Мастер-класс в рамках РМО Тема: «Приёмы вырезывания в аппликации с детьми среднего дошкольного возраста»
материал по аппликации, лепке
Повысить профессиональное мастерство, профессиональной компетентности воспитателей, в области художественно – эстетического развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_master_klass_mitrohina_o.m.docx | 57.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г.Строитель
Яковлевского района Белгородской области»
Мастер-класс в рамках РМО
Тема: «Приёмы вырезывания в аппликации с детьми среднего дошкольного возраста»
Цель: повышение профессионального мастерства, профессиональной компетентности воспитателей, в области художественно – эстетического развития дошкольников.
Дата проведения: 17.11.2017 год
Время и место проведения: музыкальный зал, 9 ч 30 мин.
Участники: воспитатели детских садов (средние группы)
Ответственный: воспитатель Митрохина О.М.
Ход мастер-класса:
1. Вступительная часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами за нашим круглым столом. Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как можно без слов подарить его другим при встрече? И как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.
Для того чтобы наша встреча была задушевной и значимой, я предлагаю вам заполнить визитную карточку, на которой Вы напишите своё имя и нарисуете картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.). Спасибо.
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Пусть станет невозможное - возможным.
Пусть станет ближе все, что далеко.
И пусть все то, что кажется так сложно,
решается красиво и легко...
2. Основная часть
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Ведь первые шаги в мире цвета и формы и первые удивительные открытия в нём – всё это оставит незабываемый след в детской душе и поможет ребёнку вырасти открытым и восприимчивым ко всему прекрасному.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек); сюжетной, отображающей те или иные события; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы (демонстрация видов аппликации).
Создание аппликаций – замечательный по своим развивающим свойствам вид творчества: прекрасно стимулирует развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения ребёнка и доставляют ему много радости. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
Впервые начиная со среднего дошкольного возраста, на образовательной деятельности по аппликации дети учатся работать ножницами. Для девчонок и мальчишек - это новая, сложная и очень трудная работа, но вместе с тем, интересная и увлекательная. И задача педагогов в том, чтобы научить ребёнка правильно держать ножницы.
Как правильно держать ножницы?
Довольно часто дети держат ножницы так: продевают в кольца большой и указательный пальцы или же по два пальца в одно кольцо. Удобнее всего взять ножницы большим и средним пальцами, а указательным придерживать их снизу.
Как резать ножницами?
Резание, как и любое другое техническое умение, нуждается в тренировке. Сначала лучше всего пощелкать ножницами просто в воздухе, пусть рука ребенка приспособится к инструменту. Чтобы ему не было скучно, поиграйте: «щука плывет за карасем» (широко раскрываем лезвия ножниц), «карасик уплывает от щуки» (мелкие движения лезвиями), «птичка прилетела в свое гнездышко - открывает клювик широко-широко», «птенчики выглядывают из гнездышка, зовут свою маму – открывают клювики мелко – мелко». Когда вы увидите, что дети почувствовали уверенность, можно приступать к выполнению задания.
И сейчас на практике, уважаемые участники мастер-класса, попробуем пропустить через себя приёмы вырезывания в аппликации. Начиная со среднего возраста, осваиваем с детьми разные приёмы аппликации: учим вырезывать из одной геометрической фигуры, несколько других: например, квадрат сложить по диагонали, разрезать по линии сгиба и получить два треугольника (показ), или срезать у прямоугольника углы и получить овал, а из квадрата – круг (показ).
Показ способа вырезывания из квадрата - круга: начинаю закруглять квадрат от нижнего уголка квадрата и веду разрез к середине его верхней стороны. Левой рукой поворачиваю бумагу навстречу ножницам. Довела разрез до середины, и у меня отпал один уголок. Продолжаю закруглённый разрез от середины до нижней стороны квадрата, и второй уголок отпал, итак со всеми уголками.
- На какой реальный объект похож круг? Яблоко, помидор и т.д.
Далее добавляются новые, усложненные приёмы: вырезывание силуэтных изображений по контору (груша).
Показ способа вырезывания силуэтных изображений по контуру: возьму прямоугольник желтого цвета сложенный пополам. Здесь прорисована половина груши и когда мы вырежем, получается целая груша. Затем беру ножницы в правую руку, а прямоугольник в левую так чтобы линия сгиба была слева, а книжечка справа. И вырезаю по нарисованному контуру, срезая и закругляя углы прямоугольника.
Работа с ножницами, как правило, вызывает у детей определённую трудность, так как приоритет отдаётся занятиям, которые наименее трудоёмки и безопасны. А работа с ножницами способствует развитию речи ребёнка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения в школе.
Вырезывание по трафарету (ёжик).
Пока участники вырезают ежа, мастер читает стихотворение «Ёжик»
Я иду, смотрю под ноги...
Вижу – ёжик на дороге!
Не спеша по ней гуляет
И меня не замечает.
Я к нему бегу, кричу,
Взять домой его хочу,
И почти уж добежал...
Он – колючим шаром стал:
Сто иголок к ряду ряд
Во все стороны торчат!
Ух, какой хитрющий ёж,
Хоть и рядом – не возьмёшь!
Не случайно я прочитала стихотворение «Ёжик », ведь художественное слово широко применяется в образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Использование художественного слова в процессе деятельности создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Потешки, стихи, загадки помогут эмоционально закончить занятие, подвести работу к логическому завершению.
В конце года дети осваивают вырезывание способом сложения полоски бумаги в несколько раз (гармошкой).
Показ вырезание путем складывания полоски бумаги в несколько раз (гармошкой): взять нужную по цвету бумагу согнуть пополам по длине и развернуть. Разрезать бумагу по линии сгиба на 2 полоски. Полоску бумаги сложить пополам, чтобы углы и стороны совпали, затем повторить также второй раз, и сгибаем третий раз в одном направлении. При изображении силуэта проверьте, чтобы его боковые части касались сгибов
Начиная со среднего возраста, дошкольники учатся составлять аппликационные композиции из нескольких предметов, располагая их в соответствии с заданным содержанием. Поэтому я предлагаю вам, уважаемые участники, составить из вырезанных предметов композицию.
А пока вы работаете над созданием композиции, мне бы хотелось для расширения вашего кругозора, рассказать из истории аппликации.
Из истории. Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно, более 2500 лет назад. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.
Аппликация прочно вошла в жизнь народа, появляются новые жанры. Так сравнительно недавно родился новый жанр в искусстве. Получивший название флоризм. Художники флористы используют необычный для аппликации материал – засушенные растения, солому, тополиный пух. Мох, оболочки от чеснока и лука. И этот экскурс можно продолжать до бесконечности: история возникновения и развития аппликации чрезвычайно интересна и познавательна.
3. Подведение итогов. Рефлексия
Я предлагаю Вам одним предложением закончить нашу встречу, выберите фразу, которая Вам близка
Сегодня я узнала….
Было интересно….
Я выполняла задания….
Я поняла, что….
Теперь я могу….
Я приобрела….
Я научилась….
У меня получилось….
Я попробую….
Меня удивило….
Мне захотелось….
Благодарю вас за сотрудничество! Творческих вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»
МАСТЕР КЛАССиз опыта работыТема: Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»...
Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...
Интегрированная образовательная деятельность по аппликации с детьми среднего дошкольного возраста
В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Через неповторимое детское творчество – верная ...
Мастер-класс с педагогами ДОУ "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Материал по использованию приёмов мнемотехники в работе с детьми для развития связной речи....
Мастер – класс для педагогов. «Изготовление платковых кукол для театрализованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».
Одной из задач образовательного учреждения является формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образoвания. Oснoвным направле...
Технологическая карта занятия по передвижной аппликации с детьми среднего дошкольного возраста дошкольного возраста
Технологическая карта занятия по передвижной аппликации с детьми среднего дошкольного возраста дошкольного возраста...