«Украшение мордовской рубахи»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Знакомство с мордовским национальным костюмом. Закрепить знания о родном крае; дать представление о предметах быта мордвы, мордовской национальной одежде; учить и правильно называть новые слова (панар ,пулай, панго); закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки; учить проявлять интерес к выполнению различных творческих работ; формировать у детей потребность в двигательной активности. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность; расширять словарный запас детей; развивать интерес к мордовскому национальному костюму; развивать навыки работы в коллективе; развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному краю; уважительное отношение к прошлому и культуре своего народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ukrashenie_mordovskoy_rubahi.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей старшей группы
Тема: «Украшение мордовской рубахи»
Разработала и провела:
воспитатель Зеленцова Е.В.
2021
Цель: знакомство с мордовским национальным костюмом
Задачи: Обучающие: закрепить знания о родном крае; дать представление о предметах быта мордвы, мордовской национальной одежде; учить и правильно называть новые слова (панар ,пулай, панго); закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки; учить проявлять интерес к выполнению различных творческих работ; формировать у детей потребность в двигательной активности.
Развивающие: развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность; расширять словарный запас детей; развивать интерес к мордовскому национальному костюму; развивать навыки работы в коллективе; развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному краю; уважительное отношение к прошлому и культуре своего народа.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Материалы и оборудование: предметы быта старины: прялка, веретено, коврик, лапти, ступа, кувшин, сундук, берестяная шкатулка; национальный костюм народов Мордовии, украшения; соль цветная; шаблон рубашки с узором; клей ПВА, кисточки для клея, подставки для кисточек, пиалы для клея, салфетки, подносы, клеенка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с мордовскими национальным костюмом; рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «Мы – мордва», «Здравствуй, Мордовия», «Древняя мордва»; рассматривание картин одежды на репродукциях известных художников; занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и узоров, экскурсия по селу Б. Елховка, название улиц (в честь кого названы), концерт «Шумбрат Мордовия».
Словарная работа: «орнамент», «панар», «панго», «пулай», «сапоня», « сюлган», дизайнер.
Планируемые результаты: закрепление детей знаний о национальном мордовском костюме его элементах и орнамент.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
I.Организационный момент.
Дети с воспитателем становятся в круг
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Стук в дверь. Открываем, прислали письмо.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим от кого письмо и прочитаем его!
Ответы детей: Да
Здравствуйте ребята! Пишет вам Куйгорож! Скоро концерт «Шумбрат Мордовия!» и наш ансамбль « Моро» пригласили выступать на этом концерте. Но случилась, беда на всех наших рубахах исчезли мордовские узоры. Вы сможете мне помочь украсить рубашки? Один я не справлюсь.
Воспитатель: Ребята посмотрите, Куйгорож прислал нам белые рубашки! Поможем ему?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Но, прежде чем мы приступим к украшению рубашек, я хочу пригласить Вас в наш мини-музей, который находится в нашем саду и познакомить Вас с национальным костюмом Мордовского народа. А кто напомнит, что такое музей?
Ответы детей: Место для хранения старинных вещей люди создали музей.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как нужно себя вести в музее?
Ответы детей: В музее нельзя толкаться, громко разговаривать, нельзя экспонаты трогать руками.
Воспитатель: Давайте все вместе отправимся на экскурсию, где я буду вашим экскурсоводом. Вы согласны?
Ответы детей: Да
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята вот мы и в нашем музее. Посмотрите здесь очень много предметов быта народов нашего Мордовского края. А я хочу вас познакомить с национальным костюмом Мордовского народа нашей Республики. Посмотрите, перед вами стоит манекен в национальном Мордовском костюме.
Воспитатель: Ой, ребята мне показалось или нет, что манекен пошевелился.
Ответы детей: Да
Алдуня: Шумбрачи вечкевикс ялгай! Я мордовочка и поэтомус вами поздаровалась на мордовском языке – это означает - Здравствуй мой дорогой друг! ребята! Я хозяйка нашего музея. И зовут меня Алдуня! Я слежу здесь за порядком. ОЙ ОЙ (наклоняется туда сюда)
Воспитатель: Алдуня нам очень приятно с тобой познакомится. Но что с тобой?
Алдуня: Я так долго стояла, что теперь не могу пошевелиться. Воспитатель: Ребята давайте все вместе проведем физминутку и поможем Алдуне размяться и сами отдохнем.
Физминутка
Снова нет ручьям покоя,
день и ночь журчат в кустах (Шаг на носочках по кругу)
Ходит солнце золотое (Ходят на месте)
в чистых-чистых небесах
Льет лучи на лес и луг (Приседают)
И на все цветы вокруг (Руки над головой)
Воспитатель: Ну как Алдуня тебе стало лучше?
Алдуня: Да, спасибо вам. Ребята я хочу вам рассказать о своем праздничном нарядном костюме. Посмотрите на меня, мой костюм состоит из туникообразной рубахи без воротника (показывает на костюме) называется панар. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка. которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол. На нем бисер, блестки.
Воспитатель: Ребята что является главным украшением панара
Ответы детей (Вышивка)
Воспитатель: А где она располагается?
Ответы детей: (на рукавах, на подоле)
Алдуня: Это пулай. – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорили мордовочку, сначала слышно потом видно.
Воспитатель: Посмотрите на панар и скажите, какие элементы узора использованы на рубахе?
Ответы детей: (Крестики, квадраты, ромбы.)
Воспитатель: А какие цвета использованы в вышивке
Ответы детей (Красные, желтые.)
Алдуня: Поверх рубахи одевается передник. По мордовски сапоня. Воспитатель: Чем украшен сапоня?
Ответы детей (Сапоня -украшен лентами, вышивкой.)
Воспитатель: Дети, а почему сапоня украшен лентами разного цвета
Ответы детей (Чтобы он выглядел нарядно.)
Алдуня: Женщины на голове носили Панго. Она украшена бисером, лентами, вышивкой. Мордовские женщины и девушки любят украшения. Это бусы, нагрудное украшение сюлган. Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Названия, каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили
Ответы детей (Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке).
Воспитатель: Спасибо тебе Алдуня за показ национального костюма, нам было, приятно с тобой познакомится, но нам пора возвращаться в группу. До свидание!
Алдуня: Спасибо вам ребята, я хочу вам подарить украшенную рубаху и попрощаться опять на своем родном языке - Васетомозонок!
Проходим в группу и садимся за столы
Воспитатель: Ребята вы узнали о Мордовском национальном костюме. И сейчас мы будем украшать рубахи национальным орнаментом, которые нам прислал Куйгорож. Давайте вспомним о каких видах орнаментов нам говорила и показывала Алдуня ?
Ответы детей
Воспитатель: посмотрите, какую красивую рубаху дала нам Алдуня! Вот такую мы будем украшать сегодня. Но украшать мы будем нетрадиционным способом рисования, для этого нам понадобится цветная соль и клей ПВА, кисточки для клея и подносы. Посмотрите, как украшу с начало я рубаху: я беру шаблон рубахи на нем наложен контур орнамента, беру кисть и набираю на нее клей, затем наношу клей внутрь орнамента не выходя за края на воротник рубахи и посыпаю красной солью. Потом перехожу к рукавам и проделываю тоже самое, но уже с красной и черной солью. Затем переходим на середину и в конце рисуем низ рубахи. Когда все нарисовали берем рубаху и осторожно стряхиваем соль на подносы. И кладем подсохнуть.
Но прежде чем мы приступим к работе , чтоб наши ручки не уставали мы их немножко разомнем.
Пальчиковая гимнастика « Рубашка»
У рубашки два манжета, (Ребенок показывает манжеты на двух руках)
Воротник (Показывает воротник)
И рукава, (Проводит ладонными по рукавам).
И застежка есть, чтоб легче (Показывает застежку сверху вниз).
Проходила голова.
Пуговицы застегнем, (Имитирует движения).
А потом гулять пойдем. (Марширует).
Воспитатель: А теперь приступаем к работе
(включается музыка для фона)
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые рубашки у вас получились! Когда они подсохнут, мы их положим в посылку и отправим Куйгорожу.
III. Итог
Скажите, кто нас попросил о помощи? где мы сегодня побывали? (ответы детей); с кем мы познакомились? (ответы детей); с каким костюмом познакомились? (ответы детей); какие новые слова вы узнали? (ответы детей); какие цвета присутствуют в орнаменте мордовского национального костюма? (ответы детей); что сегодня украшали? (ответы детей); что вам больше всего понравилось? (ответы детей);
Список используемой литературы:
1. Ануфриева, Н. А. Родиноведение / Н. А. Ануфриева- Саранск,2000
2. Данилина, Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России / Г. Н. Данилина –М. ,2003
3. С чего начинается Родина?/ пособие под ред. Кондрыкинской,Л. А. – М. ,2003
4. Сборник стихов о Мордовии – М. ,2004
5. Программа «Валдоня» - 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организационной образовательной деятельности Художественное творчество (аппликация) «Украшение салфетки мордовским орнаментом»
Данный конспект организованной образовательной деятельности позволяет расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия; учить украшать изделия мордовским орнаментом; развивать творческие ...
Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе на тему «Роспись мордовской рубахи-панар»
Программные задачи.Продолжать знакомить детей с мордовской росписью - ее калоритом, составляющими элементами.Закреплять, располагать узор на изделии.Совершенствовать навыки работы с кистью.Развивать ч...
Конспект НОД по аппликации "Украшение мордовской рубахи (панар)"
Конспект по аппликации...
"Украшение мордовского головного убора "сорка" или "сорока"
Цель: воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнаватьеё характерные особенности,создавать несложны...
Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»
Изучение национальной одежды мордовского народа и отдельных ее элементов....
Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовской рубахи - панар»
Задачи: -вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке;-учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух; -продолжить...
«Национальный костюм (украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»)».
Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.Задачи:Образовательные:- Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик»...