Тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. Тема проекта "Народные традиции".
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Дживовская Елена Викторовна
В данный период тема проекта очень актуальна. Мы возвращаемся к истории и национальным традициям России. Совместно с родителями наших воспитанников мы пробуждаем у детей уважение и бережное отношение к семейным реликвиям и традициям, формирующимся из поколения к поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_traditsii_2017.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование воспитательно - образовательной работы

Проект составили воспитатели Дживовская Е.В. Дубровина И.Н.

Группа №6 «Котята» (старшая) ГБДОУ №60 Приморского района СПб

Тема проекта: «Народные традиции»

Цель проекта:

Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.

Задачи проекта:

1.Пробудить интерес к истории и культуре России.

2.Способствовать развитию познавательной активности и любознательности.

3.Дать представление о народных традициях и играх.

4.Показать красоту русского языка в процессе знакомства с устным народным творчеством

5.Воспитывать уважение и бережное отношение к семейным реликвиям и обычаям.

Форма итогового мероприятия:

 Коллективная работа - коллаж «Ярмарка для наших мам»

 Дата проведения мероприятия: 23.11.2017г.

Сроки: 30.10.2017г. – 24.11.2017г.

Образовательные

области

Центр

активности

Совместная деятельность взрослого

 и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей

 среды для самостоятельной

 деятельности детей

Взаимодействия с родителями/

социальными

партнерами

«Физическое развитие»

Мимические упражнения

Чистим и едим лук. 

Упражнения для языка

Лопата

Речевая зарядка

«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох.

Утренняя гимнастика:

 «Наш край»

«На огороде!»

«И в саду, и в огороде»

«На ярмарке народных промыслов»

Групповой

сбор

Пальчиковые игры:

«Наша – то хозяюшка»

«Маленькая Катя умницей была»

«Дружные ребята»

Центр «Песок и вода»

Игра «Следы на песке» (моделирование сказочных сюжетов)

Игра «Измерь дорогу к дому»

Игра «Найди игрушки и отбери на заданный звук»

Картограф «Свойства мокрого и сухого песка

Игра «Дымковские узоры»

Игра «Ждём гостей»

Песок, формочки, мелкие предметы и игрушки, палочки для рисования узоров

Счётные палочки, жёлуди, картограф

Игрушки небольшого размера, песок

Задание на карточке «Домик» из сухого и мокрого песка (сравнить, что получится), формочки в виде уточек, лебедей, палочка для рисования на песке, задание - схема «Озеро»

Образцы элементов дымковских узоров, печатки «Лошадок», «Козликов», предметы для печатания и рисования узоров (деревянные катушки, колечки, половинки яиц от киндера сюрприза, палочки разной толщины и т.д.)

Карточки с изображением гостей, картограф «Всем должно хватить куличей», формочки для «выпечки», карточки с простыми арифметическими действиями «Определи по схеме сколько куличиков надо сделать?»

Обеспечение природными материалами для дорожек

«Социально – коммуникативное развитие»

Групповой сбор

Коммуникативные игры:

«Комплементы»

«Что такое радость?»

«Как я могу изменить мир к лучшему»

«Волшебное зеркальце»

Небольшой мячик или какая – либо небольшая игрушка

Центр «Семья»

Обыгрывание потешки «Наша – то хозяюшка»

Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр»

Сюжетно – ролевая игра «Гости в избе»

Набор чайной посуды, рушник, веничек, совочек, косынка, сарафан, косоворотка, картуз, штаны

Афиша к спектаклю, касса, программки (сделанные детьми), колокольчик, билеты, стулья с номерами, куклы би – ба – бо, картонный домик, музыкальное сопровождение к сказке, ширма, косыночка и сарафан для рассказчицы, вывеска «Кафе театра»

Сарафан и рубаха для хозяев, передник, картуз для «дедушки», яркие платки, гармошка, деревянные ложки, хохломской сервиз, горшочек для каши, поднос «коробейника», сделанные детьми выпечные изделия из солёного теста.

Изготовление картонного сказочного домика

Центр литературы

«Русские народные праздники». Цель: познакомить детей с русскими народными праздниками; развивать умение делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

прививать любовь и интерес к праздникам русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.

«Царевна Несмеяна» Цель: закрепить знания об эмоциональных состояниях; развивать мимические движения, укрепляя дружеские взаимоотношения.

Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов.  Открытки, календарь народных праздников. Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Пословицы и поговорки о трудолюбии, дружбе (картинки)

Настольный театр «Колобок»

Лото «Ремёсла Киевской Руси»

«Познавательное развитие»

Центр литературы

Презентация «Народные традиции и обычаи» Цель: познакомить детей с народными обычаями и традициями, развивать связную доказательную речь, мыслительную активность, воспитывать любовь к Родине.

Женский и мужской русский народный костюм. Цель: познакомить с историей возникновения, его особенностями и отличиями от костюмов других национальностей; развивать связную речь, внимание, память; воспитывать уважение к традициям

«Чудо – чудное, диво – дивное» Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек; развивать умение различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству, желание научиться расписывать народные игрушки

«Чем деревенский дом отличается от городской квартиры?» Цель: дать представления детям о том, что такое город и деревня, вспомнить, как и где жили наши предки; закреплять навыки связной речи, обогащать словарь; воспитывать любовь к соей родине России.

Проектор, ноутбук

Женский и мужской русский народный костюм

Матрёшки, дымковские, филимоновские игрушки или их изображения

Иллюстрации с изображением городов и деревень древних и современных

Экскурсия в «Музей Хлеба»

Помощь в создании выставки «Народные предметы русского домашнего обихода» (расписные ложки, вязанный половичок, подсвечник, вышитое полотенце «Рушник», народные самодельные куколки и т. д)

Центр Наука и природа

 

Игра «Ложка, ложка, поиграй немножко»

Цель: познакомить с мерой жидких веществ

Игра «Кто больше найдёт?» (с магнитами)

Цель: познакомить со свойством магнита, выяснить, что магнитится.

Картограф «Связь между температурой воздуха и воды»
Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Колбы для проведения опыта, мерные ложки, тазик с водой, картограф «Измерение жидкости (молока)»

Контейнер с предметами из железа, пластмассы, бумаги, ткани и т.д., магниты

2- ёмкости, термометр, бумага, карандаши

Картограф «Сравнение природных объектов в городе и в деревне»

Игра «Узнай и назови» (напоминающие знаки в природе)

Игра «Подбери пару» (старинная русская обувь – определение материала из которого она изготовлена)

Игра «Времена года», карта России, кусочки бересты, книга «Моя Россия» (Природа нашей страны), старинные рецепты русских блюд с иллюстрациями (каша из полбы, льна и т.д.), картинки «Откуда хлеб пришёл?» (сериационный ряд), декоративные растительные орнаменты, игровое упражнение «Объедини предметы в группы»

Приобретение термометров

Центр строительства

«Матрёшкин дом»

«Птичий двор»

«Деревенский двор»

«Декорации к сказке «Маша и медведь»

«Деревня»

Деревянный конструктор, схемы, матрёшки разного роста

Схема, картограф «Из каких деталей построен птичий двор»

Схема, крупный и мелкий конструктор, муляжи овощей разного размера, схема колодца

Конструктор «Тико», схемы домов, ёлочек, дороги, короба для Машеньки, забора и т.д.

Конструктор «Лего», схемы (готовые образцы) домов, ворот, заборов, макеты деревьев, фигурки домашних животных, людей.

Центр манипуляции

«Путешествие по сказке» Цель: познакомить с образованием числа 7 и цифрой 7; закреплять умение считать в пределах 7, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости «слева», «справа»

«Стрелочки» Цель: совершенствовать ориентировку в пространстве, цветовое восприятие

Д/и «Подбери пару» (бытовые предметы в деревне)

Кубики «Русские народные сказки»

Карточки с обводками по точкам (цифры)

Палочки Кюизенера: схемы (цветная, не цветная, в уменьшенная) к сказке «Три медведя», «Изба»

Разрезные картинки: Гжель, Жостово, Хохлома, народные изделия

Деревянные расписные ложки (задания на карточках)

Игра «Сложи узор» (уменьшенные нерасчленённые схемы: светенец, гуси – лебеди, дедушка, бабушка, солнышко, чайник, ложка, сапог и т.д.)

Игровое упражнение «Стрелочки» (Воскобович)

«Речевое развитие»

Групповой сбор

Словесные игры:

«Ваши семейные традиции», «Любимая русская народная сказка», «Русские старинные блюда», «Какой бывает чай?», «Какой чай заваривали на Руси?», «С какого дерева детки?», «Вершки – корешки», загадки о предметах обихода, «Назови народные игрушки», «Угадай эмоции» (пиктограммы), «Что из чего?» (притяжательные местоимения), «Загадки из сказок», «Какой должна быть хозяюшка?», «Что делает хозяюшка во дому?», «Что хозяюшка готовит из молока?», «Что продают на ярмарке?», «В нашей деревеньке», «Загадки Маруси» (кукла марионетка), «Что я могу увидеть в деревне»

Маленькая мягкая игрушка, небольшой мячик

Центр литературы

Чтение художественной литературы:

Р.н.сказки: «Теремок», «Крошечка Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Маша и медведь», «Заяц, Петух и Лиса», «Петушок – золотой гребешок и чудо меленка»

«Эти мудрые русские сказки» Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать к ним интерес; воспитывать желание слушать их, рассказывать, обыгрывать, понимать их глубокий смысл, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Книги с иллюстрациями

Выставка книг русских народных сказок

Иллюстрации «Быт русского народа»

Игровые упражнения: «Игрушки», «Расставь матрёшек по росту и составь слово», «Богатыри»

Настоль – печатная игра «Расскажи сказку»

Картина А. Уханова «Хозяюшка»

Игра «Выложи слова» (образец слова «Теремок»)

План рассказа о хохломской посуде, предметы этого промысла

Игра «Что сначала, что потом?» (определение последовательности)

Игра «Комната в избе»

Помощь в подборке художественных произведений, книг, наборов «художественных открыток»

Подготовка сообщения «Дымковский узор»

«Художественно – эстетическое развитие»

Центр искусства

Лепка из солёного теста «Крендели да калачи» Цель: познакомить детей с новыми способами лепки выпечных изделий, совершенствовать умения лепить из солёного теста: раскатывать жгуты разной толщины, скручивать их, придавать нужную форму; развивать мелкую моторику, детское творчество.

Рисование «Узорчатое полотенце»

Цель: вызвать желание создавать узор, состоящий из геометрических фигур, располагать узор ритмично, соблюдая линию орнамента, красиво сочетать цвета; развивать чувство композиции, прививать любовь к народному творчеству.

Рисование «Откуда к нам пришла хохлома?» Цель: расширять знания о декоративно – прикладном искусстве, истории России; развивать умение рисовать осочки, капельки, усики и завитки кистью, воспитывать аккуратность.

«Дымковская лошадка» Цель: познакомить с элементами дымковской росписи, развивать умение рисовать простейшие элементы (кружочки, полосы, прямые и волнистые линии; воспитывать любовь к русскому прикладному искусству.

«Тряпичная кукла» Цель: продолжать развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа, познакомить со способом изготовления куклы – оберега «колокольчик»; воспитывать интерес к русской народной кукле

Рисование «Филимоновские крынки» Цель: формировать умение наносить на форму крынки элементы росписи: точки, полоски, ёлочки; развивать тонкую моторику, интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Аппликация (коллаж) «Ярмарка»

Цель: формировать умение строить сюжет аппликации на ватмане, тщательно намазывать все детали, развивать ориентировку на пространстве листа

Муляжи выпечных изделий, схемы лепки, солёное тесто, стеки, колпачки от фломастеров, крышки от клея, акварельные краски, стаканчики с водой.

Вышитые полотенца,

 заготовки «Полотенец», краски, кисти разной толщины, печатки и т.д., стаканчики с водой.

Альбом «Народные промыслы» (образцы элементов хохломской росписи), силуэты хохломской посуды, кисти, краски.

Элементы узоров дымковской росписи,  дымковские игрушки для демонстрации, глиняные лошадки, сделанные детьми, гуашь, кисти, стаканчики с водой.

Готовая кукла – оберег «колокольчик», детали для изготовления куклы: ткань разного цвета в виде 3 кругов разного диаметра, прямоугольник для рук, треугольник для косыночки, наполнитель для головы, нитки, разнообразная тесьма, ножницы, возможны трафареты

Готовые формы из картона (крынки, горшки), образцы филимоновских узоров, гуашь, кисти

Вырезанные силуэты Дымковских игрушек, клей, ватман с надписью «Ярмарка»

Заготовки силуэтов рубахи для мальчиков и сарафана для девочек, краски, кисточки, салфетки.

Игрушки народно декоративно – прикладного искусства, обводки, народных игрушек, иллюстрации народных игрушек, декоративные растительные орнаменты,

 раскраски: «Мужской и женский русский народный костюм», «Дымковские игрушки», «Жители древних городов и деревень», «Цветок для прялки»

Оснащение центра разноцветными тряпичными лоскутками, тесьмой для очелья (головки), ватой, синтепоном, колокольчиками для изготовления народных куколок

Изготовление схемы рисования элементов дымковского узора

Прогулка

Подвижные игры: «Совушка», «Гуси – гуси», «Водяной», «Найди свою пару», «Лягушата», «Ловишки с приседанием», «Охотник и зайцы», «Бег по кругу», «Волк и зайцы»

Сюжетно – ролевая игра: «Дорожное движение», «Магазин» (умение договариваться при распределении ролей), «Ярмарка», «Мы в этнографическом музее», «Театр» (сказка «Теремок»), «Ждём гостей».

Народные игры: «Золотые ворота», «Гори, гори ясно!», «Во саду ли, в огороде»,

Упражнения: «Кто дальше прыгнет», «Сбивание кеглей», «Попади в цель», «Догони» (с мячом), «Поймай» (с мячом), игры с кольцебросом, прыжки на двух ногах с продвижением вперёд, бег между кеглями змейкой, бросание мяча в горизонтальную цель.

Эстафеты: «Кто быстрее?», «Перенеси игрушки»

Наблюдения:

●за небом (цвет неба, наличие туч, облаков, подбор красочных определений и эпитетов; обратить внимание на длинную тень в полдень; хмурое – ясное; на вечерней прогулке обратить внимание на звёзды;)

  • за термометром (определение температуры воздуха на улице и в помещении, их сравнение)
  • за оставшейся травой и листочками (отметить их изменения)
  • за сменой темного и светлого времени суток
  • за состояние погоды (закрепить признаки поздней осени (облачность, осадки); уточнить почему сильное падение листьев называют листопадом)

       ● за птицами (различение по внешнему виду, размеру, голосу; отгадывание загадок о птицах; вспомнить названия зимующих птиц, подкормка птиц; выяснить почему перелётные птицы собираются в стаи и улетают на юг, летят клином)

●за ветром (определение силы и направление ветра с помощью вертушки, бег с вертушками; при сильном и холодном ветре необходимо дышать через нос, чтобы он согрелся)

       ●за снегом (за свойствами - мягкий, лёгкий, сухой, холодный, липкий, мокрый; измерение глубины снега; выяснение причины быстрого таяния снега)

       ●за деревьями и кустами (рассматривание веток в снегу, запорошенного ствола, их описание; на каких из них листьев не осталось, выяснить причину)

       ●за одеждой людей (с чем связано ношение тёплой одежды)

  • труд: (наблюдение за трудовыми действиями дворника; сгребание и уборка оставшихся листьев; укрывание стволов деревьев и кустарников оставшимися листьями, снегом; расчистка дорожек; определить цель труда, орудия труда, результат; помощь малышам в уборке их территории)

Взаимодействие со специалистами

Подбор музыки для проведения семейной гостиной

Работа с семьёй

  1. Консультации по участию в фестивале русского костюма (Зинчук Елена Анатольевна, Королёва Анна Андреевна и Алиса Андреевна, Лопатина Мария Сергеевна, Вербицкая Милена Игоревна)
  2. Семейная гостиная «У самовара» (приобщение родителей и детей к традициям русского народа, совместным праздникам, чаепитием у самовара)
  3. Мастер – класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы «Колокольчик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование воспитательно – образовательной работы. Тема: Устное народное творчество

Календарно – тематическое планирование воспитательно – образовательной работы. Тема: Устное народное творчество...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема недели:«Новый год шагает по планете»

Цель: Обогащение представлений детей о традициях празднования Нового года;- привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику; - воспитывать чувство удовлетворения от участия...

ЦИКЛОГРАММА КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Тема недели: "По страницам любимых сказок"

ЦИКЛОГРАММА КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Тема недели: "По страницам любимых сказок". Группа раннего возраста....

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы. Тема:"Ездим,плаваем,летаем" (транспорт.ПДД)

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: "Ездим, плаваем,летаем" ( Транспорт.ПДД)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема недели:«Новый год шагает по планете» 2022 год

Цель: Обогащение представлений детей о традициях празднования Нового года;- привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику; - воспитывать чувство удовлетворения от участия...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»...