Перспективный план по развитию творческих способностей детей разновозрастной группы детского сада (3-7 лет)
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка по теме "Активизация творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с изобразительными материалами".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_razvitiyu_tvorcheskih_sposobnostey_detey.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Система педагогической работы по развитию творческих способностей детей в процессе экспериментирования с изобразительными материалами
2017-2018 учебный год
Месяц | Вид и тема занятия | Возраст детей | Задачи | Методы и приемы | Изобразительные материалы | Содержание экспериментирования |
Сентябрь | Рисование пальчиками «Цветочки на поляне» (предметное рисование) | 3-4 года 4-5 лет | - познакомить (продолжать знакомить) детей с техникой рисования отпечатками пальцев и ладони; - вызвать радость от творчества; - способствовать развитию цветового восприятия. | - игровая ситуация; - художественное слово; - показ способа изображения; - исследование. | Лист белой бумаги фА4-А3, пальчиковые краски, влажные салфетки. |
|
Рисование на прогулке «Рисуем цветами» (рисование по замыслу) | 5-6 лет 6-7 лет | - формировать понятие о многообразии изобразительных средств; - способствовать развитию творческих способностей, воображения; - способствовать развитию цветового восприятия | - поисковый метод; - исследование; - обследование предмета; - вопросы к детям | Бумага для творчества белого цвета, увядшие цветы и листья с цветочной клумбы разных цветов и оттенков, влажные салфетки. |
| |
Аппликация «Игрушки в детском саду» | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7лет | 3-5 лет: - познакомить со свойствами бумаги; 5-7 лет: продолжать знакомить со свойствами бумаги; - - формировать умение отрывать небольшие кусочки салфетки и скатывать пальцами их в комочки; Общие: - формировать умение создавать изображение из кусочков смятой бумаги; - развивать мелкую моторику рук; - повышать мотивацию к детскому творчеству; - активизировать творческую активность. | - игровая ситуация; - показ образца выполнения действий (3-5 лет); - показ выполнения заготовок из бумаги (5-7 лет); - пояснение; - анализ работ | Столовые бумажные салфетки (для детей 3-4 лет подготовленные комочки из салфеток), небольшие кусочки бумаги для принтера (альбомных листов); клей, кисти, подставки, тряпочки, клеенки, листы картона с контуром игрушек (мяч – 3-5 лет, машина, кукла- 5-7 лет); образец аппликации. |
| |
Лепка «Мой портрет» (барельеф/элементы барельефа) | 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет | - продолжать знакомить со свойствами пластилина; - знакомить с методом барельефа (5-7 лет); - расширять (3-5 лет), совершенствовать и закреплять (5-7 лет) представления о жанре «портрет»; - способствовать формированию осознания своего «я» | - художественное слово; - беседа; - объяснение; - показ; - обследование образца; - презентация; - анализ работ | Листы картона с контуром портрета ребенка, 3-5 лет – цветные основы с нецветными деталями для заполнения их пластилином); пластилин, салфетки для рук, дощечки для лепки, клеенки большие. |
| |
Октябрь | Рисование «Осеннее дерево» (кляксография) | 5-6 лет 6-7 лет | - познакомить с техникой «кляксография»; - формировать умение создавать детали изображения с помощью нетрадиционных инструментов (коктейльной трубочки и – пластиковой вилки); | - художественное слово; - вопросы к детям; - слушание музыкального произведения; - анализ работ; - показ способа изображения. | Жидкая краска или тушь, коктейльны пластиковые трубочки, пластиковые вилки, мягкая гуашь или пальчиковые краски, листы бумаги ф А4, большие клеенки. |
|
Рисование «Ёжик» | 3-4 года 4-5 лет | - способствовать развитию образного мышления у детей; - продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности; - показать разнообразие изобразительных средств и материалов. | - введение игрового персонажа; - художественное слово; -вопросы к детям; - показа способа изображения; - обсуждение работ. | Бумага ф А4, пластиковые вилки, пальчиковая краска или мягкая гуашь, большие клеенки, , листы бумаги ф. А5, кисти, подставки, баночки с водой, салфетки, тряпочки, для детей 3-4 лет нарисованный ёжик без колючек. |
изображение можно сделать не только с помощью кисточки, можно использовать другие инструменты для передачи образа. | |
Рисование по представлению «В лесу» | 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет | 3-4 года: - знакомить с рисованием на подносе с помощью манной крупы; - показать прием рисования пальчиками, отпечатков, линий; - способствовать развитию образного мышления; - способствовать развитию мелкой моторики рук. 4-5, 6-7 лет: - совершенствовать навыки рисования на подносе манной крупой; - способствовать развитию композиционного мышления; - способствовать развитию творческого воображения; - способствовать развитию мелкой моторики. | - беседа; - показ способа изображения; - слушание музыкального произведения | Пластиковые подносы, манная крупа, кисточки, большие клеенки. |
| |
Ноябрь | Рисование «Вечер в родном поселке» | 6-7 лет | - формировать умение выбирать изобразительное средство для передачи особенностей изображаемого предмета или явления; - совершенствовать навыки работы со штампами из поролона; - формировать умение дополнять деталями с использованием нетрадиционных техник свою работу | - слушание музыкального произведения; - вопросы к детям; - показ способов изображения; - пояснения; - анализ работ | Листы бумаги темного цвета (черный, темно-синий, фиолетовый), штампы прямоугольной формы для изображения окон, краски гуашь, баночки с водой, блюдца для краски, салфетки, клеенки большие, кисточки, пастель белая, столовые салфетки бумажные. |
|
Конструирование с элементами рисования «Бусы для мамули» | 3-4 года, 4-5 лет, 6-7 лет | 3-4 года: - формировать умение создавать изделие путем нанизывания мелких деталей (макаронных изделий) на нить; 4-5 лет: - формировать умение создавать поделку путем преобразования знакомых предметов (окрашивания макаронных изделий и нанизывания их на нить); 6-7 лет: - формировать эстетический вкус; - совершенствовать декоративно-прикладные навыки детей (чувство ритма, цвета), поощрять самостоятельность, инициативность. Общие: - способствовать развитию мелкой моторики рук, цветовосприятие. | - художественное слово; - проблемная ситуация; - рассматривание образца; - показ способа изображения; - пояснение. | Клеенки большие, мисочки, кисточки, подставки для кисточек, салфетки влажные, тряпочки, баночки с водой, гуашь, нити толстые, макаронные изделия (рожки, перья, спиральки, вермишель), готовые окрашенные макаронные изделия, бусы. |
| |
Конструирование с элементами аппликации «Любимый дом" | 6-7 лет | - продолжать формировать умение конструировать поделку из бумаги путем складывания листа бумаги (картона) по словесной инструкции; - формировать умение дополнять готовое изделие аппликацией; - способствовать развитию эстетического вкуса; - способствовать развитию глазомера | - художественное слово; - вопросы к детям; - показ способа изображения и этапов выполнения; - анализ работ. | Листы цветного картона, небольшие листки (1/2) цветной бумаги, ножницы, подставки для кисточек, кисточки, пластиковые тарелочки, салфетки для клея, клеенки. |
(нарисовать, вырезать и наклеить).
| |
Декабрь | Рисование песком на световом столе «Аквариум» | 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет | - познакомить детей с техникой рисования песком на световом столе; - способствовать развитию образного мышления; - активизировать творческую деятельность; - совершенствовать мелкую моторику рук | - слушание музыкального произведения; - вопросы к детям; - показ способов изображения; анализ работ. | Световой стол с подсветкой, мелкофракционный песок, щеточка с совочком для уборки песка со стекла, камушки марблс, грабельки деревянные для рисования, щетинные кисточки. |
|
Лепка «Прянички» из соленого теста | 3-4 года, 4-5 лет, 6-7 лет | - 3-5 лет - знакомить детей новым материалом для лепки – соленым тестом, 5-7 - продолжать знакомить; - формировать умение раскатывать теста для создания ровной поверхности необходимой толщины; - формировать умение вырезать фигурки с помощью формочки (6-7 лет – с помощью формочки, а также трафарета и стеки); 6-7 лет: способствовать развитию инициативы в украшении готовых «пряничков». | - художественное слово; - вопросы к детям; - показ способов изображения; - пояснения; - анализ работ | Соленое тесто, большие клеенки, небольшие скалочки, формочки разных видов, картонные шаблоны, стеки для пластилина, противень, мисочки с водой, штампики. |
| |
Рисование с элементами аппликации «Новогодняя открытка «Символ года» | 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет | 3-4 года: - знакомить детей с рисованием методом тычка; - показать возможность дополнить работу аппликацией из ваты; 4-5 лет: - совершенствовать умение рисовать изображение овальной формы; - продолжать знакомить с методом тычка; - показать возможность дополнить работу аппликацией из ваты; 6-7 лет: - совершенствовать умение создавать декоративную работу (красивую новогоднюю открытку), используя разные виды изобразительной деятельности и нетрадиционные техники рисования (рисование + аппликация из ваты, рисование тычком). Общие: - создавать положительный эмоциональный отклик на свою работу; - вызывать желание сделать подарок близким. | - игровая стуация; - вопросы к детям; - показ способов изображения и этапов работы; - -пояснения; - рассматривание образца; - анализ готовых работ. | Листы бумаги ф А5, гуашь, ватные палочки, кисточки для рисования и для клей, подставки для кисточек, баночки для клея, клей, кусочки ваты, блюдечки, клеенки, тряпочки, баночки для воды. |
| |
Январь | Рисование « Полярный медведь» (сюжетное рисование) | 5-7 лет | - продолжать знакомить с техникой рисования акварелью по воску; - упражнять в равномерном закрашивании; - формировать умение регулировать силу нажима на мелок; - совершенствовать навыки равномерного тонирования листа | - слушание музыкального произведения; - беседа; - пояснение; - показ этапов работы; - обсуждение готовых работ. | Восковые белые мелки или кусочки парафиновой све.чи, листы белой бумаги ф. А4, кисти, акварель, баночки с водой, подставки для кисточек, тряпочки, большие клеенки. |
|
Аппликация «Мой веселый снеговик» | 3-4 года 4-5 лет | - совершенствовать навыки аппликации; - упражнять в аппликации из бросового материала; - познакомить с аппликацией из крупы; - способствовать развитию мелкой моторики рук; - способствовать развитию творческого воображения. | - художественное слово; - показ способов изображения; - -рассматривание образца; - обследование предмета; - анализ готовых работ. | Листы фиолетовой или синей бумаги ф А5 с контуром солнца в верхнем углу листа, ватные диски, прямоугольники из зеленой бумаги 4*3 (для детей 3-4 лет готовые заготовки для ведерок), ножницы, клей, баночки для клея, кисточки для клея, подставки для кисточек, салфетки, клеенки, блюдца с пшеном, черные фломастеры. |
| |
Лепка «Рыбка» | 3-5 лет | - упражнять в лепке, используя бросовый материал; - способствовать развитию творческого воображения; – совершенствовать цветовосприятие; - способствовать развитию мелкой моторики рук. | - игровая ситуация; - вопросы к детям; - рассматривание готового образца: -показ способов изображения; - пояснения; - обыгрывание готовых работ | Пластилин, доски для лепки, салфетки, блюдечко с крашенными макаронными изделиями (рожки). |
| |
Февраль | Рисование «Лохматый щенок» (предметное рисование) | 6-7 лет | - познакомить с новым изобразительным материалом – угольным карандашом; - упражнять в рисовании угольным карандашом; - продолжать знакомить с жанром «графика»; - формировать умение наносить штриховку; - совершенствовать навыки растушевки. | - рассматривание иллюстраций; - обследование предмета; - художественное слово; - показ способов изображения; - анализ готовых работ. | Листы бумаги ф А4, угольные карандаши, иллюстрации, салфетки влажные. |
|
Лепка «Неваляшки и матрешки» (пластилинография) | 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет | - познакомить (продолжать знакомить) с мозаичной пластилинографией; - упражнять в составлении изображения из пластилиновых шариков; - способствовать развитию цветовосприятия; - совершенствовать мелкую моторку рук | - - восприятие музыкального произведения; - показ способов изображения; - пояснения; - вопросы к детям; - анализ готовых работ. | Листы картона с контурами для детей (3-5 лет – неваляшки, 6-7 – матрешки), пластилин, дощечки для лепки. |
| |
Аппликация «Подарок папе» | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | - 3-4 года: - совершенствовать навыки наклеивания; - способствовать развитию цветовосприятия; 4-5 лет: - совершенствовать умение разрезать небольшой лист бумаги на полосы, - отрабатывать умение пользоваться ножницами; 5-7 лет: - формировать умение вырезать узоры из ткани; - совершенствовать умение составлять навыки декоративную композицию. | - беседа; - показ способов изображения; - пояснения; - анализ готовых работ | Заготовки галстуков из картона для детей 3-5 лет, листы картона с контуром для вырезания, звездочки из самоклеящейся й пленки, кусочки цветной ткани с узорами, кисти, баночки для клея, подставки для кисточек, тряпочки, клеенки, ножницы, дырокол, веревочки. |
| |
Март | Рисование «Букет роз для мамы» | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | - показать способ изображения цветов необычным способом – оттиском среза кочана пекинской капусты; - упражнять детей в технике оттиска; - способствовать развитию творчества, воображения детей; активизировать изобразительную деятельность; - показать многообразие изобразительных материалов и техник. | - обследование предмета; - слушание музыкального произведения; художественное слово; - вопросы к детям; - показ способа изображения. | Гуашь, альбомный лист, срез кочана пекинской капусты |
|
Аппликация «Масленица румяная» | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | 3-4 года: - упражнять в аккуратном наклеивании деталей на основу; - поощрять интерес к такому виду изобразительной деятельности как аппликация; 4-5 лет: - совершенствовать навыки плавного вырезывания; - формировать умение рисовать детали лица; 5-6 лет: - показать способ складывания бумаги гармошкой, упражнять в данном способе - упражнять в умении складывать лист бумаги гармошкой; 6-7 лет: - формировать умение сочетать техники конструирования, аппликации и рисования. Общие: закреплять представления о народных традициях и обычаях. | - художественное слово; - слушание музыкального произведения; - вопросы к детям; - показ способа изображения, этапов работы; - пояснения - обыгрывание полученных работ. | Гармошки из бумаги и кукольные головки, квадраты белой бумаги, прямоугольные листы цветной бумаги, клей, кисти, подставки, клеенки, баночки для клея, тряпочки, ножницы, фломастеры, готовый образец куколки – Масленицы. |
| |
Лепка «Чайный сервиз» (пластилинография) | 3-4 года 4-5 лет 6-7лет | 3-4 года: - совершенствовать умение раскатывать небольшие шарики из пластилина; - формировать умение создавать изображение, орнамент, используя полученные шарики; - способствовать развитию мелкой моторики рук; 4-5лет: - совершенствовать умение раскатывать небольшие шарики и жгутики из пластилина; - формировать умение создавать изображение, орнамент, используя полученные шарики и жгутики; - формировать умение подбирать цвет деталей под основу; - способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера; 6-7 лет: - упражнять в умении составлять декоративную композицию, придумывать орнамент; - совершенствовать умение подбирать цветовые сочетания; | - игровая ситуация; - художественное слово; - вопросы к детям; - пояснение; - показ образца выполнения действий (3-5 лет); - анализ работ | Листы плотного картона ф А5 с нарисованным контуром предмета посуды для детей 5-7 лет, нецветными местами для заполнения для детей 3-5 лет, пластилин, доски для лепки, салфетки. |
| |
Апрель | Рисование «Мой друг зонтик» (предметное рисование) | 6-7 лет | - познакомить детей с методом рисования «жидким пластилином»; - продолжать формировать познавательную активность детей; - способствовать развитию творческих способностей детей; - способствовать развитию глазомера, цветовосприятия. | - художественное слово; - вопросы к детям; - обследование материала; - показ образца; - показ выполнения действия; - анализ работ | Пластилин, шприц медицинский без иглы, горячая вода (70 градусов), лист картона с шаблоном рисунка. |
|
Рисование «Загадочный космос» (сюжетное рисование) | 5-6 лет | - упражнять в рисовании в технике «граттаж»; - способствовать развитию творческого воображения; - способствовать развития мелкой мускулатуры рук; - способствовать развитию композиционных навыков | - игровая ситуация; - вопросы к детям: - показ способа выполнения образца; - пояснения | Листы картона тонированные для граттажа ф. А5, шпажки (зубочистки), салфетки, большие клеенки. |
| |
Май | Рисование «Праздничный салют!» (сюжетное рисование) | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | 3-5 лет: - формировать умение рисовать яркие цветы салюта; - упражнять в рисовании пастелью; - - способствовать развитию эстетических чувств; - совершенствовать цветовосприятие; 5-7 лет: - формировать умение изображать праздничную Красную площадь пастелью; - совершенствовать навыки рисования пастелью, формировать умение использовать прием растушевки; способствовать развитию эстетических чувств; - совершенствовать цветовосприятие; - совершенствовать композиционные нввыки | - беседа; - обследование предмета; - художественное слово; - показ выполнения действия; - анализ работ | Листы мелкозернистой наждачной бумаги черного цвета ф. А5, черного картона ф. А5, разноцветная пастель, салфетки, большие клеенки. |
|
Лепка «Цветы в вазе» (пластилинография) | 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет | 3-4 года: - упражнять в создании изображений цветов, а также в создании узора на вазе с помощью готовых скрученных жгутиков из пластилина; - 4-5 лет; - упражнять в скручивании жгутиков из пластилина; - формировать умение создавать изображение с помощью техники «пластилинография» методом «скручивание» по образцу; 5-7 лет: - формировать умение создавать изображение с помощью техники «пластилинография» методом «скручивание» по самостоятельному замыслу. | - рассматривание образца; -вопросы к детям; - показ; - художественное слово. | Листы картона ф А5 с контуром вазы (для детей 3-5 лет – с контуром вазы с узорами и цветов, пластилин, доски для лепки, салфетки, образец. |
| |
Рисование «Моя буква» (декоративное рисование) | 6-7 лет | - познакомить детей с техникой зентангл; - совершенствовать представления о монохромном рисунке; - способствовать развитию творческого воображения; - способствовать развитию мелкой моторики рук. | - беседа; - объяснение; - показ; - рассматривание образцов; - анализ работ. | Черные гелевые ручки, белые листы бумаги с контуром букв русского алфавита ф. А5, листы для черновиков. |
| |
Рисование «Маленькое солнышко» (по представлению) | 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет | 3-5лет: - формировать умение создавать изображение пушистого цветка, используя метод нанесения краски поролоновым тычком; - развивать цветовосприятие: - способствовать развитию творческого воображения. 5-7 лет: - формировать умение создавать изображение пушистого цветка, используя метод нанесения краски поролоновым тычком; - развивать цветовосприятие: - способствовать развитию творческого воображения; - формировать (совершенствовать) умение детей тонировать лист бумаги; - формировать умение рисовать резные листья одуванчика; - формировать умение создавать изображение в перспективе; - поощрять дополнение рисунка соответствующими деталями. | - художественное слово; - обследование предмета; - вопросы к детям; - рефлексия | Поролоновые тычки, гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги А4 (для детей 3-4 лет – с нарисованными стеблями и листьями), подставки для тычков, тряпочки, баночки с водой, кисточки, большие клеенки. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы в развитии математических способностей детей средней группы детского сада
Математика является одним из важнейших предметов в системе обучения.С ней встречается человек каждый день в своей жизни и ребята должны понимать, насколько необходимы ему знания и умения полученные пр...
Развитие творческих способностей детей разновозрастной группы с использованием нетрадиционных техник и живописными материалами
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творч...
Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности
Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...
Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ
Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой «Лес и его обитатели». Перспективный план по развитию...
перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"
перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"...
Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы на неделю в соответствии с темой «Транспорт»
Развёрнутый перспективный план в режиме дня ДОУ на неделю по теме "Транспорт". Дополненный картотекой дидактических игр, с подробным описанием....
Перспективный план по развитию речи во 2 младшей группе детского сада
Перспективный план предназначен для работы с детьми3-4 лет. Обеспечивет обязательный объем знаний, умений, навыков дошкольников....