Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Афанасьева Оксана Абударовна

Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой «Лес и его обитатели». 

Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой «Зимушка - зима».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план

по развитию математических способностей

детей средней группы в режиме дня ДОУ

Разработали воспитатели

МБДОУ «Детский сад № 455» г. о. Самара

Афанасьева О. А., Арянова О. А.

2021 г.

Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой «Лес и его обитатели».

Режим дня ДОУ

Знакомство с целыми неотрицательными числами

Знакомство с величинами

Знакомство с геометрическими понятиями

Индивидуальная работа с детьми

Игровое упражнение «Гости из леса»

Цель: учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: продолжать учить ориентироваться во времени – части суток.

Дидактическая игра «Танграм»

Цель: развивать внимание, воображение, сообразительность, нестандартное мышление, закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.

Прогулка

Игровое упражнение «Узнай, кто спрятался»

Цель: способствовать развитию зрительного внимания.

Подвижная игра «Совушка»

Цель: развивать двигательную активность детей, формировать представления детей о жизни птиц в разное время суток.

Игровое упражнение «Хищные и копытные»

Цель: развивать двигательную активность, интерес детей к лесным обитателям.

Самостоятельная деятельность

Дидактическая игра «Угадай, что изменилось?»

Цель: закреплять порядковое значение чисел в пределах 5.

Дидактическая игра «Лесные обитатели ночью и днем»

Цель: расширять представления о частях суток.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Цель: учить детей соотносить предметы по величине.

НОД

Тема «Гости из леса»

Задачи:

Образовательные:

- учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета в пределах 5, закреплять порядковый счет, отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?»;

- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Развивающие:

- развивать наблюдательность, связную речь, зрительное внимание, память, воображение, умение сравнивать, анализировать и ориентироваться во времени.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к живой природе, желание сотрудничать со взрослыми и детьми, доставить удовольствие от самовыражения и общения со сверстниками.

Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой «Зимушка - зима».

Режим дня ДОУ

Знакомство с целыми неотрицательными числами

Знакомство с величинами


Знакомство с геометрическими понятиями

Индивидуальная работа с детьми

Дидактическая игра «Подбери игрушку»

Цель: упражнять детей в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Дидактическая игра «Составление геометрических фигур» Цель: упражнять детей в составлении геометрических фигур разного размера на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. 

«Кто быстрее подберет коробки для подарков»

Цель: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.

Игровое упражнение «Составь». Цель: упражнять в составлении 2 равных треугольников из 5 палочек; 2 равных квадрата из 7 палочек.

Прогулка

Дидактическое упражнение «Сделай столько же движений»

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Дидактическая игра «Угадай, где?»

Цель: развивать у детей умение определять пространственные направления от себя.

Дидактическое упражнение «Посчитай птичек»

Цель: закрепить с детьми образование чисел 6 и 7.

Самостоятельная деятельность

Дидактическая игра «Хватит ли?»

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Дидактическая игра «Найди и назови».

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

«Новогодние елочки»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Дидактическое упражнение «Мастерская форм»

Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

НОД

Тема: «Проказы зимушки – зимы»

Задачи:

Образовательные: Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма), вести прямой и обратный счет до 7, вести порядковый счет, самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы), использовать обобщённое понятие «четырёхугольник», выкладывать множество с заданным количеством элементов, учить выполнять игровые действия.

Развивающие: развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года.

Материал: письмо, карточки с загадками, разноцветные снежинки, елочка с игрушками, набор геометрических фигур, д/и «Отгадай по описанию», д/и «Найди пару» индивидуальные пеналы, сигнальные карточки.

Предварительная работа. Чтение стихов и сказок о зиме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Что лишнее?» (классификация геометрических фигур по одному- трём признакам),

Приложение 1.

Дидактическая игра «Угадай, что изменилось?»

Цель: закреплять порядковое значение чисел в пределах 5.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зверей и предлагает детям запомнить порядок их расположения. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет картинки местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось (Например: «Белочка лежала на пятом месте, а сейчас на втором месте».)

Дидактическая игра «Лесные обитатели ночью и днем»

Цель: расширять представления о частях суток.

Ход игры:

Дети раскладывают карточки с лесными зверями на два поля (день, ночь) по принципу их образа жизни (кто ночью спит, а ночью охотится).

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: продолжать учить ориентироваться во времени – части суток.

Ход игры:

Попросить детей закончить следующие предложения:

Зайчик спит ночью, а просыпается … (утром).

Зверята резвятся утром, а обедают … (днем).

Обедаем мы днем, а ужинаем … (вечером).

Белочка забирается в дупло и спит … (ночью).

Игровое упражнение «Гости из леса»

Цель: учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что к ним из леса пришли гости. Ставит на лесенку две белочки (дети считают). Затем ставит на лесенку три зайчика (дети считают). Сравнивают кого больше, кого меньше, на сколько. Воспитатель спрашивает сколько всего пришло гостей из леса.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Цель: учить детей соотносить предметы по величине.

Ход игры:

На карточках изображены лесные звери разной величины (большой медведь, средний зайчик и маленький мышонок) и геометрические фигуры тоже разной величины. Необходимо зверятам раздать соответствующие фигуры.

Игровое упражнение «Узнай, кто спрятался»

Цель: способствовать развитию зрительного внимания.

Ход игры:

На скамейке стоят пять игрушек. Назовите их (волк, лиса, заяц, ежик, медведь). Сколько игрушек на скамейке? (пять). Сказать детям, что игрушки хотят с ними поиграть в прятки. Дети закроют глаза, а одна из игрушек спрячется. Убрать одну игрушку. Откройте глаза и скажите, какая игрушка спряталась.

Подвижная игра «Совушка»

Цель: развивать двигательную активность детей, формировать представления детей о жизни птиц в разное время суток.

Ход игры:

По сигналу воспитателя –ночь, дети двигаются, изображая как летают совы. По сигналу воспитателя – день, дети приседают и замирают, изображая как совы засыпают.

Дидактическая игра «Танграм»

Цель: развивать внимание, воображение, сообразительность, нестандартное мышление, закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.

Ход игры:

Предложить детям построить из геометрических фигур как можно больше лесных зверей.

Игровое упражнение «Хищные и копытные»

Цель: развивать двигательную активность, интерес детей к лесным обитателям.

Ход игры:

Дети распределяются на две группы – «хищные» и «копытные». «Хищные» берут в руки треугольники, а «копытные» - квадраты. «Копытные» ходят «по лесу». По сигналу «Хищники!» «копытные» должны скрыться. Потом дети обмениваются фигурами и ролями.

Приложение 2.

Дидактическая игра «Составление геометрических фигур»

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

1.        Составить квадрат и треугольник маленького размера;

2.        Составить маленький и большой квадраты;

3.        Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого  

           будут равны     3 палочкам, а левая и правая – 2;

4.        Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники.

Дидактическая игра «Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Дидактическая игра «Угадай, где?»

Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.

Материал: игрушки или предметы по усмотрению воспитателя

Ход игры: Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д. »

Дидактическая игра «Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Содержание: В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

Дидактическая игра «Хватит ли?»

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Содержание: В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

Дидактическое упражнение «Расскажи про свой узор»

Цель: учить детей овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу - волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Дидактическое упражнение «Сделай столько же движений»

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Содержание: В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

Дидактическое упражнение «Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал: Мяч.

Содержание: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

«Новогодние елочки»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал: 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

Содержание: В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку,  по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

«Кто быстрее назовет»

Цель: упражнять в счете предметов.

Содержание: В. обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10)? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети  подсчитывают свои фишки.

«Мастерская форм»

Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

Материал: У каждого ребенка спички без головок (палочки), окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.

Содержание: В.: «Дети, сегодня мы  поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.

«Кто быстрее подберет коробки для подарков»

Цель: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.

Содержание. Выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, стоящие на столе, В.объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Сейчас поучимся подбирать коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки нужного размера?» Я буду вызывать по 2-3 человека, давать им по одной коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А потом я дам команду: «Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, - высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки. Детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой короткой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (средняя группа)

Перспективное планирование на год по формированию элементарных математических представлений по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа...

Перспективный план развития игровой деятельности (Средняя группа)

Перспективный план развития игровой деятельности (средняя группа) ...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы Средняя группа ОО Познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений (И.А.Помораева , В.А. Позина)

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы Средняя группа  ОО Познавательное развитие   Формирование элементарных математических представлений (И.А.Помораева , В.А....

Перспективное планирование. Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.

Полное перспективное планирование занятий по формированию элементарных математических представлений в средней группе....

Непосредственно – образовательная деятельность Развитие математических способностей Средняя группа Тема «Добрые гномы»

НОД предназначен для детей 4-5 лет на закрепление представлений о форме, ориентировки в пространстве....

Консультация для родителей.Развитие математического мышления.Средняя группа.

Формирование элементарных математических представлений у ребенка...