Развитие творческих способностей детей разновозрастной группы с использованием нетрадиционных техник и живописными материалами
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Веретенникова Светлана Николаевна

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_ispr.docx115.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«Согласовано»

Заместитель директора  по ВР _______________

Тимирова С.П.

«___»______2016 г

«Утверждаю»

Директор РСРЦН г. Ижевска_______________

Трофимова Т.В.

«___»______2016 г

Реферат

Развитие творческих способностей детей разновозрастной группы с использованием нетрадиционных техник и живописными материалами

Составитель:                            

Воспитатель                                                   Веретенникова Светлана Николаевна

г. Ижевск, 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….3

Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.Понятие художественного творчества дошкольников…………………………………………7

2. Особенности художественного творчества

дошкольников………………………………………..9

3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста………………………………………………..11

Глава II. ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Развитие личности ребенка средствами аппликации……………………………………………13

2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы…………………………………………………15

3. Содержание работы по аппликации в разновозрастной группе………………………………19

4. Материалы и оборудование по аппликации……24

5. Занятия интегрированного характера по аппликации…………………………………………….27

6. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с аппликацией нетрадиционными техниками и живописными материалами……………………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….. 38

ЛИТЕРАТУРА…………………………………… 41

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………4


ВВЕДЕНИЕ

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

Значение занятий аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации: развитие эстетического        мировосприятия,  воспитание художественного вкуса;

- развитие художественно - графических умений и навыков; развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев; становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

- получение        сведений об        отечественной        и мировой

- художественной культуре;

- воспитание зрительской культуры;

- возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно - методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования,

Это происходит в связи с тем, что в реабилитационном центре не уделяется должного внимания художественным занятиям и в этом случае обучение затруднено.

Цель представленной работы:        изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе работы с нетрадиционными техниками и материалами.

Из всего этого вытекает гипотеза: развитию художественного творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.

Для анализа выдвинутой гипотезы были разработаны задачи:

  1. Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.
  2. Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.
  3. Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.
  4. Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.

Решению задач будут способствовать методы исследования:

  1. Всеобщее: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей;
  2. Общенаучные:        анализ, сравнение, синтез; обобщение как

общетеоретический метод исследования;

  1. Частные: изучение продуктов деятельности, эксперимент.

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста, их художественно — творческая деятельность.

Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий аппликацией в дошкольном возрасте.

Эксперимент проведен в Республиканском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних на базе разновозрастной группы.

Структура квалификационной работы: исследование состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключения, списка литературы, приложения в виде конспектов занятий, графиков, таблиц и работ детей в технике живописи, лепки, аппликации.


Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА

1. Понятие художественного творчества

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б. Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б .Богоявленская, Н.Н. Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева, Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные, прежде всего с анализом продукта деятельности.

Анализ современных концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997), демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.


2. Особенности художественного творчества дошкольников

Творчество дошкольника имеет свои особенности.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Подцьяков, Л.А.Парамонова, О.А. Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г.В. Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В.Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.

Значимым является, и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский).

В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В. Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Э.В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

В.В.Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что перенесенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности.

Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е.Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э.В. Ильенков) и возникновение личностных новообразований:  стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н. Н. Палагина).


3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.

Глава II. ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Развитие личности ребенка средствами аппликации

В Республиканском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

Занятия аппликацией приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение

для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.


2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть:

  • предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.);

-сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.);

  • декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе дети раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д.

По мере освоения приемов вырезания дети более старшего возраста могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

- выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

  • передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
  • расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
  • подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно - тематических аппликаций.

Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.

Сюжеты аппликаций могут трактоваться по - разному в зависимости от возраста детей. Например, по - разному дети отображают тему «Осень».

Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т.д.

Тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие времени года, реалистичность или фантастичность явлений особенности взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса можно создать тоновые аппликации, используя сочетание двух - трех цветов: например,

«Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое - где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять, образцы новыми качествами.

Для воспроизведения различных видов орнаментов дети дошкольного возраста должны научиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов.


3. Содержание работы по аппликации с детьми разновозрастной группы

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

Приобщение детей к аппликации начинается в младшей разновозрастной подгруппе. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

1. Учить действиям с разными материалами (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная,        гладкая,        шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит.

2. Дать детям представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с разными материалами, стремление самостоятельно их выполнять.

5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полу объемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.

Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления изображения с помощью разных материалов с использованием инструмента - ножниц, стека, рук.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности.

Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

Действия детей с разными материалами постепенно усложняются.

Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).

Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

6. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В средней группе решаются более сложные задачи:

Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.

Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

В старшем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности:        он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.


4. Материалы и оборудование по аппликации

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе реабилитационного центра в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плотной цветной бумаги.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Какую богатую фантазию надо иметь, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя - деревья.

Природа нам дает неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Коллаж (от фр. Collage - приклеивание, наклейка) - техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую - либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.).

Причем художник может комбинировать разнообразные художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника.

5. Занятия интегрированного характера по аппликации

Интегрированный подход в образовании для дошкольного образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущности образовательного процесса. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи» близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями.

Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Приоритетным направлением работы реабилитационного центра является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:

• интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

•помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

  • развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

•воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Такие занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Конвенции дошкольного воспитания», а также «Временным стандартам дошкольного образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 г.

Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.

Например: в группе запланировано 5 занятий по изобразительной деятельности, 3 - по развитию речи, 3 - по музыкальной деятельности, чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегрированные по цели и тематике:

  • Развитие речи и аппликация.
  • Музыка и аппликация.

В данном случае музыка и развитие речи - ведущая деятельность, аппликация - вспомогательная, помогающая достижению цели занятия. В результате интеграции занятий в подготовительной к школе группе осталось 3 занятия по изобразительной деятельности, 2 - по развитию речи, 2 - по музыкальной деятельности, 2 интегрированных занятия.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении аппликации.

Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

Задачи:


  1. Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания.
  2. Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, аппликации.
  3. Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации.
  4. Научить выделять главное из общего потока информации.

Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных

для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с аппликацией нетрадиционными техниками и живописными материалами.

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в аппликации исследовательская работа была проведена на базе реабилитационного центра в разновозрастной группе.

На первый взгляд в этой группе способных детей нет, они проявляют интерес и активность, но эпизодически и нерегулярно. У детей есть интерес, но технические навыки отсутствуют. Дети предпочитают рисовать карандашом и красками.

При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:

наблюдение — древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

эксперимент - основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

диагностика и тестирование - подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

анализ продуктов деятельности - один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

метод исследования личности - совокупность способов и приемов изучёния психологических проявлений личности человека.

Целью исследовательской работы является выявление и развитие творческих способностей у детей младшей разновозрастной группы, путем проведения занимательных занятий по аппликации.


Задачами исследовательской работы является:

- проведение исследовательской        работы по выявлению;

- художественных способностей детей в дошкольном возрасте в технике живописи, лепке, аппликации;

- разработка путей развития творческих способностей в области живописных материалов;

- апробирование инновационных техник в аппликации для развития художественных способностей дошкольного возраста.

Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей        в работе живописными

материалами. Основными направления изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:

1. Способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2. Способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3. Способность рационально применять различные техники в аппликации.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в аппликации стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник.

Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:

1. Констатирующий;

2. Формирующий;

3. Итоговый.

Для проведения исследовательской работы был разработан специальный цикл занятий.

1- й этап.

Констатирующий эксперимент.

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей у детей, выработанные предыдущим опытом.

Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день».

Программное содержание:

закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику аппликации; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее опыта с помощью цвета.

В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.

Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена пасмурная погода.

Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью.

Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей.

Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы № 1 Приложение 1.

Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Лиза Г., Никита III., Полина Б., Дима 3. у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

2 —й этап.

Формирующий эксперимент.

Проводился с детьми Лиза Г., Никита Ш., Полина Б., Дима 3. которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки художественно-творческих способностей, а точнее способность передавать художественный образ с помощью цвета, применения различных материалов.

Цель формирующего эксперимента:        развитие художественно творческих способностей у детей с помощью нетрадиционных техник в аппликации.

При проведении формирующего эксперимента были использованы индивидуальные занятия со способными детьми, дидактические игры и упражнения.

Тема: «Весеннее дерево».

Программное содержание:

закреплять умение применять различные материалы; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники в аппликации живописными материалами.

Ход занятия.

В начале занятия детям были прочитаны стихотворения о весенних деревьях. В течение занятия были использованы следующие методы: объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было использовано упражнение «вхождение в образ». Детям было предложено описать по прочитанным стихотворениям, каким они видят это дерево.

Дети активно приступили к работе, применяя соединение техник: аппликация из пластилина, живопись, используя цветоведение.

Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира.

Тема: «Одуванчики в траве».

Программное содержание:

Учить детей представлять образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов; закреплять навыки рисования жидким тестом. При изображении белой головки использовать прием выдавливания через сетку соленого теста. Развить способность рационального применения техники аппликация при работе с различными материалами.

Ход занятия.

В начале занятия детям были прочитаны стихотворения и предоставлены иллюстрации с изображением одуванчиков. В течение занятия был использован рассказ о технике «аппликация из соленого теста». Прошло закрепление с детьми о последовательности выполнения работы.

Детей заинтересовало нестандартное оборудование (металлическая сетка), которое было им предложено и вызывало неподдельный интерес.

Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.

Тема: «Летний пляж».

Программное содержание:

Закреплять умение рисовать «по-сырому», развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов впечатлений; научить детей создавать художественный образ при помощи цвета, опираясь на предыдущий опыт с применением нетрадиционных материалов (соленое тесто).

Ход занятия.

Детям было предложено оборудование и иллюстративный материал. В ходе занятия использовалась музыка, различная по содержанию и характеру. Был предложен рисунок-схема с изображением солнца и волнообразных линий - некая поверхность, с помощью подбора цвета дети должны были превратить в ледяную пустыню африканскую жаркую пустыню или в солнечный ласковый пляж. Дети использовали различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер. Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход. Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ.

Так же были проведены следующие упражнения: «Времена года», «Части суток», «Цветной круг», «Настроение тучек», в ходе которых было видно, что дети заинтересованы работой с жидким тестом, но умения и навыки подбирать нужный цвет находятся на низком уровне. В ходе упражнений у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник. Итог формирующего эксперимента подведен в виде таблицы № 2 Приложение 2.

3 —й этап.

Итоговый эксперимент.

Цель:        выявить уровень художественно-творческих способностей

рисования живописными материалами, выработанных в ходе формирующего эксперимента.

Итоговый эксперимент был проведен в виде коллективной работы со всеми детьми на тему «В гостях у курочки рябы».

Программное содержание:

Закреплять умение самостоятельно подбирать технику, цветовой образ для создания коллективной работы; закреплять навыки работы нетрадиционными материалами и техниками; воспитывать интерес к нетрадиционным живописным техникам.

В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя. Дети использовали различные нетрадиционные материалы, что вызвало огромный интерес к работе.

Дети активно и старательно выполняли работу. Коллективная работа получилась очень интересной по содержанию.

Итог подведен в виде таблицы № 3 Приложение 3.

Вывод итогового эксперимента:        проведя цикл занятий с

использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся на высоком уровне, например, знание основ цветоведения. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Вывод по исследовательской работе:

Все задачи, которые были поставлены в начале исследовательской работы, были выполнены. Был проведен анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей детей в технике аппликация. Были разработаны пути развития творческих способностей детей в области аппликация живописными материалами.

Апробированы инновационные техники в аппликации для развития художественных способностей детей дошкольного возраста.

Использование такой технологии позволило занятиям аппликацией стать более интересными, а разработанные и проведенные занятия позволили развить у детей интерес к данному виду изобразительной деятельности (аппликации) проявляя при этом выдумку, инициативу.

Проведенные занятия показали, что у детей разный уровень владения техникой, способностью создавать художественный образ, знаний основ цветоведения, лепки, аппликации.

Все исследуемые уровни определены на среднем уровне. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели развивались, росли, результативность таких занятий была высокой.

Самым важным является постоянная работа со способными детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм и технологий по развитию способностей детей, не перегружая их.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

В реабилитационном центре изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала.

В последнее время в детских садах стали практиковаться занятия занимательного характера, в которых аппликативной техникой является техника коллажа, которая заключается в том, что в изображении сочетаются различные по фактуре материалы. Эта техника может сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и все это делается для создания неповторимого художественного образа.

Занятия аппликацией в технике коллажа или близкой к нему, как правило носят интегрированный характер так как воспитатель знакомит с новой техникой, демонстрирует ее возможности, обучает детей техническим приемам. Для развития интереса используется интеграция с другими видами деятельности: развитие речи, музыка, ознакомление детей с художественными произведениями.

Проведенное по данной теме исследование выявило следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель применяет разный занимательный материал.

Основная мысль и гипотезе работы полностью подтверждается. Для проверки этой гипотезы были проведены занятия констатирующего, формирующего и итогового эксперимента.

Все они носили характер занимательного материала. На этих занятиях дети осваивали новую технику, новые изобразительные материалы, новые технические возможности этих материалов.

Было легко добиваться от детей проявления самостоятельности и творчества.

Сравнивая результаты констатирующего и итогового экспериментов можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась, поставленные задачи работы осуществлены.


ЛИТЕРАТУРА

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).

2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: 1999.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.

6. Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. - 2003. - № 5.

7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5- 7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

9. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1987.

10. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова) - М.: Просвещение, 1986.

11. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 1987.

12. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 5 (9).

13. Программа воспитания и обучения «Радуга». / Под ред. Дороновой Т.Н. - М.: 1993.

14. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2005. - (серия «Вместе с детьми»).

15. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дотик, учреждений. - М.: Гуманит изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.

16. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) - Волгоград: Учитель, 2005.

17. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Приложение 1

Таблица № 1. Констатирующий эксперимент

Имя

ребенка

Увлечен, темой и теникой

Способность

создания

художественного образа

Способность к цветовоспр.

Способн.

рацион.

Применять

техники

Владение

техникой

изображения

1.

Лиза Г.

2.

Полина Б.

3.

Никита Ш

4.

Дима 3

5.

Влад Б.

6.

Диана М.

7.

Соня П.

8.

Кирилл Ш.

        Условные обозначения:

низкий уровень;

средний уровень;

        высокий уровень

Приложение 2

Таблица № 2.  Формирующий эксперимент

Имя

ребенка

Увлечен, темой и теникой

Способность

создания

художественного образа

Способность к цветовоспр.

Способн.

рацион.

Применять

техники

Владение

техникой

изображения

1.

Лиза Г.

2.

Полина Б.

3.

Никита Ш

4.

Дима 3

5.

Влад Б.

6.

Диана М.

7.

Соня П.

8.

Кирилл Ш.

        Условные обозначения:

низкий уровень;

средний уровень;

        высокий уровень

Приложение 3

Таблица № 3.  Итоговый эксперимент

Имя

ребенка

Увлечен, темой и теникой

Способность

создания

художественного образа

Способность к цветовоспр.

Способн.

рацион.

Применять

техники

Владение

техникой

изображения

1.

Лиза Г.

2.

Полина Б.

3.

Никита Ш

4.

Дима 3

5.

Влад Б.

6.

Диана М.

7.

Соня П.

8.

Кирилл Ш.

        Условные обозначения:

низкий уровень;

средний уровень;

        высокий уровень

Приложение 4

1. Констатирующий эксперимент

2. Формирующий эксперимент

3. Итоговый эксперимент

C:\Users\Наталья\Desktop\media\image1.jpeg

        

        

        

 Низкий уровень

  Средний уровень

 Высокий уровень

Приложение 5

Занятие 1. «Море волнуется» (использование цветного скотча).

Задачи:

1. Познакомить детей со скотчем: аппликация из скотча.

2. Формировать умение пользоваться скотчем разных цветов, соблюдая определенные технологии.

3. Развивать творчество и фантазию, образное мышление.

4. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.

Материалы и оборудование:        образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: цветной скотч, листы бумаги.

Раздаточный материал: цветной скотч, листы бумаги.

Ход:

1. Организация детей.

2. Продемонстрировать детям работы из разных цветов скотча.

3. Рассказать о его художественных достоинствах.

4. Предложить детям составить картинку из цветного скотча, добавляя содержание разными деталями.

5. Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.

6. Самостоятельная деятельность детей.

7. Анализ детских работ.

8. Подведение итогов.

Приложение 6

Занятие 2. «У барашка теплая шубка» (использование хлопкового волокна - ваты).

Задачи:

1. Познакомить детей с объемной аппликацией: аппликация из ваты.

2. Формировать умение пользоваться ватой (скручивать ее на карандаш
колечками), соблюдая определенные технологии.

3. Развивать творчество и фантазию, образное мышление.

4. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.

Материалы и оборудование:        образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: отдельные части туловища сделанные из картона (туловище, голова, ухо, ноги, кусочки ваты, клей ПВА, карандаш, фломастер;

Раздаточный материал: картонные части (детали), вата, клей ПВА, карандаши, фломастеры;

Ход:

1. Организация детей.

2.  Продемонстрировать детям работы из ватных комочков.

3. Рассказать о его художественных достоинствах.

4. Предложить детям составить картинку из колечек (ватных), добавляя содержание разными деталями.

5. Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.

6. Самостоятельная деятельность детей.

7. Анализ детских работ.

8. Подведение итогов.

Приложение 7

Занятие 3.  «Необитаемый остров» (использование цветного скотча, техника коллажа).

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с цветным скотчем: аппликация из скотча.

2. Формировать умение пользоваться скотчем разных цветов, соблюдая определенные технологии.

3. Развивать творчество и фантазию, образное мышление.

4. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.

Материалы и оборудование:        образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: цветной скотч, листы бумаги.

Раздаточный материал: цветной скотч, листы бумаги.

Ход:

1. Организация детей.

2. Продемонстрировать детям работы из разных цветов скотча.

3. Рассказать о его художественных достоинствах. Вспомнить с детьми технологию, обговорить содержание работы.

4. Предложить детям составить картинку из цветного скотча, добавляя содержание разными деталями.

5. Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.

6. Самостоятельная деятельность детей.

7. Анализ детских работ.

8. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей с ЗПР путем использования нетрадиционных техник и материалов в аппликации.

Развитие творческих способностей детей с ЗПР путем использования нетрадиционных техник и материалов в аппликации. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчес...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке».

Доклад  на тему:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке»....

ПРОЕКТ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ» (РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ)

ПРОЕКТ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ»(развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования)...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник работы с бумагой»

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалам дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных компо...