МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа) по теме
МАСТЕР КЛАСС
из опыта работы
Тема: Проблемно – игровые ситуации применяемые
с детьми
старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_problemno_igrovye_situacii.docx | 75.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида № 4
«Золотой петушок»
МАСТЕР КЛАСС
из опыта работы
Тема: Проблемно – игровые ситуации применяемые
с детьми
старшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
I квалификационной категории
Братухина Гульсина Хайрудиновна
г. Лангепас 2013 г
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В своей работе я использую разнообразные приемы активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.
Решение проблемных ситуаций я считаю одним из главных приёмов при обучении детей. Научить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей размышления. Таковой является проблемная ситуация, в которой на основе практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.
Процесс постановки и решения проблемной ситуации включает в себя следующие этапы:
- Постановка, формулирование проблемы;
- Выдвижение предположений;
- Выбор, проверка, обоснование гипотез;
- Проведение итогов, вывод.
Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого:
- Система вопросов, переформулирование условий задач;
- Наводящие задачи или задачи-подсказки;
- Цепочка наводящих задач;
- Неполное решение;
- Готовый вариант решения.
В процессе решения проблемных ситуаций взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия; ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты.
Решение проблемных ситуаций предусматривает: обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми.
Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешимое противоречие. Проблемные ситуации может создавать воспитатель специально в различных видах деятельности - игровой, трудовой и учебной.
Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления — в проблемной ситуации” (С.Л.Рубинштейн).
Использование игровых проблемно – практических ситуаций имеет свои достоинства:
- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;
- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;
- исчезновение боязни, ошибок;
- возникновение «вкуса» к процессу познания.
Использование игровых проблемно – практических ситуаций в познавательном процессе не должно быть случайным. Каждой свое место и врем: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами действий и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать приобретенные опыт.
ПАМЯТКА
игровые проблемные ситуации с дошкольниками
- Отправляясь в какое либо путешествие можно создать проблемно – игровую ситуацию:
А на чем мы сегодня отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку не простую а зашифрованную. Соединить точки – цифры по порядку и получится картина – отгадка.
- Чтобы пройти на корабль – ракету, сесть в поезд создается игровая ситуация:
Надо вести обратный отсчет с 10 до 1 – Пуск.
Выложить дощечки в прямом или обратном порядке.
- Для того, чтобы отправится в путешествие надо изготовить карту или выполнить задание узнать символы:
На первом этапе можно показать детям картины – в сюжетной манере. Например: иллюстрации из сказок «Баба – Яга и горящий дом» (вредительство) «Иван царевич схватил запретную корону Жар птицы» (нарушение закона), «Колдун с богатырем» (борьба).
- В дальнейшем учить детей пользоваться картами сжатым схематичным изображением:
Придумывание символов и отгадывание. Например: «Символ – Кирпич» (запрет), «Замок с вставленным ключом» (нарушение).
- Проблемная ситуация «Пройдем в сказочную страну если вы разгадаете слово».
- Игра «Чудеса» выявление в сказках происходящих чудес (волшебные слова, предметы и их действия).
- Игра «Заветные слова» (значимые слова в сказке, сказочные приговоры, волшебные слова).
Использование приобретенных знаний по математике (измерение).
- Встреча с Королевой Математики» (нарисовать план чтоб она пришла).
- Игра «Мастерская мебельная» (изготовить мебель).
- Игра «Ателье» (сшить куклам платья по размеру).
- Игра «Помощь Айболиту» (помощь в измерении жидкости).
Надеюсь, что тема нашего разговора была для Вас полезна и интересна.
Желаю всем творческого успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по теме: "Развитие физической активности детей младшего дошкольного возраста и привитие культурно-гигиенических навыков с использованием русского фольклора"
Данный мастер-класс предназначен для родителей с целью их педагогического просвещения. Показать родителям важность развития физической активности ребенка и привития культурно-гигиенических навыков, на...
Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...
Описание практической части мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть мастер класса для педагогов....
Практическая часть мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть к мастер классу для педагогов....
Мастер – класс из опыта работы Тема: «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».
Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников....
Конспект мастер-класса с педагогами на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием игрового набора «Занимательные Весы»»
Цель: показать опытно-экспериментальную деятельность с использованием игрового набора «Занимательные Весы»Хотим показать вам, как в своей работе применяю игровой набор «Занимательные...
Мастер-класс «Игры в работе по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Игры в работе по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста»1.Дидактическая игра «Герб города» Цель: закрепить представление детей о гер...