Дополнительное образование
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Андреева Гузель Асхатовна

Знакомство с формой, цветом, размером и толщиной предметов. Развитие логического мышления, эстетического отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад» «Янтарик»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО КРУЖКУ

Второй младшей группы «ЯНТАРЯТА»

Составил:

Воспитатель Андреева Г.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Младший возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с этим развиваются познание и способности ребенка.

          Ребенок познает предметный мир, явления природы, события окружающего мира. Кроме того, он получает по взрослых сведения словесным путем : ему рассказывают, читают, объясняют.

Младшийвозраст – возраст овладения предметной деятельностью. Все переживания ребенка сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.  Развитие данного процесса определяется тремя параметрами : перцептивными действиями (направленными на опознание предмета – к ним относятся движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих контур предмета и др. ); сенсорными эталонами (это постоянные образы – цвета, геометрические формы, с которым ребенок сравнивает свойства любых других предметов) и действия соотнесения ( это действия с двумя или несколькими предметами, осуществляя которые необходимо учитывать и соотносить форму, величину предметов, их местоположение  и другие свойства).

          В раннем возрасте сначала формируются представления о форме или цвете  конкретного предмета. Например, с мячом связано представление о круглой форме, мяч-круглый. Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становиться обобщенным эталоном цвета, формы, размера. Формируется новый этап действий восприятия. Свойство одного предмета превращается для ребенка в образец, при помощи которого он измеряет свойства других предметов. После 4-х лет дети используют постоянные образцы для сравнения. Например, желтый как солнышко, зеленый как травка, большой как папа и т.д.

           С 3-х лет становиться доступным зрительный выбор по образцу. Сначала ребенок начинает выполнять выбор по форме, потом по величине, а затем по цвету. Характеристика предмета становиться более детальной, не ограничивается одним только признаком.

           Предметы и явления окружающего мира обладают комплексом свойств: величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах и другое. Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства,но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза. Не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление.

           Наша задача научить детей выявлять в предметах и явлениях самое существенное, самое характерное.

           Основная суть сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования и лепки. Большой эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинена задачам умственного воспитания.

           Знакомясь с содержанием той или оной деятельностью, дети начинают изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создают все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления о предметах, формируются новые умения и навыки. Вместе с тем дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т.д.

           Задача воспитателя состоит в том, чтобы подвести ребенка к сознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности.

           Детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы, простые по форме и строению, для того чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.

           Для воспитателя важно осознать основные принципы осуществления сенсорного обучения, органическую связь с другими сторонами воспитания и обучения детей.

Цель кружка:воспитать интеллектуально развитую личность, развивать аналитическое восприятие и мышление.

Задачи кружка:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной предметов.
  • Развивать внимание, мелкую моторику рук, сенсорные операции, чувство и восприятие цвета, формы, величины.
  • Развивать логическое мышление,  эстетическое отношение к окружающему миру.
  • Развивать умения выявлять свойства в предметах, называть их; обобщать предметы по их свойствам; объяснять сходства и различия предметов.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Развивать умение подбирать идентичные по цвету предметы и изображения, различать цвета.

Сроки реализации: с 1 октября 2018г. по 31 мая 2019 года

Режим проведения: одно занятие в неделю, продолжительностью 20 минут, предназначена для работы с детьми 3-4 лет.

Материалы:

Игра-лото «Цвета»

Предметы и картинки основных цветов

Листы бумаги, карандаши, краски, кисточки, пластилин

Геометрические фигуры разных размеров

Содержание изучаемого курса :

Месяц

неделя

Тема

Содержание

Октябрь

1 неделя

В мире цвета

Продолжаем знакомство с красками. Привлекаем внимание детей. Обмакиваем кисточку в краску одного из основных цветов, разводим в стакане с водой. Комментируем все свои действия. Предлагаем детям смешать две-три понравившиеся краски в одном стакане для получения нового цвета; делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

2 неделя

В мире цвета

Продолжаем знакомство с основными цветами. Предметы и картинки основных цветов. Предлагаем рассмотреть предметные картинки, раскладываем соответственно по цветам под предметами. Сначала цвет называет воспитатель, потом дети называют цвет сами.

3 неделя

В мире цвета

Закрепляем знание детей основных цветов. Предъявляем каждому ребенку по 2-3 картинки разного цвета, предлагаем найти в группе предметы такого же цвета, как и его картинки, просим назвать правильно предмет и его цвет.

4 неделя

В мире  цвета

Фиксируем внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения .Воспитываем усидчивость, аккуратность.

Рисуем дождик.

Ноябрь

1 неделя

Мир пластилина

Знакомство детей с пластилином. Привлекаем внимание детей. Даем небольшой кусочек пластилина в руки ребенка, показываем как надо его размять. Отмечаем изменения в форме комочка.  

2 неделя

Мир пластилина

Продолжаем знакомить детей с качествами пластилина, даем почувствовать что он мягкий, послушный. Объясняем, что есть его нельзя, из него можно лепить.

3 неделя

Мир пластилина

Продолжаем закреплять знания основных цветов. Показ процессов лепки путем раскатывания комка  прямыми движениями рук между ладонями. Предложить детям слепить конфету и угостить куклу Машу.

4 неделя

Мир пластилина

Продолжаем развивать интерес детей к процессу лепки, к ее результатуУчим аккуратно обращаться с пластилином. Разминаем кусочек пластилина между ладонями. Даем прочувствовать свойства пластилина.

Декабрь

1 неделя

Рисуем красками

Побуждаем детей к работе с красками. Правильно держим кисть, обмакиваем ее в краску всем ворсом кисти. Развиваем воображение ребенка. Индивидуальная работа – по желанию ребенка.

2 неделя

Мы лепим-лепим

Показ приемов лепки из пластилина. Обращаем внимание детей на изменчивость формы комочка. Прямыми движения кисти раскатываем кусочек пластилина в «колбаску».

3 неделя

Эти волшебные карандаши

Продолжаем развивать интерес к процессу рисования карандашами. Учим замечать штрихи, линии на листе. Правильно держим карандаш в руке. Показ приемов рисования прямыми, вращательными движениями каждому ребенку.

4 неделя

На что это похоже?

(пластилин)

Видоизменяем комок пластилина путем раскатывания и вдавливания. Показ приемов, индивидуальная помощи каждому ребенку. Вопрос детям: «На что это похоже?» Рассматривание предметов округлой формы.

Январь

1 неделя

Снег кружится и летает

Развиваем эстетическое восприятие детей. Держим правильно кисточку в руке. Учим ритмами мазков передавать явления действительности. На синем листе бумаги рисуем белый снег.

2 неделя

Лепим колечки

Закрепляем умение раскатывания комочка пластилина между ладонями, образуя «колбаску». Показываем метод соединения концов «колбаски», придаем форму кольца.

3 неделя

Мой веселый карандаш

Развиваем восприятие действительности. Продолжаем учить правильно держать карандаш в руке. На белом листе бумаги изображение воздушных шаров. Закрашиваем шары, не выходя за контур.

4 неделя

Пластилиновый мячик

Продолжаем обучать детей раскатывать комок пластилина между ладонями круговыми движениями, образуя «мячи» (большой и маленький). Закрепляем понятие «большой-маленький». Развиваем воображение и эстетический вкус.  

Февраль

1 неделя

Салют

Эмоционально рассказать детям о том, что мы будем рисовать огоньки салюта. Рассмотреть иллюстрации. Ритмом мазков изображаем цветные огоньки.

2 неделя

Конфеты для кукол

Раскатываем комочки пластилина круговыми движениями рук. Показ приемов отщипывания небольших «конфет-дражже». Располагать на тарелочки.

3 неделя

Травка для зайчат

Учим детей наносить штрихообразные  линии на лист бумаги, располагая их свободно по всей поверхности листа. Проводим опрос на  знание детей основных цветов. Повторяем понятие «большой-маленький», «длинный-короткий»

4 неделя

Снеговик

Продолжаем раскатывать комочки пластилина круговыми движения, образуя шар. Раскатываем три таких шара разной величины. Учим соединять вылепленные формы в один предмет.

Март

1 неделя

Дорожки для котика

Учимся проводить прямые линии. Держим кисточку правильно. Картинка с кошкой. Рассказ о том, как котенок пошел гулять и потерялся. Надо ему помочь найти дорогу домой. Показ приемов рисования каждому ребенку.

2 неделя

Угощения для мишки, зайчика, лисички

Развиваем игровой замысел. Лепим простейшие формы. Раскатываем, сплющиваем, отщипываем. Индивидуальный показ приемов лепки.

3 неделя

Цветочек для мамы

На заранее приготовленном листе бумаги воспитатель простым карандашом рисует цветок. Даем детям карандаши трех цветов (красный желтый, зеленый). Закрашиваем все части цветка определенным цветом, не выходя за контур. Индивидуальная помощи каждому ребенку.

4 неделя

Неваляшка

Закрепляем умение делить ком пластилина на части (большой и маленький), скатывать из них шарики округлой формы, соединять части фигуры в одно целое. Учимся дополнять детали (юбочка из бумаги, глазки из природного материала).

Апрель

1 неделя

Огни в окнах домов

Даем детям заранее приготовленные листы бумаги с нарисованным домом. Ритмично накладываем контрастные по цвету мазки в пределах контуров окон. (Посмотреть на окна близлежайших домов. Обратить внимание на то, что в окнах нет света, т.к. на улице уже рассвело. Предложить каждому ребенку «зажечь огни в окнах домов»). Помощи каждому ребенку.

2 неделя

Зайка – длинные ушки

Предлагаем детям слепить из одного кусочка пластилина несколько частей (голова круглая, ушки – вытянутые, сдавленные, туловище вытянутое, округленное ). Показ игрушки - зайки, ее обследование. Показ приемов лепки. Самостоятельная работа детей. Рассматривание зайчат.

3 неделя

Дождик кап-кап

Предлагаем детям прием рисования пальчиком. Обмакиваем кончики пальцев в синюю краску и рисуем на бумаге «капельки дождя»

4неделя

Лекарства для куклы Маши

«Кукла Маша заболела. Надо ее полечить.» Предлагаем детям слепить для куклы Маши лекарства.  Отщипываем небольшие кусочки пластилина от целого, скатываем маленькие шарики между ладонями, сплющиваем, образуя «таблетки».

Май

1 неделя

Российский флаг

Закрепляем основные цвета российского флага. Рассматриваем иллюстрации. Объясняем понятие флага, что он означает. Предложить нарисовать его тремя горизонтальными линиями. Правильно держим карандаш.

2 неделя

Тарелка с конфетами

Наглядный показ заранее приготовленной тарелки с конфетами. Предлагаем детям слепить из пластилина тарелочку (разминаем пластилин в руках, круговыми движения придаем ему форму шара, сплющиваем, концы загибаем вверх). Берем пластилин другого цвета, отщипываем маленькие кусочки, раскатываем. Лепим «конфетки»

3 неделя

Осьминожек

Показ картинки с осьминогом. Предлагаем детям прием рисования ладонью. Закрашиваем ладонь белой краской и на ранее приготовленную синюю бумагу делаем отпечаток ладони. Получился осьминог. Рассматривание осьминогов.

4 неделя

Ежик

Рассматриваем с детьми игрушку Ежик. Предлагаем слепить из пластилина.  Лепим шар, немного сплющиваем его и украшаем «колючками» (заранее приготовленные трубочки для коктейля)

ЛИТЕРАТУРА :

  1. Доронова Т.Н «Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду».
  2. Павлова  Л. Н. «Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий».
  3. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета,  формы и величины у детей от рождения до пяти лет».
  4. Ткаченко Т.А. «Веселые пальчики Развиваем мелкую моторику рук».
  5. Интернет-ресурсы www.mal-kuz.ru/new/index        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...