«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
методическая разработка по теме
«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Разностороннее изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с ЗПР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики.
Нарушение тонкой моторики у старших дошкольников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Но, как правило, занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изо материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая возможности и потенциал детей с ЗПР. Это связано с тем, что традиционные способы и техники рисования подразумевают овладением изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти. Для детей с ЗПР эта методика является сложной. В итоге - эстетически плохо выполненный рисунок и потерянный к данной деятельности интерес. Это побудило заняться проблемой развития мелкой моторики у старших дошкольников через использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию.
Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания. В связи с этим, мы попытались разработать цикл занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, которые учитывали характерные особенности детей с ЗПР и способствовали более результативному обучению и развитию.
К методическим особенностям построения занятия на коррекционной группе данного вида мы отнесли:
1. авторские пальчиковые игры (массажи) непосредственно с используемым на данном занятии изо материалом;
2. преподнесение и закрепление программного материала в форме дидактических или подвижных игр;
3. обязательное использование музыки;
4. постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);
5. включение в занятия дыхательных упражнений, самомассажей (помимо пальчиковых игр), ритмических и релаксационных упражнений.
Одной из вышеназванных особенностей построения занятий по изо деятельности в группе ЗПР, является использование авторских комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с использованием тех нетрадиционных материалов, при помощи которых рисуют дети. Данные комплексы представлены ниже.
N | Речевое сопровождение | Движения рук |
1 | КОРОБОК | Поворачивание коробка вокруг своей оси, держа двумя пальцами за ребра. Имитация поджигания спичек. |
2 | ЗУБНАЯ ЩЕТКА |
Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений. Поменять руку, |
3 | ПЕЧАТКИ (морковь) |
Погрозить пальчиком правой руки |
4 | ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ | Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку. |
5 | ЗУБОЧИСТКА (при технике грантажа) |
Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно.(либо на поверхность стола).
Вращение между ладонями. |
6 | ШАРИКИ (бусинки, камушки) |
Круговые вращения шариков между ладонями. |
7 | НИТКА |
Натянуть, взявшись двумя пальцами за концы. |
8 | ГУБКА |
Сжатие губки в кулак, попеременная передача из рук в руки в ритме стиха. |
9 | КОКТЕЛЬНАЯ ТРУБОЧКА |
Держать трубочку подушечками пальцев, имитировать высасывание. |
10 | ПАЛЕЦ, ЛАДОНЬ, КУЛАК И ладошки рисуют у нас. Рисунок просто высший класс. |
Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук. Поочередное разгибание пальцев из кулачка одной рукой, затем другой. |
11 | СВЕЧА Воск след умеет оставлять, |
Растирание между ладошками свечи. Проведение свечой по каждому пальчику и ладони ведущей рукой. |
12 | МЯТАЯ БУМАГА |
Сминать листок бумаги.
Имитация тычкования получившимся бума жным шариком на ладони ведущей руки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...
Консультация «Развитие тонкой моторики у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности
Консультация для воспитателей и родителей...
"Развитие тонкой моторики у дошкольников с задержкой развития посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности."
Разностороннее изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, не...
Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»
Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...
«Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
Для развития детского воображения, фантазии и творческих способностей применяются нетрадиционные технологии и техники в разных видах изобразительной деятельности. Большие возможности дают творческие з...
Консультация для воспитателей «Развитие тонкой моторики у дошкольников с ОНР посредствам использования не традиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
ИСТОКИ СПОБОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ - НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ..В.А.СУХОМЛИНСКИЙ.Мелкая моторика комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистя...
«Развитие мелкой моторики у детей с ТНР посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
Технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают мелкую моторику рук, чувства форм...