Перспективный план по развитию речи во 2 младшей группе детского сада
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Перспективный план предназначен для работы с детьми3-4 лет. Обеспечивет обязательный объем знаний, умений, навыков дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_razvitiyu_rechi_vo2_mladshey_gruppe.docx | 155.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5»
г.Сорочинска Оренбургской области
Пояснительная записка
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Реализация задач данной образовательной области происходит в следующих видах образовательной деятельности:
«Развитие речи» – через занятия;
Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: Проходите, пожалуйста"», «Предложите: „Хотите посмотреть..."», «Спросите: Понравились ли наши рисунки?"»).
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: Стыдно драться! Ты уже большой"»).
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем кружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка -блюдце, стул-табурет скамеечка, шуба -пальто-дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п -б-т- д -к - г; ф - в; т - с-з - ц.
Развивать моторику рече-двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Месяц сентябрь | Планируемые (ожидаемые результаты) Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, делает попытки решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения | |||
занятия развитие речи | ||||
Тема недели Тема занятия | Цель, задачи | Литература | ||
| Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка». Игра «Осенние листья», муз. Н.Лысенко. | Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок и взрослые их любят. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 28 | |
2. До свидания, лето, здравствуй, детский сад | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». | Знакомство детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр31 | |
3. До свидания, лето, здравствуй, детский сад | Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись». | Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 32 | |
4. Осень | Звуковая культура речи: звук у. | Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр33 | |
Месяц октябрь | Планируемые (ожидаемые результаты) Умеет интонационно выделять речь персонажей, эмоционально откликаться на переживания героев сказки; может описать предмет по картинке; выучить небольшое стихотворение; в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей | |||
занятия развитие речи | ||||
Тема недели Тема занятия | Цель, задачи | Литература | ||
| Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). | Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 36 | |
2. Осень | Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» | Познакомить со сказкой «Колобок» (обр. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 38 | |
3. Мой дом, мой город | Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». | Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 39 | |
4. Мой дом, мой город | Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик» Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…». | Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 40 |
Месяц ноябрь | Планируемые (ожидаемые результаты) Может составить рассказ по картинке, проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр | ||||||
занятия развитие речи | |||||||
Тема недели Тема занятия | Цель, задачи | Литература | |||||
| Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 41 | ||||
2. Азбука дорожного движения | Звуковая культура речи: звук и. | Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 42 | ||||
3. Неделя игры и игрушки | Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 43 | ||||
4. Что такое хорошо и что такое плохо | Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» | Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 46 | ||||
Месяц декабрь | Планируемые (ожидаемые результаты) Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом; | ||||||
занятия развитие речи | |||||||
Тема недели Тема занятия | Цель, задачи | Литература | |||||
| Чтение сказки «Снегурушка и лиса» | Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 50 | ||||
2. Безопасность | Повторение сказки «Снегурушка и лиса» Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» | Помочь детям вспомнить русскую народную сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 51 | ||||
3. Новогодний праздник - Рождество | Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет» , стихотворения А. Босева «Трое» | Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» (пер. с болг.В. Викторова). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 52 | ||||
4. Новогодний праздник - Рождество | Игра – инсценировка « У МАТРЕШКИ – НОВОСЕЛЬЕ» | Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 53 | ||||
Месяц январь | Планируемые (ожидаемые результаты) В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей; подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр | ||||||
занятия развитие речи | |||||||
Тема недели Тема занятия | Цель, задачи | Литература | |||||
| Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди», вызвать желание послушать еще раз, поиграть в сказку | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 54 | ||||
2. Новогодний праздник - Рождество | Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин (по выбору педагога). | Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предложения. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 55 | ||||
3.Зима | Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». | Упражнять в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи, способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; продолжать учить образовывать слова по аналогии. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 57 | ||||
4.Зима | Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка». | Упражнять детей в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 58 | ||||
Месяц февраль | Планируемые (ожидаемые результаты) Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с детьми, способен выучить небольшое стихотворение | ||||||
занятия развитие речи | |||||||
Тема недели Тема занятия | Цель, задачи | Литература | |||||
| Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». | Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обр. В. Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 59 | ||||
2. Народное искусство | Звуковая культура речи: звуки б, бь. | Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 60 | ||||
3. Наша Армия родная | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились». | Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 62 | ||||
4. Наша Армия родная | Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». | Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывыть суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 63 |
Месяц март | Планируемые (ожидаемые результаты) Умеет использовать в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, радостный), способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему | ||||
занятия развитие речи | |||||
Тема недели Тема занятия | Цель, задачи | Литература | |||
| Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…». | Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она». Совершенствовать диалогическую речь. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 64 | ||
2. Женский праздник | Звуковая культура речи: звуки т, п, к. | Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к: упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 66 | ||
3. Неделя детской книги | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». | Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой). Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 68 | ||
4. Ранняя весна | Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось»). | Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 69 | ||
Месяц апрель | Планируемые (ожидаемые результаты) Умеет четко произносить и пропевать слова; владеет чувством ритма при чтении стихов. Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом | ||||
занятия развитие речи | |||||
Тема недели Тема занятия | Цель, задачи | Литература | |||
| Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?». | Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 71 | ||
2. Я вырасту здоровым | Звуковая культура речи: звук ф. | Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 72 | ||
3. Весна | Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). | Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка – рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 73 | ||
4. Весна | Звуковая культура речи: звук с. | Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 75 |
Месяц май | Планируемые (ожидаемые результаты) Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему, может пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки, делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет) | ||
НОД развитие речи | |||
Тема недели Тема НОД | Цель, задачи | Литература | |
| Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина. | Познакомить детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 76 |
2. Праздник Победы | Звуковая культура речи: звук з. | Упражнять детей в четком произношении звука | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 78 |
3. Цветущая весна | Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». | Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 79 |
4.Счастливое детство | Звуковая культура речи: звук ц. | Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Стр 80 |
Использованная литература: В.В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» МОЗАИКА –СИНТЕЗ г. Москва 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями в младшей группе детского сада.
Привыкание к детскому саду является не простым временем, как для детей, так и для взрослых, родителей и педагогов. При составлении перспективного плана нужно нацелить родителе...
Перспективный план работы на год в младшей группе детского сада по фгт
Перспективный план в табличной форме по программе "От рождения до школы" по фгт...
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе детского сада
Данная методическая разработка поможет воспитателю грамотно спланировать свои занятия по развитию речи в старшей группе детского сада...
Перспективный план по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада
поможет сплан ировать работу по изодеятельности...
Перспективный план работы по петербурговедению в младшей группе детского сада.
Перспективный план работы по петербурговедению в младшей группе детского сада....
Перспективный план по драматизации во II младшей группе детского сада
Перспективный план по драматизации во II младшей группе детского сада...
Перспективный план по ФЦКМ во 2 младшей группе детского сада
Перспективный план предназначен для работы с детьми 3-4 лет. Составлен на основе комплексной программы "Программа воспитания и обучения дошкольников детского сада", которая обеспечивает обяз...