Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет
материал (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chudesa_na_peske.docx | 58.63 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №______ от ___________ | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ ЦО «Школа-сад№7» ___________ К.Г. Букренева «___» __________ 20___г. .
|
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
(рисование песком на световых столах)
Уровень образования: дошкольное образование
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор-составитель:
Воспитатель
Зима Наталья Николаевна
г.Ханты-Мансийск, 2018
Содержание программы
Приложения …………………………………………………………18 | |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования, художественно-эстетического направления по рисованию песком «Чудеса на песке» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данная Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений. При разработке Программы базовой основой послужили теории, методики разработки по обучению детей технике рисованию песком следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой.
Рисование песком - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Песок - та же краска, только работает по принципу «Света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. Программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на знакомство и овладение техникой по рисованию песком.
1.1. Педагогическая целесообразность: содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представления детей о способах и приемах изображения, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Логику построения программы, ее особый приоритет и перспективу обеспечивает соответствие принципам дидактики и специальным требованиям:
- непрерывности процесса обучения, которая обеспечивается механизмом преемственности между целями, задачами и содержанием отдельных разделов программы;
- целостности процесса обучения, предполагающей интеграцию основного и дополнительного образования, адаптацию в социокультурной среде;
- личностно-ориентированному характеру обучения, реализуемому посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения, соответствующих принципам построения учебных программ.
1.2. Актуальность Большим плюсом рисования песком являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на ребенка завораживающе. Рисуя песком, дети входит в легкое медитативное состояние, что дает им возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно интересен он дошкольникам.
Научно доказано, что ребёнок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму, величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.
Программа имеет практическую значимость. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ. Освоение техники рисования песком позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение – значит, обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора. Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, изображения традиционными материалами, выразить в рисунке свои чувства и эмоции. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. Рисунок на песке дает возможность применять анимацию, изменяющийся за сюжетом рисунок.
2. Содержание. Условия реализации Программы
Программа реализуется в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. Интеграция образовательных областей при реализации Программы:
- художественно - эстетическое развитие (приобщает к эстетической стороне окружающей действительности);
- познавательное развитие (развивает разнообразные способы познания, развивает конструктивное и пространственное мышление, стимулирует развитие воображения, мышления, воспитывает активное отношение к предметам и объектам окружающего мира);
- физическое развитие (развивает мелкую моторику рук, координация движений);
- социально – коммуникативное развитие (развивает свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке; речь детей в ходе сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой работы).
2.1. Цель Программы – создание условий для вовлечения дошкольников в мир песочной фантазии; формирование творческих способностей детей через обучение технике рисования песком; формирование художественной культуры обучающихся, как неотъемлемой части культуры духовной.
Обучающие задачи программы:
• изучение свойств художественных средств рисунка на песке. Освоение различных приемов выразительности в рисунке песком.
• учить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
• обучение основам композиции и изобразительной грамотности;
• через методы проблемного обучения, а именно: проблемный метод, частично – поисковый метод и исследовательский метод, научить детей алгоритму построения изображения и ведения всей работы в целом;
• овладение основами насыпания и прорисовывания пальцами и предметами;
• умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
Развивающие задачи программы:
• развитие творческих способностей на основе знаний, умений и навыков детей;
• развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики;
• развитие образно – логического мышления, художественного вкуса;
• улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
• развитие художественного вкуса;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие инициативности, любознательности, активности;
• тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь.
Воспитательные задачи программы:
• воспитание креативности;
• формирование уважения к труду;
• выработка усидчивости, терпения, самостоятельности;
• воспитание бережного отношения к культурным ценностям;
• воспитание способности к самореализации и саморазвитию;
• воспитание бережного отношения к инструментам, приспособлениям, материалам.
Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: занятия проводятся в отдельном помещении – изостудии, которая оборудована индивидуальными столами-планшетами со стеклянной поверхностью и подсветкой. Для рисунков используется специальный кварцевый песок, заранее просеянный, промытый и прокаленный.
Программа рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми 6-7 лет. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие содержит теоретическую и практическую часть. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. При распределении заданий учитывается возраст детей, их индивидуальные физические способности, подготовленность, существующие навыки и умения. Навыки в изображении с помощью песка развиваются по мере усложнения заданий Программы.
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Периодичность занятий - 2 раза в неделю (итого 72 занятия за учебный год), во второй половине дня с сентября по май включительно. Длительность занятий составляет 30 минут. Количество детей в группе- 10 человек.
2.2. Условия организации занятий рисования песком с дошкольниками:
Одно из важнейших условий организации занятий рисованием песком является создание доброжелательной и творческой атмосферы для самовыражения и творческой свободы мысли. Моделирование занятий исходит из индивидуального интереса детей. Образовательный процесс выстраивается с использованием игровых технологий. Необходимо оговорить с детьми общие правила поведения при занятии в песочницах. Для этого рекомендовано использовать «ритуал входа». Данный метод поможет определить «узаконить» правила поведения на занятиях. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от педагога к некоторому персонажу. Уже при первом посещении студии, на первом занятии, дети знакомятся с готовым персонажем (Песочная фея, Песочный гном, Волшебная песчинка и т.д.) Данный персонаж приглашает детей в свою страну, однако определяет правила взаимодействия с песком (желательно попытаться определить их вместе с детьми). Не менее важен и «ритуал выхода», когда песочный персонаж объявляет об окончании игры и напоминает о необходимости убрать в песочницах. Он может перечислить занятия, выполненные детьми, а может попросить их самих вспомнить. Благодарит детей, приглашает в гости, может дать оценку их действиям и т.д.
Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. Не стоит помещать стол в углу комнаты. К столу должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон. Высота стола должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. Не нужно использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стеклянное дно стола. Периодически стол нужно пополнять песком (кварцевый мелкозернистый).
2.3. Содержание образовательной и продуктивной деятельности
Образовательная деятельность реализуется в соответствии с календарно-тематическим и учебным планом, с применением методов и форм соответствующих психофизиологическим особенностям дошкольников. Образовательная деятельность по обучению рисованию песком на стеклянной световой поверхности с детьми предусматривает три цикла:
1-й- начальный – знакомство с песком;
2-й – сюжетное рисование, развитие воображения;
3-й – самостоятельное составление динамических композиций на песке.
Каждое занятие с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми, проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
Вводная часть предусматривает использование традиционных ритуалов, музыкальных произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения и развития. Проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов. Развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.
Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. В процессе продуктивной творческой деятельности дети:
- моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры;
- добавляют песок для насыщенности цвета;
- создают рисунки на основе геометрических фигур;
- Создают сюжеты при рисовании песком по предлагаемым темам и замыслу;
- «раскрашивают» песочные рисунки.
В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определённое количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребёнком, остальные детали прорисовываются дополнительно.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой;
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов рисования песком, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ).
Используемые технологии:
- Индивидуализация обучения - индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными;
- Групповые технологии - организация совместных действий, коммуникация, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;
- Технология личностно - ориентированного обучения - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка;
- Репродуктивная деятельность - прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения;
Содержание программы включает в себя два основных раздела:
1. «Удивительный песок, интересные фигуры»
Начальный этап знакомства с песком, световой панелью, техниками и приёмами рисования песком. Данный блок нацелен на обучение детей основам рисования песком, овладение основными техниками и приёмами. Дети учатся рисовать пальцем завитки и прямые линии, отдельные предметы. Осваивают приемы прищипывания, насыпания песка и т.д. Рисуют знакомые им геометрические фигуры, простые формы и образы.
2. «Сюжетное рисование»
Воспитанники учиться сюжетному рисованию. Создаются образы под музыку, развивается творческое воображение. Дети отрабатывают навыки рисовать пальцами синхронно. Учатся объединять отдельные элементы и фигуры в композиции. Педагогу необходимо побуждать воспитанников к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию, закреплять знакомые приемы. Учить творчески выражать свой замысел, закреплять способы и техники рисования песком. Развивать чувство композиции, чувство фактурности. Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев.
2.4. Учебный план
Раздел | кол-во часов в неделю для детей 6-7 лет | итого по курсу |
«Удивительный песок, интересные фигуры» | 1 | 36 |
«Сюжетное рисование» | 1 | 36 |
ВСЕГО: | 72 |
2.5. Календарно-тематическое планирование
Месяц | № п/п | Наименование темы | Количество часов |
Сентябрь | 1 | Знакомство с песочницей | 1 |
2 | Волшебство линий. Дорожки и заборчики. | 1 | |
3 | По дорожке в лес пойду… | 1 | |
4 | Волшебство линий. Лесенки, ступеньки. | 1 | |
5 | Дождик, дождик, капельки. | 1 | |
6 | Волшебство линий. Геометрические фигуры. | 1 | |
7 | Волшебство линий. Как оживали Геометрические фигуры. | 1 | |
8 | Раз ступенька, два ступенька | 1 | |
Октябрь | 9 | Роспись песком. Волны, листочки, завитки | 1 |
10 | Роспись песком. Узоры на стекле. | 1 | |
11 | Музыка леса. Кусты и деревья. | 1 | |
12 | Музыка леса. Золотая Осень (контрольное занятие) | 1 | |
13 | Следы на песке | 1 | |
14 | Птицы улетают… | 1 | |
15 | Осенний урожай. Овощи и фрукты. | 1 | |
16 | Осеняя ярмарка | 1 | |
Ноябрь | 17 | Листочки и грибочки | 1 |
18 | Грибная поляна | 1 | |
19 | Простые и сложные линии | 1 | |
20 | Фруктовый сад | 1 | |
21 | Веселый зоопарк. Изображение животных. | 1 | |
22 | Веселый зоопарк. Изображение животных. | 1 | |
23 | Поход в зоопарк | 1 | |
24 | Зоосказка (по замыслу детей) | 1 | |
Декабрь | 25 | Роспись песком. Узоры на стекле. | 1 |
26 | Морозный узор на нашем окошке | 1 | |
27 | Снеговик | ||
28 | История сказочных героев | 1 | |
29 | Елочка в снегу | 1 | |
30 | В зимнем лесу | 1 | |
31 | Новогодние игрушки | 1 | |
32 | Новогодний хоровод | 1 | |
Январь | 33 | Город на песке | 1 |
34 | Зимний пейзаж | 1 | |
35 | Снежная буря | 1 | |
36 | В стране эльфов | 1 | |
37 | Избушка | 1 | |
38 | Зимняя сказка (Контрольное занятие) | 1 | |
39 | Морозные узоры на стекле | 1 | |
40 | Волшебные вагончики | 1 | |
Февраль | 41 | Простые и сложные лини | 1 |
42 | Прекрасное рядом (по замыслу) | 1 | |
43 | Завитки и волны | 1 | |
44 | Разноцветная сказка | 1 | |
45 | Звёздное небо | 1 | |
46 | Город сновидений (по замыслу) | 1 | |
47 | Силуэты животных | 1 | |
48 | Живые картинки | 1 | |
Март | 49 | Такие разные цветы | 1 |
50 | Букет для мамы | 1 | |
51 | Цветочная композиция | 1 | |
52 | Звуки природы. Ветер и волны. | 1 | |
53 | Звуки природы. (по замыслу детей) | 1 | |
54 | Звуки природы. Дорога в лесу. | ||
55 | Звуки природы. Жизнь большого дерева. | 1 | |
Апрель | 56 | Планета Земля | 1 |
57 | Возвращение перелётных птиц | 1 | |
58 | Тайны космоса. Звёзды и планеты | 1 | |
59 | Космическое путешествие | 1 | |
60 | Сказочные птицы | 1 | |
61 | На другой планете (по замыслу детей) | 1 | |
62 | Дождь, ураган | 1 | |
63 | На лесной опушке (по замыслу детей) | 1 | |
64 | Домик в лесу | 1 | |
Май | 65 | Морские жители | 1 |
66 | Поющая тишина морских глубин | 1 | |
67 | Великолепные узоры, неповторимые детали | 1 | |
68 | Необитаемый остров | 1 | |
69 | Интересные следы на песке | 1 | |
70 | Полёт бабочки | 1 | |
71 | Цветочная поляна | 1 | |
72 | Летний пейзаж (контрольное занятие) | 1 | |
ВСЕГО: | 72 | 72 |
Темы деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла детей. Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например, «Золотая осень» - песок желтого цвета, «Морские обитатели (морское чудо)» - песок синего цвета. Но «раскрашивать» таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.
2.6. Материалы и оборудование
Для успешной реализации Программы необходимы:
- отдельное светлое помещение, оборудованное для занятий по рисованию песком;
- световые планшеты для рисования песком (безопасный доступ к электросети);
- кварцевый песок;
- антистатик;
- инструменты для рисования: палочки, кисточки, гребешки, пластиковые вилки, ложки, колпачки, силуэтные фигурки;
- плоскостные формы;
- мультимедийное оборудование, колонки для создания музыкального фона занятий;
- мини-библиотека, составленная, из литературы по изобразительному искусству и художественной литературы с богатым иллюстративным материалом.
- Система отслеживания успешности реализации Программы
Основной системой отслеживания знаний и умений детей могут служить контрольные занятия, создание фото выставок, видео или слайд-шоу с изображением продуктов детского творчества.
Выявление возможных сложностей в освоении материала и отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью таких методов, как наблюдение, беседа, анализ собственной деятельности по следующим показателям:
- мотивационная сфера дошкольников (активность и самостоятельность в рисовании);
- социальное развитие (умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства);
- коммуникативные навыки, развитие психических процессов (внимание, память);
- сенсорные навыки (уровень сформированности мелкой моторики);
- познавательный интерес.
Во время проведения контрольных занятий детям предлагается нарисовать композицию по заданной теме, используя любые, методы и приёмы рисования на песке и рассказать, что изображено на рисунке. Ребенку ничего не навязывается, он вправе сам выбрать те способы, которые считает нужными и уместными. Темы контрольных занятий: «Музыка леса. Золотая Осень», «Зимняя сказка», «Летний пейзаж».
При проведении контрольных занятий можно отследить, как ребенок усвоил знания, речевые возможности воспитанников:
- умение ясно и последовательно выражать свои мысли;
- умение правильно передавать содержание рисунка;
- умение точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
- умение с помощью взрослого находить существенные признаки предметов;
- умение слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их.
В конце контрольного занятия педагог анализирует работы детей.
Итоги наблюдения заносятся в карту анализа результатов реализации Программы.
- Предполагаемые результаты реализации Программы:
- дети знают свойства художественных средств рисунка на песке;
- освоили различные приемы выразительности в рисунке песком;
- умеют работать кистью и пальцами обеих рук;
- у детей развита координации руки и глаза;
- овладели техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность;
- научились изменять размах и направление движения руки при рисовании, развита плавность, изящество и точность движений;
- умеют грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
- учатся мыслить самостоятельно, сами находят пути решения проблемы;
- дети могут использовать световой стол и песок для создания изображений;
- отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);
- отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
- научится рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.
На этапе завершения реализации Программы дети овладевают техникой рисования на песке. У них должны быть сформированы и развиты их индивидуальные творческие способности, воображение, фантазия, дети способны самостоятельно создать новое, используя полученные практические навыки.
- Возможные риски реализации Программы
Важным моментом при реализации Программы, является оценка
степени риска при реализации Программы. Проектный риск – это величина, характеризующая вероятность возникновения того или иного уровня несоответствий с прогнозируемым вариантом цели, вероятность наступления событий с отрицательными последствиями в результате определенных управленческих решений или действий. В случае возникновения он оказывает негативное влияние на реализацию Программы.
При реализации Программы можно смягчить риск (использовать стратегию уменьшения риска). Следует принять риск (не менять план, а заняться управлением риска). Для этого в процессе управления рисками целесообразно руководствоваться следующей схемой действий:
- выявление рисков, которые могут отрицательно повлиять на реализацию Программы (выявление всех возможных вариантов и групп рисков, оценка их вероятности);
- анализ рисков (оценка степени воздействия на реализацию Программы);
- планирование действий по нейтрализации или минимизации рисков (определение мероприятий, позволяющих снизить риск);
- организация мониторинга и контроля рисков (в ходе реализации Программы).
Виды рисков | Пути минимизации |
Нормативно-правовые риски: Изменение законодательства;
| Оперативное реагирование на изменения федерального, регионального и муниципального законодательства путем внесения изменений в локальные нормативные акты |
Финансово-экономические риски: Нестабильность и недостаточность финансирования.
| Своевременное планирование бюджета образовательной организации по реализации программных мероприятий. |
Ресурсно-технологические риски: Вероятность недостаточной подготовки ресурсной базы для реализации отдельных направлений и мероприятий Программы. Дефицит учебно-методических пособий.
| Своевременный анализ достаточности ресурсной базы для реализации мероприятий Программы. Использование ресурсов интернет-пространства. |
Организационно - управленческие риски: Возможность внедрения в реализацию управленческих решений сторонних структур (организаций, учреждений), препятствующих ходу обновления образовательного пространства ДО. | Оперативное реагирование администрации, составление дорожной карты по устранению подобных рисков. |
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора): Увольнение педагога. Отсутствие необходимых педагогов. Недостаточная методическая подготовка педагогов. Отсутствие профессиональной инициативы у отдельных педагогов.
Неустойчивость спроса на предоставляемую услугу, снижение численности воспитанников. Временное приостановление образовательного процесса ведущее к снижению показателей качества реализации Программы (неуправляемая вспышка заболеваемости детей) | Создание творческой группы по работе над Программой из нескольких человек. Привлечение педагогов дополнительного образования. Проведение методических занятий, участие в вебинарах, прохождение курсовой подготовки, в т.ч. дистанционно. Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы. Рекламная деятельность. Систематическая информированность родительской общественности о деятельности в рамках реализации Программы. Коррекция расписания, оптимизация образовательного процесса, разработка комплексных занятий. |
- Список методической литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012г №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2013г №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
3. Белоусова О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком» - Журнал «Старший воспитатель» №5/2012г. – 76с.
4. Белошистая А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребёнка дошкольного возраста//Пед.технологии. – 2010. - №2.
5. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. – СПб, 1998.
6. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 80с.
7. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М., 2010.
8. Никитина Т. О., Афанасьева М. А. Песок как универсальное средство развития дошкольников //Воспитатель ДОУ, 2013, №9.
9. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с
Приложение 1
к программе дополнительного
образования «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»
ВИДЫ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ
Техника закидывания используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.
Техника засыпания используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.
Техника насыпания: взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом.
Техника вытирания: данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.
Техника процарапывания: итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь.
Техника отпечатка: помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.
Приложение 2
к программе дополнительного
образования «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»
Развивающие кинезиологические упражнения
«Колечко»
Ребёнок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак – ребро – ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола.
Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Зеркальное рисование»
Ребёнку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.
«Ухо – нос»
Ребёнок по показу взрослого, а затем самостоятельно берётся левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук «с точностью до наоборот». Упражнение повторяется несколько раз.
«Снеговик»
Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них – только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. в конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.
«Часики»
Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
«Рожицы»
Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щёк, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.
«Водный велосипед»
Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнёра и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.
Приложение 3
к программе дополнительного
образования «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»
Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы
Игра «Тень»
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребёнка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребёнок – это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребёнка, который то сорвёт цветок на обочине, то нагнётся за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т.д.
Игра «Запретный номер»
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа хлопают в ладоши.
Игра «Вот он какой»
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов «рассказывает» о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заострённый, круглый, мелкий, длинный, короткий.
Упражнение «Моё настроение»
Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать своё настроение и распознавать настроение других. Ребёнку предлагают поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении – всё зависит от фантазии и желании дошкольника.
Упражнение «Общение в паре»
Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шёпотом рассказывает о чём-нибудь, потом спрашивает другого, о чём он говорил. Рассказывая, ребёнок должен попытаться описать свои ощущения.
Упражнение «Зеркало»
Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т.д.
Упражнение «Танец под музыку»
Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дет садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка – дети встают, ребёнок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.
Упражнение «Рисование на спине»
Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребёнок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, ёлка, солнце, лесенка и т.д.; другой ребёнок должен отгадать, что это.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...