Мастер класс для педагогов ДОУ "Мастера гончарного дела"
методическая разработка по аппликации, лепке

Стеблина Мария Сергеевна

Мастер класс для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»

Мастер класс для ММО старших и подготовительных групп

На тему « Умельцы гончарного дела»

Подготовила:

Воспитатель

Стеблина  Мария

Сергеевна

Г. Гусев 2019г.

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с гончарным кругом, как средство развития детского творчества детей дошкольного возраста

Задачи:

1.Ознакомить педагогов историей гончарного мастерства.

2. Научить на практике лепке на гончарном круге

3.Повысить уровень мастерства педагогов

Теоретическая часть:

Гончарное дело – одно из самых древнейших ремесел в Мире. Считается, что первые изделия из глины и воды человек смастерил еще в эпоху неолита. Гончарное ремесло издревле служило для приготовления сосудов, в которых могла храниться пища, зерно, вода. Затем стали появляться новые виды предметов посуды.

     Гончарное дело не стояло на месте, скоро гончарные изделия стали использоваться в строительстве. Пример тому – огнеупорный кирпич. Гончарные изделия отличались своей прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью.

     История гончарного дела очень широка и разнообразна. В каждой части света она своя. В Китае этот промысел зародился еще за две тысячи лет до нашей эры.

     Гончарное дело в Китае было на высоком уровне, и об этом свидетельствует изобретение такого качественного вида керамики как фарфор.

    В Античном Мире основным материалом гончарного промысла являлась простая железистая глина.

В 9-10 веке люди вручную изготавливали из глины керамику. Изначально изготовлением керамической посуды занимались исключительно женщины.

Первые гончарные круги появились в Древней Месопотамии в 6 тысячелетии до н.э. Приблизительно в то же время он начал применяться в Иране и Индии.

       В начале 3 тысячелетия до н.э. гончарный круг появился в Древнем Египте, Средней Азии и Сирии. В других регионах он появился значительно позже. Например в Китае – в 14 веке до н.э., на территории Италии, Греции, Испании, а так же в Причерноморье и на Кавказе – в 8-7 веках до н.э.      

       И только в 4-6 веках гончарным кругом начали пользоваться мастера, работавшие на территории Германии и России.

     Самыми первыми и простыми формами гончарного круга были круглые деревянные площадки- диски на вертикальном стержне, вращавшемся в выдолбленной колодке. Они предназначались для поддержки глины при формовке и вращались вручную.

Позднее появилась более удобная модель гончарного круга - ножная. Теперь, когда руки освободились от вращения, мастера могли делать глиняные изделия в разы изящнее и качественнее. 

     В настоящее время  функцию вращателя выполняет электрический двигатель. Он дает возможность отрегулировать скорость вращения диска и защищает материал от разбрызгивания. Поэтому мастера, работая на нем, изготавливают красивые и оригинальные изделия из глины, вкладывая в творения частичку души.

Практическая часть:

В начале работы с глиной ее необходимо подготовить, размять хорошо руками, потом отбить ее в руках или об стол. Это делается для того, чтобы в глине не оставалось воздуха. Необходимо чтобы руки всегда были чистыми и влажными, поэтому надо постоянно смачивать руки водой.

Итак, когда мы отбили глину, надо поместить ее на диск гончарного круга. Слегка придавите глину на поверхности. Затем проверните несколько раз круг и проверьте чтобы кусок глины не сместился и не изогнулся относительно центра. Этот момент называется «центровка глины».

Выполнив центровку глиняной заготовки придавите указательным пальцем в центре, наметьте середину заготовки. Так как наш круг не профессиональный, а считается детской игрушкой, то формировать наши горшочки мы будем с использованием стек.

Начинаем вращать круг и вырезаем стекой лишнюю глину в середине заготовки. Для облегчения срезания лишнего постоянно обмакиваем стеки в воду. Если воды слишком много ее надо убрать губкой. Так же не забываем увлажнять руки и очищать полотенцем. Руки всегда должны быть чистыми.

После того как мы убрали стекой лишнее, выравниваем внутренние стенки нашего изделия указательным пальцем.

Далее приступаем к формированию внешних стенок горшка. Так же при помощи стеки срезаем лишнюю глину и регулируем толщину стенок нашего изделия.

После того, как мы сформировали внутреннюю и внешнюю стенки, выравниваем и поправляем верхний край указательным и большими пальцами. Так же можно при помощи стеки вырезать узоры на стенках горшочка пока глина не застыла. В конце нашей работы срезаем изделие с гончарного круга при помощи лески или нити.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гончарное дело Подготовила : воспитатель Стеблина Мария Сергеевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»

Слайд 2

Гончарное дело Гончарное дело – одно из самых древнейших ремесел в Мире. Считается, что первые изделия из глины и воды человек смастерил еще в эпоху неолита. Гончарное ремесло издревле служило для приготовления сосудов, в которых могла храниться пища, зерно, вода. Затем стали появляться новые виды предметов посуды.

Слайд 3

Гончарное дело не стояло на месте, скоро гончарные изделия стали использоваться в строительстве. Пример тому – огнеупорный кирпич. Гончарные изделия отличались своей прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью.

Слайд 4

История гончарного дела очень широка и разнообразна. В каждой части света она своя. В Китае этот промысел зародился еще за две тысячи лет до нашей эры.

Слайд 5

Гончарное дело в Китае было на высоком уровне, и об этом свидетельствует изобретение такого качественного вида керамики как фарфор.

Слайд 6

В Античном Мире основным материалом гончарного промысла являлась простая железистая глина.

Слайд 7

Гончарное дело на руси В 9-10 веке люди вручную изготавливали из глины керамику. Изначально изготовлением керамической посуды занимались исключительно женщины.

Слайд 8

История гончарного круга Первые гончарные круги появились в Древней Месопотамии в 6 тысячелетии до н.э. Приблизительно в то же время он начал применяться в Иране и Индии. В начале 3 тысячелетия до н.э. гончарный круг появился в Древнем Египте, Средней Азии и Сирии. В других регионах он появился значительно позже. Например в Китае – в 14 веке до н.э., на территории Италии, Греции, Испании, а так же в Причерноморье и на Кавказе – в 8-7 веках до н.э. И только в 4-6 веках гончарным кругом начали пользоваться мастера, работавшие на территории Германии и России.

Слайд 9

История гончарного круга Самыми первыми и простыми формами гончарного круга были круглые деревянные площадки- диски на вертикальном стержне, вращавшемся в выдолбленной колодке. Они предназначались для поддержки глины при формовке и вращались вручную.

Слайд 10

История гончарного круга Позднее появилась более удобная модель гончарного круга - ножная. Теперь, когда руки освободились от вращения, мастера могли делать глиняные изделия в разы изящнее и качественнее.

Слайд 11

История гончарного круга В настоящее время функцию вращателя выполняет электрический двигатель. Он дает возможность отрегулировать скорость вращения диска и защищает материал от разбрызгивания. Поэтому мастера, работая на нем, изготавливают красивые и оригинальные изделия из глины, вкладывая в творения частичку души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к опыту - Мастер-класс для педагогов "Технология организации жизнедеятельности детей "План-дело-анализ"

Технология "План-дело-анализ" предусматривает целенаправленное обучение, основанное на «встрече» познавательных потребностей детей и педагогических воздействий взрослых....

Мастер-класс для педагогов «Я без дела не скучаю, группу стильно оформляю!!!»

Трансляции педагогического опыта работы по реализации творческого потенциала педагогов  в оформлении предметно пространственной  среды....

Мастер класс для педагогов "Кефир и молоко делают волшебство"

Повышение профессиональной компетентности педагогов через показ новых способов рисования....

Мастер -класс для педагогов "Как мы делаем кормушки для пернатых и помогаем им в холодное время".

Сделать кормушку для птиц своими руками, чтобы помочь птицам зимой - благое дело.Сделать кормушку совсем нетрудно, было бы желание.Мы с ребятишками сделали кормушки своими руками....