Статья «Влияние работы с пластическими материалами на воспитание волевых качеств у детей 7-го года жизни»
статья по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Статья «Влияние работы с пластическими материалами на воспитание волевых качеств у детей 7-го года жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_plast_material.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние работы с пластическими материалами
на воспитание волевых качеств у детей 7-го года жизни»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества». В.А. Сухомлинский
Пластика – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающему миру и нравственных представлений. Занятия лепкой развивают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. И материалы для лепки, такие, как тесто, снег, глина, пластилин и прочие – простые и доступные, и результат не заставит себя долго ждать, необходимо только помочь ребенку, который получит умения и навыки, а также эстетическое удовлетворение от сделанного.
На занятиях по лепке в детском дошкольном образовательном учреждении нужно дать ребенку свободу творческой мысли, не принуждая делать именно то изделие, которое предусмотрено программой, но и в то же время дать необходимые понятия, знания, умения и навыки, заложенные ею. При этом педагогу-воспитателю необходимо только раскрыть огромные возможности этих материалов. Например, что пластилин можно раскатывать, как тесто, получать из имеющихся в наличии цветов необходимые оттенки, рисовать им и многое другое.
Занятия с пластическими материалами обладают огромным потенциалом для развития психических процессов ребенка-дошкольника, для формирования его личностных качеств.
Многие психологи указывают на чрезвычайно важное значение волевых качеств в структуре личности ребенка, особенно перед началом его обучения в школе (т.е. в возрасте 6 лет). Этим обусловлена актуальность статьи.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.
Формирование волевых качеств закладывается ещё в дошкольном возрасте, и в это время особенно важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в развитии волевых качеств в более поздних возрастах.
Воля является одним из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать такое качество у своих детей. Именно воля делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно это качество позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.
Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по рисунку или по памяти, дети знакомятся с его формой, развивают пальцы, руки, что способствует развитию речи. Дошкольники приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает наблюдательность, детскую фантазию, целеполагание и самоконтроль. Именно лепка имеет уникальную возможность для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук.
Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов лепки. Можно научиться собирать, накапливать энергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенном уровне.
Есть дети и взрослые, которым сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить владению эмоциями. Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Исправляя форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему.
Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Значит, как педагоги, так и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.
Поэтому родители и педагоги дошкольного учреждения, стремящиеся посредством работы с пластическими материалами воспитать волю у ребенка, должны соблюдать при работе следующие правила:
- не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
- активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого результата, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
- даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.
Искусство позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного, развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воля.
Работа с пластическими материалами, как частью пластического искусства, развивает такие чувства, как чувство линии, пятна цвета, формы, пространства и т. д. В процессе развития этих чувств проявляются новые ощущения восприятия, памяти, мышления, эмоций, воображения и воли, способствующие созданию новых художественных форм и возникновению стиля.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется подчеркнуть значимость дошкольного возраста как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде приобретает формирование таких личностных характеристик как воля.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. Поэтому, применяя в работе с детьми седьмого года жизни пластические материалы, мы решаем целый комплекс задач по формированию их личностной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический анализ проблемы воспитания культуры здоровья у детей 7-го года жизни в процессе взаимодействия с родителями
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья». Критерии культуры здоровья старшего дошкольника...
Воспитание культуры поведения у детей 6-го года жизни на материале художественной литературы
Перспективный план...
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО - СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ СО СВЕРСТНИКАМИ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ...
Влияние игр и занятий изодеятельностью на развитие восприятия цвета у детей 3-го года жизни
Данное сообщение, из опыта работы, может быть полезно воспитателям групп кратковременного пребывания...
Статья "Приёмы воспитания волевых качеств у детей"
Проблемы воспитания волевых качеств дошкольников....
Формирование духовно-нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки
Духовно-нравственное воспитание - длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо по...
Рабочая программа воспитания группы компенсирующей направленности детей 7- го года жизни.
Рабочая программа воспитания группы компенсирующей направленности детей 7- го года жизни разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования с учётом основной образовательной программы дошкольно...