Мастер-класс с педагогами ДОУ "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа)

Титова Оксана Валериевна

Материал по использованию приёмов мнемотехники в работе с детьми для развития связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

 «Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники, как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

- раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников;

- повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, мнемотаблицы; слайдовая презентация.

Ожидаемые результаты: получение педагогами представлений о мнемотехнике; внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи дошкольников.

Форма проведения: педагоги ДОУ, сообщение и практическая работа.

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать

Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».

К. Д. Ушинский говорил «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность опробовать практически, некоторые методические приёмы, которые я использую своей работе с детьми для развития связной речи.

Большинство детей дошкольного возраста сталкиваются с различными речевыми проблемами, такими как:

- неумение составлять описательный рассказ;

- формулировать правильное и завершенное предложение;

- формулировать вопросы и отвечать на них

Для решения таких проблем часто используют мнемотехнику.

Что представляет собой мнемотехника?

Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

- Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями.

- Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами.

- Большева Т.В. – коллажем.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения)

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

Работа по мнемотаблицам осуществляется в три этапа.

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе для развития связной речи детей. Начинать работу с мнемотаблицами рекомендуется со средней группы, но в младших группах можно использовать в виде алгоритмов умывания, одевания, сервировки стола и т. д.

Мнемотаблицы особенно эффективны, при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.

Вот он  хлебушек душистый, вот он круглый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл

В нём здоровье, сила наша, в нём чудесное тепло,

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

Мнемотехнику эффективно использовать при заучивании потешек, пословиц, поговорок;

Шёл баран по крутым горам, вырвал травку, положил на лавку.

Как у нашего кота, шубка очень хороша, как у котика усы, удивительной красы, глаза смелые, зубки белые.

Также мнемотаблицы  можно использовать при составлении и отгадывании загадок.

Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Мнемотаблицу хорошо использовать при заучивании и проговаривании чистоговорок, скороговорок:

са-са-са - меня ужалила оса;

со-со-со - стал моё нос, как колесо;

сы-сы-сы – не боюсь я злой осы;

су-су-су – я осу в руке несу.

Наиболее трудный вид монологической речи составление описательных рассказов.

Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

В работе используем как готовые мнемотаблицы, так и изготовленные самостоятельно. Для индивидуальной работы с детьми создан альбом с мнемотаблицами по лексическим темам.

В результате использования мнемотаблиц:

- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно;

- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Сегодня, я рассказала вам, что такое «мнемотехника», раскрыла основные методы использования.  А теперь, мне бы хотелось показать практически, как можно применять «мнемотехнику» в своей работе.

Посмотрите на экран. Прочитайте стихотворение и попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н. Нищевой.

Перед нами ёлочка: шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики, зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, перед нами ёлочка. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.

Попробуйте нарисовать схематично, мнемотаблицу к пословицам, которые вы видите на экране.

- Под лежачий камень – вода не течёт!

- Яблоко от яблони – не далеко падает!

- Любишь кататься – люби и саночки возить!

Посмотрите на экран, и попробуйте отгадать загадку.

Круглая, а не мяч, жёлтая, а не солнце.

С хвостиком, а не мышь. (Репа)

Это тоже загадка. Попробуйте определить, какая профессия зашифрована на этом слайде. (Повар)

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников особенно актуально. Она помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Уважаемые коллеги,  надеюсь, что наша встреча была для вас полезной и интересной. Я думаю, каждый из вас уже представил, где можно применять эту технологию в своей работе.

Поделитесь, пожалуйста, своими идеями.

Опрос сотрудников.

- инструктор по физической культуре

- психолог

- музыкальный руководитель

А теперь я хотела бы получить отклик от вас, о проведенном мероприятии в технологии «мнемотехника».  Используя приём мнемотехники, изобразите, какие впечатления  вы получили от нашей встречи.

 Спасибо за внимание, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...