КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО - СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ СО СВЕРСТНИКАМИ
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО - СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ СО СВЕРСТНИКАМИ
Занятие «Что такое культура общения?»
Программные задачи: раскрыть понятия: «культура поведения», «культура общения»; воспитывать желание употреблять в речи вежливые слова.
Ход занятия:
- Ребята, нам сегодня пришло письмо из страны Вежливости от Феи Вежливости. Она приглашает нас к себе в страну в гости. В этой стране живут только вежливые, воспитанные дети. Посмотрите на фотографии: дети накрывают на столы, аккуратно едят, вежливо разговаривают, не дерутся. Хотите путешествовать в эту страну? Фея выслала нам карту, по которой нам надо лететь (показывает). В ее стране находятся 3 замка: Замок Вежливых Слов, Замок Культурного Общения, Замок Воспитанных Детей. Во втором замке находится несколько комнат. Сегодня мы полетим в первый замок-Замок Вежливых Слов. Садитесь на ковер самолет и закройте глаза.
- Абракадабра, ковер - самолет, лети в страну Вежливости.
- Ребята, вот мы и прилетели. Но смотрите, кто это?
- Кто ты, красивая незнакомка? Странно, она не отвечает нам. Она чем - то расстроена, посмотрите на ее печальное лицо. Наверное, ее кто - то обидел. Как же нам узнать? (Фея разводит руками и мимикой показывает, как злой волшебник ее заколдовал, и теперь она не может разговаривать.)
- Нам совсем непонятно. Надо объяснить незнакомке, что мы прилетели в гости из детского сада. Но сделать это надо так, чтобы ей все было ясно, то есть без слов. (Дети с помощью мимики и жестов общаются с Феей.)
-Посмотрите, незнакомка улыбнулась.
Фея:
- Здравствуйте, дети! Я Фея - Вежливости, хозяйка страны Вежливости. Злой волшебник заколдовал меня так, что я перестала разговаривать. А вы мне помогли справиться со злыми его чарами, так как вы попытались разговаривать со мной. Оказывается и без слов можно понимать друг друга. Трудно вам было разговаривать со мной? Почему? Что в разговоре вам помогало?
Воспитатель:
- Ребята, злой волшебник заколдовал Фею за то, что она учила людей вежливо и культурно разговаривать, а ему это не нравилось. А как вы думаете, что значит культурно разговаривать? Что такое культура общения? (ответы детей)
Фея:
- Ребята, я учу людей не только культурно общаться, но и культурно вести себя! А вы умеете себя культурно вести? Знаете ли вы что такое культура поведения? Чем отличается культурный человек от некультурного? (ответы детей)
- Злой волшебник учил всех говорить плохие слова, ругаться, кричать. А как вы думаете, можно ли говорить грубые, злые слова? Будут ли с вами дружить товарищи, если вы их будете говорить? (ответы детей) А какие слова надо говорить, чтобы с вами дружили? Чтобы с вами было приятно разговаривать? (ответы детей)
- Я так рада, что вы прилетели ко мне в гости. Я для вас в каждом замке приготовила книги про вежливость. В этом замке у меня две сказки «Упрямый утенок» и «Вежливые бельчата».
- Послушайте сказку Т.А.Шорыгиной «Упрямый утенок» (читает).
- Каким вежливым словам учила утка Глаша своих утят?
- Что означает слово «Здравствуйте»?
- Что означает слово «До свидания»?
- Прав ли был утенок Гоша, когда говорил, что вежливые слова не нужны?
- Почему птицы называли Гошу невоспитанным?
- Почему Гоша остался один?
- Что случилось с Гошей, когда он остался в одиночестве?
- Кто спас Гошу?
- Как вы думаете, для чего существуют правила вежливости?
- А вы знаете что нужно делать, когда встречаете знакомого человека?
- Как лучше поздороваться? (посмотреть в глаза, улыбнуться и негромко, четко, ясно сказать: «Здравствуйте»).
- Что нужно сказать, когда расстаетесь с человеком?
- Как вы думаете, зачем надо говорить вежливые слова?
- Я познакомлю вас с пословицей «Доброе слово сказать, что дождь в засуху». Что означает эта пословица?
- Спасибо вам большое за то, что вы расколдовали меня. Приходите ко мне в гости, я буду вас ждать.
- Давайте немного отдохнем. Поиграем в игру «Факиры». Сядьте в позу лотоса, закройте глаза и медленно опустите голову себе на грудь.
Дети закрывают глаза и улетают домой.
Занятие «Волшебные слова»
Программные задачи: закрепить известные вежливые слова; познакомить с новыми вежливыми словами (доброе утро, добрый день, добрый вечер); воспитывать желание быть вежливым.
Дети на ковре самолете летят в страну Вежливости в первый замок (Замок Вежливых слов).
Приходит Фея Вежливости.
- Ребята, я по вам очень скучала. Мы с моими друзьями, выгнали злого волшебника из нашей страны, и теперь у нас все люди стали вежливыми. А вы как думаете, зачем нужно быть вежливым? Какие вежливые слова вы помните? Почему вежливые слова называют волшебными?
- У меня для вас есть интересная сказка Т.А.Шорыгиной «Вежливые бельчата». Я детям нашей страны часто читаю ее (читает).
- Кого бельчата встретили утром?
- Какие вежливые слова лесные жители говорили друг другу утром?
- Кого бельчата встретили днем?
- Какие вежливые слова лесные жители говорили друг другу днем?
- Что означают слова «Добрый день»?
- Кого бельчата встретили вечером?
- Какие вежливые слова сказали бельчата жучкам-светлячкам вечером?
- Каким словом поблагодарили жучков бельчиха и бельчата?
- Какие слова мама сказала бельчатам перед сном?
- Перечислите все вежливые слова, которые вы услышали в сказке.
- Какую пословицу про добрые слова вы знаете? (отвечают). Я познакомлю вас с новой пословицей «Доброе слово сказать - посошок в руку дать». Что она означает?
- Вы любите играть в игры? Давайте поиграем в игру «Кто больше назовет вежливых слов». Вы будете передавать друг другу мяч, и говорить по одному вежливому слову, не повторяясь (играют).
- Ребята, вы такие молодцы, мне с вами очень интересно. Прилетайте в следующий раз ко мне во второй замок. Я буду вас ждать.
Дети улетают на ковре самолете.
Занятие «Вежливые слова»
Программные задачи: 1.Закрепить в речи детей вежливые слова, воспитывать желание употреблять в речи вежливые слова.
Дети прилетают в Замок Вежливых Слов.
Фея Вежливости:
- Здравствуйте мои гости. Как я рада снова видеть вас у себя дома. Где же моя волшебная книга?
Достает волшебную книгу и читает стихотворение Г.Сапгир «Самые слова».
- Кто взял у мальчика слово «здравствуй»?
- Кто проглотил слово «спасибо»?
- Кто унес слово «пожалуйста»?
- Почему с мальчиком не стали дружить ребята?
- Почему плохо быть невежливым?
- О чем попросил мальчик петуха, рыбу и пса?
- Почему с мальчиком снова стали дружить дети?
- Почему он вежливые слова назвал самыми нужными?
- Я знаю интересную игру. Она называется «Школа Вежливых слов». Вы будете передавать друг другу мяч и говорить вежливые слова, не повторяясь друг за другом.
- Ребята, а вы знаете пословицы про вежливые, добрые слова? (дети отвечают). А я вас познакомлю с новой пословицей «От худого слова - навек ссора». Как вы думаете, что означает эта пословица?
- Я вижу вы немного устали. Давайте поиграем в игру «Шалтай-Болтай». На слова:
Шалтай - Болтай
Сидел на стене.
Шалтай - Болтай
Свалился во сне,
- вы должны сначала поворачивать туловище вправо - влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоните свое тело вниз.
Фея прощается с детьми до следующей встречи.
Занятие «Для чего человеку имя?»
Программные задачи: учить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении; воспитывать желание быть вежливым.
Ход занятия:
Дети прилетают во второй замок, Феи вежливости - Замок Культурного Общения.
Фея:
- Здравствуйте ребята. Очень рада вас видеть. Сегодня я проведу вас в первую комнату своего замка «Тайна имени», в которой вы узнаете, для чего человеку имя.
И в этот раз я к вам обращаюсь за помощью. Мне необходимо открыть вот этот ларец (показывает шкатулку), который закрыт на три волшебных замка. Ключи от них давно потеряны. Они отмыкаются сами лишь тогда, когда мы раскроем три тайны обращения друг к другу. Хотите помочь мне? (Да.)
-Для того чтобы что-то сказать друг другу, сначала нужно улыбнуться. Возьмите друг друга за руки и молча, глядя друг другу в глаза, подарите самую добрую, какая у вас есть, улыбку.
-Дети, как вы называете друг друга при обращении? (По имени.)
-А что вы знаете про свое имя? Почему вас так назвали, в честь кого? А как называют вас родные? Что означает ваше имя?
- Послушайте стихотворение А.Барто «Имя и фамилия».
- Как вы думаете, для чего человеку дается имя? фамилия?
- Что произойдет, если у нас не будет имен?
- Как надо произносить имя другого человека?
- Давайте попробуем произнести имя каждого ласково (Любочка, Настюша, Витюша).
Фея знакомит детей с тем, что у каждого существуют тезки - великие люди, что одно и то же имя по разному звучит в разных странах; знакомит со значением имен, говорит, что у каждого имени есть цвет.
-Дети, для вас я принесла подарок (показывает дом), в котором для каждого из вас есть место. Его окна окрашены в разные цвета. Цвет каждого окна соответствует цвету вашего имени. Давайте вы нарисуете свои портреты, и эти рисунки поместите в домик.
-А теперь давайте поиграем в игру «Цветок-имя». Встаньте все в круг, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на поляне. Вас окружают цветы. Попробуйте увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Расскажите нам о своем цветке.
-Дети, посмотрите, открылся первый замок. Вот мы с вами отгадали первую тайну - «Обращайтесь всегда по имени друг к другу, прежде чем начать разговор».
-Дети, теперь нам надо открыть второй замок. Для этого мы с вами проиграем такую ситуацию. Двое детей должны поприветствовать друг друга, спросить, чем будет заниматься каждый вечером, но при этом они должны стоять спиной друг к другу. (Двое детей проигрывают ситуацию.)
-Дети, удобно ли вам было приветствовать друг друга? Что вам мешало при этом?
-Правильно, вы заметили, что разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в глаза друг к другу.
-Вот мы с вами раскрыли вторую тайну, и замок отомкнулся.
- Ребята, а как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? Можно сказать комплимент - несколько добрых слов. Восхититься красивой одеждой, например: «У тебя сегодня красивое платье», «Ты сегодня очень нарядный», а так же можно отметить положительные качества друг друга, за что-то похвалить, например: «Ты всегда делишься с другими», «Ты очень аккуратный». В ответ на комплимент всегда говорят: «Спасибо, мне очень приятно».
- Давайте поиграем в игру, которая так и называется «Комплимент». Встаньте в круг и, обращаясь по имени, друг к другу, глядя в глаза, произнесите комплимент.
- Про добрые слова даже есть пословица: «С добрым словом и черная корка сдобой пахнет». Как вы думаете, что означает эта пословица?
- Вот и открылся третий замок. Какие же три тайны вы сегодня узнали? Правильно, при встрече друг с другом сначала улыбнитесь, называя имя, посмотрите, друг другу в глаза и по возможности произнесите комплимент.
Фея открывает ларец.
- А в ларце лежит моя волшебная палочка. Вот теперь я снова могу делать чудеса. Вы сегодня помогли мне, спасибо вам. Вы, наверно, очень устали. Когда люди устают, то настроение у них ухудшается, в таком состоянии можно и поссориться со своими друзьями. Вот этого я как раз и не могу допустить. Поэтому я вас научу избавляться от усталости и плохого настроения.
Этюд на расслабление - «Фея сна».
Звучит музыка, Фея волшебной палочкой касается каждого ребенка, тот закрывает глаза и наклоняет голову. Фея смотрит на детей, все они спят, и тихонько уходит. Дети просыпаются в группе.
Занятие «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»
Программные задачи: учить видеть и учитывать настроение сверстников в общении; воспитывать дружеские отношения; учить использовать обязательные формы вежливости со сверстниками.
Ход занятия:
- Сегодня мы полетим в страну Вежливости в Замок Культурного Общения, во вторую комнату, которая называется «Правила дружбы», и узнаем, что приготовила нам Фея на этот раз.
Фея:
- Доброе утро мои замечательные ребята. Я очень рада вас видеть.
- А вы дружные ребята или ссоритесь часто?
- Как вы думаете, правильно ли поступают дети, когда дерутся, обзываются?
Почему?
- Зачем мы должны знать и говорить вежливые слова?
- Как их нужно говорить и кому?
- Знаете ли вы, кого называют сверстниками?
- А кого называют друзьями?
- Легко ли общаться с хвастунами? Почему?
- Умеете ли вы уступать друзьям? Зачем вы это делаете?
- Умеете ли вы принимать советы и замечания друзей?
-У меня во второй комнате есть для вас интересная сказка. Послушайте сказку Т.А.Шорыгиной «Федя и волшебный ключик» (читает).
- Почему Федя не хотел идти в детский сад?
- Легко ли было детям общаться с Федей? Почему?
- Можно ли Федю назвать вежливым и доброжелательным? Почему?
- Что важнее - уметь командовать или быть добрым и справедливым?
- Правильно ли поступил Федя, обидевшись на ребят?
- Как волшебный ключик помог Феде?
- Как изменилось поведение Феди?
- Ребята давайте поиграем в игру «Что не так?» Вы разделитесь на две команды. Дети первой команды меняют что-то в своем внешнем виде, дети второй команды отгадывают, что изменилось (играют).
- Я знаю пословицу про дружбу «Человек без дружбы, что дерево без корней». Как вы думаете, в чем ее смысл, объясните (дети объясняют воспитатель помогает).
- Какие же правила культуры общения с товарищами мы с вами запишем? (с детьми составляют правила)
1. Не обзывайся, не груби.
2. Говори вежливые слова.
3. Улыбайся.
4. Говори добрым тоном.
5. Не перебивай говорящего.
6. Не кричи, разговаривай спокойно.
7. Смотри в глаза собеседнику.
Фея прощается и дети улетают.
Занятие «Хорошую речь хорошо и слушать»
Программные задачи: познакомит детей с правилами поведения в общении со сверстниками (четко произносить слова, говорить не спеша, выбирать удобное расположение по отношению к партнеру); показать, как влияет поведение общающегося на чувства собеседника.
Ход занятия:
Дети прилетают в третью комнату замка.
Фея:
- Ребята, доброе утро. Сегодня вы прилетели ко мне в комнату «Хорошей речи». Знаете ли вы, почему так важно правильно и внятно говорить? Недавно мне за помощью обратился Незнайка.
Колдует палочкой, появляется Незнайка. Незнайка жалуется, что его никто не понимает, когда он говорит. Почему это происходит, он не понимает. И просит Фею помочь ему. Фея соглашается и просит детей быть ее помощниками. Проводится игра «Угадай-ка».
- Дети, встаньте в круг. Вы сейчас по очереди будете выходить в центр круга и показывать то, что вы любите делать. Остальные дети должны отгадать ваше любимое занятие.
Фея:
- Видите, как интересно общаться без слов, но мы с вами не всегда отгадывали то, что увидели. Мы еще раз с вами убедились в том, что тяжело общаться без слов, особенно тяжело задавать вопросы и на них отвечать.
- Кому вы больше всего любите задавать вопросы? Кто на них вам интересно отвечает?
- Вам, значит, нравится, когда интересно отвечают и рассказывают. А вы умеете рассказывать так, чтобы было понятно то, что вы хотите сказать, и чтобы вас не переспрашивали?
- Как же надо говорить, чтобы речь ваша была понятной? Послушайте стихотворение С.Михалкова «Сашина каша» (читает).
- Как вы думаете, приятно бывает окружающим, когда с ними вот так кто-то разговаривает? Конечно нет. В таком разговоре не понятно ни слова. А как нужно говорить, чтобы тебя понимали? (неторопливо, четко, ясно).
- Можно ли говорит грубые слова? Почему? Грубые слова портят нашу речь, делают ее некрасивой.
- А теперь давайте отдохнем и разыграем с вами ситуацию «Знакомство» (двое детей располагаются так, что один сидит, а другой стоит).
- Ребята, как вы думаете, удобно ли было общаться нашим детям? Почему? Когда мы говорим, друг с другом, то стараемся расположиться так, чтобы видеть глаза собеседника.
Незнайка:
- А я тоже знаю интересную игру «Спиной друг к другу». Давайте с вами поиграем? (дети разбиваются на пары, смотрят друг на друга, отворачиваются спиной и по очереди описывают товарищей).
Фея:
- Как вы думаете, ребята, что означает пословица «Хорошую речь, хорошо и слушать»?
- Дети, давайте для Незнайки, повторим правила общения с друзьями:
1. Говори внятно, неторопливо, ясно.
2. Говори добрым тоном.
3. Не перебивай товарищей.
4. При разговоре смотри в глаза собеседнику.
5. Не кричи.
6. Разговаривай вежливо.
7. Не придумывай друзьям прозвища.
Незнайка благодарит детей и Фею и уходит. Дети прощаются и улетают.
Занятие «Доброе слово дом строит, а злое разрушает».
Программные задачи: Учить использовать обязательные формы вежливости со сверстниками, учить детей при беседе смотреть на собеседника, не кричать, но говорить достаточно громко, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети прилетают в третью комнату Замка Культурного Общения - «Хорошая речь».
Фея
- Как вы думаете, о чем можно поговорить с друзьями? (Ответы детей.) Какие два значения слова язык вы знаете? Правильно. Язык - это орган речи. Еще языком часто называют саму речь. С ее помощью человек передает свои мысли, общается с другими людьми, объясняет, просит, благодарит. Но речь может сделать людей врагами, вызвать войну, внести в жизнь горе, предать, оскорбить. Давайте поиграем в игру «Кто больше знает?». Сначала вы вспомните пословицы и поговорки, в которых говорится о «хорошем и добром» языке, а потом - о «плохом, злом» языке. За каждую пословицу получите фишку. Выиграет тот, у кого наберется больше фишек.
После игры подводятся итоги.
Теперь - гимнастика для выработки хорошей осанки. Такая осанка необходима для правильного дыхания - и когда мы молчим, и когда говорим.
1. Встаньте, расслабьте плечи. Попробуйте как бы приподнять свое тело, расправьте плечи, грудь, откиньтесь назад. Вы чувствуете, что спина становится прямой, крепкой, а руки, шея - свободными, легкими.
2. Встаньте спиной к стене, прислонитесь к ней затылком, лопатками, пятками и несколько раз присядьте, не отрывая спину от стены. Молодцы!
Появляется кукла Петрушка:
Эй, белобрысый из первого ряда,
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь, что за игрушка?
А я - Петрушка!
Остер колпачок -
Еще острее язычок,
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что и вы захохочете сами!
(В.Берестов)
- Я принес кассету с отрывком сказки «Приключения Буратино». Я ее слушал уже много раз, но никак не пойму, почему Тортилла обиделась на Дуремара?
Слушают сказку.
Фея:
- Как вы думаете, почему обиделась Тортилла?
- Какие обидные слова сказал ей Дуремар?
Фея включает отрывок сказки «Конек - Горбунок».
- Как Конек утешал Иванушку?
- Какие слова говорил ему?
- Сравните героев сказок, Дуремара и Конька - Горбунка. Кто правильно общается?
- Что вы скажете другу, если он грустит, ему нужна помощь?
Петрушка:
- Вот спасибо ребята. А я бы ни за что не догадался! За это я вас научу дыхательной гимнастике. Делают ее для того, чтобы правильно, внятно разговаривать.
1. «Дровосек». И.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Берем двумя руками «топор», поднимаем его над головой, одновременно глубоко вдыхаем. С коротким выдохом через рот делаем быстрый наклон вперед, опуская руки вниз. Выпрямляемся, опускаем руки, одновременно делаем вдох, и снова наклоняемся, ударяя «опором» с восклицанием «Раз»!
2. «Освобождение от усталости». И.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаемся на носки, одновременно делаем вдох. С восклицанием «Ух» быстро наклоняемся и, не выпрямляясь, делаем еще три пружинящих наклона, выдыхая воздух с восклицаниями «Ух». При каждом наклоне туловище расслабляется и опускается все ниже.
- Ребята, а давайте поиграем в игру «Пойми без слов».(Дети без слов показывают, как утешают товарища, благодарят, извиняются, здороваются, прощаются, приглашают в игру, просят игрушку.
Фея и Петрушка прощаются. Дети улетают в группу.
Занятие «Умей слушать других»
Программные задачи: обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении (быть внимательным к партнеру, не перебивать его).
Ход занятия:
Дети прилетают в четвертую комнату «Внимательный собеседник».
- Здравствуйте, ребята. Вы знаете, Незнайке так понравилось с вами играть и слушать сказки, что он очень меня просил еще раз прийти к нам и поучиться культуре общения. Возьмем его с собой?
Фея колдует палочкой, появляется Незнайка. Здоровается с ребятами.
Ребята, чем вы любите заниматься дома, в какие игры любите играть (дети отвечают).
- А теперь назовите, чем любит заниматься (называет имя ребенка), в какие игры любит играть? (называет несколько детей)
- Мы не всегда можем назвать то, что слушали. Часто это бывает и у взрослых людей, потому что мы не внимательны к другим. Нам хочется, чтобы мы говорили, а нас выслушивали.
- Как вы думаете, что может произойти, если мы невнимательно будем слушать другого? (собеседник может обидеться, в следующий раз он уже не будет разговаривать с нами)
- Оказывается, чтобы умели слушать других, не перебивать их, необходимо этому учиться. Хотите этому научиться?
- Сначала мы с вами послушаем тишину. Закройте, пожалуйста, глаза. Дети, что вы услышали?
- Давайте поиграем с вами в игру «Испорченный телефон» (дети садятся в круг). Вам необходимо по очереди передавать друг другу слово так, чтобы никто не слышал. Последний должен произнести это слово вслух (играют).
- Дети, игра показала, что необходимо не только внимательно слушать друг друга, но и четко произносить слова.
- А сейчас послушайте сказку Т.А.Шорыгиной «Желтая птичка».
- Кого встретили в парке Таня и ее дедушка?
- Как вела себя Таня во время разговора Дедушки и Алексея Алексеевича?
- В кого превратил волшебник девочку?
- Кто мешал Тане разговаривать с птицами?
- Как вы думаете, будет ли Таня в дальнейшем мешать чужой беседе?
- Умеете ли вы внимательно выслушивать собеседника?
- Чем отличается разговор со сверстником от беседы со взрослым?
- Почему говорят: «Речь красна слушанием»?
- Каким должен быть тон любого разговора?
- Можно ли при разговоре повышать голос, размахивать руками? Почему?
- Я надеюсь, что вы ребята, и ты Незнайка, всегда будете соблюдать правила культурного общения. А сейчас мы проиграем с вами такую ситуацию. Сначала вы разобьетесь на пары. Каждая пара будет выходить в центр группы. Вы должны спросить друг друга о том, чем вы занимались вчера вечером. А остальные дети должны внимательно слушать.
- Ребята, какая пара вам больше всего понравилась? Почему?
- Я вас хочу познакомить с новой пословицей «Верный друг - самое большое богатство». Как вы думаете, что означает эта пословица? Какие еще пословицы про друзей вы знаете? А про хорошую речь? С какой еще пословицей вы познакомились сегодня на занятии? («Речь красна слушанием»)
- Итак, ребята, вы сегодня узнали, что важно в беседе не только самому четко и ясно говорить, но и внимательно слушать того, с кем вы разговариваете. И этому вы сегодня старательно учились.
- В конце нашей встречи давайте поиграем в игру «Шалтай - Болтай». На слова:
Шалтай - Болтай
Сидел на стене.
Шалтай - Болтай
Свалился во сне,
- вы должны сначала поворачивать туловище вправо - влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоните свое тело вниз.
Фея прощается с детьми до следующей встречи.
Занятие «Мои друзья»
Программные задачи: учить детей адекватному поведению в конфликтной ситуации; воспитывать потребность в доброжелательном общении со сверстниками.
Ход занятия:
Дети прилетают в пятую комнату «Не оскорбляй товарищей».
Фея предлагает игру «Комплимент». Дети становятся в круг.
- Дети, каждый из вас должен сейчас обратиться к другому со словами: «Мне нравится в тебе…», - а дальше скажите, что вам нравится в вашем товарище (особенности внешнего вида, характера).
- Ребята помогите сегодня мне вылечить больных. Я сейчас вас превращу в докторов (машет волшебной палочкой). Вы знаете, что доктора лечат больных, выписывая им определенные лекарства. Вот и вам нужно будет потрудиться: установить, что беспокоит пациентов и выписать им рецепты. А «больные» у нас необычные. Они боятся прийти на прием. Но у нас есть «телевизор», и на его экране будут появляться опознавательные знаки, при помощи которых можно узнать диагноз больных. (Выставляет на экран большую букву «Я».)
- Вот и первый пациент. Его зовут Сережа. Больной жалуется на то, что дети с ним не играют, его не любят, а постоянно дразнят вот так:
«Наша утка - крякалка,
А Сережа - Якалка».
Всем все время говорит:
«Я сумею, я смогу
Я быстрее пробегу».
Фея:
- Доктора, вы догадались, что это за больной? Посмотрите, что появилось на экране? Буква «Я» означает, что этот мальчик постоянно хвастается. Давайте поможем ему, ведь он и не догадывается, почему с ним дети не дружат. Давайте ему выпишем рецепт на лекарство. Как оно у нас будет называться? Назовите слово, противоположное слову «хвастовство», - «скромность».
- Больные идут друг за другом. Вот следующий больной. (На листе бумаги изображены капельки слез.) Он только и знает: чуть что, сразу плачет. С ним тоже не хотят играть дети и постоянно его дразнят:
Плакса, вакса, гуталин
Проглотил горелый блин.
- Это, наверно, очень тяжелый больной. Давайте поскорее выпишем ему рецепт. Как будет называться лекарство? Подберите слово, противоположное слову «печаль», - «радость».
- Доктора, посмотрите на экран телевизора, он ничего не показывает. Странно, на нем только лишь один черный цвет. Наверное, это говорит о тяжелой степени болезни.
- Оказывается, этого больного зовут «Злюка». У него постоянно плохое настроение, и он всегда говорит другим только плохие слова. А вы знаете, что «черные» слова пачкают нашу речь, портят настроение и здоровье. И хуже становится тому, кто ругается. Вот такой тяжелый случай. Нам необходимо найти лекарство и для него, и для тех, кого он обижает, ведь они тоже страдают.
- Сначала давайте представим этого «Злюку», какой он? (некрасивый, без улыбки, хмурый; ему кажется, что и вокруг люди становятся драчливыми и злыми). Теперь пропишите ему лекарство. Что нужно предпринять в первую очередь? (Улыбнуться, извиниться.)
- А вы мои помощники, всегда ли вовремя извиняетесь?
- Что вы посоветуете тем людям, которые страдают от «Злюки», расстраиваются, плачут или жалуются на него другим? (ответы детей)
- Уважаемые доктора, наверное, и с вами бывает такое, что вы обзываете кого-то, дразните. Часто это бывает, когда у вас плохое настроение. Чтобы снять это настроение, выполняйте игровые упражнения, которые вы уже знаетет: «Факиры», «Шалтай - Болтай» (выполняют упражнения).
- Ребята, а правильно ли поступали товарищи наших больных, когда обзывались на них? Почему? Послушайте стихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи».
- Как вы думаете, почему стихотворение называется «Хорошие товарищи»?
- Чем отличаются товарищи Миши от товарищей наших больных?
- Как помогли друзья Мише?
- Как их можно назвать? (верные друзья)
- Как вы помогаете своим друзьям?
- Что вы скажете другу, если он чем- то огорчен?
- Что вы скажете другу, если он радуется?
- Как вы разговариваете с товарищами?
- Можно ли давать прозвища товарищам, как это делали друзья наших больных?
- Я познакомлю вас с новой пословицей про друзей «Чтобы у тебя были друзья, ты сам должен уметь дружить». Объясните смысл пословицы. Какие еще пословицы про дружбу вы знаете?
- В группу с собой я вам дам сложные задачки. Я надеюсь, вы их решите, а воспитатель вам поможет. Слушайте внимательно:
а) Один ребенок играет игрушкой, а другой мешает ему, отбирает игрушку. Как они должны поступить?
б) Оля - добрая, стеснительная девочка. Чаще всего она стоит в сторонке и смотрит, как весело играют ее сверстники. Как можно помочь Оле?
в) Дети одеваются на прогулку. Катя торопится успеть одеться вместе с детьми, но у нее никак не застегивается верхняя пуговица пальто. К ней подошел Петя и сказал…
Дает воспитателю записанные задачки.
- Вы сегодня славно потрудились. Всем выписали нужные лекарства, и теперь наши больные быстро поправятся. Мне очень хочется, чтобы вы - мои помощники - всегда доброжелательно относились друг к другу (не обижали, не оскорбляли).
Фея предлагает игру «Волны».
- Вы любите, наверное, купаться в речке, в пруду, в море. Почему? Наверное, в море обычно бывают большие волны, они ласково омывают людей. Если бы они умели говорить, то они, возможно, произнесли бы слова: «Мы любим вас…». Давайте превратимся в морские волны, попробуем, как они, надвигаться и шуршать, когда они накатываются на прибрежные камешки. Теперь по очереди можно искупаться в море. Купающийся становится в центр, «волны» - дети по одному подбегают к нему, поглаживают его, проговаривая слова.
Фея прощается с детьми.
Занятие «Будем знакомы»
Программные задачи: продолжать учить детей при беседе смотреть на собеседника, не кричать, но говорить достаточно громко; систематизировать и обобщать правила вежливого речевого общения.
Ход занятия:
Дети прилетают на ковре-самолете в пятую комнату «Будем знакомы».
Фея:
- В этой комнате, дети нашей страны учатся знакомиться. Ой, кто это? Да это же кот Леопольд с мышами! Как вы здесь оказались?
- Леопольд:
- А нас волшебник сюда послал, потому что мы дружить не умеем. Он сказал, идите в страну Вежливости, там вас Фея Вежливости научит дружить и с новыми друзьями знакомиться.
Фея:
- Поможем коту Леопольду и мышам? Давайте научим их играть в игру «Волшебный стул»!
Дети садятся в круг и говорят о сидящем рядом что-нибудь хорошее и доброе.
- А я знаю мальчика, который не любил ходить в детский сад, потому что у него там не было друзей. Но однажды, с ним приключилась интересная история…
Читает рассказ Р.Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад».
-Почему Антон не любил ходить в детский сад?
-Почему у него не было товарищей?
-Как Антон познакомился с Васей?
-Почему Антон захотел ходить в садик?
-Как вы познакомились со своими друзьями?
-Почему друзей надо беречь?
-Как вы разговариваете с товарищами?
-Как вы знакомились со своими друзьями?
- Какие пословицы про дружбу вы знаете? Я познакомлю вас и наших гостей с новой пословицей «Друга ищи, а нашел береги». Объясните смысл пословицы.
Фея:
- А вы справились с моим заданием, решили мои задачи? А я вам приготовила еще несколько задач:
а) К вам в группу пришла новенькая девочка. Что вы сделаете? Что скажете?
б) У Коли укатился мяч и остановился около Пети. Что сделает Петя? Что мальчики скажут друг другу?
в) У вашей подруги расстегнулась пуговица на платье. Она этого не замечает. Что ты сделаешь, что ты ей скажешь? Что она должна ответить?
г) Мальчик пришел в группу. Его товарищи уже начали постройку. Ему тоже хочется строить. Как он об этом попросит товарищей
Кот Леопольд с мышами благодарит детей и Фею и уходит.
- Вот и подошла к концу наша встреча. Давайте с вами отдохнем. Поиграем в игру «Каждый спит»
Воспитатель произносит слова:
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный сидит,
Тот не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.
(В.А.Жуковский)
Воспитатель подходит к фигурам детей, застывшим в разных позах. Она пытается их разбудить, беря за руки.
Занятие «День рождения друга»
Программные задачи: побуждать детей быть внимательными к сверстникам; воспитывать потребность в доброжелательном общении со сверстниками.
Ход занятия:
- Сегодня мы полетим в седьмую комнату Феи «День рождения друга».
Фея:
- Доброе утро, ребята. Я очень рада вас видеть. А ко мне в гости пришел Незнайка и просит помощи. Может мы вместе поможем ему?
Незнайка:
- Ребята, помогите мне, пожалуйста. У моего друга день рождения, а я незнаю, как его поздравить и что ему подарить.
Фея:
- Ребята, давайте поможем Незнайке. Представьте, что вы приглашены на день рождения к своему товарищу. Мы выберем именинника, остальные будут гости. Вы будете придумывать слова поздравления и пожелания своему другу (дети придумывают поздравления).
- Скажите, пожалуйста, что, кроме поздравлений получает именинник? (подарок)
- Давайте и мы сделаем подарок другу. Подумайте, что очень хочет получить на день рождения ваш друг и нарисуйте.
- А сейчас послушайте, как прошел день рождения ослика Иа-Иа из повести - сказки А. Милна «Вини - пух и все, все, все…» (читает)
- У кого был день рождения?
- Почему в свой день рождения Иа - Иа был очень грустный?
- Какие подарки подарили Иа - Иа его друзья?
- Что пожелали Иа - Иа Вини - Пух? Пятачок?
- Почему Иа - Иа стал веселым?
- Как вы поздравляете своих друзей в их день рождения?
- Что можно пожелать другу в его день рождения?
- Незнайка, а мы еще знаем много пословиц про друзей! Правда, ребята?
Незнайка:
- Я очень хочу их услышать. А про культурную речь вы знаете пословицы? (дети говорят пословицы)
Воспитатель:
- А я знаю еще одну пословицу про дружбу «Дружба заботой да подмогой крепка». Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы? (дети объясняют)
- Ребята, давайте поиграем в игру «Сотворение чуда».
Дети берут «волшебный фонарик», идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь? Что для тебя сделать?
Фея:
- Я приготовила вам еще сложные задачки:
1. После сна Маша оделась очень быстро и решила помочь Гале, которая была в другой стороне спальни. Но на ее пути были Лена и Гена. Что должна сказать им девочка, чтобы они уступили ей дорогу?
2. Вова играл в мяч. Мяч попал в лужу и обрызгал детей. Мальчик достал мячик из лужи и пошел снова в него играть. Правильно ли поступил мальчик? Что он должен был сказать?
3. За Катей пришла бабушка. Катя, одеваясь, говорит: «Я с Наташкой Ивановой больше не дружу. Она меня назвала Катькой». Почему Катя не может обижаться на Наташу? Что она должна сделать?
Незнайка благодарит детей за помощь, прощается и уходит. Дети прощаются с Феей и улетают домой.
Занятие «Без друзей жить нельзя»
Программные задачи: Воспитывать и развивать осознанные взаимнодоброжелательные отношения с ровесниками, раскрыть понятия «дружба», «друзья»; развивать коллективное взаимопонимание; воспитывать потребность в доброжелательном общении со сверстниками.
Ход занятия:
Дети летят в восьмую комнату замка Культуры общения - «Береги друзей».
Фея встречает их:
- Здравствуйте мои замечательные гости. Проходите. В комнате сидит Мальвина и плачет, а Буратино дразнит ее и дергает за косички.
Фея:
- Вот ребята, а у меня еще гости. Мальвина за помощью пришла.
Мальвина:
- Фея, ребята, помогите! Буратино совсем не умеет дружить! Кривляется, дерется, кричит, обзывается, говорит плохие слова.
Фея:
Ребята, поможем Мальвине? Ты Буратино не кривляйся, а садись с нами. Наши детки вежливые, поучись у них вести себя.
- Как вы думаете, ребята, что означает слово «дружба»?
- В каком возрасте дети начинают дружить?
- Сколько времени длится дружба?
- Что вам нравится в вашем друге
- Что вы делаете для друга?
- Что главное в дружбе?
- Кто хотел бы учиться в школе вместе? Сидеть за одной партой? Почему?
- Послушайте сказку Т. А. Шорыгиной «Вредная ворона»
- Как вы думаете, Аня вежливая девочка? Почему?
- Кто дал девочке лопатку?
- Что вы можете сказать о Вите? Какой он?
- Как вредная ворона хотела поссорить Валеру и Витю?
- Удалось ли ей это? Почему?
- Как вы поступили бы на месте Валеры и Вити?
- Почему все дети называли ворону вредной?
- Как вы поступите, если встретитесь с вредной вороной?
- Давайте назовем правила дружбы, а ты Буратино, запиши их себе на листочек и не забывай!
Буратино записывает.
1. Не обзывайся, не груби.
2. Говори вежливые слова.
3. Улыбайся, смотри в глаза собеседнику.
4. Говори добрым тоном.
5. Не перебивай говорящего.
6. Не кричи, разговаривай спокойно.
7. Делись игрушками, сладостями.
8. Не придумывай друзьям прозвища.
- Ребята, назовите Буратино пословицы о дружбе, правильной и культурной речи (называют). А я знаю еще одну пословицу «Ссора до добра не доведет». Как вы думаете, что она означает?
Воспитатель:
- У меня есть два телефона. Мне нужно два ребенка (выбирает).
- Оля, мама тебе подарила игрушку. Ты об этом хочешь рассказать Диме по телефону.
Один ребенок «звонит» и рассказывает, какую игрушку подарила ему мама.
Мальвина:
- Дети, а я знаю одну очень интересную игру «Мне нравится с тобой дружить». Давайте поиграем? (играют)
Дети говорят друг другу слова о достоинствах своих друзей, отвечая на вопрос, почему с этим человеком хорошо дружить.
Буратино и Мальвина благодарят детей за помощь, прощаются и уходят.
Занятие «Зачем нужен друг?»
Программные задачи: воспитывать умение дружить; закрепить правила поведения в общении со сверстниками.
Ход занятия:
Дети прилетают в последнюю комнату замка Культуры общения - «Умей дружить».
Фея встречает гостей, в комнате уже сидят Мальвина и Буратино.
Мальвина:
- Ребята, я так рада вас видеть! Буратино почти научился быть хорошим другом, но иногда забывает правила культурного общения.
Буратино:
- Ребята, я случайно потерял бумажку с правилами дружбы. Помогите мне, напомните эти правила, пожалуйста.
Дети вспоминают правила:
1. Не обзывайся, не груби.
2. Говори вежливые слова.
3. Улыбайся, смотри в глаза собеседнику.
4. Говори добрым тоном.
5. Не перебивай говорящего.
6. Не кричи, разговаривай спокойно.
7. Делись игрушками, сладостями.
8. Не придумывай друзьям прозвища.
Мальвина: «Знаете ребята, Буратино стал исправляться. А вчера, подарил мне книжку! Но, к сожалению, я плохо умею читать. Помогите мне прочитать книгу, пожалуйста» (обращается к воспитателю).
Воспитатель читает рассказ В.Осеевой «До первого дождя».
- Были ли Таня и Маша подругами?
- Правильно ли поступила Маша? Почему?
- Какая Маша?
- Почему Таня покраснела за Машу?
- Как вы думаете, будут ли дружить Маша и Таня после этого случая?
- А как вы поступите, если вашему другу понадобится помощь?
- Как можно его утешить, что сказать?
- К этому рассказу есть пословица «Друг познается в беде». Что она означает? Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Фея: «А задачи, которые я вам дала, вы решили? Я приготовила вам еще задачи»:
1. После сна дети убирали кровати, Галя, чтобы поправить простынку, положила свою подушку на кровать к Маше, которая еще одевалась. Маша увидела это и закричала: «Галька, сними подушку с моей кровати». Какие ошибки допустила Маша? Что она должна была сказать Гале? Что Галя должна была сказать Маше?
2. У тебя заводная машинка, а у Коли книга. Тебе хочется ее посмотреть. Как ты поступишь? Что ты скажешь?
3. У Тани не получается застегнуть молнию на куртке. Рядом одевается Валя. Как Таня попросит Валю помочь ей. Что ответит Валя?
Мальвина: «Какие умные и вежливые дети ходят в эту группу. Я хочу с вами поиграть в игру «Школа вежливых слов».
Дети передают друг другу мяч и говорят вежливые слова, не повторяясь друг за другом.
Мальвина и Буратино благодарят детей, прощаются и уходят. Дети прощаются с Феей Вежливости и улетают.
Занятие «Достаточно ли мы воспитаны?»
Программные задачи: закрепить понятия «культура общения», «культура поведения, систематизировать правила культурного общения со сверстниками.
Сегодня мы с вами полетим в третий замок, «Замок Воспитанных Детей» и там Фея Вежливости посмотрит, научились ли вы быть культурными, вежливыми детьми. Дети летят в замок.
Фея их встречает:
- Здравствуйте мои хорошие. Я вам приготовила сегодня много заданий. Будьте внимательны.
Разделимся на две команды и выберем капитана.
1 задание. Кто назовет больше вежливых слов.
2 задание. Кто назовет больше ласковых слов.
3 задание. Сыграть сценки:
а) Двое детей «поссорились». От каждой команды по человеку. (По очереди их мирят).
б) Успокой товарища.
в) Капитаны, о каждом товарище из команды говорят доброе слово, но не повторяются.
г) Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, которой играет твой товарищ. Попроси его.
д) Ты очень обидел своего друга - попробуй помириться с ним.
е) Ты пришел в новую группу - познакомься с детьми и расскажи о себе.
ж) Ты забыл дома ручку - попроси у ребят.
и) Ты потерял свой карандаш - спроси у ребят, не видели ли они его.
4. Продолжи пословицу.
а) Доброе слово сказать,…(что дождь в засуху).
б) Доброе слово сказать - посошок…(в руку дать).
в) Те же слова,… (да не так молвить).
г) С добрым словом и…(черная корка сдобой пахнет).
д) Человек без дружбы…(что дерево без корней).
е) Хорошую речь…(хорошо и слушать).
ж) Ласковое слово лучше…(мягкого пирога).
з) Верный друг…(самое большое богатство).
и) Ласковое слово, что весенний…(день)
к) Дружба дороже …(денег).
л) Чтобы у тебя были друзья,…(ты сам должен уметь дружить)
м) Дружба что стекло - …(разобьешь, не склеишь).
н) Друга ищи,…(а нашел береги).
о) Дружба заботой…(да подмогой крепка).
п) Ссора до добра…(не доведет).
р) Друг познается…(в беде).
5.Игра «Что означает слово?» (вежливость, культура поведения, культура общения, спасибо, до свидания и т.д.)
6. Вопросы по прочитанным художественным произведениям.
а) В какой сказке невоспитанный утенок считал, что вежливые слова не нужны? («Упрямый утенок»)
б) Как звали попугая, который научил девочку вежливости. (Шурик)
в) В какой сказке мальчику помог волшебный ключик стать вежливым? («Федя и волшебный ключик»).
г) Как называется стихотворение С.Михалкова, в котором мальчик невнятно говорил слова? («Сашина каша»)
д) Как называется стихотворение С.Михалкова, в котором товарищи помогали заикающемуся другу? («Хорошие товарищи»)
е) Какое животное было грустным в свой день рождения? (ослик Иа -Иа)
ж) Как называется рассказ, в котором мальчик Антон нашел друга?
з) В какой сказке волшебник превратил девочку в птичку?
Фея награждает победителей, прощается и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты открытых занятий в группе компенсирующей направленности для детей седьмого года жизни
Тема: Звук и буква О. Тема: Геометрическая фигура квадрат. Тема: Одежда, обувь, головные уборы....
Конспект занятия по развитию речи с детьми 3-го года жизни. Рассматривание картины
Конспект занятия по развитию речи с детьми 3-го года жизни «Рассматривание картины Е. Батуриной «Катаемся на санях» по технологии Т.А. Сидорчук, И.Н. Мурашковской»....
Консультации для родителей "Воспитание культуры поведения у детей 5 года жизни"
Консультация для родителей...
Конспект занятия по развитию речи с детьми 3-го года жизни"Рассматривание картины Е.Батуриной"Катаемся на санках".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 27» Конспект занятия по развитию речи с детьми 3-го года жи...
Методика проведения занятий по физической культуре детей 4 и 5 года жизни
Для инструкторов по физической культуре....
Консультации для родителей "Воспитание культуры поведения у детей 5 года жизни"
Воспитание культуры поведения у детей 5-го года жизни...
Конспект занятия по формированию культуры общения и поведения, Тема: «Путешествие в страну доброты и вежливости»
Тема: «Путешествие в страну доброты и вежливости»Возрастная группа: старшая группаКоличество детей: 20Цель:формирование культуры общения и поведения посредством художественного слова, игро...