Воспитание культуры поведения у детей 6-го года жизни на материале художественной литературы
методическая разработка (старшая группа) по теме

Теплинская Юлия Васильевна

Перспективный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план воспитания культуры общения у детей 6-7-го года жизни со сверстниками на материале художественной литературы

Этапы и тема занятия

Программное содержание

Ход занятия

Последующая работа


1 этап. Цель: вызвать интерес у детей 6-го года жизни к соблюдению культуры общения через знакомство с персонажем «Феей Вежливости». Уточнить  представления о культурном человеке, культуре поведения, культуре общения.



1 занятие


Что такое культура общения?












1.Раскрыть понятия: «культура поведения», «культура общения».

2. Воспитывать желание употреблять в речи вежливые слова.











Дети прилетают в страну Вежливости в Замок Вежливых Слов.

1. Фея Вежливости, знакомится и спрашивает детей:

а). Что такое «культура поведения»?

б). Что такое «культура общения»?

в). Кто такой культурный человек?

г). Кто такой некультурный человек?

д). Зачем мы говорим вежливые слова?

2. Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Упрямый утенок».

3. Беседа:

а). Каким вежливым словам учила утка Глаша своих утят?

б). Что означает слово «Здравствуйте»?

в). Что означает слово «До свидания»?

г). Прав ли был утенок Гоша, когда говорил, что вежливые слова не нужны?

д). Почему птицы называли Гошу невоспитанным?

е). Почему Гоша остался один?

ж). Что случилось с Гошей, когда он остался в одиночестве?

з). Кто спас Гошу?

и). Как вы думаете, для чего существуют правила вежливости?

к). Что нужно делать, когда встречаете знакомого человека?

л). Как лучше поздороваться? (посмотреть в глаза, улыбнуться и негромко, четко, ясно сказать: «Здравствуйте»).

м). Что нужно сказать, когда расстаетесь с человеком?

4. Пословица «Доброе слово сказать, что дождь в засуху».


1.Чтение стихотворения Н. Юсупова «Простите».

2. Реши ситуации:

а) Четыре мальчика сидят за столом. Они обедают. Коля просит у Кости дать ему кусок хлеба. Как они будут поступать? Что скажут друг другу?

б) Два мальчика играют. Один нечаянно толкнул своего товарища. Как они должны поступить?

в) Воспитатель попросил тебя отнести книгу в другую группу. Как ты это сделаешь?

3. Придумывание сказки «Как зайчик стал вежливым».

4. Игра «Рисуем вместе».


2 занятие


Волшебные слова.


1.Закрепить известные вежливые слова.

2. Познакомить с новыми вежливыми словами: доброе утро, добрый день, добрый вечер.

3. Воспитывать желание быть вежливым.


Дети прилетают в Замок Вежливых Слов.

Фея Вежливости:

1. Как вы думаете, зачем нужно быть вежливым?

Какие вежливые слова помните вы?

Почему вежливые слова называют волшебными?

2. Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Вежливые бельчата».

3. Беседа:

а). Кого бельчата встретили утром?

б). Какие вежливые слова лесные жители говорили друг другу утром?

в). Кого бельчата встретили днем?

г). Какие вежливые слова лесные жители говорили друг другу днем?

д). Что означают слова «Добрый день»?

е). Кого бельчата встретили вечером?

ж). Какие вежливые слова сказали бельчата жучкам-светлячкам вечером?

з). Каким словом поблагодарили жучков бельчиха и бельчата?

и). Какие слова мама сказала бельчатам перед сном?

4. Пословица «Доброе слово сказать - посошок в руку дать».

5. Игра «Кто больше назовет вежливых слов».


1. Чтение сказки Б. Заходера «Хрюк на елке».

2. Разучивание стихотворения О. Дриз «Добрые слова».

3. Реши ситуации:

а) В группу входят воспитатель и мальчик. Покажите, как они это сделают, что скажут друг другу?

б) Вы играете в мяч. Вам весело. Роман стоит около забора один. Ему грустно. Что вы сделаете, что вы скажете Роману?

в). Пришла в группу новая девочка. Села на стул и сидит. Что же нужно сделать?

4. Игра «Ходим кругом».


3 занятие


Вежливые слова.


1.Закрепить в речи детей вежливые слова.

2. Воспитывать желание употреблять в речи вежливые слова.


Дети прилетают в Замок Вежливых Слов.

1.Фея Вежливости достает волшебную книгу и читает стихотворение Г.Сапгир «Самые слова».

2. Фея вежливости:

- Кто взял у мальчика слово «здравствуй»?

- Кто проглотил слово «спасибо»?

- Кто унес слово «пожалуйста»?

- Почему с мальчиком не стали дружить ребята?

- Почему плохо быть невежливым?

- О чем попросил мальчик петуха, рыбу и пса?

- Почему с мальчиком снова стали дружить дети?

- Почему он вежливые слова назвал самыми нужными?

3. Игра «Школа Вежливых слов».

4. Пословица «От худого слова - навек ссора».

5. Игра «Шалтай-Болтай».


1. Разучивание стихотворения «Здравствуйте» В. Солоухина.

2. Игра «Подарки друг другу».

3. Беседа «Вежливые слова».


4 занятие


Как правильно говорить вежливые слова.


1. Закрепить в речи детей вежливые слова.

2. Воспитывать желание употреблять в речи вежливые слова.


Дети прилетают в Замок Вежливых Слов.

1. Фея включает аудиозапись: отрывок из сказки «Приключения Чиполлино».

2. Беседа:

- Отрывок из какой сказки вы прослушали?

- Почему Вишенка заболел?

- Что посоветовал ему доктор?

- Как вылечился Вишенка?

- Как появились у Вишенки друзья?

- Какие волшебные слова его друзья знали?

- Какие волшебные слова знаете вы?

- Как необходимо произносить эти слова?

3. Рассматривание и разбор проблемных ситуаций изображенных на картинках. Озвучивание картинок используя вежливые слова.

4. Дыхательная гимнастика.

5. Игра «Где мы были мы не скажем».


1.Игра – упражнение «Помоги себе сам».

2.Рисование сказки «Приключение Чиполлино».

3.Настольно – печатная игра «Как правильно себя вести».

4.Беседа «Как правильно говорить вежливые слова.

5.Проблемные ситуации:

а) Твой друг надолго уезжает. Что ты ему скажешь? Что пожелаешь?

 б) Саша не знает вежливых слов. Отбирает игрушки, дерется. Он подошел к тебе и обозвал. Что ты сделаешь? Скажешь?


2 этап. Цель: сформировать и углубить представления о культуре общения со сверстниками у детей 6-го и года жизни и умений применять полученные знания в практической деятельности.



1 занятие


Для чего человеку имя?


1.Учить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении.

2. Воспитывать желание быть вежливым.



Дети прилетают в первую комнату Замка Культурного Общения - «Тайна имени». Фея Вежливости просит помочь ей открыть ларец, закрытый на три замка. Ключи от них потеряны. Они отмыкаются, лишь, когда дети раскроют три тайны общения.

Фея учит детей общению: для того чтобы сказать что-то друг другу, сначала нужно улыбнуться

(дети берутся за руки и молча, глядя друг другу в глаза, улыбаются).

Фея уточняет у детей, что они знают про свое имя, почему их так назвали, в честь кого, что их имя означает. Затем знакомит со значением имен, говорит, что у каждого имени есть свой цвет.

2. Чтение стихотворения А. Барто «Имя и фамилия».

3. Дети рисуют свой портрет.

4. Игра «Цветок-имя».

5. Игра «Комплимент».

6. Пословица «С добрым словом и черная корка сдобой пахнет».

7. В ларце лежит волшебная палочка. Фея касается ей каждого ребенка под тихую музыку и уходит.


1. Чтение отрывка из «Сказки с подробностями» Г. Остера (глава последняя).

Задание: придумай конец сказки.

2. Реши ситуацию: на занятии по рисованию у тебя сломался карандаш. Как ты попросишь карандаш у товарища?

3. Продолжи рассказ: «Поссорились Вася и Сережа. Сережа ударил Васю и пошел один играть в мяч. Но одному играть было скучно и не интересно. Он посидел, посидел и…».

4. Беседа «Имя и фамилия».

5. Пословица «Те же слова, да не так молвить».

6. Игра «Вспомни имена своих друзей».


2 занятие


Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.

















1. Учить видеть и учитывать настроение сверстников в общении.

2. Воспитывать дружеские отношения.

3. Учить использовать обязательные формы вежливости со сверстниками.


Дети прилетают во вторую комнату  Замка Культурного Общения - «Правила дружбы».

 1. Фея проводит беседу:

а). Знаете ли вы, кого называют сверстниками?

б). А кого называют друзьями?

в). В чем заключаются правила дружбы?

г). Легко ли общаться с хвастунами? Почему?

д). Умеете ли вы уступать друзьям?

е). Умеете ли вы принимать советы и замечания друзей?

2. Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Федя и волшебный ключик».

3. Беседа по сказке:

а). Почему Федя не хотел идти в детский сад?

б). Легко ли было детям общаться с Федей? Почему?

в). Можно ли Федю назвать вежливым и доброжелательным? Почему?

г). Что важнее - уметь командовать или быть добрым и справедливым?

д). Правильно ли поступил Федя, обидевшись на ребят?

е). Как волшебный ключик помог Феде?

ж). Как изменилось поведение Феди?

4. Упражнение «Что не так» (Дети делятся на две команды. Дети первой команды меняют что-то в своем внешнем виде, дети второй команды отгадывают, что изменилось).

5. Пословица «Человек без дружбы, что дерево без корней».

6. Составление правил культурного общения со сверстниками.


1. Разучивание стихотворения Г. Сапгира «Самые слова.

2. Настольно - печатная игра «Как правильно себя вести».

3. Дома придумать рассказ и нарисовать рисунок на тему «Мой любимый друг».

4. Придумывание сказки «Как Дима нашел себе друзей».

5. Беседа «Учись говорить правильно».


3 занятие


Хорошую речь хорошо и слушать.


1.Познакомить детей с правилами поведения в общении со сверстниками (четко произносить слова, говорить не спеша, выбирать удобное расположение по отношению к партнеру).

2. Показать, как влияет поведение общающегося на чувства собеседника.


Дети прилетают в третью комнату Замка Культурного Общения - «Хорошая речь».

1. Фея и Незнайка играют с детьми в игру «Угадай-ка».

2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».

а). Дети, как вы думаете, приятно бывает окружающим, когда с ними невнятно разговаривают?

б). Как нужно говорить, чтобы тебя понимали?

3. Разыгрывание ситуации «Знакомство» (двое детей располагаются так, что один сидит, а другой стоит).

-Как вы думаете, удобно ли было общаться нашим детям? Почему?

4. Упражнение «Спиной друг к другу» (дети разбиваются на пары, смотрят друг на друга, отворачиваются спиной и по очереди описывают товарищей).

5. Пословица «Хорошую речь хорошо и слушать».


1.Решение проблемных ситуаций:

а) Однажды Настя пришла в детский сад заплаканной, с покрасневшими глазами. Подруга Марина сразу заметила, что Настя грустная. Как бы вы поступили на месте Марины? Спросили подругу, что случилось, или сделали бы вид, что ничего не заметили?

б) В группе детского сада появился новый мальчик. Он еще не познакомился с ребятами, не освоился в коллективе. Вы заметили, что мальчик хочет с вами подружиться. Как вы поступите?

в) Ваш друг заболел и попал в больницу. Как вы поступите?

2. Пословица «Ласковое слово лучше мягкого пирога».

3. Чтение стихотворения А. Лопатиной «Здравствуйте».

4. Беседа «Утреннее приветствие».

5. Игра «Бояре».


4 занятие


Доброе слово дом строит, а злое разрушает.


1. Учить использовать обязательные формы вежливости со сверстниками.

2. Учить детей при беседе смотреть на собеседника, не кричать, но говорить достаточно громко.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.


Дети прилетают в третью комнату Замка Культурного Общения - «Хорошая речь».

1. Фея проводит беседу о значении слова язык. Играет в игру «Кто больше знает?»

2. Проводит гимнастику для правильной осанки, необходимой для правильного дыхания.

3. Приходит  в гости Петрушка с кассетой, на которой записан отрывок сказки «Приключения Буратино». Просит послушать и подсказать ему, почему обиделась Тортилла.

4. Фея Вежливости включает отрывок из сказки «Конек - Горбунок».

- Как Конек утешал Иванушку?

- Какие слова говорил ему?

- Сравните героев сказок, Дуремара и Конька - Горбунка. Кто правильно общается?

- Что вы скажете другу, если он грустит, ему нужна помощь?

5. Дыхательная гимнастика.

6. Игра «Пойми без слов»


1. Разучивание стихотворения А. Барто «Ссора».

2. Игра «Волшебные заросли».

3. Игра «Где мы были, мы не скажем».

4. Придумывание рассказа «Как вежливое слово помогло Саше».


5 занятие


Умей слушать других.



1. Обучать детей умению слушать собеседника.

2. Воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его.


Дети прилетают в пятую комнату Замка Культурного Общения - «Внимательный собеседник».

Незнайка пришел в гости к Фее.

1. Фея проводит беседу:

а). Здравствуйте ребята. Я хочу узнать, чем вы любите заниматься дома, в какие игры вы любите играть?

б). А теперь назовите, чем любит заниматься (называет имя ребенка), в какие игры любит играть?

в). Мы не всегда можем назвать то, что слушали. Нам хочется, чтобы мы говорили, а нас выслушивали.

г). Что может произойти, если мы невнимательно будем слушать другого?

2. Игра «Испорченный телефон»

3. Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Желтая птичка»

4. Беседа по сказке:

а). Кого встретили в парке Таня и ее дедушка?

б). Как вела себя Таня во время разговора Дедушки и Алексея Алексеевича?

в). В кого превратил волшебник девочку?

г). Кто мешал Тане разговаривать с птицами?

д). Как вы думаете, будет ли Таня в дальнейшем мешать чужой беседе?

е). Умеете ли вы внимательно выслушивать собеседника?

ж). Чем отличается разговор со сверстником от беседы со взрослым?

з). Почему говорят: «Речь красна слушанием»?

и). Каким должен быть тон любого разговора?

к). Можно ли при разговоре повышать голос, размахивать руками? Почему?

5. Дети разбиваются на пары, один ребенок задает вопросы про вчерашний день, другой отвечает. Дети выбирают понравившуюся пару.

6. Пословица «Верный друг - самое большое богатство».

7. Игра «Шалтай-Болтай».


1. Пословица «Ласковое слово, что весенний день».

2. Разучивание стихотворения Т.А. Шорыгиной «Ласковое слово».

3. Реши ситуации:

а) Вы увидели, что мальчик из вашей группы обидел малыша. Как вы поступите? Что ему скажете?

б) Вы играете мячом, и вдруг он укатился. Мальчик поднял его и бросил вам. Что вы скажете мальчику?

в) Поссорились в группе два мальчика. Когда за Сережей пришла мама, Андрей выбежал из группы и говорит: «Мы с Сережкой больше не дружим. Он плохой». Правильно ли поступил мальчик? Можно ли Андрея считать другом?

4. Чтение стихотворения А.Лопатиной «Пожалуйста».

5. Беседа «Наши друзья».


6 занятие



Мои друзья.


1. Учить детей адекватному поведению в конфликтной ситуации.

2. Воспитывать потребность в доброжелательном общении со сверстниками.


Дети прилетают в шестую комнату Замка Культурного Общения - «Не оскорбляй товарищей».

1. Игра «Комплимент».

2. Дети помогают Фее вылечить больных (злюку, неряху, якалку).

3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи».

4. Пословица «Чтобы у тебя были друзья, ты сам должен уметь дружить».

5. Игра «Волны».


1. Игра «Вежливый ручеек».

2. Чтение стихотворения Т. А. Шорыгиной «Лучший друг».

3. Пословица «Дружба дороже денег».

4. Разучивание стихотворения А. Лопатиной «Спасибо».

5. Придумывание сказки  «Как Маша нашла себе подругу».

6. Реши проблемную  ситуацию:

а) Один ребенок играет игрушкой, а другой мешает ему, отбирает игрушку. Как они должны поступить?

б) Оля - добрая, стеснительная девочка. Чаще всего она стоит в сторонке и смотрит, как весело играют ее сверстники. Как можно помочь Оле?

в) Дети одеваются на прогулку. Катя торопится успеть одеться вместе с детьми, но у нее никак не застегивается верхняя пуговица пальто. К ней подошел Петя и сказал…


7 занятие


Будем знакомы.


1. Продолжать учить детей при беседе смотреть на собеседника, не кричать, но говорить достаточно громко.

2. Систематизировать и обобщать правила вежливого речевого общения.


 Дети прилетают в седьмую комнату Замка Культурного Общения - «Будем знакомы». Там встречают Фею, кота Леопольда с мышами.

1.Игра «Волшебный стул» (дети говорят о сидящем рядом что-нибудь хорошее и доброе).

2. Чтение рассказа Р. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад».

3. Беседа:

а). Почему Антон не любил ходить в детский сад?

б). Почему у него не было товарищей?

в). Как Антон познакомился  с Васей?

г). Почему Антон захотел ходить в садик?

д). Как вы познакомились со своими друзьями?

4. Пословица «Друга ищи, а нашел, береги».

5. Игра «Каждый спит».


1. Игра «Вежливый ребенок».

2. Чтение рассказа И. Н. Курочкиной «История случившаяся в детском саду».

3. Пословица «Дружба что стекло - разобьешь, не склеишь».

4. Разучивание стихотворения А. Лопатиной «Прости».

5. Беседа « Приятно познакомиться».

6. Придумывание сказки «Как Настя стала вежливой девочкой».

7. Решение ситуаций:

а). К вам в группу пришла новенькая девочка. Что вы сделаете? Что скажете?

б). У Коли укатился мяч и остановился около Пети. Что сделает Петя? Что мальчики скажут друг другу?

в). У вашей подруги расстегнулась пуговица на платье. Она этого не замечает. Что ты сделаешь, что ты ей скажешь? Что она должна ответить?

г). Мальчик пришел в группу. Его товарищи уже начали постройку. Ему тоже хочется строить. Как он об этом попросит товарищей?


8 занятие


Новенькая в группе.


1. Побуждать детей быть внимательными к сверстникам.

2. Воспитывать культуру общения со сверстниками.

3. Систематизировать и обобщать правила вежливого речевого общения.


Дети прилетают в восьмую комнату Замка Культурного Общения – «Помоги Новенькой»

1.У Феи в гостях была незнакомая девочка, которая плакала. Она боялась идти в новую группу. Фея предложила ей и ребятам послушать рассказ Курочкиной И.Н. «История случившаяся в детском саду».

2. Беседа:

- Как вела себя новенькая, прийдя в детский сад?

- Как Петя познакомился с ней?

- Что сделали мальчики на прогулке?

- Почему Пете не захотелось больше играть с Кириллом?

- Можно ли назвать Петю хорошим другом?

- А Кирилла?

- Почему вы так думаете?

- Что вы посоветуете нашей гостье? Как ей можно познакомиться с ребятами?

3. Проигрывание ситуации «Знакомство».

4. Игра «Комплимент».

5. Игра «Каждый спит».


1.Разучивание стихотворения А. Барто «Требуется друг».

2.Игра «Опиши друга».

3.Упражнение «Настроение».

4. Беседа «Новенькая в группе».

5.Придумывание рассказа «Как  Аня пришла в новую группу».


9 занятие


День рождения друга.


1. Побуждать детей быть внимательными к сверстникам.

2. Воспитывать потребность в доброжелательном общении со сверстниками.


Дети прилетают в девятую комнату Замка Культурного Общения - «День рождения друга», и встречают там Фею и Незнайку.

Незнайка не знает, как поздравить своего друга с днем рождения и что ему подарить. Просит помощи.

1. Дети представляют, что они приглашены на день рождения к своему товарищу. Выбирается один ребенок на роль именинника, все остальные-гости.

2. Дети придумывают  слова поздравления и пожелания своему товарищу.

3. Рисунки на тему «Подарок моему другу».

4. Чтение отрывка из повести - сказки А. Милна «Вини - Пух и все, все, все…» (Глава шестая, в которой у Иа-Иа был день рождения, а пятачок чуть - чуть не улетел на луну).

5. Пословица «Дружба заботой да подмогой крепка».

6. Игровое упражнение «Сотворение чуда» (дети берут «волшебный фонарик», идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: Чем я могу тебе помочь? Что для тебя сделать?)


1. Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Игра в «Поликлинику».

2. Разучивание стихотворения А. Лопатиной «Доброе утро».

3. Беседа «Зачем мы говорим комплименты».

4. Придумывание сказки «Как Артем научился дружить».

5. Игра «Цветок любви».

6. Решение ситуаций:

а). После сна Маша оделась очень быстро и решила помочь Гале, которая была в другой стороне спальни. Но на ее пути были Лена и Гена» Что должна сказать им девочка, чтобы они уступили ей дорогу?

б). Вова играл в мяч. Мяч попал в лужу и обрызгал детей. Мальчик достал мячик из лужи и пошел снова в него играть. Правильно ли поступил мальчик? Что он должен был сказать?

в). За Катей пришла бабушка. Катя, одеваясь, говорит: «Я с Наташкой Ивановой больше не дружу. Она меня назвала Катькой». Почему Катя не может обижаться на Наташу? Что она должна сделать?


10 занятие


Если друг заболел.


1. Воспитывать потребность в доброжелательном общении со сверстниками.

2. Побуждать детей быть внимательными к сверстникам.

3. Учить использовать обязательные формы вежливости со сверстниками.



 Дети прилетают в десятую комнату Замка Культурного Общения – «Болезнь друга». Фея получила письмо от мальчика Саши. У него заболел друг и он незнает, как ему помочь. Фея предлагает ответить мальчику, но перед этим достает волшебную книгу с рассказами.

1. Чтение рассказа Н.Булгакова «Анна, не грусти».

2. Беседа:

- Почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти».

- Что случилось с Аней?

- Что чувствовала Катя?

- Почему Кате стало вдруг радостно?

- Придумайте продолжение рассказа об Ане и Кате?

- Какие пословицы вы можете соотнести с этим рассказом?

- Какую силу имеют волшебные слова?

3. Знакомство с пословицей «Не мил и свет, когда друга нет».

4. Игра «Доброе слово»

5. Рисунки «Подарок заболевшему другу».

6. Фея с ребятами пишет советы мальчику Саше.

7. Игра «Волны».


1.Разучивание стихотворения А. Барто «Я лежу болею».

2. Игра «Я умею»(дети поочередно говорят, что они умеют делать).

3. Упражнение «Паровозик».

4. Упражнение «Игрушка»

5. Беседа «Как помочь заболевшему другу».

6.Придумывание рассказа «Как Оля помогла  Роме выздороветь».


11 занятие


Без друзей жить нельзя.


1. Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, раскрыть  понятие «дружба», «друзья».

2. Развивать коллективное взаимопонимание

3. Воспитывать потребность в доброжелательном общении со сверстниками.


Дети прилетают в одиннадцатую комнату Замка Культурного Общения - «Береги друзей»,  и встречают там Фею Вежливости, Мальвину и Буратино. Мальвина просит детей научить дружить Буратино.

1. Беседа:

а).  Как вы понимаете слово дружба?

б). В каком возрасте дети начинают дружить?

в). Сколько времени длится дружба?

г). Кто хотел бы учиться в школе вместе? Сидеть за одной партой? Почему?

д). Что вам нравится в вашем друге?

е). Что вы делаете для друга?

ж). Что главное в дружбе?

2. Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Вредная ворона».

3. Беседа по сказке:

а). Как вы думаете, Аня вежливая девочка?

б). Кто дал девочке лопатку?

в). Что вы можете сказать о Вите, какой он?

г). Как вредная ворона хотела поссорить Валеру и Витю?

д). Удалось ли ей это? Почему?

е). Как вы поступили бы на месте Валеры и Вити?

ж). Почему все дети называли ворону вредной?

з). Как вы поступите, если встретитесь с вредной вороной?

Давайте с вами назовем правила дружбы.

4. Пословица «Ссора до добра не доведет».

5. Проигрывание ситуации: Тебе мама подарила игрушку. Ты об этом хочешь рассказать товарищу по телефону  (один ребенок «звонит» и рассказывает, какую игрушку подарила ему мама»)

6. Игра «Мне нравится с тобой дружить».


1. Чтение рассказа Н. Дуровой  «Две подружки».

2. Разучивание стихотворения А. Шибаева «Подружки».

3. Игра «Доброе слово».

4. Решение ситуаций:

а). Вова играет в «Догонялки» с Витей. Витя наступил Вове на ногу. Что скажет Вова Вите? Что ответит Витя Вове?

б). У Ани день рождения. Дети ее поздравляют. Что они ей пожелают?

в). Юра обидел Катю. Он отнял у нее мяч. «Помиритесь, дети, - сказала Галина Николаевна, - Юра, извинись перед Катей». Что скажет Юра? Что ответит ему Катя?

5. Беседа «Учись разговаривать, не обижая товарищей».


12 занятие


Зачем нужен друг?


1. Воспитывать умение дружить.

2. Закрепить правила поведения в общении со сверстниками.


1. Дети прилетают в двенадцатую комнату Замка Культурного Общения - «Умей дружить». Там они видят Фею Вежливости и Мальвину. Она пришла с Буратино. Они предложили вспомнить правила дружбы с прошлого занятия. И вдруг она вспомнила, что Буратино подарил ей книгу, а читает она плохо, и попросила Фею прочитать рассказ.

2. Чтение рассказа В. Осеевой  «До первого дождя».

3. Беседа:

а). Были ли Таня и Маша подругами?

б). Правильно ли поступила Маша? Почему?

в). Какая Маша?

г). Почему Таня покраснела за Машу?

д). Как вы думаете, будут ли дружить Маша и Таня после этого случая?

4. Пословица «Друг познается в беде».

5. Игра «Школа вежливых слов».


1. Чтение рассказа И. Турчина «Дружба».

2. Разучивание стихотворения Я. Кима «Яблоко».

3. Придумывание сказки «Как Федя научился правильно себя вести».

4. Игра «Пожалуйста».

5. Реши ситуации:

а). После сна дети убирали кровати. Галя, чтобы поправить простынку, положила свою подушку на кровать к  Маше, которая еще одевалась. Маша увидела это и закричала: «Галька, сними подушку с моей кровати». Какие ошибки допустила Маша? Что она должна была сказать Гале? Что Галя должна была сказать Маше?»

б). У тебя заводная машинка, а у Коли книга. Тебе хочется ее посмотреть. Как ты поступишь? Что ты скажешь?

в). У Тани не получается застегнуть молнию на куртке. Рядом одевается Валя. Как Таня попросит Валю помочь ей. Что ответит Валя?


3 этап. Цель: закрепить полученные представления о культуре общения, развитие самостоятельности и активности детей в умении отражать полученные представления в различных формах деятельности.


3 этап

1занятие


Достаточно ли мы воспитаны?


1. Закрепить понятия «культура общения», «культура поведения».

2. Систематизировать правила культурного общения со сверстниками.


Дети прилетают в Замок Воспитанных Детей.

Делятся на две команды и выбирают капитана.

1 задание. Кто назовет больше вежливых слов.

2 задание. Кто назовет больше ласковых слов.

3 задание.  Сыграть сценки:

а). Двое детей «поссорились». От каждой команды по человеку. (По очереди их мирят).

б). Успокой товарища.

в). Капитаны, о каждом товарище из команды говорят доброе слово, но не повторяются.

г). Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, которой играет твой товарищ. Попроси его.

д). Ты очень обидел своего друга - попробуй помириться с ним.

е). Ты пришел в новую группу - познакомься с детьми и расскажи о себе.

ж). Ты забыл дома ручку - попроси у ребят.

и). Ты потерял свой карандаш - спроси у ребят, не видели ли они его.

4. Продолжи пословицу.

5. Игра «Что означает слово?» (вежливость, культура поведения, правила, спасибо, до свидания и т.д.).

6. Вопросы по прочитанным художественным произведениям.


1. Чтение книги Г. Остера «Вредные советы».

2. Викторина «Правила поведения».

3. Игра «Комплимент».

4. Чтение произведения В Катаева «Цветик – семицветик».

5. Игра «Поводырь».


2 занятие


Мы дружные ребята


1. Систематизировать правила культурного общения со сверстниками.

2. Развивать коллективное взаимопонимание.

3. Побуждать детей быть внимательными к сверстникам.


Дети прилетают в Замок Воспитанных Детей.

1. Звучит песня муз. В. Шаинского, сл. М. Танича «Когда мои друзья со мной».

2. Дети читают стихи о друзьях.

3.Игра «Нарисуй узор».

4.Игра «Кто это».

5.Игра «Колобок».

6. Игра «Снежная королева».

7.Вспомни пословицы о друге.

8.Занимательные вопросы:

- Вы с другом пошли в поход. Если вам осталось немного идти, а ваш друг устал, у вас за плечами рюкзаки с вещами. Как вы поможете другу?

- Вы устали в пути, вам тяжело. Как вы поступите? Имейте ввиду, что вы не один, с вами идут друзья.

- Привал, все устали, но вашему другу выпал жребий идти за водой и чистить картошку. Что вы сделаете?

- Посуду нес ваш друг, а продукты вы. На обратном пути вам не придется нести продукты, так как они уже съедены. Кто понесет посуду?

- Ваш друг во время игры нечаянно порвал вашу куртку. Ваши действия?

9.Песня «Вместе весело шагать по просторам», музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского.


1.Разучивание песни «Когда мои друзья со мной», музыка В. Шаинского, слова М. Танича.

2. Разучивание стихотворения С.Николаевой «Друзья».

3. Аппликация «Открытка другу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический анализ проблемы воспитания культуры здоровья у детей 7-го года жизни в процессе взаимодействия с родителями

Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья». Критерии культуры здоровья старшего дошкольника...

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу"

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.  Джон Локк....

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художе...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности ...

Консультации для родителей "Воспитание культуры поведения у детей 5 года жизни"

Воспитание культуры поведения у детей 5-го года жизни...