Использование нетрадиционных техник в художественно- эстетическом развитие дошкольника.
материал по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию
«Использование нетрадиционных техник в художественно- эстетическом развитие дошкольника.
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по художественному творчеству.
Формирование творческой личности одна из задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение должно начинаться в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – художественное творчество в детском саду. В процессе ребёнок испытывает разные чувства: радуется тому, что создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но, самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их особенности и детали, овладевает изобразительными техниками и навыками, учится их использовать.
Актуальность.
Нетрадиционные техники – важное средство эстетического воспитания, это способ создания нового, оригинального, в котором гармонирует всё: и цвет, и сюжет. Это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
. В процессе деятельности совершенствуются такие функции, как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма в будущем. Для развития всех этих качеств, как составляющих творческого потенциала личности, в практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Достоинством таких техник является универсальность, технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста.
Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования изобразительных способностей представляет совместная деятельность с использованием нетрадиционных техник . При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги владеют приемами использования нетрадиционных техник и поэтому не могут научить детей. Актуальность и определила тему разработки: использование нетрадиционных техник в совместной деятельности по художественному творчеству в дошкольном возрасте.
Цель:
Разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник в совместной образовательной деятельности по художественному творчеству в дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Проанализироватьпсихолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу формирования изобразительного творчества дошкольников.
2.Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования , аппликации , лепки в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей дошкольного возраста.
3.Создать педагогические условия для реализации нетрадиционных техник на занятиях по художественно-эстетической деятельности
4.Разработать и реализовать комплекс форм совместной непосредственной образовательной деятельности для ддшкольников по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник .
Методы нетрадиционных техник
Рисование пальчиками: наносим краску на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки или тарелочки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой. Приложение 4.
Рисование ладошками: слой краски наносится на внутреннюю сторону ладони и прикладывается на лист бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой, либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы. Приложение 1,2,3.
Прижми и отпечатай: наносим краску на поверхность специальной формы, прикладываем на бумагу и придавливаем для получения цветного оттиска. Можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из них различные изображения. В качестве отпечатков можно использовать деревянные геометрические фигуры из строительного набора, или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (морковь, картофель), крышки различного диаметра, поролон, вырезанный в разных формах, листья и т.д. Приложение 7,8.
Техника рисования тычком: заранее на листе рисуется контур какого-либо предмета. Для начала дети рассматривают и обводят контур данного предмета(например, изображение животного или птицы), называя вслух его части (например, голова, уши, спина, хвост). Начав рисовать, дети должны делать тычки кистью по линии контура, не оставляя промежутка между тычками, затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Оставшиеся детали дети рисуют концом кисти. В процессе рисования кисточку следует держать вертикально к листу, делая тычкообразные движения. Причём, чем меньше краски на кисти, тем «пушистее» точка. Каждому ребёнку нужен лист бумаги, банка с водой, подставка для кисточки, тканевая салфетка и краски. Приложение 5,6.
Аппликация из песка или соли
Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными.
Наборы для аппликаций из цветного песка продаются в любом канцелярском магазине или в отделах для детского творчества. Но можно попробовать сделать цветной песок своими руками. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Почему же, хотя бы изредка, не пойти им навстречу?
А, если, к тому же, вы разрешите детям покрасить песок или соль вместе с вами, им это доставит несказанное удовольствие!
Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.
Аппликацией из крупы
техника «посыпание» и техника «вдавливание»
"посыпание" – аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона).
1. Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок) и распечатываем его на цветной бумаге. Какой рисунок подойдет? Фрукты или овощи, стилизованные цветы, животные и птицы – любая картинка с достаточно крупными деталями, которая интересна и понятна малышу.
2. Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самую-самую простую аппликацию, из одного вида крупы. Например, цыпленка из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой. Глаз можно сделать из гречки, клюв и лапки - просто нарисовать (или сделать из фасоли, как на фото). Для сохранности крупяного слоя аппликацию можно сверху дополнительно промазать клеем.
Затем можно переходить к аппликациям из разных круп. Принцип простой: для каждой детали мы используем разный по цвету или фактуре материал. Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т.д. Например, облака хорошо получаются из риса, солнце – из пшена, небо – из манки, земля – из овсянки и фасоли. При необходимости крупу можно покрасить (гуашью или акварелью)
Способы окраски крупы
На широкой тарелке рассыпать пшено, взять кисточку, обмакнуть в гуашь с водой и покрасить ее. Затем осторожно пересыпать крупу на целлофан тонким слоем и просушить. Такая крупа пачкает руки при работе, зато аппликация получается яркая и неповторимая.
Рис насыпать в несколько стаканчиков, добавить в каждую емкость воды и гуашь разного цвета, чтобы получился густой раствор. Оставить на ночь. Утром воду вылить, а крупу рассыпать на полиэтиленовые пакеты, чтобы хорошо просохла. Хранить удобнее всего в маленьких баночках из-под детского питания, витаминов или детского пластилина. Такая покраска риса не окрашивает руки ребенка, но и цвета получаются менее насыщенными.
Манку практичнее перемешать с измельченным в порошок цветным мелом.
Техника «вдавливание»
1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги. На фото в качестве заготовки используется именно бумажная аппликация – силуэт дерева, приклеенный на цветной картон.
2. Затем примазываем круги из пластилина, аккуратно разравнивая края.
3. Предлагаем ребенку декорировать круги крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т.п.) – вдавить их в пластилин.
4. Так же делаем ствол дерева. Примазываем коричневый пластилин, формируя силуэт дерева.
Если дерево зимнее, пластилиновый ствол можно присыпать крупной солью, а затем вдавить кристаллы соли в пластилин.
Пушистая аппликация
Аппликация из скрученных салфеток
Простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей.
Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для принтера детские раскраски), клей ПВА, цветной картон-основа аппликации.
Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик.
Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Сначала аппликация выполняется на принтерной бумаге, на которой распечатан рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после чего рисунок вырезается и наклеивается на фон - цветной картон.
Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от тематики работу можно декорировать природными материалами, нитками, ракушками, стружкой и т.п.
Отдельные детали композиции можно выполнить из цветной бумаги - простой или бархатной.
Тестопластика
Дети очень любопытны, и новые, незнакомые техники стимулируют у них познавательный интерес. Детям нравится мять тесто, формировать из него разные фигурки. Высушив поделки, дети с увлечением их расписывают. Мы делаем тесто так: мука – 1 стакан; соль – 1 стакан; масло растительное – 1 ст. ложка; вода – полстакана. В тесто можно добавить разные краски, и тогда у нас получится материал разных цветов и детям будет ещё интереснее. Мы стараемся не делать большие поделки, так как они долго сохнут. Дети в силу своих психологических особенностей стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней.
Пластилинография
Одним из неклассических видов работы с пластилином является пластилинография. Эта техника способствует развитию у детей стремления создавать различные тематические картинки. Получившиеся работы впоследствии могут быть приятным украшением, служить обычными декорациями или стать красивым подарком. Во время занятий пластилинографией нужно использовать плотный картон вместо обычных тонких листков бумаги. Это необходимо для сохранения результатов примазывания, придавливания, сглаживания поверхностей. Сначала наносим на картон трафарет изображения (пингвин, жирафик, блюдо с фруктами и т.д.), а затем «раскрашиваем» пластилином. То есть берём небольшие кусочки пластилина, разминаем пальцами для мягкости и примазываем по контурам. Получаются очень симпатичные картинки
Пластилиновая мозаика
Мозаика – отличная и очень интересная тема для детского творчества. Эта техника вначале напоминает пластилинографию, то есть для основы мы также должны взять плотную поверхность (картон, фанерку и т.д.). Далее наносим рисунок. Дальнейшая работа с рисунком выглядит следующим образом: 1) катаем шарики (или тонкий столбик, чтобы потом разрезать его на равные кусочки) из пластилина нужного цвета; 2) выкладываем получившимися шариками пластилина контуры рисунка, а затем заполняем его. После заполнения всего рисунка надо обязательно удостовериться, что на картоне не осталось больших пустот.
«Рисование» пластилиновыми жгутиками
Из пластилина можно не только лепить разные фигурки, но и рисовать, как карандашами или фломастерами, а именно создавать изображение из тонких пластилиновых «нитей». Для создания жгутиков-нитей нужен исключительно мягкий пластилин, иначе процесс будет невыполнимым. Также понадобится шприц. Его можно использовать в обычном виде или обрезать узкий кончик, чтобы облегчить работу с пластилином. Сначала нужно согреть и размять немного пластилина в руках. Далее – вытянуть поршень из шприца, поместить внутрь пластилин и вставить поршень обратно. Надавливая на шприц, начинаем выдавливать пластилин из узкого отверстия. Именно таким образом и образуются тонкие «нити».
Перспективное планирование.
Месяц | Тема совместной деятельности | Задачи |
Сентябрь | «Ветка вишни» (кисть, рисование пальчиком). | Формировать навык рисования ветки с ягодами, используя техники рисования кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе. |
«Жёлтый одуванчик» (отпечаток пластиковой вилкой). | Закреплять умение детей рисовать техникой печати. | |
Октябрь | «Сказочный павлин» | Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию. |
«Осенние березки» | Продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозаики. | |
Ноябрь | «Цыплёнок» (тычок ватной палочкой) | Продолжать совершенствовать умение детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Развивать способность передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок ватной палочкой, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки. |
«Котёнок» (тычок жёсткой кистью) | Развивать способность передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти. | |
Декабрь | «Волшебная снежинка» (контурная пластилинография) | Познакомить детей с контурной пластилинографией. Формировать умение сочетать ее с другими видами пластилинографии. Развивать чувства цвета, композиции. |
«Веселый снеговик» (аппликация из сыпучих материалов) | Научить технике создания композиции из сыпучих материалов. | |
Январь | «Дерево в снегу». (аппликация из шерстяных ниток+соль) | Формировать умение Пользоваться различными изобразительными способами |
«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой). | Формировать навык передачи в рисунке особенностей изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. | |
Февраль | «Ветка мимозы» | Продолжать знакомить детей с различными видами пластилинографии, как видом изобразительной деятельности. Закрепить приемы примазывания, разглаживания, работа с накладными деталями. |
«Герои сказок» (Аппликация из ниток и ткани) | Учить делать аппликацию, используя ткань разной фактуры, мех, кожу и нитки. | |
Март | «Ваза с цветами» (ладошка). | Совершенствовать навыки детей рисовать руками, прикладывая, их к листу бумаги, закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур. |
"Космическое путешествие" (аппликация из разных техник) | . Совершенствовать технику аппликации: самостоятельно | |
Апрель | «Ветка мимозы» | Продолжать знакомить детей с различными видами пластилинографии, как видом изобразительной деятельности. Закрепить приемы примазывания, разглаживания, работа с накладными деталями. |
«Полосатый кот». (аппликация из сыпучих материалов) | Создание котика из гречневой и пшенной крупы | |
Май | «Бабочка» (ватная палочка). | Формировать способность украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение. |
«Путешествие в сказку» | Создать положительный эмоциональный настрой в группе, закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой (пальцем или ватной палочкой) развивать мелкую моторику рук. |
Консультация дл родителей на тему: «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста».
Рекомендация- консультация для родителей на тему: «Как выбрать пластилин?», подборка интересных и простых поделок из пластилина в нетрадиционных техниках для занятий с ребенком дома.
Консультация для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»;
Изучение интернет – ресурсов по изучаемой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник в обучении дошкольников изобразительной деятельности.
Обучая детей изобразительному творчеству, часто замечала, что у ребенка во время занятий возникает определенный страх, неуверенность в своих силах. Боязнь "не умею", "не получится" лишала детей самост...
«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Использование нетрадиционных техник рисования в творческом развитии старших дошкольников
Рисование, подобно игре, является одним из любимейших детских занятий. Предлагаю описание использования в старшем дошкольном возрасте нетрадиционных техник рисования: тампончиком, граттаж, рисование п...
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)
Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....
Конспект творческой мастерской с использованием нетрадиционных техник художественного творчества дошкольников «Путешествие в весенний лес»
Конспект творческой мастерской с детьми старшего дошкольного возраста по тестопластике....
Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников
ВведениеГлаваI. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов2. Понятие общих...
Использование нетрадиционных техник рисования у дошкольников младшего возраста.
Статья посвещена педагогам и родителям.В статье расказываетя о способах нетрадиционных техник рисования и о значении использования в работе с дертьми....