Методы и приемы в развитии математических способностей детей средней группы детского сада
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Математика является одним из важнейших предметов в системе обучения.С ней встречается человек каждый день в своей жизни и ребята должны понимать, насколько необходимы ему знания и умения полученные при изучении данного предмета. Именно поэтому необходимо воспитателю развивать у детей интерес к этой науке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Горелова Н.Н., воспитатель
ГБДОУ детский сад №102 Невского района
Санкт-Петербурга
Методы и приемы в развитии математических способностей детей средней группы детского сада
Математика является одним из важнейших предметов в системе обучения. С ней встречается человек каждый день в своей жизни и ребята должны понимать, насколько необходимы ему знания и умения полученные при изучении данного предмета. Именно поэтому воспитателю необходимо развивать у детей интерес к этой науке с помощью использования различных методов и приемов обучения. Одним из которых является устный счет. На уроках математики устный счет может быть представлен разнообразными формами работы : арифметические и графические диктанты, ребусы, кроссворды, тесты, примеры, задания на смекалку, логические задачи, упражнения с использованием дидактических игр и этот список можно продолжать бесконечно, главное чтобы задания не были объемными и слишком сложными. Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом занятии необходимо уделять 2-3 минуты. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность детей , дисциплинируют ребят , подготавливают к изучению новой темы, повторяют и обобщают пройденный материал. В начале занятий я часто использую карточки и цифрами, именно карточки, а не математический веер. У детей на столе разложены цифры в порядке увеличения или уменьшения и дети показывают карточку с ответом на вопрос воспитателя , из них дети составляют примеры, решают задачи. Начиная со второго полугодия , карточки заменяю на пластиковую доску, дети маркером на ней пишут ответы на примеры, схемы, выражения, ее можно использовать не только на уроках математики, а как игру. Совершенствование навыков устных вычислений зависит от того насколько дети сами проявляют интерес к этой форме работы.
Формирование прочных вычислительных навыков начинается на любом уроке математики с устного счета. Устный счёт, как известно, содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, сообразительности; побуждает детей прибегать к различным способам, комбинациям и приёмам при выполнении тех или иных операций над числами. . Устный счёт должен занимать не более 2- 3 минут. Задания, используемые в устном счете, не только работают на цель урока и связаны с ней, но и находятся в логической связи со всеми остальными этапами урока. Устный счет направлен на развитие математической логики мышления и речи детей, он, кроме того, несёт на себе дополнительную дидактическую нагрузку – служит для повторения и закрепления материала, а также для перехода от старого, давно изученного материала к новому. Нередко и объяснение нового проводится с использованием устных вычислений. Заинтересовать детей, удивить, разобраться, дойти до истины - основная задача воспитателя, а в этом, конечно же, помогает дидактическая игра, такая близкая детям. В своей работе использую следующие: 1. Засели домик. Цель: закрепление знаний о составе числа. Это – числовой домик. На каждом этаже две квартиры. В треугольнике живёт хозяин дома. На одном этаже может жить столько жильцов, сколько обозначает число - хозяин домика. Ваша задача расселить жильцов. Можно использовать как для индивидуальной, парной так и групповой работы. 2. Забей мяч в корзину. Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания. На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа. Задание: придумать как можно больше примеров, ответом на которые будет число над корзиной. 3. Услышь ошибку. Цель: Формировать умения детям на слух находить несоответствия в вопросах по изученным темам. Задание: На яблоне выросло 5 яблок, а на иве 4 яблока. В дельфинарии самой большой рыбой был кит. На нос бабе Бабарихе приземлился на все свои 4 ноги рассерженный комар. В зоопарке мы видели льва, он дышал жабрами. 4. Расшифруй слово. Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания. Решите примеры. Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке возрастания. 1+…=2-м; 2+…=3-и;3+…=4-ш;4+…=5-к;5+…=6-а; (Сложение) 5. Заполни пропуски Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания Догадайся, какое число пропущено. 1+…=5 …+2=5 …-2=3 …-1=2 5-…=1 1+…=4 4-…=1 5-…=2 2+…=4 6.Задачи в стихотворной форме. Цель: отработка навыков устного счета в пределах 10. Задачи читаются учителем вслух. Цапля по воде шагала, лягушат себе искала. Двое спрятались в траве, шесть – под кочкой. Сколько лягушат спаслось? Только точно! (2+6=8) Что так начало греметь? Ульи строит наш медведь. Ульев сделал он лишь семь. На два меньше, чем хотел. Сколько ульев хотел сделать мишка? (7+2=9) В хоре семь кузнечиков песни распевали. Вскоре два кузнечика голос потеряли. Сосчитай без лишних слов, сколько в хоре голосов? (7-2=5) Пять малышек- медвежат мама уложила спать. Одному никак не спится, скольким сон хороший снится? (5-1=4) Ёжик по грибы пошёл, десять рыжиков нашел. восемь положил в корзинку, остальные же – на спинку. Сколько рыжиков везешь на своих иголках ёж? (10-8=2) При решении более сложных задач можно выставить карточки с прозвучавшими в стихах числами. А знаки действия дети ставят самостоятельно. 7. Раскраски. Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания. 8. Лабиринт. Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания. Дети должны пройти через двое ворот лабиринта таким образом, чтобы значение суммы равнялось заданному числу. 5. Круговые примеры. Цель: закрепление навыков вычитания и сложения круглых чисел. Примеры подбираются так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Ответ последнего примера совпадает с началом первого. 10. Логические задачи Цель: развитие мышления детей среднего возраста, смекалки, находчивости. 1. В детской пирамиде на большее кольцо кладется меньшее. Красное кольцо меньше зеленого, но больше синего. Желтое кольцо больше зеленого. Нарисуй эту пирамидку. 2. Меня зовут Оля. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата? 3. На фотографии дочь слева от мамы, а мама слева от папы. В каком порядке они находятся? 4. Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 9 хвостиков? 5.За кустом спрятались медвежата. Видно 8 лапок. Сколько было медвежат? 6. На столе лежали четыре шоколадных пряничка, 5 спелых груш и 7 конфет карамелек. Сколько фруктов среди них? В старшей и подготовительной группе задания усложняются, что соответствует принципам дидактики. Дидактическая игра должна быть полезна для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".
11.Конструктор « ТИКО» Цель: сконструируй три разных дома зеленого цвета. Чем они отличаются друг от друга?
Конструктор «ТИКО» при развитии математических способностей детей среднего возраста обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как математического в плане подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада
Статья....
Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...
Развитие математических способностей детей старшей группы детского сада
Из опыта рабты с детьми старшей группы десткого сада...
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...
«Развитие математических способностей в средней группе детского сада»
Детям очень нравятся игры, поэтому освоение математики в средней группе – наука не сложная.Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизирова...
Развитие математических способностей детей младшей группы детского сада
Игра — это своеобразное отношение к действительности,которое характеризуется созданием мнимых ситуацийили переносом свойств одних предметов на другие....