея. Общий стол покрыт клеенчатой скатертью.
Воспитатель: - Хочу вам напомнить, что у цветов есть разноцветные лепестки – это сложенные кружки (показ техники выполнения). Беру лепесток за серединку двумя пальчиками в одну руку, ножницы – в другую руку (еще раз напоминаем о правилах безопасной работы с ножницами). Аккуратно делаю небольшие надрезы на полукруге лепестка. Разворачиваю, распушаю надрезанные края, кладу перед собой и делаю то же самое со следующим лепестком. В середину первого развернутого лепестка кистью намазываю каплю клея, накладываю сверху второй лепесток, и, на капельку клея в середину сажаю маленькую желтую серединку. Получился красивый бутон. Наклеиваю его рядом с образом Святой Троицы на нашу картину.
- Из сложенного пополам зеленого прямоугольника получатся березовые листочки. Беру прямоугольник за линию сгиба и плавно срезаю острые уголки с одной стороны, снизу и сверху. Разворачиваю, наношу клей на одну сторону листочка и наклеиваю на веточку березки.
Воспитатель: - Ребята, начинайте создавать цветы и листочки, если есть вопросы – я вам подскажу (с началом детского творчества можно включить запись голосов птиц)
Дети приступают к выполнению совместной аппликации.
После завершения коллективной работы, педагог с детьми рассматривают получившийся коллаж, а также вспоминают о теме занятия.
Рефлексивно – итоговый этап.
Воспитатель: - Посмотрите, мы с вами постарались, и у нас получилась вот такая красота. Я думаю, что Богу было приятно видеть наше старание, и Он будет рад нашей работе.
…Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться… Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно… (А.С. Шмелев)
Воспитатель: - Давайте послушаем, как ребята поют песню о Троице.
Песня - Сердцу дорогое (к Празднику Троицы)
Используемая литература
- Закон Божий для новоначальных. – М.; Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Льялово, Спасская церковь, 2008г.,592 с.
- Л.Л. Шевченко. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014. 208 с.
- Православный детский календарь «Растем с Богом». – М. «Ковчег», 2010.- 368 с.
- Иван Сергеевич Шмелев, 9-я глава книги “Лето Господне”
https://semyaivera.ru/2012/06/04/troitsyin-den-rasskaz-ivana-shmeleva/
- Дети поют – Сердцу дорогое (к Празднику Троицы)
Наше творчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 887.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация «Разработка ООД по духовно – нравственному развитию в дошкольном учреждении»
Конспект организационной образовательной деятельности
по духовно-нравственному развитию детей средней группы (4 – 5 лет)
Тема «Святая Троица»
Разработала: Маттис Татьяна Юрьевна
Г. Дзержинск,
ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)
«Православный детский сад
имени Серафима Саровского
г. Дзержинска»
2020 г.
Пояснительная записка.
Цели: формирование у детей средней группы духовно-нравственных ценностей на основе традиций Русской Православной Церкви.
Задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о Боге; формировать у детей представления о триединстве Бога;
- познакомить детей с иконой Андрея Рублева «Троица»; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию изображения; раскрыть в доступной форме духовную ценность изображаемого для православных христиан;
- познакомить детей с православным праздником «День Святой Троицы», приобщать к традициям Русской Православной Церкви;
- развивать и закреплять желание детей жить в соответствии с православными традициями;
- воспитывать чувство любви и благодарности;
- формировать желание использовать художественно – творческие навыки (аппликация) для украшения группы к празднику и выражению своего отношения к происходящим событиям.
Актуальность:
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием нашего культурного наследия, православных традиций, национального достояния России. В условиях современного , в некоторой степени агрессивного мира, с установками на так называемые свободные нравы, очень важно воспитывать и сохранять потенциал подрастающего поколения, поднимать и развивать созидание веры в душе каждого ребенка. Несомненно, одной из актуальных в дошкольном возрасте, является задача научить ребенка видеть и любить Божий мир, других детей, все живое; научить самому главному – хранить веру и любовь Христову.
Состав группы: средняя группа состоит из 29 человек, мальчиков -14 человек, девочек – 15 человек.
Форма организации детей: фронтальная, всей группой.
Предполагаемый результат: Дети знакомятся с православным праздником «День Святой Троицы», его обычаями и традициями; осознанно воспринимают содержание иконы Святой Троицы и имеют представления о триединстве Бога; у детей проявляется эмоциональная отзывчивость и интерес к традициям праздника;
Ребята свободно используют художественно – творческие навыки в создании коллажа «Святая Троица» для украшения группы к празднику.
Конспект ООД
Предварительная работа: знакомство с особенностями традиций православного Праздника Святой Троицы; подготовка презентации «Святая Троица», ИКТ, оформление заготовки коллажа для совместной работы по украшению группы к празднику.
Методические приемы: чтение художественных произведений, демонстрация презентации и репродукции иконы, слушание праздничных песнопений, обсуждение, уточняющие и наводящие вопросы, творческие задания, положительная оценка.
Технические средства:
- ноутбук, интерактивная доска, флеш карта с записью презентации «Святая Троица»;
- запись с голосами птиц (жаворонок, малиновка), колонка.
Демонстрационный материал:
- репродукция иконы «Святая Троица», расположенная в середине ватмана А1, по обеим сторонам которого нарисованы березки без листьев.
Раздаточный материал:
- круги из цветной бумаги разных оттенков сложенные в 2 раза (3х3, 4х4 см), маленькие желтые кружки для середины цветка (1х1 см), прямоугольники из зеленой бумаги сложенные пополам (3х4 см), индивидуальные тарелочки, ножницы, клей ПВА (клей-карандаш), кисти, салфетки, скатерти на стол.
Ход занятия:
Мотивационная часть.
Воспитатель: - Ребята, мне очень приятно всех вас видеть сегодня. Улыбнемся друг другу и пожелаем всем доброго дня.
Перед интерактивной доской полукругом расположены стулья. Воспитатель приглашает детей к просмотру фильма о Святой Троице. В начале презентации звучит стихотворение И.А. Бунина «Троица».
Основная часть.
Воспитатель: - Подскажите мне, пожалуйста, какой праздник мы встретили?
Дети: - Праздник Святой Троицы.
Воспитатель: - Послушайте, как о Троице говорит в своем стихотворении Иван Алексеевич Бунин.
Троица
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат...
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву — и смиренье.
Иван Бунин, 1893г.
Воспитатель: - Великий праздник Святой Троицы, является одним из самых важных праздников в году. Православная Церковь особо отмечает день Святой Троицы или Сошествие Святого Духа на апостолов.
Ребята, а кто такие апостолы?
Дети: - Апостолы – это ученики Иисуса Христа.
Воспитатель: - Вот что произошло в тот памятный день:
- Божия Матерь вместе с апостолами находилась в Иерусалиме, ожидая обещанного сошествия Святого Духа. Был девятый час утра. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и, наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И все исполнились Духа Святого, и начали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. И разошлись по разным странам проповедовать царствие Божие. Так было положено основание Церкви Христовой.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эту икону. Её написал русский иконописец Андрей Рублёв. Что вы видите?
Ответы детей: …
Воспитатель: - В виде трёх ангелов на иконе изображён Бог.
- Святая Троица: Бог – Отец, это Творец всего существующего в мире, Бог – Сын, Иисус Христос, и, Бог - святой Дух, наполняющий все жизненной силой.
Великая тайна кроется
В иконе «Святая Троица»!
Идёт от неё благодать,
А тайну … не разгадать!
Воспитатель: - А теперь давайте подойдём к иконе поближе и послушаем тропарь:
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Воспитатель: - Сегодня очень радостный день, и чтобы было больше улыбок, предлагаю вам немного поиграть.
Динамическая пауза «Деревья»
Воспитатель: - В день святой Троицы еще с давних времен христиане украшали храмы и свои дома свежими зелеными ветками деревьев, и в храме стояли с цветами. Дух Святой дает жизнь всему, и свежая зелень и цветы, украшающие землю, напоминают нам о милости Божией и о действии Святого Духа во всем творении Божием.
Воспитатель: - Ребята, вы вчера ходили в Храм? Что вы там увидели необычного чего не видели раньше? Как вы думаете, почему в Церкви было так много цветов?
Ответы детей: …
Воспитатель: - Молодцы, вы все очень внимательные! Я предлагаю вам украсить нашу икону «Святой Троицы» красивыми листьями и цветами.
Воспитатель вместе с детьми подходит к объединенным столам, на которых расположен ватман с репродукцией иконы «Святая Троица» и березками без листьев.
На каждом рабочем месте ребенка есть: тарелочка с разноцветными кружками для цветов и зелеными прямоугольниками для листьев; ножницы; салфетка; баночка с клеем; кисть для клея. Общий стол покрыт клеенчатой скатертью.
Воспитатель: - Хочу вам напомнить, что у цветов есть разноцветные лепестки – это сложенные кружки (показ техники выполнения). Беру лепесток за серединку двумя пальчиками в одну руку, ножницы – в другую руку (еще раз напоминаем о правилах безопасной работы с ножницами). Аккуратно делаю небольшие надрезы на полукруге лепестка. Разворачиваю, распушаю надрезанные края, кладу перед собой и делаю то же самое со следующим лепестком. В середину первого развернутого лепестка кистью намазываю каплю клея, накладываю сверху второй лепесток, и, на капельку клея в середину сажаю маленькую желтую серединку. Получился красивый бутон. Наклеиваю его рядом с образом Святой Троицы на нашу картину.
- Из сложенного пополам зеленого прямоугольника получатся березовые листочки. Беру прямоугольник за линию сгиба и плавно срезаю острые уголки с одной стороны, снизу и сверху. Разворачиваю, наношу клей на одну сторону листочка и наклеиваю на веточку березки.
Воспитатель: - Ребята, начинайте создавать цветы и листочки, если есть вопросы – я вам подскажу (с началом детского творчества можно включить запись голосов птиц)
Дети приступают к выполнению совместной аппликации.
После завершения коллективной работы, педагог с детьми рассматривают получившийся коллаж, а также вспоминают о теме занятия.
Рефлексивно – итоговый этап.
Воспитатель: - Посмотрите, мы с вами постарались, и у нас получилась вот такая красота. Я думаю, что Богу было приятно видеть наше старание, и Он будет рад нашей работе.
…Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться… Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно… (А.С. Шмелев)
Воспитатель: - Давайте послушаем, как ребята поют песню о Троице.
Песня - Сердцу дорогое (к Празднику Троицы)
Используемая литература
- Закон Божий для новоначальных. – М.; Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Льялово, Спасская церковь, 2008г.,592 с.
- Л.Л. Шевченко. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014. 208 с.
- Православный детский календарь «Растем с Богом». – М. «Ковчег», 2010.- 368 с.
- Иван Сергеевич Шмелев, 9-я глава книги “Лето Господне”
https://semyaivera.ru/2012/06/04/troitsyin-den-rasskaz-ivana-shmeleva/
- Дети поют – Сердцу дорогое (к Празднику Троицы)
Наше творчество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-589613-1423564945.jpg)
Конспект ННОД по теме "Дикие животные" (для средней группы)
Конспект ННОД для средней возрастной группы по теме "Дикие животные" (образовательная деятельность "Познание")...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/06/picture-700097-1454787259.jpg)
Конспект развлечения на тему: "Весенние посиделки" в средней группе.
Коспект разработан и проведен воспитателем в группе совместно с родителями....
Конспект образовательной ситуации Тема "Первые цветы"(оригами) средняя группа
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происхо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-920466-1493276683.jpg)
Конспект НОД коммуникативной Тема: « Транспорт» для детей средней группы .
КонспектНОД коммуникативнойТема: « Транспорт»для детей средней группы(с использованием игровых,здоровьесберегающих технологий , ЭОР.)Задачи:-Закрепить через разные виды деятельности знания детей о тра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/20/picture-926308-1495308954.jpg)
Конспект занятия НА ТЕМУ: «РОДНЫЕ, ЛЮБИМЫЕ, БЛИЗКИЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА
Цель: Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчишками и девчонками, к родным и близким людямРазвивать классификационные умения на примере предмета...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-850091-1480351356.jpg)
Конспект ООД на тему: «Космос» для детей средней группы
Конспект ООД на тему: «Космос» для детей средней группы...