Теоретический анализ проблемы воспитания культуры здоровья у детей 7-го года жизни в процессе взаимодействия с родителями
материал (подготовительная группа) по теме

Нестерова Надежда Рудольфовна

 

 Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья». Критерии культуры здоровья старшего дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретический анализ проблемы воспитания культуры здоровья у детей 7-го года жизни в процессе взаимодействия с родителями

 Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья». Критерии культуры здоровья старшего дошкольника

О понятии «здоровье» столетиями идут споры философов, медиков и психологов, здоровье является одной из главных жизненных ценностей для большинства из нас. Здоровье человека как биосоциального существа является не только биологической категорией, но и важным показателем общественного прогресса. Здоровье необходимо рассматривать как общественное богатство не только в социальном, но и в духовном, экологическом, психологическом смысле [16,с.5].

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора [39, с.146].

Для того чтобы изучить проблему воспитания культуры здоровья у детей 7-го года жизни в процессе взаимодействия с родителями, обратимся к анализу понятий, на содержание которых мы будем ссылаться при изучении  данной проблемы.

Здоровье человека - одна из глобальных научных проблем в мире, которая с каждым шагом развития цивилизации и общества обостряется. Данные, отраженные в статистике здоровья разных поколений граждан России показывают, что проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления, остается крайне острой, требующей серьезного осмысления и решения в XXI веке. Неслучайно задачи здоровьесбережения россиян решаются сегодня на уровне государственной политики и стратегии развития нашей страны, находят отражение в приоритетных национальных проектах РФ [24,с.52].

Здоровьесбережение ребенка - ведущая задача концепции модернизации  российского образования, в том числе его первой ступени - дошкольной. [18, с.24].

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора [45,с.3].

В.А. Деркунская отмечает, что самая обыденная точка зрения сводится к тому, что здоровье - это отсутствие болезней, а здоровым можно считать не болеющего или редко болеющего человека. Безусловно, на бытовом уроне такая точка зрения имеет место на существование [4,с.17].

Здоровье как научная проблема интерпретируется сегодня гораздо шире и становится предметом изучения комплекса наук: биологии, медицины, психофизиологии и психологии, философии и социологии, педагогики, и интегративной науки - валеологии. Здоровье человека как предмет изучения порождает новые еще не сформировавшиеся до конца науки — здравоведение (В.В. Колбанов) [15]; новые научные направления - нозология и классификация болезней; реабилитология, педагогика здоровья, валеопе-дагогика, валеология детства, здоровый образ жизни [5,с.7].

В литературе понятие «здоровье» имеет множество определений. И определяется как:

как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В Л. Казначеев) [18 ,с.12];

как полнота приспособления, а болезнь - как его нарушение. При этом адаптационные свойства организма человека являются мерой его способности сохранить нормальную жизнедеятельность в неадекватных условиях среды (И.В. Давыдовский) [18,с.12].;

как физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой с самим собой. Как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.И. Брехман) [28,с.8];

как нормальное психосоматическое состояние человека, способного реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей (В.П. Петленко, Д.Н, Давиденко) [28,с.7].;

как нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, как возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить (Г. Сигерист, ЮЛ. Лисицын) [48,с.21];

как целостное многомерное динамическое состояние (включающее позитивные и негативные стороны), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять свои биологические Асоциальные функции (А.Г. Щедрина) [7,с.11].;

как непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосовершенствованию соматического и психического статуса при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособляемости к изменяющейся окружающей среде, использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций (В.В. Колбанов) [15,с.24]..

Всемирная организация здравоохранения руководствуется следующим определением, которое будет исходным для излагаемой идеи культуры здоровья в дошкольном детстве (дословный перевод): «Здоровье - это состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи (недомогания)». Существуют и другие версии перевода: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов»; «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социально-нравственного благополучия». Именно этому определению присущ целостный антропологический подход, отражающий сочетание биологического и социального в человеке и рассматривающего его как био-социо-культурное существо [18,с.3].

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается [22,с.4].

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств [22,с.5].

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья [22,с.6].

Поэтому здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Человек во многом формируется силами культуры. М.С. Каган отмечает, что культура в определении сущности человека охватывает не только его внутренние (психологические, духовные) качества и состояния, но и их проявления в способах его деятельности и их воплощение в плодах этой самой деятельности. «Тем самым - подытоживает философ - культура и оказывается сопоставимой с природой, поскольку она опредмечивает духовность человека в природных материалах, в том числе в его собственном теле как природной данности; но, культура равномасштабна и обществу, поскольку дарует всем общественным отношениям определенную форму, тем самым их объективируя, т.е. придавая им самостоятельное, независимое от создавших их людей существование. И именно опредмеченность культуры и позволяет ей «возвращаться» к человеку, распредмечивающему эту предметность, тем самым вновь превращаясь из инобытия человека в его собственное, внутреннее, сущностное бытие.

Главная функция культуры, по мнению М.С. Кагана, заключается в компенсации утраченной человеком способности генетически транслировать поведенческие программы новым, неизвестным природе способом наследования - передачей накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение и от популяции каждому индивиду [14,с.32].

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье [8,с.26].

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А. Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:

здоровый образ жизни – его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении; человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;

здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;

здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболеваний;

здоровый образ жизни – это “типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия” (1981) [13,с.35].

Здоровый образ жизни – совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущность здорового образа жизни – обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества [34,с.28].

Структура здорового образа жизни – целостное единство предметно-вещного, природного, социокультурного и духовного компонентов, социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества. Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности рядового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленных, производственных, агрокультурных, коммуникационных факторов [22,с.36].

Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей [39,с.147].

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья [42,с.165].

Под культурой здоровья детей дошкольного возраста понимается совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья ребенка дошкольного возраста будет оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания [4,с.18].

Дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития остается недооцененным в становлении культуры здоровья человека. Так, В.В. Колбанов пишет, что «...валеология детства является наименее разработанным, наиболее трудоемким, но перспективным направлением научных исследований». Практически отсутствуют парциальные программы и образовательные технологии, ставящие своей целью — воспитание культуры здоровья у детей данного возраста; становление ребенка как субъекта здоровьесозидания. Исходной возрастной точкой формирования культуры здоровья принято считать младший школьный возраст (7-8 лет) [15,с.42].

Культура здоровья у детей дошкольного возраста это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат, прежде всего, воспитания. Дошкольное образовательное учреждение как универсальная образовательная среда, помогает ребенку в самом начале жизни обрести элементарную культуру здоровья.

С учетом требований современных комплексных программ, а также выше рассмотренных определений, определим содержательные характеристики культуры здоровья детей дошкольного возраста [17,с.66].

Культура здоровья детей старшего дошкольного возраста. Прежде всего, это ребенок, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представления о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Это ребенок, который бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру. Ребенок, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание и др.). [4,с.42].

Это ребенок, который имеет представления о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его. А именно:

о внешних и внутренних особенностях строения человека;

о правилах  здоровья:   режим  дня,  питание,  сон,  прогулка,  культурногигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней;

о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье;

о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе;

о полезных и вредных привычках;

о поведении заболевающего и болеющего человека;

о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Ребенок старшего дошкольного возраста, обладающий культурой здоровья:

умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены;

умеет определить состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих;

умеет назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;

умеет правильно питаться, различает полезные и вредные для здоровья
продукты питания, разумно употребляет их, умеет принимать витамины;

владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т.д.);

умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;

умеет выполнять физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, зарядку и ободряющую гимнастику;

выполняет правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы;

умеет пользоваться опасными бытовыми предметами: ножницы, иголки и пр. (под присмотром взрослого);

умеет пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром или с помощью взрослого;

обращается за помощью к взрослому в использовании пожароопасных предметов;

умеет одеваться в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно;

умеет правильно одеваться на прогулки и походы в лес;

умеет различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы.

проявляет осторожность при общении с незнакомыми животными;

умеет соблюдать правила дорожного движения;

умеет вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;

умеет держаться на воде, плавать, правильно ведет себя на воде;

умеет правильно вести себя на солнце;

умеет культурно вести себя в общественных местах в соответствии с обстоятельствами;

умеет вступить в контакт со сверстником, взрослым в разных ситуациях взаимодействия;

умеет быть вежливым во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

 умеет организовать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения;

учитывает настроение и эмоциональное состояние партнеров по совместной деятельности;

умеет правильно, культурно выражать свои эмоции и чувства;

умеет действовать, осуществляет выбор стратегии поведения с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.

умеет позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому;

умеет объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит;

старается вести себя сдержано и спокойно; слушается указаний взрослого, выполняет инструкции;

умеет объяснить, где он живет, как зовут родителей и как с ними связаться;

умеет элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;

умеет наблюдать за своим поведением и поведением других людей; умеет сочувствовать, сопереживать, поддержать, может пожалеть, успокоить;

умеет объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий);

готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью); умеет разрешать конфликты между детьми, старается не провоцировать их сам;  

помогает детям разобраться в причинах обиды, старается разобраться сам в причинах собственных обид;

умеет пожалеть расстроенного ребенка, старается отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой;

привлекает внимание взрослого к сложной ситуации, требует от него помощи [4,с.51].

        Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели понятие «здоровье», «культура здоровья». Анализ понятия «здоровье» включает: физическое, психическое и социальное благополучие.  При анализе понятия «культура здоровья» определили составляющие: 1. Устойчивую сформированность ценность здоровья и человеческой жизни, которая мотивирована к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. 2.Знание своих возможностей и вера в собственные силы,  представления о себе, своей самоценности, ощущение себя субъектом здоровья и здоровой жизни. 3. Проявление бережного, уважительного и заботливого отношения к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру.4. Осознание нравственных эталонов жизнедеятельности. Выделенные показатели «культуры здоровья» будут рассматриваться в практической части работы у детей 7-го года жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ

В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью обучения не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у детей творческого...

«Проблемы формирования связности речи у детей 5-го года жизни»

ВВЕДЕНИЕ1.      Глава Теоритические основы формирования связной речи1.1  Психолингвистические основы развития связной речи удошкольников.....................................

Положение о проведении семинара «Воспитание культуры здоровья у детей, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий» (в рамках партнёрского взаимодействия)

Семинар проводится с целью особенности воспитания культуры здоровья у детей посредством использования здоровьесберегающих технологий....

Проблема воспитания культуры здоровья образовательного процесса в ДОУ

Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой ...