Использование нетрадиционных техник рисования в творческом развитии старших дошкольников
статья по рисованию по теме
Рисование, подобно игре, является одним из любимейших детских занятий. Предлагаю описание использования в старшем дошкольном возрасте нетрадиционных техник рисования: тампончиком, граттаж, рисование пластилином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehniki_risovaniya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник рисования
в творческом развитии старших дошкольников
Рисование, подобно игре, является одним из любимейших детских занятий. Это – «зеркало» чувств, зрелости и развития личности ребенка. Но в возрасте шести-семи лет отмечается резкое снижение интереса детей к этой сфере деятельности. Это происходит потому, что в связи с общим развитием и накоплением опыта, с ростом зрительной культуры и наблюдательности дети становятся способны к адекватной самооценке.
Если рисунок не удовлетворяет их требованиям, они начинают стесняться своей работы, отказываются показывать ее другим и т.п. В результате у ребенка появляется неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается не только на его отношении к рисованию, но и на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии.
Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста показывает, что одним из факторов, влияющих на развитие детского творчества и поддерживающих интерес дошкольников к изобразительной деятельности, является использование нетрадиционных техник рисования. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного приносит детям радость, чувство удовлетворения, вселяет уверенность в своих силах и возможностях.
И хотя с детьми были опробованы почти все предлагаемые нетрадиционные техники (печать, монотипия, пальцевая живопись, кляксография, граттаж, рисование тушью, нитью, пластилином, цветным клейстером, зубной пастой и т.д.), я хочу остановиться на тех, которые считаю наиболее приемлемыми и целесообразными в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
1. РИСОВАНИЕ ТАМПОНЧИКОМ
Тампончики изготавливаем из кусочков поролона. Желательно иметь несколько размеров, так как используется при рисовании земли, травы, крон деревьев, меха животных, а также цветов и ягод.
Очень эффектно смотрится пейзаж на тему «Золотая осень». Широкой кистью рисуем небо акварелью «по-сырому». Это может быть как однотонная заливка, которая высветляется книзу, так и несколько мягко расплывающихся красок. Все зависит от времени суток и настроения пейзажа. Землю рисуем кистью поменьше отрывистыми горизонтальными мазками, вливая цвет в цвет (цвета опавших листьев). Затем дети кистью прописывают стволы и ветки деревьев, используя переходный мазок, а затем тампончиком - кроны деревьев. Советую сначала работать желтой краской полусухим тампончиком (деревья «дышат»), затем по желтому слою - оранжевым, красным или зеленым цветом по желанию.
Листья на земле и в воздухе дорисовываем маленькой кисточкой способом примакивания. Рисунки получаются красочными, мажорными, а сами ребята испытывают радость и удовлетворение от проделанной работы.
Также можно нарисовать «Весенний луг», где сочетаем три разных техники: пальцевую живопись, рисование тампончиком и концом кисти. Главной целью этого занятия является закрепление техники получения новых цветов и их оттенков. Поэтому используем только основные цвета и белую краску. Сначала пальцами рисуем цветы (вид сверху), смешивая краски прямо на плоскости листа. Когда получится достаточное количество красных, желтых, розовых, голубых и фиолетовых цветовых пятен, тампончиками (вертикальный мазок) рисуем траву, смешивая между собой желтую и синюю краски. По ходу работы объясняю, что зелень становится теплее, если больше брать желтого («наполняется солнцем»), и как бы «замерзает», если больше брать синего.
Когда мы раскладываем готовые работы, получается эффект цветущего луга. И сразу на память приходят стихотворные строки:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С.Вургун).
В следующий раз можно нарисовать бабочек, стрекоз в технике монотипии, вырезать их и наклеить на картину цветущего луга.
В этой технике мы рисовали пушистых животных, любимую игрушку (меховую). Чтобы передать пушистость меха, нужно при изготовлении тампончиков использовать крупнозернистый поролон, отжимать лишнюю краску о край баночки и использовать пробный лист.
Незаменим тампончик и в декоративном рисовании. С помощью этого инструмента мы очень быстро рисуем лепестки у розанов в городецкой росписи, ягоды - в хохломской, кружочки - в дымке, цветы - на ткани. Очень удобен тампончик в рисовании по трафарету.
2. ГРАТТАЖ (процарапывание).
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании.
Это одна из самых привлекательных и любимых детьми техник. Их не отпугивает даже то, что руки у большинства из них после работы напоминают руки трубочиста.
Граттаж используем как черно-белый («Спящий зимний лес», «Белая береза под моим окном»), так и цветной («Полянка», «Спящая осень», «Подводная одиссея», «Огни ночного города»).
Для цветного граттажа фон наносим акварельной краской или тушью «по-сырому», чтобы цвета плавно перетекали друг в друга. Для процарапывания используем заостренные палочки (зубочистки). Столы застилаем газетами, кладем две салфетки (под руку и для снятия стружки с шариковой ручки), ставим тарелочки, куда кусочком поролона на прищепке или жесткой кистью сметаем парафиновую стружку с рисунка.
Остановлюсь более подробно на теме «Спящая осень». Занятие провожу осенью, когда на деревьях еще осталось много разноцветных листьев. Сначала рассматриваем репродукции картин по теме «Осень», иллюстрации, проводим упражнение на развитие воображения, пластикой движения показывая, что происходит с деревьями, когда падают и кружатся листья, дует холодный осенний ветер. Также очень красиво в технике граттажа смотрятся зимние пейзажи.
Чтобы придать работе некую таинственность и загадочность, можно наклеить луну или месяц, вырезанные из желтой самоклейки, слегка побрызгать работы новогодним лаком для волос и присыпать солью, манкой.
Самые любимые темы у детей: «Огни ночного города» и тема моря. Им доставляет огромное удовольствие «зажигать» в окнах домов огни, «освещать» фонарями темные улицы, «заселять» подводный мир таинственными обитателями.
Граттаж может сочетаться с любой другой техникой.
3. РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ
Это не только интересная, но и очень полезная техника рисования, способствующая более тонкому восприятию формы, фактуры материала и развитию мелкой моторики рук.
В этой технике мы рисуем овощи, фрукты, простые натюрморты и пейзажи («Ветер по морю гулял и кораблик подгонял», «Во саду ли, в огороде»). Овощи и фрукты сначала рисуем простым карандашом, затем «закрашиваем» пластилином. Пластилин отщипываем небольшими кусочками, скатываем колбаской и растираем по форме предмета тонким слоем. Сначала используем один цвет, затем задачу усложняем: используем два или три цвета («Красно-желтое яблоко для мамы»).
Прием цветовой растяжки используем в рисовании морского пейзажа (небо, вода). Дети берут 2-3 кусочка пластилина разных цветов и растирают, размазывают их, накладывая один мазок на другой.
Подобные занятия являются не только хорошим упражнением для подготовки руки к письму, но и развивают внимание, воспитывают усидчивость, аккуратность, будят фантазию.
Итак, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник рисования обогащает и расширяет художественный опыт детей, помогает им раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах и ощутить радость творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд. Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...
Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития у детей творческих способностей.
В настоящее время существует достаточно большое количество вариантов художественного дошкольного образования. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержа...
Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...
Рекомендации по использованию нетрадиционной техники рисования кляксография для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Кляксография – возможность проявить фантазию и получить положительные эмоции от творческого процесса. Этот вид изобразительного искусства часто применяется в работе с детьми старшего дошкольного...
Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...
«Использование нетрадиционных техник рисования в работе со старшими дошкольниками».
Цель: расширить знания через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству....
План саморазвития по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для творческих способностей детей» (старшая группа)
План саморазвития по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для творческих способностей детей» (старшая группа)...