Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности: «А может быть ворона…».
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Маракова Дарья Анатольевна

Аннотация

к дополнительной общеобразовательной программы

художественно-эстетической  направленности:

«А может быть ворона…».

 

Лепка - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за

пластичности материала. Игрушки, картины, подсвечники, рамки- что только

не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве.

У маленьких детей развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.

Вот и выходит, что лепка - это не только интересно, но и полезно. Кроме

того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или

карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при

подготовке к школе.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с

игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым

действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей

интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и

сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с

обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с

наблюдением за живыми объектами.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для

всестороннего развития дошкольника. Многогранность детской деятельности

позволяет использовать ее как средство обучения и воспитания. Для

формирования изобразительной деятельности у ребенка необходим

определенный уровень развития моторики, восприятия, зрительно-моторный

координации, речи, игры, воображения, образной формы мышления, которые

в процессе этой деятельности активизируются и в свою очередь развиваются.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс

воспитания и обучения планомерный и систематически.

На занятиях дополнительной общеобразовательной программы

 художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…» 

осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием

технических умений и навыков. Руководствуясь личностно –

ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности

ребенка, педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:

1. Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике

различные идеи данной программы.

2. Побуждение детей к художественному творчеству путем постановки

разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.

3. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребенком, позволяющих создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребенка.

5. Вариативность творческих способностей.

Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые

достижения в творчестве - главное руководство в работе кружка.

Работа дополнительной общеобразовательной программы

 художественно-эстетической  направленности:  «А может быть ворона…»

нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.

 

Цель работы дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности:

«А может быть ворона…»:

 

- Раскрытие творческого потенциала дошкольников путем целенаправленного обучения на специальных занятиях лепки из пластилина, глины и соленого теста.

- Создание условий для развития  детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из пластилина,  глины и соленного теста. Формирование теоретических знаний и практических умений.  Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работы из пластилина, глины и соленного теста.                                       -Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий по лепке.

 

Задачи работы дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности:

«А может быть ворона…»:

Обучающие:

- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.• - Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

- Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

- Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

- Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

-Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

-Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

-Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

-Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

 

Ожидаемые результаты усвоения дополнительной общеобразовательной программы познавательно-речевой  направленности:

«А может быть ворона…».

 

• Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

• Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.

• Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.

• Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.

• Научатся украшать изделия из пластилина, глины и соленого теста различными природными и декоративными материалами.

• Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.

• Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

• Получат навыки совместной работы.

 

Форма проведения занятий дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности:

«А может быть ворона…»

 

Кружок проводится в форме творческой мастерской свободного общения.

 

Режим занятий дополнительной общеобразовательной программы

художественно-эстетической  направленности:

«А может быть ворона…»

 

Возрастная группа: Подготовительная к школе (6-7 лет)

График работы : вторник (2,4 нед), среда (1,3 нед) – 17.15

 

Занятия дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…» разработана в соответствии с возрастными требованиями, учитывая возрастные особенности и развития каждого ребёнка, при условии систематического и планомерного обучения.

 

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…» выполняет следующие функции:

• Развивающую – развитие всех психических функций (восприятия,

внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других,

окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения

видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и

сотрудничества.

• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в

социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального

напряжения

• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви

к труду, процессу творчества и познания.

 

Методы и приёмы дополнительной общеобразовательной программы

художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…»  с другими видами деятельности детей:

 

1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:

- Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том,

что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще

использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка

лепки.

-Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны

хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и

пропорции, пространственное представление.

- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный,

так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из

одного куска.

2. Словесный метод:

- беседа, рассказ;

- объяснение, пояснение;

- вопросы;

- словесная инструкция;

3. Наглядный:

- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии,

скульптурные изделия);

- показ выполнения работы (частичный, полностью);

- работа по технологическим картам.

4. Интеграция дополнительной общеобразовательной программы

 художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…»  с другими видами деятельности детей:

-        Познавательное развитие;

-        Речевое развитие;

-        Социально-коммуникативное развитие;

-        Физическое развитие.

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы

предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также

овладеть изобразительными и техническими приемами. Необходимо

развивать творческую инициативу, предоставлять им возможность выбирать

темы, выразительные средства и способы изображения. В поделках

использовать природные материалы: сушеные листья, скорлупу орехов,

семечки, крупы и т.д.

Формы организации обучения.

1. По образцу;

2. По замыслу;

3. По теме.

1. По образцу.

Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы

поделок из пластилина, пластической глины и соленого теста, как правило, показывают способы их воспроизведения.

2. По замыслу.

Форма организации обладает большими возможностями для развертывания

творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам

решает, что он будет лепить. Чтобы это деятельность протекала как

поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные

представления о объекте, владеть обобщенными способами лепки и искать

новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм

лепки по образцу и по теме.

3. По теме.

Детям предлагают общую тематику лепки, и они сами создают замысел

конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения.

Основная цель организации лепки по заданной теме актуализация и

закрепление знаний и умений.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения по лепке может

оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в

совокупности составляют основу формирования их творчества.

В результате такого организационного подхода в работу оказываются,

вовлечены все дети.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lepka.docx52.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической  направленности:

«А может быть ворона…».

Пояснительная записка.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности:

 «А может быть ворона…».

Актуальность данной программы обуславливается важностью  декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене. В настоящее время возрос интерес к оформлению интерьеров жилья, офисов и других помещений. Изучение национальных, культурных корней через народную игрушку (Дымковская, Филимоновская, Каргапольскую) .

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе .Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им и огорчается, если у него что-то не получается.

В работе ребенок приобретает различные знания, уточняются и закрепляются его представления об окружающем мире.

Художественно-эстетическая деятельность выполняет еще и терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, вызывает радость и обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Развитие творческих способностей ребенка возможно при:

создании развивающей среды, предоставлении ребенку свободы в выборе деятельности, доброжелательной помощи взрослого, дружелюбной атмосфере в детском коллективе.

Создание условий и разработка эффективных методик по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста имеет  исключительное значение для современного детского сада.

        Современное качество дошкольного образования неразрывно связано с развитием программного обеспечения.

        Предлагаемая программа дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно – пластичных образах.

        Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, при необходимости изменяет. В лепке масштаб поделки не задан форматом листа, он зависит только от замысла ребенка, его умелости, индивидуальных особенностей. Основным инструментом в лепке являются руки. Выбранный материал – пластилин, глина и соленое тесто, как одни из наиболее доступных для творчества.

Программа представляет собой систему дополнительного образования дошкольников, которая позволяет эффективно решать вопросы развития творческих способностей детей.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, элементы ручной лепки Стэйси Морган и др. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.

• Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать   своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.

• Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.

• Структура программы первого  второго и третьего года обучения учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.

• Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.Педагогическая целесообразность  программы определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе  привития  трудовых навыков, развития мелкой моторики, пространственного мышления и эстетического вкуса.        

Лепка из глины  является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей.

Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать её для лепки декоративных скульптур, животных и людей, шкатулок, подсвечников, ваз, настенных панно. Богатые качества глины определяют, и различные подходы к формообразованию декоративных изделий и дети обучаются овладевать и использовать их в своих работах.

Необходимость данной  дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности:

 «А может быть ворона…».

 Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, технологию, знакомясь с особенностями материала - постигается накопленный человечеством опыт.В результате реализации программы детьми должен быть, достигнут определенный уровень овладения способов лепки, и основ росписи игрушек. Лепка из глины, способствует развитию зрительного восприятия, памяти образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движение и ориентироваться в пространстве (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т.д.).

1.Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией, представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Глина  – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла. Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости, создания объемного изображения в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует так же усвоению целого ряда математических представлений.

 Становится необходимым вовлечение ребенка в прикладное творчество, посредством которого развиваются художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.

 В конечном счете, уроки лепки при правильной их организации развивают умственные способности учащихся, трудолюбие, работоспособность, абстрактное мышление, художественный вкус, сила воли, уравновешенность, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Детское сердце чутко к призыву творить Красоту, важно только, чтобы за призывами следовал труд. А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством.

 Общеобразовательное и воспитательное значение лепки огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и этическом развитии учащихся.

 Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся.

 Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.

В процессе занятии по программе реализовываются как учебные, так и социально-воспитательные задачи. Данная программа разработана на основе программ, отражённых в книгах: Федотова Г. Я. «Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».  Новизна данной программы определяется учётом особенностей контингента детей поселка: доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный

образ, делающий невидимое видимым.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…»

 разработана в соответствии  с нормативно-правовыми документами , регламентирующими дошкольное образование:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155 );

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПин» 2.4.304913).

Цель работы дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности:

«А может быть ворона…»:

-Раскрытие творческого потенциала дошкольников путем целенаправленного обучения на специальных занятиях лепки из пластилина, глины и соленого теста.

- Создание условий для развития  детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из пластилина,  глины и соленного теста. Формирование теоретических знаний и практических умений.  Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работы из пластилина, глины и соленного теста.                                       -Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий по лепке.

Задачи работы дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности:

 «А может быть ворона…».

Обучающие:

• Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

• Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

• Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

• Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

• Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

• Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

• Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

Формы организации работы дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности:

 «А может быть ворона…»:

        

• тематические занятия;

• дидактические игры;

• творческие занятия;

• игровые занятия;

• выставки детских работ;

• воспитательные мероприятия, праздники, тематические беседы;

• экскурсии в природу (цель наблюдение за сезонными изменениями, сбор природного материала).

6. Условия реализации программы

• Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатами.

• Организация процесса обучения в интересной доступной форме.

• Наглядность обучения.

• Наличие инструментов и материалов для работы.

• Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

• Мебель по росту детей.

Ожидаемые результаты  усвоения дополнительной общеобразовательной программы познавательно-речевой  направленности:

 «А может быть ворона…».

Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

• Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.

• Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.

• Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.

• Научатся украшать изделия из пластилина, глины и соленого теста различными природными и декоративными материалами.

• Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.

• Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

• Получат навыки совместной работы.

Форма проведения занятий дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности:

«А может быть ворона…»

Кружок проводится в форме творческой мастерской свободного общения.

Режим занятий дополнительной общеобразовательной программы

художественно-эстетической  направленности:

«А может быть ворона…»

Количество воспитанников : 10

Возрастная группа: Подготовительная к школе (6-7 лет)

График работы : вторник (2,4 нед), среда (1,3 нед) – 17.15

Занятия дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…» разработана в соответствии с возрастными требованиями, учитывая возрастные особенности и развития каждого ребёнка.

Взаимодействие с родителями.

В рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…».

 определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

-разработана тематика консультаций для родителей;

- выставки работ детей;

-мастер – класс;

- беседы.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

художественно-эстетической  направленности:

«А может быть ворона…»

Дополнительная общеобразовательная  программа художественно -эстетической  направленности:  «А может быть ворона…» рассчитана на освоения детьми подготовительного к школе возраста(6-7 лет) сроком на 1 год.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

художественно-эстетической  направленности:

«А может быть ворона…»

-Мониторинг освоения программы –диагностическое обследование воспитанников, посещающих  дополнительную общеобразовательную программу художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…»

- Выставки работ - подведение итогов работы творческой мастерской по лепке

-Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

- Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления знаний.

Перспективное планирование дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности:

 «А может быть ворона…»

Тема

Время проведения

Содержание

1

Мониторинг освоения программы

Сентябрь

1-2-нед

Диагностическое обследование воспитанников, посещающих  дополнительную общеобразовательную программу художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…»

2

«Осенние деревья»

3 нед

Вызывать у детей положительное эмоциональное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми осенние приметы. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография» : лепить отдельные детали и составлять композицию – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

3

«Кленовые листья»

4 нед

Учить детей приемам «вливания цвета в цвет». Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

4

«Натюрморт из чайной посуды»

Октябрь

1 нед

Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте. Закрепить представления о натюрморте. Развивать у детей чувство композиции, цвета- учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения. Закрепить умения соединять части изделия, разглаживая места их соединения.

5

«Консервированные овощи»

2 нед

Обобщать представления детей об овощах, их характерных особенностях. Развивать композиционные умения , равномерно располагать предметы по всему силуэту. Учить достижению выразительности , через белее точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у овощей – семена, черенки, чашелистиков.

6

«Подарки осени»

3 нед

Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Учить составлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. Совершенствовать технические навыки выполнения работы.

7

«Ёжик»

4 нед

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Создать лепную картину с выпуклым изображением, полуобъемным контуром. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.

8

«Букет для мамы»

Ноябрь

1 нед

Учить создавать основу композиции- корзинку, переплетая колбаски коричневого и белого цветов в шахматном порядке. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

9

«Лебеди»

2 нед

Вызывать интерес к миру природы, формировать реалистические представления о ней. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности., использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Развивать мелкую моторику.

10

«Пингвины на льдине»

        3 нед

Познакомить детей с представителями животного мира – пингвинами. Учить передавать характерное строение птицы. Развивать творческое воображение, цветовосприятие.

11

Выставка работ из пластилина

4 нед

Подведение итогов работы творческой мастерской по лепке из пластилина.

12

Знакомство со свойствами глины.

Традиционные способы лепки из глины.

Декабрь

1нед

Практическое знакомство  с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление особенностей материала. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание. Положение рук. Работа пальцев. Правила техники безопасности при работе с глиной.

13

«Подарок для мамы»

2 нед

Лепка по представлению бус, ваз и сувениров для мамы. Повторение правил работы с глиной красками. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание вызывать положительные эмоции .

14

«Наши любимые игрушки»

3 нед

Учить лепить по самостоятельному замыслу понравившиеся игрушки, дополняя их мелкими деталями. Совершенствование навыков росписи готового изделия.

15

«Подарок для друга»

4 нед

Учить самостоятельному выбору образа и техники выполнения изделий из глины. Самостоятельному подбору цветовой гаммы при росписи.

16

«Совёнок»

Январь

1 нед

Учить детей самостоятельно подбирать способы лепки. Продолжать знакомить с видами украшения налепами совершенствование навыков объективного оценивание собственной работы.

17

«В гостях у сказки»

2 нед

Формировать навыки лепки  из глины любимых сказочных героев, соблюдая особенности строения, размера, формы и цвета. Выражение лиц героев. Знакомить в мимикой лица, учить передавать их в лепке из глины.

18

«Дымковская игрушка»

3 нед

Учить сравнивать и анализировать по признакам главных и второстепенных деталей дымковской игрушки, передавать образ животных в лепке.

19

«Филимоновская игрушка»

4 нед

Знакомство детей с историей возникновения Дымковского и Филимоновского промысла. Особенности техники лепки. Вытягивание деталей из общего куска глины. Формирование представлений о цветовой гамме , композиции росписи игрушек. Самобытность орнамента.

20

«Каргопольская игрушка»

Февраль

1 нед

Формировать представления об отличии Каргопольских игрушек от Дымковских и Филимоновских. Сравнение по форме и росписи. Познакомить с техникой лепки и росписи, размерами игрушек. Вытягивание деталей. Роспись игрушек, цветовая гамма, композиция росписи. Сюжетика Карпогольской игрушки.

21

Выставка работ из глины

2 нед

Подведение итогов работы творческой мастерской по лепке из глины.

22

Знакомство с солёным тестом

3 нед

Практическое знакомство  с материалом. Рабочее состояние соленого теста. Способы приготовления солёного теста.  Выявление особенностей материала. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание. Положение рук. Работа пальцев. Правила техники безопасности при работе с солёным тестом.

23

«Медальон- моя буква»

4 нед

Формировать навыки раскатывать тесто валиком, накладывать форму, выравнивать края стеком. Упражнять в умении раскатывать жгутики разной длины. Составлять из низ заглавную букву своего имени. Закрепить навыки работы с соленым тестом. Развивать творческие способности.

24

Декоративная тарелка «Роза»

Март

1 нед

Учить лепить розу из отдельных частей , раскатывая шарики теста, сплющивая их, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть результат своей работы.

25

«Рамка»

2 нед

Познакомить детей  с видами рамок. Продолжать развивать навыки раскатывания теста, вырезание стеком прямоугольных брусочков, перекручивания их спиралями. Упражнять в умении соединять спирали в форме четырёхугольника. Учить декорировать готовую рамку. Развивать фантазию и творческие способности; умение наносить краску по высохшим формам.

26

«Красавица Матрёшка»

3 нед

Познакомить детей с разновидностью русской игрушки- матрёшки(сергеевскопосадской, семёновской, полхов- майданской). Упражнять в умении вырезать основу стеком, закрепить умения наносить налепы на основу. Воспитывать любовь к народному искусству.

27

«Корзина с цветами»

4 нед

Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать карзину по трафарету, прорисовывание узора вилкой. Переплетать жгутики между собой для руски, донышка. Совершенствовать навыки лепки знакомых цветов и лепестков. Развивать воображение.

28

«Грибная пора»

Апрель

1 нед

Продолжать знакомить детей с разновидностью грибов . учить лепить грибы по представлению, подбирая необходимый цвет . закрепить навыки работы с соленым тестом. Развивать эстетическое и художественное восприятие, образное творческое мышление и воображение.

29

«Весёлые человечки»

2 нед

Учить лепить фигуру человека, используя приемы раскатывания шаров, овалов, сплющивания, оттягивания. Учить соединять части . используя палочки. Обрабатывать края влажной кисточкой. Учить дополнять работу , украшая одежду человечков, работать коллективно. Формировать навыки аккуратности при работе с красками.

30

«Деревце»

3 нед

Рассказать детям о видах деревьев(дуб, берёза, яблоня, каштан и т.д.).учить самостоятельно выбирать шаблон дерева, вырезать стеком по форме. Упражнять в умении делать налепы на основу(листья, плоды, соцветия, веточки.) Совершенствование навыков лепки.

31

Выставка работ из соленого теста

4 нед

Подведение итогов работы творческой мастерской по лепке из соленого теста.

32

Мониторинг освоения программы

Май

3-4 нед

Диагностическое обследование воспитанников, посещающих  дополнительную общеобразовательную программу художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…»

Методическое обеспечение

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Соломенникова О. А. Ознакомление детей с народным искусством. 

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Полхов-Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов-Майдан»; «Изделия. Полхов-Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты».

Серия «Искусство — детям»: «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры Северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».

Репродукции и предметы искусства, рекомендуемые для рассматривания и бесед в дошкольном возрасте

-Натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые картины,  

-Открытки и календари (плакаты) с видами города (или областного центра), в котором проживают дети

-Открытки с видами Москвы, Санкт-Петербурга

-Открытки с видами столиц зарубежных государств (например, Берлин (Германия), Париж (Франция), Лондон (Великобритания), Рим (Италия), Токио (Япония), Пекин (Китай)

Изделия декоративно – прикладного искусства

  • Богородская резная игрушка:  «Мужик и медведь»
  • Дымковская (вятская) игрушка:  водоноска, нянька,  лошадка, гусь, медведь
  • Русская матрёшка: загорская, полхов-майданская, семёновская
  • Филимоновская игрушка-свистулька: барыня, мужик, всадник, олень, кавалер с барышней, лошадь, курица
  • Каргопольский конь.

Декоративная роспись 

  • Гжельская керамика: чайная пара, чайник, ваза
  • Городецкая роспись по дереву: шкатулка
  • Жостовская роспись на металлических подносах
  • Хохломская роспись по дереву: ложки, тарелки, утица, горшок, кашпо.

Инструменты и дополнительные материалы, используемые на занятиях дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической  направленности: «А может быть ворона…»:

- пластилин

- глина

- деревянная или пластиковая доска

- клеенка, пластиковые пакеты

- салфетки бумажные и тканевые

- миски с водой

- стеки, палочки, зубочистки

- формочки для теста

- скалка для раскатывания

- кисточки

- краски

- клей ПВА

- бисер, пуговки, блестки, бусы и т.д.

- природный материал: листья, ягоды, веточки, плоды, семена,  

   перья, раковины и пр.

- цветные ленточки

- лак

- фольга        

Материал для приготовления соленого теста

Для приготовления простых фигурок:

200г муки

100г соли

125мл воды

Смешиваем муку и соль в миске, постепенно добавляем теплую воду и замешиваем тесто, которое должно быть достаточно крутым и не липнуть к рукам.

Для лепки изделий, которые сушат на воздухе

200г муки

200г соли

2ст.л. обойного клея

125мл воды

Готовим тесто так же, только к муке и соли добавляем обойный клей.

Для лепки больших изделий

400г муки

800г соли

4ст.л. обойного клея

2ст.л. растительного масла

250 мл воды

Тесто надо хорошо вымесить, чтобы не крошилось.

 Список  литературы:

1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.,2000.

2. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Детский дизайн кн. 2 Г. Н. Давыдова, 2008 ООО «Издательство» Скрипторий 2003», 2008

3. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Детский дизайн кн. 3 Г. Н. Давыдова, 2008 ООО «Издательство» Скрипторий 2003», 2008

4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – Скрипторий-2003.,2013.

5.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.,1995.

6.Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль.Академия развития,2002.

7.Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.,1998.

8.Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. – СПб., Детство-Пресс,2002.

9.Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду», И.: «Просвещение», 1982г.

10.Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации, для занятий с детьми 2 -7 лет, И.: «Мозаика – Синтез», М. 2006г.

11.О.А.Соломенникова «Радость творчества» ознакомление детей с народным искусством для занятий с детьми 5-7лет, программа дополнительного образования, И.:«Мозаика – Синтез», М. 2006г.

12.К.Силаева, И.Михайлова «Соленое тесто», И.: «Эксмо», М.2007г.

13.Н.Б.Халезова «Декоративная лепка в детском саду» пособие для воспитателя, И.: ТВ. Центр «Сфера», М. 2005г.

14. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Гуманитарный издательский центр «Владос», М. 2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности «А может быть ворона…» Тема: «Розы в подарок любимому городу»

Цель: создание условий для развития интереса у детей к лепке, как виду художественно- творческой деятельности, посредством тестопластики.Задачи:Образовательная- учить создавать объемные...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Адаптивная дополнительная общеобразовательная программа по профилактике табакокурения «Быть свободным от курения»

Программа дополнительного образование «Быть свободным от курения» направлена на то, чтобы изменить мысли, потребности, поведение, ориентиры подростков, научить подростков принимать решения...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...